Проект "История Новогодней игрушки"
материал на тему

Рогова Елена Анатольевна

 

       Проект

"История Новогодней игрушки"

Соавторы: Рогова Е.А.    

                     Маликова Н.В.

   Цель проекта: Повысить интерес к Новогодней игрушке, научиться её изготавливать.            

Продолжительность проекта:  конец декабря – начало января.

Тип проекта:

  • по составу участников - групповой (дети, родители, педагоги)
  • по целевой установке – информационный, практико - ориентированный.

Возраст детей:  подготовительная группа (6-7 лет)

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: мало игрушек на ёлку. Решили изготовить игрушки своими руками из различного материал

Задачи проекта:

  • для детей: выявить проблему и найти способы её решения; научиться изготавливать Новогоднюю игрушку разными способами из различного материала; познакомиться с историей возникновения новогодней игрушки.
  • для воспитателя: оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске её решения, в оформлении работ, в организации выставки; воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к ручному труду; развивать навыки коммуникативного общения; развивать познавательную активность дошкольников; познакомить с историей возникновения новогодней игрушки; привлекать родителей к участию в проекте; налаживать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников.
  • для родителей: помочь детям достичь положительных результатов; участие родителей в организации выставки

Продукты проекта:

  • для детей: поделка своими руками «Ёлочная игрушка», рисование  «Моя любимая игрушка»,  лепка «Ёлочные зверушки».
  • для воспитателя: организация выставки детских работ – музея, выставки «Старинные новогодние игрушки».
  • для родителей: участие в выставке детских работ.

Ожидаемые результаты по проекту:

  • для детей: развитие интереса детей к художественному творчеству; закрепление умений детей изготавливать игрушки.

 

  • для родителей: рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ; активное участие родителей в жизни детского сада и группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткое содержание проекта

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действие родителей

Подготовительный

(проблема, планирование, прогнозирование результатов)

Постановка проблемы: "Мало игрушек на ёлку. Решили изготовить игрушки своими руками"

Распределение информации по разным направлениям и организация сбора информации.

 

Деятельностный

(непосредственная деятельность по проекту)

Сбор информации и участие в беседе «Знакомство с ёлочной игрушкой». Знакомство детей с историей возникновения ёлочной игрушки, материалами, из которых её изготавливают. Самостоятельная художественная деятельность детей «Игрушка для ёлки». (Рисование, аппликация, ручной труд).

Оснащение предметно-развивающей среды (оформление группы в соответствии с темой, организация совместной выставки-музея)

Организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательных НОД соответствующей тематики.

Консультация для родителей «История новогодней игрушки».

Консультация для родителей «Новогодние игрушки своими руками»

Повышение творческой активности и сплоченности педагогов, родителей, детей.

Подборка информации по заданному плану.

Завершающий

(презентация продуктов проекта и рефлексия)

. Оформление музея

Подготовить детей для проведения экскурсии по мини – музею «Новогодняя игрушка».  Беседы о праздновании Нового года в семье. Объявить благодарность самым активным родителям за участие в организации проекта на родительском собрании.

Помощь в оформлении музея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Системная паутинка по проекту

Познание

Организация предметно- развивающей среды, связанной с темой.

Знакомить детей с историей ёлочной игрушки, материалами, из которых её изготавливают.

Чтение художественной литературы

Чтение С. Маршака "Двенадцать месяцев"

В. Одоевский "Мороз Иванович"

Заучивание стихов: С. Маршак "Елка", "Декабрь" З. Александровой "Дед Мороз"

Е. Ильина 'Наша елка"

Я. Аким "Елка наряжается"

К. Чуковский "Елка"

Е. Трутнева "Елка"

Е. Серова "Новогоднее'

Коммуникация

Дидактические игры: "Скажи наоборот"

(легкая – тяжелая, хорошо – плохо)

Составление рассказов "Как мы встречаем Новый год дома".

Составление описательного рассказа о своей елочной игрушке.

Участие в конкурсе "Елочная игрушка".

