Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками . Студент КГА ПОУ ДИТК
картотека по психологии

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников.
Участие дошкольников в таких играх способствует их настойчивости, развивает упорство, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких игра укрепляется   мышление: планы действий, прогнозы, оценка вероятности успеха, выбор вариантов.
Дошкольники начинают интересоваться личными морально-этическими взаимоотношениями, а также новыми для ребенка нормами межличностных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nochevnaya_k._m._sbornik.docx37.39 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Дальнегорский индустриально-технологический колледж»

Сборник игр

на развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками

подготовила студентка группы №3203 специальность Дошкольное образование

Ночевная Екатерина Михайловна

Руководитель: преподаватель Коняева Г.А.

Дальнегорск 2024г.

Содержание

Введение

Игры, направленные на формирование доброжелательных отношений

Игры на общение без слов

Игры на внимание к другому

Игры на согласованность действий

Игры на общие переживания

Игры, направленные на взаимопомощь в игре

Игры, направленные на исключение конфликтов

Игры, направленные на помощь в совместной деятельности

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Развивающие игры - это игры, в которых развиваются или совершенствуются различные навыки. Концепция развивающих игр в основном связана с детством человека.

Теория и практика игры охватывает широкий круг вопросов и проблем происхождение и природа игры, ее структура и содержание, виды игры и их значение, методы обучения и многое другое являются предметом глубоких исследований психологов и педагогов. Дошкольников начинают интересовать новые для детей личностные морально-этические отношения и нормы межличностных взаимоотношений; общение, как со взрослыми, так и с ровесниками, становится для них потребностью.

Современные дети быстро развиваются. Их потребности не могут ограничиваться только обычными навыками счета, письма и чтения.

Игры, направленные на формирование доброжелательных отношений

Цели: создать в группе атмосферу безопасности, доверия и принятия; научить детей овладевать невербальными средствами общения; развить способность видеть других детей и чувствовать единство с ними; научить их координировать свои действия с действиями других детей; развить коммуникативные навыки, которые необходимы для достижения успеха.

«Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.

Ход игры: в начале игры ведущий рассказывает о разных способах приветствия,

принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом,

спиной, рукой, носом, Щекой, выдумать собственный необыкновенный способ

приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.

«Волшебный стул»

Цель: развитие навыков взаимодействия, достижение положительного

самоощущения, умение выражать позитивные эмоции.

Ход игры: один из детей садится в центр на «волшебный стул, остальные говорят

ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

«Пожелание»

Цель: воспитывать интерес к партнеру по общению.

Ход игры: дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др.),

высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе хорошего настроения»,

«Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым), как сейчас» и т.п.

Игры на общение без слов

Основной задачей речевых коммуникативных игр является развитие навыков невербального общения, выразительности и умения расшифровывать невербальные сигналы других участников общения.

«В стране глухих»

Внук как будто пришел к бабушке, которая уже старенькая и плохо слышит. На вопросы бабушки внуку приходится отвечать языком жестов. По ситуации внук может прийти со двора, из леса, из детского сада, из кино, со дня рождения.

«Я и дедка, я и репка, я и Жучка, я и внучка»

Взрослому надо попросить ребенка, чтобы он рассказал знакомую короткую сказку, например, «Репка» от имени героев: то басом как дед, лаем как Жучка, то пища как мышь. Можно использовать любые короткие сказки. Другой вариант этой игры. Пусть ребенок изобразит пантомимических героев выбранной сказки, стараясь передать их характер. Можно обсудить с малышом характер изображаемых героев.

«Волны»

Взрослый собирает детей вокруг себя и говорит: "В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться – как волны, когда они искрятся на солнце". Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, "волны" окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

Игры на внимание к другому

Игры на привлечение внимания к окружающим способствуют развитию умения выражать свое позитивное отношение к окружающим и учат их оказывать или получать знаки внимания.

«Угадай, кто это?»

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

Описание игры: упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости) закрывает глаза, второй — меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра.

