Фольклор как средство развития песенного творчества
статья по теме

В настоящее время все очевиднее становится непреходящая ценность детского фольклора, те его свойства, которые согласуются с общей природой формирующегося человека - прежде всего с потребностью ребенка в ярком, бодром художественном слове.

В психологии [Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Н.Д.Литвинов и другие] доказана возможность и необходимость формирование у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру. Одним из средств, обеспечивающих эту возможность, является народное творчество [31].

 .

В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и понятные ребенку.

Пение былин, сказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом как сила, действующая в целях созидания. Один из пластов этого созидания - мудрость воспитания. Не случайно слово "фольклор", переводится буквально как "народная мудрость" . [34].

Народ - величайший педагог-мыслитель, педагог-практик. Теоретическая глубина и поэтическая прелесть, образность и афоричность - все слилось в поэтическом голосе народа. Недаром еще К.Д.Ушинский писал: "Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ, - с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю..." [К.Д.Ушинский "О народном элементе в русском воспитании"].

К.Д.Ушинский "О народном элементе в русском воспитании". Задача ученых-педагогов - осмыслить и классифицировать все ценное, что создано народом за его многовековую историю в области воспитания детей.

Духовно обогатить общество может народное поэтическое слово. Оно - образец духовного служения людям. Оно - как чистейший родник, бьющий из недр земли. Из поколения в поколение звучат материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылички, подговорки, басенки [32].

Выдающиеся русские и советские педагоги К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.П.Усова [51; 52] подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм, как средства воспитания культуры речи детей. Так, К.Д.Ушинский утверждал, что пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки помогают развить в детях чутье к звуковым красотам русского языка.

Е.И.Тихеева, Е.А. Флерина так же считают, что художественная литература, фольклор дают прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку. Загадки, пословицы, поговорки, писали они, образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений.

Прекрасным речевым материалом, на основе которого у ребенка развивается творчество выступают малые фольклорные формы: песенки, потешки, стишки, подговорки.

Потешка - это песенка-приговор, сопутствующий игре с пальцами, ручками, ножками ребенка. Известные всем "Ладушки", "Сорока".

В пестушках и потешках объединяются все важнейшие компаненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и настовительность. Еще больше этих качеств в прибаутках, отличающихся от  пестушек тем, что они уже не связаны с каким-либо игровым действием. Своим содержанием прибаутки напоминают маленькие сказочки:

"Стук-бряк по улице: скачет Фома на курице.

Куда Фома,  едешь? Куда погоняешь?

Сено косить.

На что тебе сено?

Коровок кормить.

Ребяток кормить!"

Движение - основа образной системы потешек, прибауток. Резко сменяются одна картина за другой. Внимание ребенка не задерживается долго на одной сцене.

"Ку-ка-ре-ку! Петушок

Подает голосок

На боярский дворок.

Дальше быстро меняются персонажи:

Курочка в сапожках

Избушку метет,

А петух на печи обувается,

А боров на палатях

Обедню поет,

А свинья в ожерелке

К обедне идет...

В потешках очень живописно, сказочно, подробно описывается образ:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые!

Специалисты по фольклору [М.Н.Мельников  и другие] считают, что детский земледельческий календарь образует свои циклы, зависящие от пестрой смены детских забав, первых посильных дел в доме и поле. Этот фольклор - часть быта взрослых, издревне включавших подрастающих детей в круг серьезных интересов, своих хозяйственных занятий [30].

Детский фольклор - своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Поэтому, такие виды фольклора, как считалки, дразнилки открывают широкий простор для импровизации и выдумки, так как они составляют неотъемлемую. часть многих детских игр.

Немало народной выдумки внесено в считалки. Считалки - рифмованный стишок, состоящий из продуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. В основе большинства считалок лежит счет. Считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий:

 

Тенчики-соренчики-                        Раз, два, три-

Летели голубенчики.                       Полетели комары!

Там чашки, орешки,

Сахар, медок,

Пойди - выйди, королек.

Безобидной и веселой словесной игрой детей старшего возраста является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Это скороговорки. Они широко бытуют и в настоящее время. Дети их часто исполняют и очень любят. Скороговорки, или, как их еще называют "чистоговорки", приносят большую пользу.

