Эссе на тему: "Воспитатель - транслятор духовно-нравственных ценностей"
материал на тему

Кораблинова Елена Вячеславовна

Важность роли воспитателя в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста велика, поскольку именно личность воспитателя для них является образцом поведения. 

Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель - транслятор духовно-нравственных ценностей

Роль воспитателя в воспитании подрастающего поколения велика. Воспитатель является тем субъектом отношений, строящихся между ребенком и взрослым (кроме родителей), поведение которого он копирует. Поэтому важными личностными качествами воспитателя являются его высокие, как профессиональные, так и культурные ценности, среди которых особое положение занимают духовно-нравственные ценности.

Духовно-нравственные ценности сочетают в себе два понятия: духовность и нравственность. Духовность – это устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности».[1] Желания и стремления человека к построению отношений с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, любви и гармонии определяют его духовность.

Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.

Второй аспект духовно-нравственных ценностей – нравственность, которая определяется как компонент культуры, содержание которого сформировано этическими ценностями, составляющих основу сознания.

Процесс духовно-нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности.[2]

Духовно-нравственные ценности – это установки личности, которые являются системообразующими элементами ценностных ориентаций, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов.[3]

В дошкольном воспитании в последний год произошли изменения. Эти изменения описаны в ФГОС. В соответствии с последними правилами, вся деятельность воспитателей в ДОУ должна быть скорректирована под новые нормы. Однако, несмотря на все нововведения, воспитатель, по-прежнему, остается образцом морали и нравственности.

Авторитет воспитателя, его личностные качества являются примером для ребенка, наблюдая за ним, ребенок копирует его поведение, манеры и прочее.

В помощь воспитателям при работе с детьми разработаны специальные программы воспитания дошкольников. Одной из таких программ является программа «От рождения до школы». Эта программа является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Данная программа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.[4]

Воспитатель, как транслятор культуры, должен учитывать, что аспекты личности будут соответствовать распредмечиванию мира культуры, которую человек понял и принял. Вот почему важно начать процесс воспитания на родной для ребенка «почве». Подлинные человеческие ценности «зреют» именно здесь.

Сохранение существующих и накопление новых (достойных) культурных традиций будет сутью трансляции родной культуры от старшего поколения к младшему. Прогрессивное развитие культурной традиции не может быть иным, поскольку воспитуемая личность будет формироваться как культурно-исторический феномен.

Таким образом, важность роли воспитателя в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста велика, поскольку именно личность воспитателя для них является образцом поведения. В помощь воспитателя создаются специальные программы и разрабатываются методики работы с дошкольниками.


Список литературы

  1. Большой психологический словарь. / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007.
  2. Воловикова М.И. Нравственность в современной России. / М.И. Воловикова // Психологический журнал. – 2009. - № 4.
  3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка, современная версия. / В.И. Даль. – М.: 2001.
  4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

                


[1] Даль В.И. Толковый словарь русского языка, современная версия. / В.И. Даль. – М.: 2001.

[2] Воловикова М.И. Нравственность в современной России. / М.И. Воловикова // Психологический журнал. – 2009. - № 4.

[3] Большой психологический словарь. / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007.

[4] От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему: "Воспитатель - мое призвание".

Эссе на тему: "Воспитатель - мое призвание"....

Приобщение детей и родителей к духовным, нравственным социокультурным ценностям

В статье раскрываются подходы к созданию системы духовно-нравственного воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, подчеркивается его стержневая роли в освоении детьми образовательной программ...

Эссе на тему "Воспитатель- моё призвание!"

Почему я выбрала эту профессию? Так и должно было случиться. со школьной скамьи я четко знала, что буду педагогом.  Считала, что среди множества различных профессий на земле эта профессия — самая...

Эссе на тему «Воспитатель-это призвание»

Несколько строк о моей любимой работе...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ

Работа имеет практическое значение, так как предложенные в ней методические рекомендации по проведению мероприятий, направлены на формирования духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников в ...

Эссе "Роль дошкольного образования в духовно-нравственном воспитании личности"

Размышление о мере ответственности педагога-дошкольника в становлении личности ребёнка....