«Тень»

Взрослый собирает детей и предлагает им разделиться на пары: «Пусть один из вас будет человеком, а другой — его тенью. Потом вы поменяетесь. Человек будет ходить по комнате и делать вид, будто он в лесу: собирает ягоды, грибы, ловит бабочек, а тень будет в точности повторять его движения». Взрослый просит кого-нибудь из детей изобразить, будто он собирает в корзинку грибы, а сам идет за ним и в точности копирует все его движения. Затем предлагает детям играть самостоятельно. Если детям нравится игра, в следующий раз им можно дать другое задание, например, изобразить, будто они украшают новогоднюю елку, идут в магазин и покупают продукты, просыпаются, умываются и делают зарядку и пр.

«Кто говорит?»

Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие.

Описание игры: дети стоят в полукруге. Один ребёнок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.

Игры на согласованность действий

Главная задача - научить ребенка согласовывать свои действия с действиями других детей. Это требует, во-первых, большого внимания к своим сверстникам, а во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей.

Ведущий считает.

«Встать по числу»

Встать по заданному числу (пальцы).

«Построится по росту»

С закрытыми глазами молча построиться по росту.

«Повернуться в одну сторону»

Участники прыгают с поворотом на 90 градусов. Задача – всем повернуться лицом

в одну сторону как можно быстрее.

Игры на общие переживания

Цель таких игр помочь человеку принять свое истинное "я", показать себя окружающим не только социально-приемлемой маской, но и почувствовать себя таким, каким тебя видят окружающие.

«Солнышко»

Дети ходят по кругу под спокойную музыку. У всех в руках «лучики тепла» (какой-либо предмет). Воспитатель замечает:

– Посмотрите, что-то наш Андрей совсем замерз! Надо его отогреть!

«Замерзшего» сажают в центр круга на стул. Каждый ребенок дает свой «лучик» и говорит, что ему нравится в «замерзшем». Тот, кого «согревают», благодарит, говорит: «Спасибо».

«У птички болит крылышко»

Один из детей исполняет роль птички, у которой болит крылышко». Он грустит.

Взрослый предлагает ребятам пожалеть птичку. Воспитатель показывает при­мер, образец поведения, например, надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит птичку со словами: «Птичка Саша (Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу на руку и также жалеют птичку.

«Разбуди ласково»

Один ребенок «превращается» в кошечку и «засыпает» – ложится на коврик в центре группы. Воспитатель просит по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (словами, прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.

Игры, направленные на взаимопомощь в игре

Существуют игры, которые помогут детям научиться сотрудничать, помогать друг другу и понимать

«Добрый волшебный зверь»

Главная цель — развить умение сотрудничать и работать вместе. Ход игры: все дети собираются рядом, берутся за руки (или кладут руки на плечи). Ведущий-воспитатель говорит, что теперь они вместе — большое волшебное животное. Для того, чтобы действительно им стать, надо соблюдать тишину, успокоиться и послушать дыхание друг друга. А теперь постараться дышать одинаково — так, как будто мы все — единое целое.

«Обиженный зайчик»

Главная цель — развить умению сочувствовать и любить окружающих Ход игры: ведущий (один из детей) садится в центр круга. Он — обиженный маленький зайчик, который не , успел сорвать вкусную морковку, встретил злого волка. Причину можно не уточнять, если дети сами не предложат варианты. Все ребята по очереди подходят к грустному зайке и пытаются его утешить и пожалеть.

«Волшебные пузыри»

Главная цель — показать детям, что любовь — это волшебство. Ход игры: для этого упражнения необходимы бутылочки с мыльными пузырями. Можно использовать одну и передавать ее по кругу. Ведущий включает музыку и предлагает детям глубоко вдохнуть и выдохнуть. Воспитатель: а теперь представьте, что внутри вас — много-много волшебства и любви! Вдохните их в каждый пузырёк. Представляйте то, что вы любите: маму, цветы, животных, друзей, весь мир! Пусть наши волшебные пузыри разлетятся в разные стороны, унося с собой наше волшебство!

Игры, направленные на исключение конфликтов

Эти игры и упражнения необходимы для предотвращения конфликтных ситуаций и снижения эмоционального напряжения. Они не требуют специальной подготовки и просты в выполнении.

