Статья старшего воспитателя Долговой Анны Васильевны "Детское экспериментирование"
статья на тему

Долгова Анна Васильевна

В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья старшего воспитателя ГБОУ д/с №1851  

Долговой Анны Васильевны на тему:

Детское экспериментирование

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача воспитателя,

на мой взгляд, лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. Свободная работа в развивающей среде – это возможность для ребенка осуществить самостоятельный поиск, возможность запустить в действие внутреннюю программу саморазвития.

В группах детского сада  создаются и успешно применяются в рамках плана по самообразованию «Детское экспериментирование» занятия с детьми по детскому экспериментированию. Дети становятся участниками экспериментов с водой, воздухом, светом. Различными материалами: дерево, бумага, резина, стекло, металл, камень. В процессе занятий проходят наблюдения за действием магнита и сил притяжения.
В ходе экспериментирования с растениями дети знакомятся с миром живой природы. Каждое занятие разделено на две части. Организация учебного процесса такова, что каждый ребенок имеет возможность после коллективной работы и обсуждения поэкспериментировать самостоятельно. Материал для работы мы вместе с детьми собираем во время прогулки.

Это происходит на занятиях, а можно ли экспериментировать дома?

Московская  осень очень красивая и продуктивная в плане сбора природного материала. Как раз в этот момент нам требуется помощь родителей для закрепления занятий по окружающему миру во время прогулок вне сада. Скоро зима вступит в свои права. Солнышко все реже и реже радует нас. Идет снежок или моросит дождик, дует пронизывающий ветер. Мы, подчиняясь погоде, вынуждены сокращать продолжительность прогулок, а иногда и вовсе от них отказываться. Время, проводимое ребенком дома, увеличивается. Чем заполнить непогожий день? Как организовать свое общение с ребенком? Как получить взаимную радость от общения? Какая деятельность будет интересна и родителям и их малышам?

В каждой семье на эти вопросы отвечают по-разному. Я же во время бесед с родителями узнаю об их совместных открытиях и находках.  Лично я – педагог с маленьким стажем призываю - «Давайте экспериментировать!»

Прилагаю свой план по самообразованию:

Примерный план  работы по самообразованию

Тема: «Детское экспериментирование»

Теоретическая часть работы

Сроки проведения

1.

Знакомство с методическим материалом Куликовской И.Э. и Совгир Н.Н.  «Детское экспериментирование». Выделение целей и задач программы по детскому экспериментированию в разделе «Измерение».

Сентябрь

2.

Определение целей и задач на изучение темы «Земля и ее место в солнечной системе»

Октябрь

3.

Выделить цели и задачи в разделе «Вещество».

Ноябрь

4.

Определение целей и задач на изучение темы «Движение».

Декабрь

5.

Выделение целей и задач по детскому экспериментированию в разделе «Свет и цвет».

Январь

6.

Определение целей и задач в разделе «Звук и слух».

Февраль

7.

Выделение целей и задач по изучению темы «Магнетизм».

Март

8.

Выделение целей и задач по теме «В мире электричества».

Апрель

9.

Определение целей и задач по детскому экспериментированию в разделе «Человек и закон природы».

Май

Практическая часть работы

Сроки выполнения

1.1

Сбор с детьми природного материала для уголка по детскому экспериментированию (шишки, палочки, скорлупа грецкого ореха, желуди, ракушки и др.).

Сентябрь

1.2

Изготовление родителями макета природного ландшафта (горы, лес, реки).

2.1

Вместе с детьми установить причинно-следственную связь различных природно-климатических зон и условий жизни на Земле (в тайге, тундре, пустыни и др.), посредством рассматривания картин, слайдов, карт, глобуса.

Октябрь

2.2

Помощь родителей в изготовлении модели «Портрет Земли».

3.1

Сбор с детьми различных предметов(пенопласт, деревянный брусок, камень, металлический предмет, изделия из стекла и пластмассы и др.), для экспериментирования с водой.

Ноябрь

4.1

Установить с детьми связь движения (перемещения) путем наблюдения за простыми механизмами( рычаг, блоки для подъема тяжестей, тачка –для перетаскивания грузов и т.д.).

Декабрь

4.2

Создание мини-среды «Движение» в уголке детского экспериментирования с участием родителей.

5.1

Наблюдение с детьми отражение предметов от зеркал, преломление луча света от фонарика, рассматривание калейдоскопа, просмотр диафильмов, смешивание цветов.

Январь

5.2

Создание мини-среды с участием родителей «Свет и цвет».

6.1

Повести с детьми эксперимент «Звучащий стакан», на прогулке послушать звук природы (скрип снега, падающей воды и др.).

Февраль

7.1

Во время прогулки познакомить детей со свойствами компаса. Провести эксперимент, направленный на знакомство детей со скрытыми свойствами магнита «Рисует магнит».

Март

7.2

Создание мини-среды «Магнетизм» в уголке детского экспериментирования с участием родителей группы.

8.1

Сформировать у детей опыт следования правилам безопасности при взаимодействии с электрическими приборами посредством бесед и рассматривания наглядного материала.

Апрель

8.2

На занятии по ознакомлению с окруж. миром познакомить детей с электрическими бытовыми приборами.

9.1

Во время прогулки наблюдать с детьми «чудеса» происходящие в природе( восход и заход солнца, радугу, туман, дождь и др.). Развивать у детей экологическое сознание.

Май

9.2

Провести итоговое занятие в форме игры «Что? Где? Когда?». На занятие пригласить родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ «МАЛЕНЬКИХ ЧТЕЦОВ» (разработан старшим воспитателем А.В. Долговой)

"Я лирных звуков наслажденья младенцем чувствовать умел" А.С.Пушкин.Для повышения эффективности взаимодействия педагогов, детей и родителей через вовлечение в совместную творческую деятельность, в наш...

«Организационно - методические условия создания библиотеки в ДОУ» Доклад старшего воспитателя Долговой А.В.

По статистике  интерес к детской  книге у родителей постепенно угасает по объективным и субъективным причинам. Для того, что бы  прочитать то или иное произведение, найти подходящее сти...

СТАТЬЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Статья «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» предназначена для воспитателей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребё...

Программа по этнокультурной составляющей для детей старшего дошкольного возраста. Республика Алтай Чойский район с.Сейка . Воспитатель Глущук Анна Викторовна

Использование национально - регионального компонента в условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования детского сада «Рябинка»...

Статья Воспитателя, Болачковой Анны Михайловны Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад № 10 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга. «Художественно – эстетическое развитие(рисование и лепка) – как

Ведущими целями обновленной программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее разви...

Буклет для педагогов и родителей "Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ". Авторы: Яценко Ольга Викторовна, воспитатель, Холмогорова Анна Игоревна, воспитатель

Буклет для педагогов и родителей "Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ". Авторы: Яценко Ольга Викторовна, воспитатель, Холмогорова Анна...

Статья для воспитателя детского сада. «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

laquo;Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию иссле...