Социализация

Знакомить детей с историей возникновения елочной игрушки, материалами из которых ее изготавливают, с традициями украшать ёлку. Проведение беседы: «Дед Мороз и Санта-Клаус – братья, но не близнецы».

Труд

Участие детей в украшении группы и ёлки к празднику.

Безопасность

Консультации «О правилах безопасности при украшении ёлки; при эксплуатации ёлочной гирлянды», «Зачем праздник делать грустным»

Здоровье

Физкультминутки, пальчиковая гимнастика

Физическая культура

Подвижная игра «Догони снежный ком», «Что мы делали не скажем, а что делаем покажем», «Емеля догони»,«Провожаем старый год»

Формы взаимодействия с родителями

Консультации для родителей по привлечению детей к подготовке к празднику дома. Рекомендации по закреплению правил безопасности

при украшении ёлки, при использовании гирлянды. Совместный просмотр детьми и родителями мультфильма "Снежная королева"

Художественное творчество

Рисование на тему: «Моя любимая новогодняя игрушка». Конструирование ёлочных игрушек из бумаги.

Музыка

Пение «Зимушка»

Хоровод «Чудесные деньки»

«Танец снежинок», «Полька»

 

 

 

 

 

 

 

 

  НОД «История новогодней игрушки»

Тип НОД: итоговое.

Вид НОД: интегрированное (интеграция познавательно-речевое, художественно-эстетическое).

Цель: интеграция социокультурных явлений и ценностей в сферу личностных интересов и опыта ребенка на материале из истории новогодней игрушки

Задачи:

  1. Уточнить представления об истории появления новогодней игрушки;
  2. Систематизировать знания детей о вариативных материалах необходимых для изготовления новогодних игрушек;
  3. Развивать эмоциональную сферу ребенка при восприятии музыкально-художественных произведений новогодней тематики;
  4. Стимулировать творческую активность в условиях свободного экспериментирования с художественным материалом и инструментами;
  5. Актуализировать потребность в соблюдении праздничных традиций в детском саду и семье.

Формы работы с детьми: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая
Словарная работа: новогодние украшения, традиции, история,  стеклодув, папье-маше, войлок.
Предварительная работа: чтение сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»; чтение и просмотр мультфильмов «Двенадцать месяцев»,  «Морозко», «Серебряное копытце»; рассматривание и беседа о елочных новогодних игрушках, оформление полочки с новогодними украшениями из разного материала;   видео просмотр фрагментов балета «Щелкунчик».
Планируемый результат: перенос в сферу личностных интересов информации о новогодних традициях
Демонстрационный материал: письмо, мультимедийное сопровождение: изобразительный ряд вариантов ёлочных игрушек, искусственная ёлка, ноутбук, проектор, экран
Раздаточный материал: вариативный материал для детский работ, инструменты: клей, кисти, ножницы, фломастеры, степлер; музыкальные инструменты: колокольчики, треугольники, палочки
Музыкальные произведения  для прослушивания: П.И.Чайковский фрагмент увертюры к балету «Щелкунчик», «Танец Феи Драже»; В.А.Моцарт попурри в исполнении «Rondo Veneziano»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вы уже попрощались с новогодней ёлкой!
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему она у вас тогда стоит без наряда?
Дети: варианты ответов.
Воспитатель: Посмотрите-ка, под ёлочкой лежит письмо. Интересно, для кого оно?
Дети: надо прочитать
Воспитатель: А на конверте написано, что оно для ребят. Значит, можно его прочитать (можно предложить прочитать читающему ребёнку).
«Дорогие ребята, я так с вами хотела проститься до следующего года, чтобы вы запомнили меня нарядной и красивой! Но, к сожалению, все мои украшения таинственным образом исчезли. Если бы вы могли помочь мне вернуть мой наряд!»
Воспитатель: Вот это да! Ёлочка то у вас не простая, а сказочная. Как же мы сможем ей помочь?
Дети: Варианты ответов детей.
Воспитатель: Кто может подсказать, какое сейчас за окном время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Значит, и отправиться нам предстоит в зимнюю сказку. Вспомните, какие вы знаете зимние сказки?
Дети: перечисление сказок, с которыми дети знакомились.
Воспитатель: Может быть, вы и подсказать можете, где происходили события, описанные в этих сказках. А напомнят вам об этом имена авторов сказок.
Дети: Варианты ответов («Двенадцать месяцев» (С. Маршак, Россия), «Снежная королева» (Г.Х. Андерсен, Дания), «Морозко» (русская народная сказка), «Мороз Иванович» (Одоевский, Россия), «Госпожа Метелица» (братья Гримм, Германия), «Щелкунчик» (Э. Гофман, Германия)…).
Воспитатель: Кто напомнит, в какой из этих сказок рассказывается о празднике у новогодней ёлки?
Дети: Варианты ответов.
Воспитатель: Правильно, именно в сказке немецкого сказочника Гауфа «Щелкунчик», происходит волшебство около наряженной красавицы. Кто может подсказать, о ком из  главных героев говориться в начале сказки?
Дети: Мари и Фриц.
Воспитатель: Давайте мы подойдём к нашей гостье и попробуем представить, что могли бы увидеть Мари и Фриц на новогодней ёлке, которую им украсили родители.
Детям даётся время подойти к ёлке и подумать.
Воспитатель: Что нам поможет увидеть убранство ели?
Дети: Варианты ответов. Музыка.
Воспитатель: Чья музыка и какое произведение поможет нам оказаться в мире волшебства?
Дети: П.И. Чайковского к балету «Щелкунчик».
Под музыку дети обходят ёлку и описывают, какие игрушки они представляют на ней. После чего воспитатель им предлагает присесть на ковёр.

