использование метода проекта в старшем дошкольном возрасте для реализации тематической недели
проект по теме
использование метода проекта в старшем дошкольном возрасте для реализации тематической недели
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт «Использование метода проекта у старших дошкольников для реализации тематической недели»
Планирование образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении основывается на принципе интеграции образовательных областей и комплексно-тематическом принципе, позволяющем интегрировать содержание дошкольного образования в рамках той или иной темы в течение одной недели, в которой будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающей действительности.
Как один из вариантов интеграции в дошкольном образовании рассматривается метод проектов. Практика показывает, что использование в образовательной деятельности метода проектов способствует формированию у дошкольников позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, в процессе систематизации информации, в практическом применении приобретенных знаний, навыков и умений.
Выбор темы проекта принадлежит педагогам с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования, индивидуальных особенностей детей и специфики условий осуществления образовательного процесса.
Тематикой проекта могут стать:
образовательная область программы;
региональные особенности,
приоритетное направление,
программы дополнительного образования,
темы, запланированные в Календаре жизни ДОУ отражающие сезонные изменения, общественные явления и др.
Особенно ценным является возникновение темы по инициативе детей.
О перспективности метода проектов свидетельствуют широкие возможности развития составляющих успешной личности:
1. наблюдения и анализа явлений окружающей действительности;
2. проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы;
3. творческого мышления, логики познания, пытливости ума;
4. совместной познавательно-поисковой деятельности;
5. коммуникативных и рефлексивных навыков и др.
В образовательной практике выделяют следующие этапы работы над проектом:
Целеполагание.
Разработка содержания проекта, планирование деятельности по достижению цели.
Выполнение проекта (практическая часть).
Мы рассмотрим особенности применения в практике метода проектов, на примере проведённых в нашем ДОУ краткосрочных педагогических проектов для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожного движения нужно знать всем без исключения!», в рамках тематической недели «Моя любимая машинка», и «Неделя театра» во второй младшей группе в рамках одноимённой тематической недели.
Существует устойчивое мнение, что проектную деятельность целесообразнее использовать в работе со старшими дошкольниками, так как этот возрастной этап характеризуется более устойчивые вниманием, способностью к началам анализа, синтеза, самооценки, наблюдательностью, а также стремлением к совместной деятельности.
Задачи развития дошкольников средствами проектной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст:
формировать предпосылки исследовательской деятельности;
формировать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно;
формировать умения применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развивать потребность в использовании терминологии, ведении конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этап. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
Тема данного проекта возникла по инициативе детей, в одном из разговоров между воспитанниками группы воспитатель услышала, что дети свободно оперируют названиями марок автомобилей и хорошо знают их отличительные особенности. Обратив на это внимание остальных воспитанников группы, она увидела их желание узнать об автомобилях больше. Так как по Календарю жизни ДОУ приближалась тематическая неделя «Моя любимая машинка» и начался наш проект цель, которого заключалась в предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, посредством включения педагогов, воспитанников и родителей воспитанников в образовательную деятельность на основе активного взаимодействия, направленного на расширение и закрепление знаний воспитанников и их родителей о правилах дорожного движения.
Этап. Разработка содержания проекта, планирование деятельности по достижению цели:
Начиная осуществлять проект на выбранную педагогами, совместно с родителями и детьми тему «Правила дорожного движения нужно знать всем без исключения!», в банк идей (Приложение 1) внесли информацию о том, что дети знают или хотят узнать по предлагаемой им теме, а так же:
к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю, др.);
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы (оборудование, пособия) использовать;
с какими предметами научиться работать.
Далее педагог разработал план деятельности на неделю. Проектная деятельность была зафиксирована в виде календарного плана воспитательно-образовательной работы с пометкой «проект»..
Этап. Выполнение проекта (практическая часть).
Проект позволяет объединить содержание образования из различных областей знания, что открывает широкие возможности организации совместной познавательно-поисковой деятельности детей, педагогов и родителей. При осуществлении данного проекта использовались следующие способы, методы и приемы: рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения с детьми, тематические беседы, целевые экскурсии, решение игровых и проблемных ситуаций, утренние гимнастики, спортивные развлечения, подвижные игры, дидактические игры, игра изготовленная воспитанницей совместно с родителями «Учим ПДД с Юлей», выставка моделей легковых автомобилей, проведение мини викторины по ПДД, тематические беседы, обсуждения, общение, Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: Дружинина М. «Наш друг светофор»; «Правила поведения на улице»; «Правила езды на велосипеде»; Иванов А. «Азбука безопасности»; Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков», Серяков И. «Улица полна неожиданностей» и т.д., создание библиотеки юного пешехода, изготовление макета улицы, фантастических автомобилей из бросового материала, ознакомление с трудом сотрудников ГИБДД, Конкурс на лучший рисунок по пропаганде ПДД совместно с родителями на тему «Я пешеход», рисование дорожных знаков, иллюстраций к книге «Специальный транспорт»), «Музыка» (разучивание песни «Би-би-би-би-бибика».
Воспитатели, совместно с родителями, подобрали материалы разного уровня сложности, подготовили различные вспомогательные пособия для поддержки самостоятельных действий детей: схемы, модели, литературу во всех центрах в зависимости от индивидуальных интересов и развития детей.
В качестве партнёров в совместной деятельности выступали взрослые, а так же дети (хорошо владеющие информацией, способами действия, способные передать свой опыт сверстникам). Так Максим, с помощью мамы принёс из дома коллекцию моделей автомобилей и организовал в группе выставку. Выставка вызвала у детей большой интерес, и весь вечер являлась темой активного обсуждения и игрового взаимодействия. После закрытия выставки дети играли моделями на изготовленном макете перекрёстка. Роль экскурсовода удалась Максиму, его идея нашла своё воплощение в рамках проекта и позволила проявить свои способности.
