Особенности литературного воспитания детей раннего возраста
статья по теме

Мехнина Наталья Николаевна

Восприятие художественного произведения – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, мышление, внимание, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство.

Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством.

В нашей психолого – педагогической литературе проблема восприятия и понимания художественных произведений детьми дошкольного возраста разработана достаточно широко и полно. Ученые (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.С. Славина, Д.М. Арановская, Н.С. Карпинская и др.) отмечают, что дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_literaturnogo_vospitaniya_detey.docx54.61 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности литературного воспитания детей раннего возраста

Восприятие художественного произведения – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, мышление, внимание, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство.

Воображение, т.е. способность представить изображаемые ситуации, раздвинуть рамки собственных представлений с помощью фантазии, еще в раннем детстве развивается средствами искусства, и в частности художественной литературы, а затем, помогая приобщаться к более сложным и более тонким произведениям, делает этот процесс взаимообогащаемым и непрерывным. Фантазия и чувство связаны очень тесно.

Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством.

Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться.

В нашей психолого – педагогической литературе проблема восприятия и понимания художественных произведений детьми дошкольного возраста разработана достаточно широко и полно. Ученые (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.С. Славина, Д.М. Арановская, Н.С. Карпинская и др.) отмечают, что дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельности. Последняя реализуется в активном мысленном сопереживании ребенка героям, в перенесении им на себя действий, чувств, мыслей персонажей. Ряд педагогов и психологов высказывают мысль о зарождении в дошкольном возрасте и более высокого вида восприятия художественной литературы, которое характеризуется способностью ребенка к отчуждению от позиций героя, умением не только мысленно действовать вместе с героем, но и становиться как бы над ним, рассматривать события с точки зрения автора.

Психологи выделяют в эстетическом развитии дошкольника два периода, имеющие резкие качественные различия и тесно связанные с развитием личности ребенка в целом. Границы этих периодов довольно точно определил К. Чуковский. Первый длится от «двух до пяти», когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства. После пяти лет начинается второй период, когда искусство, в том числе и искусство слова, отделяется от всякой иной деятельности, прежде всего от игры, и становится самоценным.

Слушая литературные произведения, дети, прежде всего, устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают  детям раннего возраста («Теремок», «Волк и козлята», «Колобок», «Репка» и др.). Если прямая связь событий прерывается и по ходу сюжета появляется скрытый замысел, это существенно осложняет восприятие, а порою приводит к непониманию произведения.

Определенную трудность вызывает у малышей восприятие сказок с двух частной композицией, где в сюжете существует несколько историй («Лиса и волк», «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко», «Коза – дереза» и др.). Обычно ребенок улавливает и производит только одну из историй (частей) сказки. Опора при этом происходит чаще всего на первую часть или на эпизоды, либо более простые по содержанию, либо знакомые детям.

При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка главный персонаж. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Самостоятельно представить мысленно героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаются в наглядной опоре – иллюстрациях. К числу особенностей детского восприятия относится и то, что, прежде всего ребенок видит действия и поступки персонажа, но не понимает его переживаний, мотивов поведения.

Эмоциональное отношение детей к героям ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

Активно действуя (мысленно) вместе с героем, дети пытаются иногда вмешаться в события (прерывают чтение, закрывают глаза, шлепают по картинке с изображением «плохого» персонажа и т.п.). Вместе с тем в этом возрасте эмоциональное отношение детей к героям часто бывает не связанно с текстом. Оно определяется ограниченным жизненным опытом детей, который не всегда дает возможность правильно понять произведение.

Своеобразие восприятия литературных произведений у детей 2-4 лет заключается в том, что при осмыслении текста малыш опирается главным образом на имеющийся у него непосредственный опыт, еще очень ограниченный и узкий. Личный опыт превалирует над осознанием текста, мешая ребенку понять те литературные ситуации, которые не совпадают с его жизненной практикой.

Есть и еще одна характерная для раннего возраста особенность, которую отмечают исследователи детства, - это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации.

Человек, по утверждению К. Чуковского, начинает говорить не прозой, а стихами. Первые слова, которые произносит ребенок, по симметричному расположению гласных звуков являются совпадающей рифмой: ма – ма, па – па, бо – бо и др. Сама природа ребенка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют прежде всего к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. От того – то малышам нравятся произведения детского фольклора, поэтическая природа которого, гармонична сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действия, точно соответствует эмоциональным потребностям ребенка.

Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке – белобоке»,  - это блестящий мини спектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актер, и чтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, восклицания, интонации, ребенок усваивает  национальный колорит русской поэзии, ее дух, от чего литература становится для него поистине родной.

Исходя из особенностей восприятия и понимания произведений литературы ребенком 2-4 лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:

- формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения;

- обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;

- учитывать при отборе книг для детей тяготение ребенка к фольклорным и поэтическим произведениям;

- помогать детям устанавливать простейшие (последовательные) связи в произведении;

- помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;

- поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии книги;

- помогать детям мысленно представить, увидеть события и героев произведения (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт детей и др.), учить рассматривать иллюстрации.

Используемая литература:

  1. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре //Дошкольное воспитание. - 1992. - № 5-6 - С.5-8.
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1997.
  3. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М.: Просвещение, 1970. –148с.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  5. Воспитание и развитие детей раннего возраста. /Под ред. Г.М.Ляминой. – М., 1981.
  6. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). – М.: Педагогика, 1972. – 143с
  7. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. –М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256с.
  8. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1972. –78с.
  9. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М.: Педагогика, 1990. –384с.

Составила  Мехнина Н.Н. воспитатель

 ГБДОУ детского сада № 61

Колпинского района


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности физического воспитания детей раннего возраста

Особенности физического воспитания детей раннего возрастаЧтобы правильно рос и развивался малыш, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. Физическое воспитание детей ясельн...

"Особенности музыкального воспитания детей раннего возраста в детском саду"

Консультация для родителей «Особенности музыкального воспитания детей раннего дошкольного возраста в детском саду»Цель консультации: Дать родителям полное представление об особенностя...

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Особенности музыкального воспитания детей раннего возраста 1.Теоретические основы особенностей музыкального воспитания детей раннего возраста Система музыкального воспитания и развития связы...

Особенности организации физического воспитания детей раннего возраста (психологические особенности)

Особенности организации физического воспитания детей раннего возраста (психологические особенности) 1.  Учеными выделяются две основные стороны в развитии ребенка раннего возраста: психическ...

Особенности сенсорного воспитания детей раннего возраста с ОВЗ

Уважаемые коллеги и родители детей раннего возраста с ОВЗ, предлагаю вашему вниманию материал на тему "Особенности сенсорного воспитания детей раннего возраста с ОВЗ". Уверена, данный матери...

Особенности экологического воспитания детей раннего возраста в условиях ДОУ

Особенности экологического воспитания детей раннего возраста в условиях ДОУ...

Важность и особенности нравственного воспитания детей раннего возраста

Статья ориентирована на воспитателей и родителей детей дошкольногь возраста. В статье поднимается вопрос актуальности и значимости нравственного воспитания детей начиная с самого раннего возраста....