Воспитатель: С игрушками, которые вы только что описали, ёлочка действительно получилась бы нарядной. Надо вам сказать, что обычай украшать зелёные ветви игрушками к нам пришел тоже из Германии. Как вы думаете, а чем могли в старину украшать ёлку? Ведь в те времена из стекла не научились мастерить елочные украшения, а пластика, пенопласта и других материалов ещё не изобрели.
Дети: варианты ответов.
Воспитатель: А хотите посмотреть, как по-разному  украшали ель в старину?
Дети: да.
Одновременно с фотографиями идёт рассказ воспитателя.
Воспитатель: Вы правы, когда ещё не было таких красивых и разнообразных игрушек как сейчас, люди украшали ёлку тем, что у них было. Это могли быть яблочки, орехи. Потом к украшениям добавились свечи, пряники и печенья. Позже стали изготавливаться и более долговечные украшения:  люди золотили еловые шишки, пустые яичные скорлупки покрывали тончайшим слоем металла. Тут были и бумажные цветы и искусные поделки из ваты, из серебряной фольги возникали елочные феи, изящные звездочки, бабочки и забавные фигурки зверей, а из скрученных оловянных проволочек делали мишуру.
Есть легенда, что своим появлением на свет мишура обязана доброй фее: якобы волшебница превратила обычную паутину в сверкающие серебряные нити и подарила их детям.
 Спустя несколько лет мастера научились выдувать разноцветные шары из стекла, которые и украсили колючие ветки. Но, к сожалению, не все могли себе позволить такое украшение, оно было довольно дорогое. А чуда на праздник хотелось всем. Вот и наряжали ёлочку снежинками из фольги, войлочными шариками, вырезанными из дерева игрушками, вязаными варежками, носочками. Ведь потом многие из этих «украшений» могли сослужить хорошую службу ребятишкам. Ни один мороз не был страшен в таких «украшениях». Также на веточках могли появиться ангелочки. Ведь каждый человек верит, что у него есть свой ангел-хранитель. И, не забывая об этом, на ёлке можно было увидеть ангелов из ткани, бумаги, стекла.
Кроме шаров, мастера научились выдувать из стекла другие формы: шишки, грибы, разные звери и птицы, овощи и фрукты, герои сказок. Мне помниться ваша ёлка тоже была украшена игрушками, и все они были из разных материалов. Кто запомнил, из чего были сделаны украшения, пока они таинственным образом не пропали?
Дети: Варианта ответов (стекло, фольга, пластик, пенопласт, пластмасса).
Рассказ сопровождается детскими высказываниями по каждому слайду.
Воспитатель: Вы очень много знаете. А сможете ли вы использовать свои знания ведь просьбу нашей гостьи мы так и не выполнили. Как же мы всё-таки можем помочь ей? Пусть каждый предложит что-то своё.
Дети: Варианты ответов.
Воспитатель: Действительно, ведь украшения для  лесной красавицы мы можем сделать сами. Думаю, вы справитесь с этой задачей, и у каждого из вас получится своя неповторимая игрушка. А нашей ёлочке будет приятно, если мы её запомним нарядной, красивой. Выбирайте материалы и инструменты, которые помогу вам в работе.
Выбор материалов и инструментов детьми.
Воспитатель: Я думаю, что музыка вам подскажет, какое чудо вам сотворить.
Самостоятельная работа детей (изготовление новогодней игрушки).
После изготовления игрушки дети украшают ей ёлку.
Воспитатель: Посмотрите, какая ёлочка у нас получилась! Она стала такая же как была у вас на празднике?
Дети: Варианты ответов.
Воспитатель: Как вы думаете, почему она не такая?
Дети: Варианты ответов.
Воспитатель: Да Вы очень постарались! С нашей красавицей можно попрощаться, используя волшебство музыки.
Дети музицируют.
Воспитатель: Я думаю, что такие чудеса своими руками вы  сможете делать к любым праздникам дома и в детском саду.
Дети: Высказывания, где они могут применить полученные знания и умения.
Воспитатель: Предлагаю на память сфотографироваться всем вместе,  чтобы надолго запомнить ёлочку в волшебном наряде, ведь она этого так хотела!
Воспитатель делает фотографию детей у наряженной ели.