Совместный проект должен быть доведен до конца в определенные планом сроки и ребенок должен увидеть плоды своего труда, это могут быть:
Альбом
Книга
Журнал
Видеодиск
Выставка
Праздник
Театрализованное представление
и др.
Продуктами данного проекта стали:
Макет перекрёстка с дорожной разметкой;
Выставка фантастических автомобилей из бросового материала;
Выставка моделей легковых автомобилей;
Книга «Специальный транспорт»;
Библиотека «Юного пешехода»;
Выставка рисунков по пропаганде ПДД совместно с родителями на тему «Я пешеход»;
Интеллектуальная мини викторина по ПДД «Наш приятель светофор»;
Развлечение «Посвящение в пешеходы».
Публичное представление продукта проектной деятельности
К оценке проектной деятельности и рефлексии промежуточных результатов привлекались все дети, так как рефлексия способствует осознанию значимости выполненной деятельности, развитию личностных качеств: инициативности, настойчивости в достижении цели и ответственности.
Подведение итогов
При подведении итогов проекта «Правила дорожного движения нужно знать всем без исключения!» проводилось торжественное посвящение детей в пешеходы, вручение медалей, дипломов, благодарственных писем родителям.
Таким образом, мы видим, что именно проектная деятельность помогла связать обучение с жизнью, способствовала развитию познавательной активности, формированию исследовательских навыков, самостоятельности, творческих способностей, умения планировать, работать в коллективе. Всё это, мы уверены, будет способствовать дальнейшему успешному обучению детей в школе.
Однако кратковременные проекты необходимы и эффективны в образовательной деятельности и детей младшего дошкольного возраста.
Начиная с младшего дошкольного возраста, используются ролево - игровые и творческие проекты, которые не противоречат, но подчеркивают специфику проектной деятельности с дошкольниками. Особенностью проектной деятельности в младших группах является наиболее тесное сотрудничество взрослых (воспитателей, специалистов, родителей) и детей, так как ребенок не в состоянии самостоятельно найти противоречия в окружающем, определить цель, сформулировать проблему.
Задачи развития младших дошкольников средствами проектной деятельности
Литература:
1. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н Веракса. - М.: Мозаика-синтез, 2008. - 112с.
2. Кириенко, С.Д. Интеграция содержания образования в практике работы ДОУ /С.Д. Кириенко /Начальная школа Плюс До и После. - 2011. №10. - С. 1-5.
3. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128с,
4. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников / А.И. Савенков. - Самара: Учебная литература, 2010. - 128 с.
5. Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов/ И.О. Березина, О.Е. Веннецкая, Е.Н.Герасимова и др.;. - М.: Просвещение, 2011. - 240с.
Приложение 1
Матрица проекта
1 | Название проекта | Неделя театра | |
2 | Тема проекта | Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста посредством участия в театрализованной деятельности | |
3 | Проблемное поле проекта | Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста | |
4 | Цель | Повысить познавательно-речевую активность дошкольников посредством участия в театрализованной деятельности в рамках тематической недели. | |
5 | Задачи | Подвести детей и родителей к приобщению и участию в совместной театрализованной деятельности. | |
Способствовать развитию у детей самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков самообслуживания, игровой деятельности и общения. | |||
Способствовать развитию интереса детей к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества, переживанию успеха и радости от реализации своих замыслов | |||
6 | Презентация проекта | Дата проведения | « » ______________20 г. |
Форма | Театрализованное представление | ||
Название мероприятия | Сказка «Теремок» | ||
7 | Описание продукта, полученного в результате проекта | Пополнение предметно-развивающей среды разными видами театра Театрализованное представление Консультационный материал для родителей | |
8 | Вид проекта | Краткосрочный педагогический проект познавательно-речевой направленности | |
9 | Состав участников | Воспитатели, воспитанники второй младшей группы, родители воспитанников | |
10 | Интеграция образовательных областей | Чтение художественной литературы, Познание, Коммуникация, Музыка, Физическая культура, Социализация, Здоровье, Труд, Художественное творчество, Безопасность. | |
11 | Работа с родителями | Изготовление декораций, атрибутов к представлению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт «Использование метода проекта у старших дошкольников для реализации тематической недели»
педагогический опыт...
«Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации метода образовательных проектов в условиях введения ФГОС ДО»
Пояснительная записка к презентации опыта работы...
Методическая разработка "Использование авторского интерактивного образовательного ресурса «Веселые путешественники» в реализации тематической недели «Транспорт» с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: расширение, закрепление и обобщение представлений детей о транспорте....
Педагогический проект ТЕМА: «Формирование представлений о днях недели и их последовательности у детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Веселая неделька»
Педагогический проектПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «Формирование представлений о днях недели и их последовательности у детей старшего дошкольн...
Проект «Использование методов кинезиологии в старшем дошкольном возрасте».
План проекта "Использование методов кинезеологии в старшем дошкольном возрасте"...
Статья на тему:"Использование технологии экспериментирования в старшем дошкольном возрасте для реализации ФГОС ДО"
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию, развивает мыслит...
Использование авторского интерактивного образовательного ресурса «Веселые путешественники» в реализации тематической недели «Транспорт» с детьми старшего дошкольного возраста
В последние годы отмечается увеличение числа детей дошкольного возраста с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей....