Комплексное тематическое планирование в старшей группе
статья (старшая группа) на тему

Для успешного изучения темы целесообразно разработать комплексно-тематический план, в котором всесторонне отражена последовательность и приемы работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_tematicheskoe_planirovanie_starshaya_gruppa.docx35.63 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно - тематическое планирование в старшей группе

Введение

Построение образовательного процесса, согласно ФГОС ДО, осуществляется вокруг одной центральной темы. Концентрация на определенной теме, дает больше возможностей для накопления и систематизации знаний детьми, позволяет стойко формировать понятийное мышление, расширять словарный запас,  При детальном прорабатывании темы, у детей появляется возможность для практики, экспериментирования, установления причинно-следственных связей и зависимостей. Одной теме уделяется не менее одной недели. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает преемственность на протяжении всего дошкольного возраста. Одновременное прохождение тем во всех группах детского сада делает возможным проведение обще садовских мероприятий: конкурсов, выставок, спортивных праздников, музыкальных развлечений и т.д. Непосредственно-образовательная деятельность детей организуется в разных формах: наблюдения, экскурсии, создание проблемных ситуаций, чтение, рассматривание и обсуждение, беседы, опыты, эксперименты, проектная  деятельность. Для успешного изучения темы целесообразно разработать комплексно-тематический план, в котором всесторонне отражена последовательность и приемы работы.

Комплексно - тематическое планирование

на 2014 -2015 год      

 старшая группа

РАЗВЕРНУТОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Сентябрь   1.09.14  – 5.09.14     "Наш детский сад, игрушки"    Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка, расширять представления о профессиях сотрудников детского сада.

08.09.14 – 12.09.14      "Мой родной край"

Формировать первичные ценностные представления о России, родном городе; Познакомить детей с государственными символами России: флаг, герб, гимн. Формировать элементарные представления о функциональном назначении гимна, герба и флага, о символическом значении цвета и образов (орёл, всадник). Познакомить детей с музыкой и словами Гимна РФ. Формировать чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

15.09.14 – 19.09.14    "Правила и безопасность дорожного движения"                                                                                          Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения; Познакомить со значением некоторых дорожных знаков; Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей

22.09.14 – 26.09.14      "Жизнь людей и природа в городе, деревне осенью"  Продолжать знакомить детей с особенностями природы и жизнью людей в городе, деревне, на селе, сельскохозяйственным трудом, трудом людей в городе.

Октябрь      29.10.14 – 02.10.14          Мониторинг
05.10.14 – 09.10.14    "Овощи, фрукты"

Закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты», названия различных овощей и фруктов. Рассказать о пользе овощей и фруктов для человека – это источник витаминов и жизненной силы для человека. Продолжать знакомить с заготовкой овощей и фруктов – консервирование, соление, маринование, приготовление компотов, соков, варенья.

12.10.14 – 16.10.14       "Деревья и кустарники"

Продолжать знакомить детей с различными видами деревьев, закрепить знание названий деревьев. Дать знания о причинах смены цвета листвы.                                                 19.10.14 – 22.10.14      "Грибы, ягоды"     Расширять представления детей о многообразии растений осеннего леса, уточнить знания о грибах и ягодах; Дать представление о съедобных и ядовитых грибах, ягодах; Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения в лесу.

• Л. Н. Толстой. «Лев и собачка» (чтение рассказа).

• Лепим грибы (работа с пластилином).

• «За грибами» (подвижная игра)

Эмоционально воспринимает литературное произведение Л. Н. Толстого «Лев и собачка» и выражает свое отношение к персонажам рассказа; разгадывает загадки; использует литературные источники, способствующие проведению подвижной игры «За грибами»; работает с пластилином по образцу и собственному замыслу

Загадки о грибах; картинки с изображением грибов (или муляжи); глина, доски; портрет Л. Н. Толстого;

текст рассказа «Лев и собачка» Л. Н. Толстого; педагогический образец вылепленных грибов

1. Чтение. Прочтение рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка».

 2. Коммуникативная. Беседа-анализ содержания рассказа по вопросам: - Какие чувства вызвал рассказ? - Какой эпизод запомнился лучше всего? - Каково было поведение собачки, льва? - Что произошло после смерти собачки?

 3. Игровая. Подвижная игра «За грибами» (с имитацией действий животных).

 4. Познавательно-исследовательская. Отгадывание загадок о грибах (можно предложить детям ответы показывать картинками или на муляжах).

 5. Продуктивная. Лепка грибов из пластилина. Обсуждение различий у грибов, приемов лепки, форм шляпки и ножки. Оформление выставки «Грибная полянка»

25.10. 14 – 30.11.14   "Золотая осень" Расширять знания детей об осени, признаках и приметах золотой осени; Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Познакомить с народным календарем.

• Признаки осени.

• «Картинка про лето» (тематическое рисование).

• «Осень спросим» (исполнение песни с музыкальными движениями)

Интересуется искусством при рассматривании картин с изображением лета и осени, выражает положительные эмоции при проведении музыкальной игры и прослушивании стихотворения В. Орлова «Лето»; делится с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями о лете

Сюжетные картинки и пейзажные репродукции картин с изображением лета и осени; краски, кисти, тряпочка; песня «Осень спросим» (муз. и сл. Т. Ломовой); текст стихотворения В. Орлова «Лето»

1. Познавательно-исследовательская. Рассматривание и сравнение картинок и репродукций картин с изображением лета и осени. Определение их основных признаков.

2. Музыкально-художественная. Музыкальная игра «Осень спросим» Т. Ломовой. Цель: развитие певческих и музыкально-ритмических навыков.

3. Коммуникативная. Беседа о прошедшем лете, о летних наблюдениях, впечатлениях по вопросам: - Что вы наблюдали летом? - Каких насекомых вы видели летом? - Какие цветы растут на лугу?                      4. Чтение. Прочтение стихотворения «Лето» В. Орлова.                                                       5. Продуктивная. Рисование на тему «Лето» (семья насекомых на лугу)

• Любимые стихи, рассказы

и сказки про осень.

• «На лесной поляне выросли

грибы» (композиция-аппликация).

• «Капли дождя»

(подвижная игра)

Выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение, удивление) при прослушивании рассказа В. Бианки

«Сентябрь», стихотворения В. Шульжика «По грибы старик собрался...»; участвует в подвижных играх; умеет

поддерживать беседу, вы-

сказывает свою точку

зрения

Энциклопедия «Грибы», цветные картинки и плакат с изображением съедобных и ядовитых грибов; цветная бумага, карандаши, ножницы, клей

ПВА или клеевой карандаш; аудиозапись пьесы

«Сентябрь» из фортепианного цикла «Времена

года» П. И. Чайковского;

рассказы и стихотворения об осени

1. Познавательно-исследовательская. Рассматривание веточки рябины; анализ примет осени на этой основе.2. Чтение. Прочтение рассказа В. Бианки «Сентябрь» (на музыкальном фоне «Времена года. Сентябрь», фортепианной пьесы П. И. Чайковского). 3. Коммуникативная. Беседа по содержанию рассказа: Какие краски у осени, у дождя?                    Какое небо осенью?                                       Как изменились поле, лес осенью?                        4. Игровая. Подвижная игра «Капли дождя».                                                                      5. Коммуникативная. Проговаривание стихотворения В. Шульжика «По грибы старик собрался».

6. Коммуникативная. Беседа о грибах по вопросам:                                                    - Кто ходил в лес за грибами?                   - Какие съедобные грибы вы знаете?               - Что вы знаете о ядовитых грибах?- Какие важные правила сбора грибов необходимо  соблюдать?                                        7. Продуктивная. Выполнение аппликации «Грибы»  (по выбору ребенка).

8. Продуктивная. Создание коллективной композиции-аппликации «На лесной поляне выросли грибы»

Ноябрь     03.11.14 - 07.11.14            "Перелетные птицы"    Расширять знания детей о перелетных и водоплавающих птицах, их строении, поведении осенью (объединение в стаи, отлет, добывание корма).

10.11.14 – 14.11.14     "Одежда, обувь, головные уборы"     Уточнять и расширять представления об одежде, обуви, головных уборах. Углубить представления о материалах, из которых они сделаны.

17.11.14 – 21.11. 14    "Лес в жизни человека и животных"  Расширять первичные представления детей о многообразии лесных растений и их взаимосвязи с животным миром; Формировать представления о лесе как сообществе живых организмов, связанных между собой, разнообразии лесов и необходимости их охраны, правилах поведения людей в лесу.

24.11.14 – 28.12.14         "Дикие, домашние животные и их детеныши"      Закрепить названия диких и домашних животных и их детенышей. Систематизировать представления детей о местах их обитания, о пользе животных для человека; Расширить представления о подготовке животных к зимовке.