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

«Дед Мороз и Санта Клаус:

братья, но не близнецы».

Цель: расширять знания детей.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, а кто знает, чем Дед Мороз отличается от Санта-Клауса?

Ответы детей.

Воспитатель: Головной убор, чем отличается? Ответы детей.

Воспитатель: У деда Мороза- шапка, отороченная мехом. У Санта-Клауса – ночной колпак с помпончиком. А почему, как вы думаете?  Ответы детей.

Воспитатель: Это и  понятно в России зимой мороз и без шапки на улицу не выйдешь, никакой колпачок не спасёт.

Воспитатель: А теперь поговорим о верхней  одежде. У Деда Мороза тёплая шуба до пят,   подпоясанная кушаком. У Санта-Клауса -  короткая куртка. Почему? Ответы.

Воспитатель:   Да, на российском Севере без хорошей шубы замерзнешь. Она должна быть длинной (обычно красной), расшитой серебром – в виде восьмиконечных звёзд и других элементов традиционного русского орнамента, отороченная лебяжьим пухом или любым белым мехом.

Воспитатель: А какого цвета  шуба у Деда Мороза? Ответы.

Воспитатель: У Деда Мороза шуба может быть  красная, синяя и даже белая (допускаются и другие цвета, ассоциирующиеся с морозом).

У Санта-Клауса (как рекламирующего Кока-Колу)-только красная шуба. Пояс у Деда Мороза  - пояс белый либо с оторочкой  под цвет шубы. У Санта –Клауса-ремень с пряжкой. Объяснение простое на морозе кожаный пояс треснет.

Воспитатель: А теперь поговорим какая обувь у Деда Мороза и какая у Санта-Клауса.

