подборка игр на закрепление навыков ориентировки у незрячих детей
картотека на тему

Снеткова Елена Владимировна

     В данном материале представлено краткое описание 4-х классических этапов обучения незрячих детей ориентировке и приведена небольшая картотека адаптированных игр. Игры разной сложности, есть простые, направленные на формирование начальных навыков ориентировки и достаточно сложные, для детей, уже достаточно свободно двигающихся в помещении. В играх закрепляются навыки ориентировки:

-на себе (в том числе знание частей тела);

- от себя;

-в большом пространстве;

-во времени;

развиваются: слуховое внимание, избирательность сл. внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_orietirovku.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, направленные на закрепление навыков ориентировки незрячего ребенка в игровой форме.

    Самостоятельность ребенка со зрительной патологий, его социальная активность во многом определяется тем, насколько он овладел навыками ориентировки и мобильности. Главным отправным моментом при формировании этих умений является овладение детьми 4-мя классическими этапами ориентировки.

     1-й этап. На этом этапе у ребенка формируется представление о своем теле и его симметричности, взрослый учит ребенка ориентироваться на себе – отличать свои руки, ноги, части тела, лица и учит, как их использовать.

     2-й этап. Создание у ребенка представления о себе, как о пространственном теле, являющемся точкой отсчета при ориентировке.

     На этом этапе ребенок знакомится с взаимоотношением между   слов, которые ребенок использует в речи, например: углы, стены, вход и слов, обозначающих направление ( на 1-м этапе – правая рука, на 2-м – справа от тебя). Очень важно убрать страх, который сковывает движения детей со зрительной патологией. Основной задачей 2-го этапа является формирование способов узнавания и называние предметов быта, игрушек. Акцент делается на особом размещении мебели – она не должна мешать движению, всегда стоять на своих местах. Здесь же знакомим ребенка с большими предметами, которые он не может обхватить руками, например: шкаф. В общении взрослого с детьми очень важна четкость речи. Часто используется приём, когда взрослый учит ориентировке, беря ребенка за руку, но не следует вести его всегда за одну и ту же руку, так как можно сформировать неравномерность походки.

     3-й этап. Моделирование предметно-пространственных отношений. Это сложный этап, на нем необходимо развивать у детей пространственное мышление. Оно является интеллектуальной деятельностью, обеспечивающей ребенку создание пространственных образов и оперирование ими в процессе ориентировки и передвижения

     4-й этап. Обучение ориентировке в пространстве с помощью схем. Это высший этап в работе по ориентировке, очень редко незрячие дети овладевают им в дошкольном учреждении.

     Приемы, используемые при обучении ориентировке.

      1. Совместное выполнение ориентировочных действий с ребенком.

      2. Последовательность выполнения действий в пространстве (создание образа действия) и поэтапность этого выполнения.

     3.    Повторение (до полного освоения).

     4.   Сопровождение речью (четкое, доступное описание).

Материал для работы должен быть доступным, занимательным, с постепенным усложнением. Очень важно вызвать у детей интерес к выполняемому действию, создать положительную мотивацию, чему служит создание игровой ситуации.

Солнышко и дождик.

     Цель. Учить детей двигаться на звуковой сигнал, ходить и бегать врассыпную, приучать их действовать по сигналу взрослого.

     Коррекц.цель. Развитие умения определять направление звука.

     Описание. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять!». Дети ходят по комнате. У воспитателя в руках зонтик с колокольчиком. После слов «Дождик, скорее ко мне!» воспитатель начинает звонить в колокольчик, дети должны подойти к нему и спрятаться под зонтом. После этого игра повторяется несколько раз, воспитатель каждый раз переходит на новое место.

Птички в гнездышках.

     Цель. Приучать детей быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

     Кор. Цель. Закрепление навыков ориентировки в групповом помещении.

     Описание. Каждый ребенок выбирает себе место в группе, где будет его «гнездышко», внимательно обследует и запоминает все, что находится вокруг. «Гнездышко» можно отметить, например, маленьким ковриком. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, приседают, разыскивая корм, летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу воспитателя «Птички, в гнездышки!» дети должны вернуться на свои места. Если ребенок не может найти свое место, воспитатель предлагает ему вспомнить, что находится рядом с его «гнездышком» и подсказывает, в каком месте группы находится сам ребенок. В том случае, когда ребенок не смог сориентироваться, воспитатель подсказывает ему, как добраться до домика, используя слова направо - налево, вперед – назад и т.д. Если у кого-то из детей «гнездышко» рядом с ненайденным домиком можно попросить его помочь товарищу и позвать его.

Найди свой домик.

       Цель. Учить детей действовать по сигналу.

       Кор. Цель. Развитие избирательности слухового внимания.

       Описание. В помещении выбираются 2 домика, например, два коврика в разных концах группы. Домики должны быть озвучены, например звуковыми игрушками, звуки которых отличаются друг от друга достаточно сильно. С помощью взрослого дети делятся на две группы. Каждая группа внимательно слушает и запоминает звучание своего домика. По сигналу воспитателя дети расходятся по группе. После слов: «Найди свой домик» они должны вернуться в свой домик, ориентируясь на звук.