Декабрь    31.12.14 – 05.12.14  "Зима"      Систематизировать знания детей о зиме, о зимних явлениях природы, сезонных изменениях в природе. Познакомить детей с зимними месяцами, их особенностями, признаками.

09.12.14 – 13.12.14    "Что из чего и для чего" (инструменты и материалы)            Продолжать знакомить детей со свойствами предметов, сделанных из железа, пластмассы, дерева, стекла и т.д. Познакомить с инструментами, используемых для обработки железа, дерева, пластмассы, стекла и т.д.                                                                                             16.12.14 – 20.12.14   "Мебель, посуда"                          Систематизировать и обобщить знания детей о посуде, мебели, ее назначении, деталях и частях; материала, из которого сделаны предметы посуду, мебели; Формировать понятия: чайная, столовая, кухонная; Закреплять правила поведения за столом, правила сервировки стола; Расширить знания о назначении мебели, о различных её видах;

23.12.14 – 27.12.14            "Новый год, Рождество"          Формировать представления о Новом годе, Рождестве; Закладывать основы праздничной культуры. Расширять и уточнять представления детей о традиции празднования Нового года и Рождества.

Январь   10.01.15 – 13.01.15 "Путешествие на Север"

Познакомить детей с Севером – местом, где зима длится очень долго, с животным миром Севера, особенностями жизни северных народов, их обычаями, традициями, с природой северного края.

14.01.15 – 20.01.15"Телевидение"

Формировать представления о телевидении как неотъемлемой части современной жизни. Познакомить с профессиями взрослых, работающих в этой сфере. Воспитывать интерес к работе телевидения, к профессиональной деятельности людей, работающих там.

21.01.15 – 27.01.15    "Зимующие птицы"

Закреплять и расширять знания детей о зимующих птицах, их строении, внешнем виде, поведении и питании зимой. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

28.01. 15 - 3.02.15      "Морские обитатели"

Обогащать представления детей о подводном мире, его обитателях, растительном мире морей и океанов; Уточнить представления о значении моря в жизни человека, воспитывать бережное отношение к природе, родному краю, желание защищать и охранять их.

Февраль             4.02.15 – 10.02.15

"Народная культура и традиции"

Продолжать знакомить детей с народными традициями, обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Гжель, Хохлома и др.); Расширять представления о народных игрушках.

11.02.15 – 17.02.15          "Зимние игры и забавы"

Углублять знания детей о зимних видах спорта, зимних играх. Познакомить с некоторыми известными спортсменами. Вызвать положительные эмоции и заинтересованность у детей к подвижным играм, к зимним видам спорта.

18.02.15 – 24.02.15            "День защитника отечества"

Расширять представления детей о Российской армии. Знакомить с разными родами войск, боевой техникой. Формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины.

март

25.02.15 – 3.03.15               "Профессии"

Закреплять и расширять знания детей о профессиях, о содержании труда, роли механизации труда. Воспитывать уважение к людям разного вида труда и потребность трудиться.
март                                                                                                  4.03.15 -10.03.15    «Моя семья» В мире людей. Моя семья: люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга.  Международный женский день.  Воспитывать чувство любви и уважения к женщинам, желание помогать им, заботиться о них.                                                                                          1. Коммуникативная. Рассказывание о семье по фотографиям. Вопросы детям: - Какие ваши мамы? - Как вы ласково называете своих родных? - Что такое семья?

 2. Игровая. Дидактические игры: «Пантомима», «Собери цепочку», «Правильно - неправильно».

 3. Чтение. Прочтение стихотворения О. Дриз «Сыро, хмуро за окном...».

 4. Игровая. Пальчиковая игра «Дружная семья».

5. Коммуникативная. Чтение пословиц о родителях, семье, объяснение их смысла.

• Мое имя.

• «Улетает лето»

(рассказ по содержанию стихотворения Е. Трутневой «Осень»).

• «Андрей-воробей» (исполнение

русской народ-

ной прибаутки)

Знает и называет свое имя, имена своих товарищей по игре; ориентируется в пространстве (определяет

правую и левую сторону);

может сам или с небольшой помощью воспитателя оценивать свои поступки и поступки сверстников; выражает чувство грусти об уходящем лете

при прочтении стихотворения Е. Трутневой «Улетает лето»

Картинки с изображением

лета и осени; карточки пиктограммы «Эмоции»

(спокойствие, злость, радость); игрушка (по выбору детей) для знакомства; русская народная прибаутка «Андрей-воробей» (обработка Е. Тиличеевой)

1. Игровая. Игры «Имена моих соседей»; «Здравствуйте, меня зовут...».