У Деда Мороза – белые валенки. У Санта Клауса – черные сапоги. Европейские зимы – тёплые, а в русский мороз лучшая обувь –валенки. Борода у Деда Мороза длинная, до пояса, а то и до пят. Видели на открытках?   У Санта – Клауса –короткая борода. На лице у Санта-Клауса очки. Дед Мороз видит хорошо, поэтому –никаких очков! На руках Деда Мороза –тёплые варежки(рукавицы). У Санта – Клауса лёгкие перчатки. Перчатки хороши для осени, но в морозы лучше носить  варежки.  В одной руке Дед Мороз держит посох, в другой – мешок с подарками. В руках у Санта –Клауса – ничего. Подарки за спиной. Во первых, с посохом легче пробираться по сугробам. Во вторых, по легенде, как раз посохом Дед Мороз и морозит. Посох хрустальный или серебряный «как хрусталь», ручка витая. Санта – Клаус курит трубку. Дед Мороз ведёт здоровый образ жизни и не курит. А каким видом транспорта они приезжают к нам? Ответы.

 Воспитатель: Дед Мороз в санях, запряжённых тройкой лошадей. Санта Клаус ездит в повозке, запряжённой оленями. Санта – Клаус ездит в повозке, запряжённой оленями.  А помощники у них есть? (Ответы детей).

Воспитатель: Деду Морозу помогает его внучка, Снегурочка. Эта девушка, одетая  только в белые или голубые  одежды.  У Санта-Клауса  работают  эльфы. Дед Мороз и Санта-Клаус: братья, но не близнецы.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23_proekt_novogodnie_igrushki.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

       Проект

"История Новогодней игрушки"

Соавторы: Рогова Е.А.    

                     Маликова Н.В.

   Цель проекта: Повысить интерес к Новогодней игрушке, научиться её изготавливать.            

Продолжительность проекта:  конец декабря – начало января.

Тип проекта:

  • по составу участников - групповой (дети, родители, педагоги)
  • по целевой установке – информационный, практико - ориентированный.

Возраст детей:  подготовительная группа (6-7лет)

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: мало игрушек на ёлку. Решили изготовить игрушки своими руками из различного материал

Задачи проекта:

  • для детей: выявить проблему и найти способы её решения; научиться изготавливать Новогоднюю игрушку разными способами из различного материала; познакомиться с историей возникновения новогодней игрушки.
  • для воспитателя: оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске её решения, в оформлении работ, в организации выставки; воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к ручному труду; развивать навыки коммуникативного общения; развивать познавательную активность дошкольников; познакомить с историей возникновения новогодней игрушки; привлекать родителей к участию в проекте; налаживать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников.
  • для родителей: помочь детям достичь положительных результатов; участие родителей в организации выставки

Продукты проекта:

  • для детей: поделка своими руками «Ёлочная игрушка», рисование  «Моя любимая игрушка»,  лепка «Ёлочные зверушки».
  • для воспитателя: организация выставки детских работ – музея, выставки «Старинные новогодние игрушки».
  • для родителей: участие в выставке детских работ.

Ожидаемые результаты по проекту:

  • для детей: развитие интереса детей к художественному творчеству; закрепление умений детей изготавливать игрушки.

  • для родителей: рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ; активное участие родителей в жизни детского сада и группы.

Краткое содержание проекта

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действие родителей

Подготовительный

(проблема, планирование, прогнозирование результатов)

Постановка проблемы: "Мало игрушек на ёлку. Решили изготовить игрушки своими руками"

Распределение информации по разным направлениям и организация сбора информации.

Деятельностный

(непосредственная деятельность по проекту)

Сбор информации и участие в беседе «Знакомство с ёлочной игрушкой». Знакомство детей с историей возникновения ёлочной игрушки, материалами, из которых её изготавливают. Самостоятельная художественная деятельность детей «Игрушка для ёлки». (Рисование, аппликация, ручной труд).

Оснащение предметно-развивающей среды (оформление группы в соответствии с темой, организация совместной выставки-музея)

Организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательных НОД соответствующей тематики.

Консультация для родителей «История новогодней игрушки».

Консультация для родителей «Новогодние игрушки своими руками»

Повышение творческой активности и сплоченности педагогов, родителей, детей.