Разучивая и повторяя эти короткие рифмованные игровые произведения, дети незаметно учатся правильной дикции и проговору трудных, неудобных словосочетаний и сложных слов. Скороговорки с напевами встречаются редко, потому что их мелодии не самостоятельны, а берутся детьми из других песен своего репертуара, чаще всего прибауток, или исполняются как импровизации.

Малые фольклорные формы обладают целым рядом качеств, которые позволяют использовать их как прекрасный материал для развития песенных импровизаций для детей. Среди этих качеств можно выделить следующие:

- яркость поэтических образов, разнообразие характеров

- напевность, музыкальность и лаконичность языка

- удобство для вокального исполнения

- наличие чувств, которые можно отразить в музыке

- вариативность текста, элементы игры, юмора.

Различными методическими приемами (наблюдение, показ картин, рассказ) педагог может создать у детей не только заинтересованность в исполнении этих народных текстов, но и желание как их обыгрывать и петь.

Конечно, развитие песенного творчества детей происходит наиболее активно и целенаправленно на музыкальных занятиях, но большую часть времени в условиях дошкольного учреждения ребенок общается с воспитателем, поэтому у воспитателя не меньше возможностей для развития песенного творчества детей. Поэтому можно предполагать, что малые формы фольклора могут быть той основой, на которой музыкальный руководитель и воспитатель может развивать песенное творчество детей.

Несмотря на имеющиеся данные теоретических исследований, а так же практического опыта работы в данном направлении, за последние годы целым рядом музыкальных руководителей, многие аспекты  проблемы детского песенного творчества остаются не совсем изученными. Нет поэтапной подборки стихов и малых фольклорных форм для песенного творчества. Не разработаны творческие задания и занятия, по данной проблеме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_kak_sredstvo_razvitiya_pesennogo_tvorchestva.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор как средство  развития песенного творчества

В настоящее время все очевиднее становится непреходящая ценность детского фольклора, те его свойства, которые согласуются с общей природой формирующегося человека - прежде всего с потребностью ребенка в ярком, бодром художественном слове.

В психологии [Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Н.Д.Литвинов и другие] доказана возможность и необходимость формирование у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру. Одним из средств, обеспечивающих эту возможность, является народное творчество [31].

 .

В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и понятные ребенку.

Пение былин, сказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом как сила, действующая в целях созидания. Один из пластов этого созидания - мудрость воспитания. Не случайно слово "фольклор", переводится буквально как "народная мудрость" . [34].

Народ - величайший педагог-мыслитель, педагог-практик. Теоретическая глубина и поэтическая прелесть, образность и афоричность - все слилось в поэтическом голосе народа. Недаром еще К.Д.Ушинский писал: "Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ, - с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю..." [К.Д.Ушинский "О народном элементе в русском воспитании"].

К.Д.Ушинский "О народном элементе в русском воспитании". Задача ученых-педагогов - осмыслить и классифицировать все ценное, что создано народом за его многовековую историю в области воспитания детей.

Духовно обогатить общество может народное поэтическое слово. Оно - образец духовного служения людям. Оно - как чистейший родник, бьющий из недр земли. Из поколения в поколение звучат материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылички, подговорки, басенки [32].

Выдающиеся русские и советские педагоги К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.П.Усова [51; 52] подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм, как средства воспитания культуры речи детей. Так, К.Д.Ушинский утверждал, что пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки помогают развить в детях чутье к звуковым красотам русского языка.

Е.И.Тихеева, Е.А. Флерина так же считают, что художественная литература, фольклор дают прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку. Загадки, пословицы, поговорки, писали они, образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений.

Прекрасным речевым материалом, на основе которого у ребенка развивается творчество выступают малые фольклорные формы: песенки, потешки, стишки, подговорки.

Потешка - это песенка-приговор, сопутствующий игре с пальцами, ручками, ножками ребенка. Известные всем "Ладушки", "Сорока".

В пестушках и потешках объединяются все важнейшие компаненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и настовительность. Еще больше этих качеств в прибаутках, отличающихся от  пестушек тем, что они уже не связаны с каким-либо игровым действием. Своим содержанием прибаутки напоминают маленькие сказочки:

"Стук-бряк по улице: скачет Фома на курице.

Куда Фома,  едешь? Куда погоняешь?

Сено косить.

На что тебе сено?

Коровок кормить.

Ребяток кормить!"

Движение - основа образной системы потешек, прибауток. Резко сменяются одна картина за другой. Внимание ребенка не задерживается долго на одной сцене.

"Ку-ка-ре-ку! Петушок

Подает голосок

На боярский дворок.

Дальше быстро меняются персонажи:

Курочка в сапожках

Избушку метет,

А петух на печи обувается,

А боров на палатях

Обедню поет,

А свинья в ожерелке

К обедне идет...

В потешках очень живописно, сказочно, подробно описывается образ:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые!

Специалисты по фольклору [М.Н.Мельников  и другие] считают, что детский земледельческий календарь образует свои циклы, зависящие от пестрой смены детских забав, первых посильных дел в доме и поле. Этот фольклор - часть быта взрослых, издревне включавших подрастающих детей в круг серьезных интересов, своих хозяйственных занятий [30].

Детский фольклор - своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Поэтому, такие виды фольклора, как считалки, дразнилки открывают широкий простор для импровизации и выдумки, так как они составляют неотъемлемую. часть многих детских игр.

Немало народной выдумки внесено в считалки. Считалки - рифмованный стишок, состоящий из продуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. В основе большинства считалок лежит счет. Считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий:

Тенчики-соренчики-                        Раз, два, три-

Летели голубенчики.                       Полетели комары!

Там чашки, орешки,

Сахар, медок,

Пойди - выйди, королек.

Безобидной и веселой словесной игрой детей старшего возраста является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Это скороговорки. Они широко бытуют и в настоящее время. Дети их часто исполняют и очень любят. Скороговорки, или, как их еще называют "чистоговорки", приносят большую пользу.

Разучивая и повторяя эти короткие рифмованные игровые произведения, дети незаметно учатся правильной дикции и проговору трудных, неудобных словосочетаний и сложных слов. Скороговорки с напевами встречаются редко, потому что их мелодии не самостоятельны, а берутся детьми из других песен своего репертуара, чаще всего прибауток, или исполняются как импровизации.

Малые фольклорные формы обладают целым рядом качеств, которые позволяют использовать их как прекрасный материал для развития песенных импровизаций для детей. Среди этих качеств можно выделить следующие:

- яркость поэтических образов, разнообразие характеров

- напевность, музыкальность и лаконичность языка

- удобство для вокального исполнения

- наличие чувств, которые можно отразить в музыке

- вариативность текста, элементы игры, юмора.

Различными методическими приемами (наблюдение, показ картин, рассказ) педагог может создать у детей не только заинтересованность в исполнении этих народных текстов, но и желание как их обыгрывать и петь.

Конечно, развитие песенного творчества детей происходит наиболее активно и целенаправленно на музыкальных занятиях, но большую часть времени в условиях дошкольного учреждения ребенок общается с воспитателем, поэтому у воспитателя не меньше возможностей для развития песенного творчества детей. Поэтому можно предполагать, что малые формы фольклора могут быть той основой, на которой музыкальный руководитель и воспитатель может развивать песенное творчество детей.

Несмотря на имеющиеся данные теоретических исследований, а так же практического опыта работы в данном направлении, за последние годы целым рядом музыкальных руководителей, многие аспекты  проблемы детского песенного творчества остаются не совсем изученными. Нет поэтапной подборки стихов и малых фольклорных форм для песенного творчества. Не разработаны творческие задания и занятия, по данной проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества. "В гости к сказочнице Арине"

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества: "В гости к сказочнице Арине" Этот материал по...

Развитие песенного творчества

Данные упражнения помогут  в игровой форме развить песенное творчество у дошкольников...

Задания на формирование песенного творчества детей

Цель: учить детей сочинять песенки персонажей известной им сказки, перевоплощаясь в их образы....

ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ (РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)...

Презентация "Песенное творчество – путь формирования музыкальности детей"

Формирование у детей способов самостоятельного применения выразительно-изобразительных средств для выражения своих чувств в песенном творчестве...

Танцевальное и песенное творчество дошкольников с использованием музыкального фольклора народов России

Танцевальное и песенное творчество ддошкольников с использованием музыкального фольклора народов России...