Где звенит колокольчик?

     Цель. Закрепление умения определять направление звука.

     Кор. Цель. Овладение терминологией по ориентировке (справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу).

     Описание. Ребенок сидит на стульчике или на коврике. Если у ребенка есть остаточное зрение ему можно завязать глаза или попросить его закрыть их и не открывать во время игры. Воспитатель берет колокольчик и звенит перед ребенком, справа или слева от него и т.п. Каждый раз воспитатель просит ребенка показать направление, где звенит колокольчик, и назвать его.

Найди игрушку.

     Цель. Развитие эмоционально-волевой сферы (умение ждать).

     Кор. Цель. Закрепление навыков ориентировки на себе.

     Описание. Ребенок сидит на коврике или в середине маленького обруча. Воспитатель дает ему игрушку и предлагает поиграть с ней. Если ребенок видит, воспитатель предлагает ему закрыть глаза или завязать их. После чего, кладет игрушку справа или слева, спереди или сзади от ребенка и говорит ему, например: «Игрушка справа!».

Ребенок может взять игрушку только после сигнала воспитателя, например, хлопка.

Стучат, стучат колеса.

     Цель. Развитие двигательной активности ребенка.

     Кор. цель. Овладение терминологией по ориентировке (вперед, назад).

     Описание. Воспитатель и ребенок встают друг за другом и берутся за руки (составляют «паровозик»), если дети уже знакомы с игрой, паровозик можно построить из нескольких детей. Педагог декламирует стишок и вместе с ребенком выполняет предложенные действия.

Чух-чух, едет паровоз,

Много новеньких колес.

Чух-чух в город он идет,

Чух-чух, едет он вперед.

(Двигаемся вперед).

Чух-чух едет он назад,

(двигаемся назад),

Паровозик очень рад.

Назад-вперед, назад-вперед,

(двигаемся назад-вперед),

Ту-ту весело поет.

Что я могу.

     Цель. Развитие координации движений.

     Кор. цель. Закрепление навыков ориентировки на себе.

     Описание. Педагог читает стишок, выполняет предложенные действия  и помогает выполнить их ребенку.

Я могу в ладоши хлопать.

А ты?

Я могу ногами топать.

А ты?

Головой могу качать.

А ты?

Потом медленно присесть и встать.

А ты?

И  т.п.

Тряпичная кукла.

     Цель. Снятие мышечного напряжения.

     Кор. цель. Закрепление знания частей тела.

     Описание. Педагог вместе с ребенком рассматривает тряпичную куклу, называет части тела куклы. Потом читает стишок и предлагает ребенку показать действия на кукле. Взрослый обращает внимание ребенка на то, как двигаются ручки и ножки тряпичной куклы, а потом читает стишок еще раз, но движения выполняет уже сам ребенок.

Куколка тряпичная

Немного растрепалась:

И руки ее хлопали,

(машем расслабленными ручками и хлопаем по телу)

И ноги ее шлепали,

(топаем ногами)

А голова болталась.

(качаем головой из стороны в сторону).

Растягивание.

     Цель. Знакомим с понятиями «высоко» и «низко».

     Кор. цель. Снятие мышечного напряжения.

     Описание. Педагог читает стишок, а дети выполняют движения: высоко поднимают руки и тянутся вверх или приседают, опускаются вниз и сворачиваются в клубочек.

Посмотрите, мамы, папы!

Мы – высокие жирафы.

(педагог: «Высоко потянулись!»)

Станем мы потом малышки,

Словно маленькие мышки.

(педагог: «Низко присели!»).

Давай-ка.

     Цель. Установление эмоционального контакта с ребенком.

     Кор. цель. Закрепление знания частей тела.

     Описание. Педагог сидит на полу с ребенком и напевает следующую песенку, выполняя все, о чем в ней поется и  помогая ребенку выполнить эти действия.

Давай-ка сморщим носик,

Твой носик, твой носик,

Давай-ка сморщим носик,

Мой милый (имя ребенка).

Давай зажмурим глазки…

Давай притопнем ножкой…

Давай кивнем головкой…

Давай согнем коленки…

Давай помашем ручкой…

Где платочек?

     Цель. Вызываем у ребенка интерес к игрушке.

     Кор. цель. Закрепляем знание частей тела.

     Описание. Педагог рассматривает вместе с ребенком куклу, называет части тела куклы и сравнивает куклу с ребенком (у тебя есть ручки и у куклы есть ручки, и т. п.). Потом предлагает поиграть с куклой и с платочком. Например, педагог накрывает голову ребенка платочком, а тот должен накрыть платочком голову куклы. Затем, воспитатель накрывает платочком руку ребенка, а ребенок – руку куклы, и т. п. Можно играть и наоборот, сначала накрывать части тела куклы, а ребенок платочком будет накрывать себя. Во время игры обязательно надо называть все части, которые накрывает платочек.