Подборка информации по заданному плану.

Завершающий

(презентация продуктов проекта и рефлексия)

. Оформление музея

Подготовить детей для проведения экскурсии по мини – музею «Новогодняя игрушка».  Беседы о праздновании Нового года в семье. Объявить благодарность самым активным родителям за участие в организации проекта на родительском собрании.

Помощь в оформлении музея.

Системная паутинка по проекту

Познание

Организация предметно- развивающей среды, связанной с темой.

Знакомить детей с историей ёлочной игрушки, материалами, из которых её изготавливают.

Чтение художественной литературы

Чтение С. Маршака "Двенадцать месяцев"

В. Одоевский "Мороз Иванович"

Заучивание стихов: С. Маршак "Елка", "Декабрь" З. Александровой "Дед Мороз"

Е. Ильина 'Наша елка"

Я. Аким "Елка наряжается"

К. Чуковский "Елка"

Е. Трутнева "Елка"

Е. Серова "Новогоднее'

Коммуникация

Дидактические игры: "Скажи наоборот"

(легкая – тяжелая, хорошо – плохо)

Составление рассказов "Как мы встречаем Новый год дома".

Составление описательного рассказа о своей елочной игрушке.

Участие в конкурсе "Елочная игрушка".

Социализация

Знакомить детей с историей возникновения елочной игрушки, материалами из которых ее изготавливают, с традициями украшать ёлку. Проведение беседы: «Дед Мороз и Санта-Клаус – братья, но не близнецы».

Труд

Участие детей в украшении группы и ёлки к празднику.

Безопасность

Консультации «О правилах безопасности при украшении ёлки; при эксплуатации ёлочной гирлянды», «Зачем праздник делать грустным»

Здоровье

Физкультминутки, пальчиковая гимнастика

Физическая культура

Подвижная игра «Догони снежный ком», «Что мы делали не скажем, а что делаем покажем», «Емеля догони»,«Провожаем старый год»

Формы взаимодействия с родителями

Консультации для родителей по привлечению детей к подготовке к празднику дома. Рекомендации по закреплению правил безопасности

при украшении ёлки, при использовании гирлянды. Совместный просмотр детьми и родителями мультфильма "Снежная королева"

Художественное творчество

Рисование на тему: «Моя любимая новогодняя игрушка». Конструирование ёлочных игрушек из бумаги.

Музыка

Пение «Зимушка»

Хоровод «Чудесные деньки»

«Танец снежинок», «Полька»

  НОД «История новогодней игрушки»

Тип НОД: итоговое.

Вид НОД: интегрированное (интеграция познавательно-речевое, художественно-эстетическое).

Цель: интеграция социокультурных явлений и ценностей в сферу личностных интересов и опыта ребенка на материале из истории новогодней игрушки

Задачи:

  1. Уточнить представления об истории появления новогодней игрушки;
  2. Систематизировать знания детей о вариативных материалах необходимых для изготовления новогодних игрушек;
  3. Развивать эмоциональную сферу ребенка при восприятии музыкально-художественных произведений новогодней тематики;
  4. Стимулировать творческую активность в условиях свободного экспериментирования с художественным материалом и инструментами;
  5. Актуализировать потребность в соблюдении праздничных традиций в детском саду и семье.

Формы работы с детьми: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая
Словарная работа: новогодние украшения, традиции, история,  стеклодув, папье-маше, войлок.
Предварительная работа: чтение сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»; чтение и просмотр мультфильмов «Двенадцать месяцев»,  «Морозко», «Серебряное копытце»; рассматривание и беседа о елочных новогодних игрушках, оформление полочки с новогодними украшениями из разного материала;   видео просмотр фрагментов балета «Щелкунчик».
Планируемый результат: перенос в сферу личностных интересов информации о новогодних традициях
Демонстрационный материал: письмо, мультимедийное сопровождение: изобразительный ряд вариантов ёлочных игрушек, искусственная ёлка, ноутбук, проектор, экран
Раздаточный материал: вариативный материал для детский работ, инструменты: клей, кисти, ножницы, фломастеры, степлер; музыкальные инструменты: колокольчики, треугольники, палочки
Музыкальные произведения  для прослушивания: П.И.Чайковский фрагмент увертюры к балету «Щелкунчик», «Танец Феи Драже»; В.А.Моцарт попурри в исполнении «Rondo Veneziano»

Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вы уже попрощались с новогодней ёлкой!
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему она у вас тогда стоит без наряда?
Дети: варианты ответов.
Воспитатель: Посмотрите-ка, под ёлочкой лежит письмо. Интересно, для кого оно?
Дети: надо прочитать
Воспитатель: А на конверте написано, что оно для ребят. Значит, можно его прочитать (можно предложить прочитать читающему ребёнку).
«Дорогие ребята, я так с вами хотела проститься до следующего года, чтобы вы запомнили меня нарядной и красивой! Но, к сожалению, все мои украшения таинственным образом исчезли. Если бы вы могли помочь мне вернуть мой наряд!»
Воспитатель: Вот это да! Ёлочка то у вас не простая, а сказочная. Как же мы сможем ей помочь?
Дети: Варианты ответов детей.
Воспитатель: Кто может подсказать, какое сейчас за окном время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Значит, и отправиться нам предстоит в зимнюю сказку. Вспомните, какие вы знаете зимние сказки?
Дети: перечисление сказок, с которыми дети знакомились.
Воспитатель: Может быть, вы и подсказать можете, где происходили события, описанные в этих сказках. А напомнят вам об этом имена авторов сказок.
Дети: Варианты ответов («Двенадцать месяцев» (С. Маршак, Россия), «Снежная королева» (Г.Х. Андерсен, Дания), «Морозко» (русская народная сказка), «Мороз Иванович» (Одоевский, Россия), «Госпожа Метелица» (братья Гримм, Германия), «Щелкунчик» (Э. Гофман, Германия)…).
Воспитатель: Кто напомнит, в какой из этих сказок рассказывается о празднике у новогодней ёлки?
Дети: Варианты ответов.
Воспитатель: Правильно, именно в сказке немецкого сказочника Гауфа «Щелкунчик», происходит волшебство около наряженной красавицы. Кто может подсказать, о ком из  главных героев говориться в начале сказки?
Дети: Мари и Фриц.
Воспитатель: Давайте мы подойдём к нашей гостье и попробуем представить, что могли бы увидеть Мари и Фриц на новогодней ёлке, которую им украсили родители.
Детям даётся время подойти к ёлке и подумать.
Воспитатель: Что нам поможет увидеть убранство ели?
Дети: Варианты ответов. Музыка.
Воспитатель: Чья музыка и какое произведение поможет нам оказаться в мире волшебства?
Дети: П.И. Чайковского к балету «Щелкунчик».
Под музыку дети обходят ёлку и описывают, какие игрушки они представляют на ней. После чего воспитатель им предлагает присесть на ковёр.