«Этюд с содержанием проблемной ситуации»

Ход игры: Воспитатель. Ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Сейчас я прошу Наташу и Катю разыграть для нас ситуацию, которая возникла на прогулке. «Наташа с Катей играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Катя хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Катя горько заплакала».

Вопросы для обсуждения:

— Почему Катя заплакала? (Ей стало обидно.)

— Правильно ли поступила Наташа?

— Как бы вы поступили на ее месте?

— Давайте поможем девочкам помириться.

В конце беседы воспитатель делает обобщение:

— Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «Извини», «Давай я тебе помогу», «Давай играть вместе».

«Тух-тиби-дух»

Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил.

Ход игры: «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, не обходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из игроков, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердитое произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердитое произносите это волшебное слово.

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, перед вами».

В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

«Подари движение»

Цель: укрепление эмоциональных контактов между детьми, развитие доверия и взаимопонимания.

Ход игры: выбирается ведущий. Остальные дети становятся в круг, а ведущий - в центре круга. Ведущий начинает выполнять какие-нибудь однотипные движения в течение 10-15 секунд, а остальные повторяют эти движения за ним. Далее меняется ведущий и игра продолжается.

Игры, направленные на помощь в совместной деятельности

Игры с различными формами поведения: дети должны делиться со сверстниками, помогать им в процессе совместной деятельности.

«Закончи рисунки».

Дети сидят в кругу. У каждого — набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Воспитатель говорит: «Сейчас каждый из вас начнёт рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервёте рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервётся и отдаст её своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, с которого вы начинали, не вернётся к вам». Дети начинают рисовать любую картинку, затем по хлопку воспитателя передают её одному соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось и кто из ребят что нарисовал на каждом общем рисунке. Такое же задание можно организовать на материале лепки или аппликации.

«Невербальное приветствие»

Цель: разогрев группы, преодоления барьеров в общении, снижение эмоционального напряжения.

Ход игры: участникам предлагается молча здороваться друг с другом: а) руками с закрытыми глазами, б) коленками, в) спинами, г) мизинцами, д) плечами, е) локтями и т. д. Упражнение можно проводить при достаточной разогретой группы не в начале занятия.

«Игрушка»

Цель: ролевое проигрывание ситуации, отработка навыков эффективного взаимодействия, умения сотрудничать.

Ход игры. Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок из пары – обладатель красивой и очень любимой им игрушки.

Другой очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача – уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней. Важно, что при выполнении этого упражнения ребёнку – хозяину игрушки – даётся любая, которую он может представить как самую любимую.

Заключение

Эти игры основаны не на описаниях, поощрениях или обвинениях, а на организации прямых взаимоотношений между детьми. Когда вы выполняете все игры, инструкции, нравоучения и т.д. Этого следует избегать, насколько это возможно. Также следует исключить разделение детей на хороших и плохих игроков. Поддерживайте каждого ребенка, показывая ему, что другие дети - это не противники или конкуренты, а люди, которые тесно связаны с ним и во многом похожи на него. Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

Список литературы

  1. Смирнова Е.О. Развитие общения детей со сверстниками: пособие для педагогов [Текст]: Е.О. Смирнова В.М. Холмогорова. Москва Мозаика-Синтез с.
  2. Панфилова М.А Игротерапия общения [Текст]: Под ред. М.А Панфилова – Москва «Акцидент»,#1089;
  3. Михайлова З.А Игра в общении: Пособие для воспитателей дет. садов и родителей [Текст]: Сост. Михайлова З.А, Непомнящая Р.Л – СПб. : «»ДЕТСТВО-ПРЕСС», С.
  4. Бабаевой Т.И Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник [Текст]: Под ред. Т.И Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб: « ДЕТСТВО-ПРЕСС», с.
  5. Егорова М.В. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения. [Текст]: ФГОС ДО/ Под ред. М.В. Егорова« «ДЕТСТВО-ПРЕСС» #1089;.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста. Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками

сборник игры направлен на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками

Игра в дошкольном возрасте имеет большое значение для развития.          Игры в процессе обучения вызывают большой интерес у дошкольников. Это игры, застав...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками

Игра в дошкольном возрасте имеет большое значение для развития.          Игры в процессе обучения вызывают большой интерес у дошкольников. Это игры, застав...