«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ по образовательной области "Музыка"
статья на тему

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_muzykalnogo_rukovoditelya_i_pedagogov.docx17.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ по образовательной области "Музыка"

Проблема, касающаяся особенностей взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя не нова. Вопросы профессионального сотрудничества педагогов рассматривались в трудах Ветлугиной Н.А., Зиминой А.Н., Радыновой О.П., Гогоберидзе А.Г. и др.

В настоящее время, когда одним из требований ФГТ является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных личностных качеств детей, вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро. В связи с этим необходимо построить систему работы по взаимодействию педагогов ДОУ.

Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития ребенка дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя.

Для решения возникающих противоречий музыкальному руководителю необходимо:

  • Осуществлять личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей;
  • Знать свои профессиональные функции и познакомить с ними воспитателей;
  • Проанализировать свою работу с воспитателями;
  • Провести диагностику (на основе наблюдений, бесед, анкетирования) уровня базовой компетентности воспитателя по вопросам музыкального воспитания дошкольников (см. приложение);
  • Планировать и по мере необходимости корректировать свою работу с педагогами по повышению профессиональной компетентности на основе имеющихся данных;
  • Совместно с воспитателем проектировать целостный, но при этом вариативный педагогический процесс в ДОУ, в котором каждый ребенок мог бы максимально проявляться, развиваться и образовываться;
  • Проводить работу с воспитателем в системе, с учетом особенностей ДОУ и конкретного педагога;
  • Активно участвовать в методической работе ДОУ.

Одним из ведущих направлений профессионального взаимодействия должно быть взаимное обогащение профессионального опыта педагогов.

Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя:

  • Разработка единых диагностических карт музыкальности ребенок; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности;
  • Совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
  • Взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;
  • Взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;
  • Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ;
  • Совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки;
  • Совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;
  • Совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;
  • Организация смотров-конкурсов проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе;
  • Составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников;
  • Взаимодействие с методической службой ДОУ.


В связи с тем, что в настоящее время в дошкольных учреждениях работает много педагогов, не имеющих специального дошкольного образования, музыкальному руководителю необходимо вести активную просветительскую работу. Он должен в короткие сроки дать педагогам конкретные знания по вопросам методики музыкального воспитания, сформировать у них базовый уровень исполнительских умений, познакомить с репертуаром (той группы, на которой работает педагог). Эффективной формой работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей являются семинары-практикумы (см. приложение). Их необходимо планировать вместе с методистом ДОУ и отражать в годовых задачах.

Еще одной эффективной формой работы музыкального руководителя с воспитателями являются смотры-конкурсы. Они активизируют творческий потенциал педагогов, детей, родителей. Один из вариантов – это смотр-конкурс музыкальных уголков (см. приложение). Музыкальные центры организуются в каждой возрастной группе. Эта работа ведется воспитателями при активной помощи музыкального руководителя.

Педагог-музыкант должен:

  • Рассказать воспитателям о требованиях к организации музыкальных зон, их наполнении (в соответствии с возрастными особенностями);
  • Предоставить перечень литературы по изготовлению вариантов инструментов для шумового оркестра и различных атрибутов;
  • Отметить необходимость привлечения родителей и детей (особенно старшего дошкольного возраста) к участию в оформлении музыкальной зоны;
  • Познакомить с положением смотра-конкурса.

Подводя итог выше сказанному, хочется еще раз отметить то, что современные цели и задачи дошкольного воспитания, обозначенные в ФГТ не могут быть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому проблема сотрудничества специалистов и педагогов в контексте целостного развития ребенка должна быть решена в каждом детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ по образовательной области "Музыка"

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ по образовательной области...

Система взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении

Сегодня воспитатель дошкольного образовательного учреждения потерял статус главного лица образовательного процесса.  Музыкальное воспитание дошкольников ограничивается функциональн...

Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем в процессе образовательной деятельности

В настоящее время, когда одним из требований является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных лично...

«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Опыт работы по реализации проекта «Музыка вокруг нас».

Повышение качества музыкального образования, создание условий для приобщения дошкольников к ценностям музыкального искусства....