Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И.
материал на тему

Степанова Ольга Ивановна

 

Тема  инновационного опыта: Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи

Актуальность и перспективность опыта

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте»

Семья и детский сад- два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Я согласна с идеей, что за воспитание детей ответственность несут родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Здесь важен принцип сотрудничества и взаимодействия. Одной из основных задач детского сада  является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку, повышение уровня педагогической культуры родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innov._opyt.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта  старшего воспитателя

МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник»

Степановой О.И.

Тема  инновационного опыта: Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи

Актуальность и перспективность опыта 

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте»

Семья и детский сад- два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Я согласна с идеей, что за воспитание детей ответственность несут родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Здесь важен принцип сотрудничества и взаимодействия. Одной из основных задач детского сада  является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку, повышение уровня педагогической культуры родителей.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной  личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Открытость детского сада для родителей может помочь в повышении их педагогической компетентности.  Сотрудничество воспитателей и родителей основывается на таких принципах как: обеспечения эмоционального благополучия и удовлетворения духовных и физических потребностей ребенка в группе ДОУ и семье. Уважение личности ребенка родителями и воспитателями; учет воспитателями условий семейного воспитания, а родителями- условий общественного.

Входя в жизнь детского учреждения путем педагогического диалога, семья получает конкретные знания о воспитании ребенка, знакомиться с формами работы специалистов, овладевает мастерством воспитания в семье. Работа с родителями на современном этапе должна проходить на новом уровне, ее задачей становится повышение качества жизни детей в условиях детского сада и семьи.

Сотрудничество воспитателей с родителями возможно, если оно сопровождается постоянным профессиональным ростом самого педагога. Воспитатель, вооруженный знанием педагогики дошкольного воспитания, психологии общения и многими другими знаниями, может уверенно общаться с родителями, строить партнерские отношения, направлять на поиск общих решений воспитания и развитие ребенка. В своей работе я стараюсь способствовать открытости детского сада и семьи. Система взаимодействия с семьёй не должна быть.

Наличие теоретической базы опыта

Заинтересовавшись  этой проблемой, мною изучены работы многих отечественных педагогов: Арнаутова Е. П.  «Педагог и семья», Баринова Н. П. «Педагог- психолог в системе взаимодействия дошкольного учреждения с семьей», «Детский сад и семья»/ под ред. Т. А.Марковой,  «Воспитателю о работе с семьей»: Пособие для воспитателей детских садов/ Под ред. И. Ф. Виноградовой,   Евдокимова Н. В., Додокина Н.В.Кудрявцева Е. А. «Детский сад и семья»: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. В моей работе рассмотрены такие понятия как «взаимодействие» и «содружество» детского сада и семьи.  В представленном опыте я опираюсь на исследования  современных ученых, которые считают, что одним из факторов, влияющим на эффективность взаимодействия детского сада и семьи, является уровень педагогической культуры родителей.  Важным показателем педагогической культуры родителей является степень осознания целей воспитания,

Н.В.Кудрявцева Е. А. «Детский сад и семья»: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. В моей работе рассмотрены такие понятия как «взаимодействие» и «содружество» детского сада и семьи.  В представленном опыте я опираюсь на исследования  современных ученых, которые считают, что одним из факторов, влияющим на эффективность взаимодействия детского сада и семьи, является уровень педагогической культуры родителей.  Важным показателем педагогической культуры родителей является степень осознания целей воспитания, совпадающих с тем социальным запросом, который предъявляет общество к личности, т.е. совпадение представлений о целях воспитания родителей и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения. Моя цель- установить доверительные отношения с родителями с перспективой на сотрудничество, подобрана методическая литература в помощь родителям, анкеты,  тесты, памятки для родителей.

В работе с родителями у меня есть принцип, что воспитатель- партнер в воспитании и становлении личности. Это вызывает доверие родителей к воспитателю и позволяет добиться активности родителей в деле воспитания детей, вызывает у них желание лучше узнать своего ребенка, оценить свои взаимоотношения с ним, способствует его интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Главное в работе с родителями- это укреплять отношения, быть другом семьи и ребенка.

Я стараюсь стимулировать активность родителей, даю возможность оказывать нам помощь. Люблю и принимаю родителей такими, какие они есть, со всеми недостатками. Делаю акцент на сильные стороны ребенка и семьи. Стараюсь быть терпеливой, ведь достижения любого результата требует определенного  времени.

Ведущая педагогическая идея

Ведущей педагогической идеей своего опыта считаю - превратить интерес детского сада к образовательно-воспитательному процессу  в семейный интерес, сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками. Установить контакт с каждым ребенком и его родителями; сделать более разнообразной совместную деятельность и общение; стремиться жить жизнью ребенка.

Оптимальность и эффективность средств

Основные методы, на которые опираюсь в своей работе, это-наблюдение за ребенком, беседы с родителями, индивидуальное и групповое консультирование, анкетирование. А также просмотр родителями занятий и режимных моментов. Привлечение семей  к различным формам совместной деятельности с детьми и педагогом. Создание условий для успешной социализации личности. В своей работе я использую различные методы, которые помогают мне поддерживать у детей  интерес к образовательной деятельности.

Результативность опыта

В результате проделанной работы, использования  различных форм и методов общения с родителями повысился уровень психолого- педагогической грамотности, возрос уровень культуры межличностного общения детей. Работа в тесном взаимодействии с родителями дала позитивные результаты. У меня сложилась своя определенная система в работе с родителями. Семья-первое и главное действующее лицо в воспитании и образовании ребенка. Это позволяет повысить качество детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка.

Родители стали активными участниками всех дел в группе, надежными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных участников встреч и помощников воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы  показал, что позиция родителей как воспитателей стала более  гибкой. Они ощущают себя компетентными в вопросах воспитания детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами  детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Они активно участвуют в праздниках и развлечениях, оказывают помощь в оформлении группы, посещают родительские собрания.

Семья и детский сад- два воспитательных феномена, каждый из которых  по-своему дает ребенку социальный опыт.   Лишь в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Создание таких условий возможно только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи.

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с детьми

В детском саде имеется обоснованное число приложений, которые наглядно иллюстрируют основные формы и приемы работы с родителями. Это календарные и перспективные планы, разработки занятий, сценарии мероприятий, план работы с родителями, предметно-развивающая среда, подобранная методическая и справочная литература, анкеты, памятки для родителей,  наборы дидактических игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта на сайте

Это сообщение о там как педагогам создать свой персональный сайт...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду

Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт  реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...

Публичное представление собственного педагогического опыта "Путешествие в страну экологии"

Тема «Экология» выбрана мною не случайно. Страна, когда-то имевшая огромные ресурсы чистой воды, газа, нефти, полезных ископаемых, леса..., находится на грани истощения.В связи с развитием научно-техн...

Публичное представление инновационного педагогического опыта "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников "

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, р...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ д/с «Чэчир» с.Ынахсыт Антоновой Е.Н.

Публичное представлениесобственного инновационного педагогического опыта  старшего воспитателя МБДОУ д/с «Чэчир» с.Ынахсыт Антоновой Е.Н....

публичное представление собственного педагогического опыта "Фитбол-гимнастика в ДОУ"

      В настоящее время перед ДОУ остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений. За последние годы состояние здоровья детей прогре...