Информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе ДОУ
статья на тему
Введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает совершенно новое проектирование образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения с использованием новых технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krutikova._l._a_fyodorova_i.s.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Крутикова Л. А., Фёдорова И. С.,
воспитатели МБДОУ – детского сада № 189
Информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе ДОУ
Введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает совершенно новое проектирование образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения с использованием новых технологий. Современная образовательная парадигма, строящаяся на информационно-коммуникационных средствах обучения, берет за основу не передачу детям готовых знаний, а привитие ребенку умений самостоятельной деятельности. При этом работа детей во время непосредственной образовательной деятельности носит характер общения с педагогом, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.
Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. В начале своей работы мы использовали такие технические средства как телевизор для просмотра познавательных телепередач, видеофильмов, мультфильмов, сказок; магнитофоны для проведения развлекательных мероприятий, прослушивания музыки, музыкотерапии, но, несмотря на это, подготовка к НОД занимала немало времени.
С появлением в каждой группе нашего детского сада ПК, мультимедийного проектора и интерактивной доски процесс создания базы методических и демонстрационных материалов значительно облегчился. Новые технические средства и свободный доступ к сети Интернет позволили оперативнее производить подбор иллюстративного материала для образовательной деятельности, для оформления стендов, групп. Так, например, при подготовке к занятию в соответствии с темами календарного плана педагоги нашего детского сада часто сталкивались с нехваткой наглядного материала, имеющегося в методическом кабинете. Сейчас каждый педагог может подобрать необходимые картинки и иллюстрации в соответствии с целями занятия.
Педагоги стали создавать презентации в программе PowerPoint для повышения эффективности работы по познавательно-речевому развитию. И в 2013 году наш детский сад принял участие в городском конкурсе «Развитие вариативности содержания программ и моделей образовательных систем, способствующих развитию интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности ребёнка дошкольного возраста через внедрение ИКТ в образовательный процесс» с проектом «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей дошкольного возраста посредством использования ИКТ в образовательной деятельности».
Презентации, созданные нашими педагогами к проекту, содержат в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, что вызывает у дошкольников интерес к образовательной деятельности и создает положительные эмоции. Они не только способствуют закреплению и уточнению знаний, но и повышают познавательную активность детей, развивают воображение, помогают классифицировать и объединять по типу и виду предметы, окружающий мир. У ребенка формируется неделимый взгляд о мире.
Кроме того, презентации можно использовать для индивидуальной работы с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических функций, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Можно детально остановиться на вопросах, наиболее заинтересовавших детей. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. С мультипликационными и сказочными героями гораздо интереснее, запоминать цифры, цвета и даже делать зарядку.
Каждый педагог ДОУ разрабатывал презентации по темам календарно-тематического планирования для той возрастной категории детей, с которой работает. В итоге в течение года в детском саду сформировалась своя медиатека презентаций.
ИКТ активно используем и в работе с родителями. Так, например, мы регулярно производим видеозаписи моментов НОД, самостоятельной деятельности детей, праздников, из которых монтируем тематические видеофильмы для родительских собраний. Это позволяет родителям взглянуть на своего ребёнка в условиях и ситуациях, обычно недоступных их взгляду.
Постоянный доступ к сети Интернет сделал возможным ведение своей странички на сайтах работников образования Maam.ru, ns-portal, ped-kopilka и других, педагоги могут обмениваться опытом, знакомиться с периодикой, наработками других педагогов.
Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности – это использование готовых обучающих и развивающих программ. Мы пользуемся такими программами как «Остров Арифметики», «Баба Яга учится считать», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения».
Сканер помогает детям стать полноценными участниками создания слайд-шоу. Они всегда с охотой приносят из дома любимые книжки, рисунки, картинки на заданные темы. Мы сканируем данный материал и вставляем в слайд-шоу или клип. При показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же, вызывает положительные эмоции. В следующий раз ребенок подбирает картинки и иллюстрации с удвоенной силой. Это наглядное проявление познавательной активности детей и, как дополнительный результат, вариативность зрительного ряда. Таким образом, привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиаресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических усилий в субъект образовательной деятельности.
Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями санитарных правил. При планировании деятельности мы учитываем условия и требования к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
Использование информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение по теме:" Использование информационно- коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении.
Проблемно-ориентированный анализ изученной литературы по теме самообразования....
"ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ"
Презентация к статье "ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ"...
Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...
Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий из опыта работы в образовательном процессе
Из личного опыта работы: применение и использование современных инновационных технологий в работе....
Выступление на тему: « Песочная терапия, как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ» В рамках педагогических чтений: «Теория и практика использования инновационных и развивающих технологий в учебно – воспитательном процессе ДОУ»
По результатам диагностики, в последнее время, увеличилось количество детей с психоэмоциональными нарушениями. В коррекции которых используются различные методы, одним из которых является п...
Отчет Об использовании современных образовательных информационно- коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
ОтчетОб использовании современных образовательных информационно- коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....
ОТЧЁТ Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
ОТЧЁТ Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...