Речевая импровизация как один из необходимых этапов в развитии песенного творчества дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Речевая импровизация как один из необходимых этапов в развитии песенного творчества дошкольников
Под импровизацией в детской музыкальной деятельности понимается сочинение танца, мелодии на музыкальном инструменте или песни, непосредственно в процессе ее исполнения.
Приобщение детей к песенному творчеству – одна из самых сложных задач современного музыкального образования в детском саду. Н. А. Ветлугина исследует роль музыкального искусства в формировании детского творчества. Продолжая линию Н. К. Головской, она продумала серию творческих заданий для развития детского музыкального творчества.
Видов творческих заданий:
1. Речевая импровизация
2. Вокализация стихотворений
3. Звукоподражание, звуковая импровизация
4. Диалогическая импровизация
На музыкальных занятиях учим детей правильному музыкальному интонированию речи. Гибкость и разнообразие приемов нюансировки предоставляет широкий простор высокому мастерству. К ним относим: динамические оттенки (различаются по силе звука, гибкость и разнообразие ритмического рисунка. Умение накладывать на музыкальный звук различные степени силы и ритма, делают его выразительным и содержательным. Наполнение художественного содержания текста различной интонацией при исполнении – это уже проявление творчества
Речевые интонации - это выразительное повышение и понижение голоса при разговоре. Подобно музыкальным, речевые интонации звучат и воспринимаются ухом, естественный их источник – человеческий голос. В вокальных произведениях, в особенности в народных песнях, звучание музыкальных интонаций естественно сочетается с произнесением слов и тем самым с речевыми интонациями.
Качественное овладение речевым этапом позволяет детям раскрепощенно и достаточно быстро импровизировать текст на различные нюансы, придавая произведению неповторимый свой характер.
1. Интонирование – вне музыкального тона, но на определенной речевой высоте, т. е. воспроизведение речитатива говором, на речевом плане с сохранением высотности и ритмического рисунка.
2. Интонирование на одной музыкальном тоне. Пример: «Андрей - воробей».
3. Образование коротких мотивов, линия звучания держится на определенной осевой ноте, но с рельефно выделенной концовкой и с подчеркнутыми акцентами, что достигается путем повышения или понижения голоса от центрального тона.
4. Захват более широких вверх и вниз от данной мелодической оси интервалов группировка вокруг нее соседних тонов. Но длительной музыкальной мелодии все еще нет – ритм и интонационная динамика всецело подчинены
тексту, большей частью следуя слогам и их размерам и высотам.
5. Приучение слуха к попевкам. Попевка – интонационно – конструктивный элемент мелодии – образует группу тонов, составляющий мелодию.
Филологи насчитывают в русском языке более 20 интонаций. Каждая из них выражает соответствующие эмоциональное состояние и передается через комплекс выразительных средств – звуковысотную интонацию, темп, тембр, динамику и. т. д. Например, состоянию героя соответствует наибольшая длительность слога, медленное нарастание и спад силы звука, характерные «подъезды» и «съезды» в высоте звуков, динамические контрасты, плачущие интионации, использование крайних звуков диапазона голоса; чувство гнева передается резкими, «рубленными» фразами, обрывам и звука, большой силой голоса, зловещим, звенящим или шипящим тембром; страху свойственны резкие перепады голоса, сильное нарушение ритма мелодии, резкое увеличение пауз; радость обычно передается звонким светлым тембром, повышенной динамикой, и тесситурой, широкими мелодическими ходами, подвижным темпом; торжественное настроение также выражается широкими ходами в мелодии, но темп при этом более размеренный, подчеркнутый, тембр насыщенный и светлый, со звоном. [5, 43].
Целенаправленно изменяя тембр, звуковысоту, темп, динамику, артикуляцию в произношении текста, наполняя его необходимыми эмоциями, чтец добивается осмысленной, выразительной интонации. И путь к ней лежит через художественно – образное мышление, ассоциативное изображение, развитую фантазию.
Таким образом, речевая импровизация является необходимым этапом в развитии песенного творчества дошкольников.
Литература:
1. Асафьев. Б. О народной музыке. / Сост. Земцовский, А. Кунанбаева. – Л. : Музыка, 1987. – 248с.
2. Н. С. Гумилев ИЗБРАННОЕ Серия «Школьная библиотека», 2005 – 2010 Издательство "Просвещение".
3. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. – М. : Педагогика, 1990.
4. Попова. Т. Основы русской народной музыки. М., «Музыка» 1977. 224с.
5. Шамина Л. В. Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие. Составление и общая редакция Л. В. Шаминой. –М. : Республиканский центр русского фольклора. – 1010с., с нот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие песенного творчества
Данные упражнения помогут в игровой форме развить песенное творчество у дошкольников...
Фольклор как средство развития песенного творчества
В настоящее время все очевиднее становится непреходящая ценность детского фольклора, те его свойства, которые согласуются с общей природой формирующегося человека - прежде всего с потребностью ребенка...
Психолого-педагогическое сопровождение развития песенного творчества детей дошкольников.
Творчество в детстве напрямую связано с творческим потенциалом человека во взрослой жизни. Как развить индивидуальные возможности каждого ребёнка?...
Развитие песенного творчества дошкольников.
Душа ребенка - это открытая книга, восприимчивая ко всем проявлениям окружающего мира. Зачастую именно в детстве творчество становится универсальным и единственным способом существования человека....
Танцевальное и песенное творчество дошкольников с использованием музыкального фольклора народов России
Танцевальное и песенное творчество ддошкольников с использованием музыкального фольклора народов России...
"Народно песенное творчество дошкольников как воспитательный ресурс эстетической культуры".
Выступление на ГМО по художественно- эстетическому направлению....