Быстро и медленно.

     Цель. Знакомство с понятиями «быстро» и «медленно».

     Кор. цель. Закрепление знания частей тела.

     Описание. Педагог читает стишок, а дети выполняют описанные в нем действия в разном темпе.

Хлоп, хлоп,  хлоп в ладоши

Очень, очень медленно.

Хлоп, хлоп, хлоп в ладоши

Очень, очень быстро.

Топ-топ топай ножкой…

Качай, качай головкою…

Гладь, гладь, гладь животик…

Шлеп, шлеп по коленкам…

     Темп речи педагога помогает детям определить скорость выполнения движений.

Угадай!

     Цель. Развитие эмоционально-волевой сферы.

     Кор. цель. Закрепление навыков ориентировки на другом человеке.

     Описание. Педагог садится напротив ребенка и рассказывает ему, что у всех людей есть правая и левая стороны, но если сесть лицом друг к другу, то напротив правой руки ребенка будет не правая, а левая рука взрослого и т.д. Потом педагог зажимает в руке маленькую игрушку и говорит:

Угадай, в какой руке

Есть подарочек тебе.

     Если ребенок видит, он должен просто правильно назвать в какой руке находится игрушка. Если не видит, то он называет любую руку, а потом проверяет, есть ли в ней игрушка. Игра проводится несколько раз.

Карусель.

     Цель. Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами.

     Кор. цель. Закрепление навыков ориентировки в большом пространстве (ходьба по кругу).

     Описание. Для игры необходим большой обруч. Пока дети не  находится в центре обруча и держит его. Дети стоят за обручем и держатся за него правой или левой рукой. Педагог начинает читать стишок и поворачивается, дети произносят слова вместе с ним и двигаются по кругу быстро или медленно, как говорится в стишке.

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели

А потом кругом, кругом-

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не спешите,

Карусель остановите,

Раз и два, раз и два-

Вот и кончилась игра.

     После остановки педагог может предложить поиграть еще раз, только повернуться в другую сторону.

А что потом?

     Цель. Развитие произвольного внимания.

     Кор. цель. Закрепить знания детей о частях суток.

     Описание. Дети садятся на стульчики. Воспитатель объясняет правила игры: «Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в течении всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, пересядет на последний стул, а все остальные передвинутся». Можно ввести другой игровой момент. Воспитатель говорит: «Камешек у меня. Кому дать, кому дать?  Тот и будет отвечать».

     Педагог начинает: «Утром мы пришли в детский сад. Сделали зарядку. А что потом?» (передает камешек кому-либо из играющих). Ребенок отвечает. «А потом?» Воспитатель передает камешек другому ребенку и т.д. Важно, чтобы педагог употреблял слова, обозначающие части суток («Вечером мы…», «Днем мы…»).

Когда это бывает?

     Цель. Закрепить и уточнить знания детей о временах года.

     Кор. цель. Развитие произвольного внимания.

     Описание. Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, когда бывает много желтых листьев, когда собирают овощи и фрукты ит.д. «А сейчас я буду называть время года, а вы будете рассказывать, что бывает в это время, что делают люди». Отвечает тот ребенок, которому воспитатель передает мячик или любую другую игрушку. Играть можно и наоборот, когда воспитатель рассказывает о том, что бывает, а дети угадывают, что это за время года.

Узнай по голосу.

     Цель. Развитие слухового внимания.

     Описание. Дети сидят на стульчиках или на ковре, выбирается водящий, который становится спиной к игрокам. Дети говорят:

Ты загадку отгадай,

Кто тебя позвал, узнай.

     В это время воспитатель дает знак кому-нибудь из детей, и тот называет водящего по имени. Водящий должен угадать, кто его позвал. Игра проводится несколько раз, со сменой ведущего.

     

 

   

     

         

 

     

   

     

 

                                                                                                                                                                                                                                                 

 

     

 

             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подборка игр на закрепление навыков ориентировки у незрячих детей

В данном материале представлено краткое описание 4-х классических этапов обучения незрячих детей ориентировке и приведена небольшая картотека адаптированных игр. Игры разной с...

"Формирование у незрячих детей навыков самообслуживания" консультация для родителей

Рекомндации педагога родителям: Как приучить  незрячих детей пить и есть....

"Формирование у незрячих детей навыков самообслуживания"

Обучение ребенка действиям самообслуживания и бытового труда – основная задача родителей. Чем лучше у ребенка будут сформированы навыки самообслуживания, тем более приспособленным к жизни он вырастет....

Презентация "Закрепление навыков правильного звукопроизношения у детей. Этапы работы.

Презентация "Закрепление навыков правильного звукопроизношения у детей. Этапы работы....

Закрепление навыков правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием игрового комплекса "Кладоискатели"

quot;Кладоискатели" представляет собой игровой комплекс, включающий в себя различные варианты игр на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков у детей старшего дошкольного возраста....