2. Коммуникативная. Интонирование имени с по-

мощью личных эмоций при наглядной опоре на кар-

точки-пиктограммы.

3. Коммуникативная. Беседа об именах по вопросам:

- Как вас называют родители дома?

- Как ласково назвать друга?

- Как называют маленького ребенка и взрослого человека?

4. Музыкально-художественная. Исполнение русской народной прибаутки «Андрей-воробей» (обработка Е. Тиличеевой). Цель: усвоение певческих навыков, интонирование мелодии на одном звуке.

5. Чтение. Прочтение стихотворения Е. Трутневой

«Осень»

                                                                                                                       11.03.15 – 17.03.15                    "Транспорт"

Продолжать знакомить детей с различными видами транспорта. Формировать представления о пассажирском и грузовом транспорте; Систематизировать знания о правилах
поведения в транспорте; Продолжать знакомить с правилами дорожного движения.

18.03.15 – 24.03.15            "Весна"

Формировать у детей обобщенные представления о весне как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных признаках весны.

25.03.15 – 31.03.15"Животный и растительный мир жарких стран"           Познакомить детей с жаркими тропическими странами, с разнообразием растений и животных этих мест, их приспособленности к жизни в данных условиях, образе жизни людей, их занятиях.

апрель

1.04.15 – 7.04.15         "Всемирный день детской книги"

Познакомить с этапами происхождения книги. Воспитывать интерес к книге, желание и потребность «читать» их, бережное отношение к ним.

8.04.15 – 14.04.15          "День космонавтики"

Формировать первичные представления о космосе, выдающихся людях и достижениях России, интерес и чувство гордости за успехи страны и отдельных людей.

15.04.15 – 21.04.15           "Цирк"

Формировать систематизировать представления детей о цирке; Познакомить детей с профессиями артистов цирка, с дрессированными животными, особенностями их поведения, большой тяжелой работой животных. Продолжать знакомить с правилами поведения в общественных культурных местах.
22.04.15 – 28.04.15               Мониторинг

Май   29.04.15 – 5.05.15           "Праздник весны и труда"

Формировать первичные ценностные представления о труде в весенний период, городских, сельских и полевых работах. Воспитывать положительное отношение к выполнению трудовых обязанностей. Создание «весеннего» настроения.

6.05.15 – 12.05.15             "День победы"

Воспитывать в детях дух патриотизма, любовь к Родине. Расширять знания о героях ВОВ, о победе нашей страны в войне. Знакомить с местами боевой славы.

13.05.15 – 19.05.15            "Насекомые"

Продолжать знакомить детей с многообразием насекомых, их внешним видом, повадками, жизнью, поведением в различных ситуациях. Учить отличать их друг от друга. Воспитывать доброе отношение к маленьких соседям по планете.
20.05.15 – 26.05.15             "Лето"

Формировать у детей обобщенные представления о лете как времени года, признаках лета. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений.

27.05.15 – 2.05.15   "Международный день защиты детей"

Формировать у детей элементарные представления о своих правах и свободе. Способствовать формированию чувства          собственного достоинства. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование для старшей группы компенсирующей направленности

Перспективный комплексно- тематический план позволит вести образовательную работу систематически и всесторонне...

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по ПДД. Тема "Мой друг-велосипед"

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по ПДД. Тема "Мой друг-велосипед". План предполагает работу по данной теме в течении 1-2 недель....

комплексно-тематическое планирование в старшей группе

В данном материале представлено комплексно-тематическое планирование для работы с детьми старшей группы...

Комплексно-тематическое планирование для старшей группы

Комплексно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности в сответствии с ФГТ....

комплексно-тематическое планирование для старшей группы по фгт

Пояснительная записка к комплексно-тематическому планированию   Комплексно-тематическое планирование осуществляется на основе нормативно – правовых актов:- Закон Российской Федерации «...

Комплексно - тематические планирование в старшей группе с учётом ФГТ.

перспективное планирование на делю в старшей группе с учётом ФГТ по теме "Моя малая Родина"...

Перспективное комплексно-тематическое планирование в старшей группе по теме "Весна"

Песпективное комплексно-тематическое планирование образовательной работы с детьми в старшей группе по теме "Весна". Материал подобран по программе "Детство" по образовательным областям...