Воспитатель: С игрушками, которые вы только что описали, ёлочка действительно получилась бы нарядной. Надо вам сказать, что обычай украшать зелёные ветви игрушками к нам пришел тоже из Германии. Как вы думаете, а чем могли в старину украшать ёлку? Ведь в те времена из стекла не научились мастерить елочные украшения, а пластика, пенопласта и других материалов ещё не изобрели.
Дети: варианты ответов.
Воспитатель: А хотите посмотреть, как по-разному  украшали ель в старину?
Дети: да.
Одновременно с фотографиями идёт рассказ воспитателя.
Воспитатель: Вы правы, когда ещё не было таких красивых и разнообразных игрушек как сейчас, люди украшали ёлку тем, что у них было. Это могли быть яблочки, орехи. Потом к украшениям добавились свечи, пряники и печенья. Позже стали изготавливаться и более долговечные украшения:  люди золотили еловые шишки, пустые яичные скорлупки покрывали тончайшим слоем металла. Тут были и бумажные цветы и искусные поделки из ваты, из серебряной фольги возникали елочные феи, изящные звездочки, бабочки и забавные фигурки зверей, а из скрученных оловянных проволочек делали мишуру.
Есть легенда, что своим появлением на свет мишура обязана доброй фее: якобы волшебница превратила обычную паутину в сверкающие серебряные нити и подарила их детям.
 Спустя несколько лет мастера научились выдувать разноцветные шары из стекла, которые и украсили колючие ветки. Но, к сожалению, не все могли себе позволить такое украшение, оно было довольно дорогое. А чуда на праздник хотелось всем. Вот и наряжали ёлочку снежинками из фольги, войлочными шариками, вырезанными из дерева игрушками, вязаными варежками, носочками. Ведь потом многие из этих «украшений» могли сослужить хорошую службу ребятишкам. Ни один мороз не был страшен в таких «украшениях». Также на веточках могли появиться ангелочки. Ведь каждый человек верит, что у него есть свой ангел-хранитель. И, не забывая об этом, на ёлке можно было увидеть ангелов из ткани, бумаги, стекла.
Кроме шаров, мастера научились выдувать из стекла другие формы: шишки, грибы, разные звери и птицы, овощи и фрукты, герои сказок. Мне помниться ваша ёлка тоже была украшена игрушками, и все они были из разных материалов. Кто запомнил, из чего были сделаны украшения, пока они таинственным образом не пропали?
Дети: Варианта ответов (стекло, фольга, пластик, пенопласт, пластмасса).
Рассказ сопровождается детскими высказываниями по каждому слайду. 
Воспитатель: Вы очень много знаете. А сможете ли вы использовать свои знания ведь просьбу нашей гостьи мы так и не выполнили. Как же мы всё-таки можем помочь ей? Пусть каждый предложит что-то своё.
Дети: Варианты ответов.
Воспитатель: Действительно, ведь украшения для  лесной красавицы мы можем сделать сами. Думаю, вы справитесь с этой задачей, и у каждого из вас получится своя неповторимая игрушка. А нашей ёлочке будет приятно, если мы её запомним нарядной, красивой. Выбирайте материалы и инструменты, которые помогу вам в работе.
Выбор материалов и инструментов детьми.
Воспитатель: Я думаю, что музыка вам подскажет, какое чудо вам сотворить.
Самостоятельная работа детей (изготовление новогодней игрушки).
После изготовления игрушки дети украшают ей ёлку.
Воспитатель: Посмотрите, какая ёлочка у нас получилась! Она стала такая же как была у вас на празднике?
Дети: Варианты ответов.
Воспитатель: Как вы думаете, почему она не такая?
Дети: Варианты ответов.
Воспитатель: Да Вы очень постарались! С нашей красавицей можно попрощаться, используя волшебство музыки.
Дети музицируют.
Воспитатель: Я думаю, что такие чудеса своими руками вы  сможете делать к любым праздникам дома и в детском саду. 
Дети: Высказывания, где они могут применить полученные знания и умения.
Воспитатель: Предлагаю на память сфотографироваться всем вместе,  чтобы надолго запомнить ёлочку в волшебном наряде, ведь она этого так хотела!
Воспитатель делает фотографию детей у наряженной ели.

                                                 

Беседа

«Дед Мороз и Санта Клаус:

братья, но не близнецы».

Цель: расширять знания детей.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, а кто знает, чем Дед Мороз отличается от Санта-Клауса?

Ответы детей.

Воспитатель: Головной убор, чем отличается? Ответы детей.

Воспитатель: У деда Мороза- шапка, отороченная мехом. У Санта-Клауса – ночной колпак с помпончиком. А почему, как вы думаете?  Ответы детей.

Воспитатель: Это и  понятно в России зимой мороз и без шапки на улицу не выйдешь, никакой колпачок не спасёт.

Воспитатель: А теперь поговорим о верхней  одежде. У Деда Мороза тёплая шуба до пят,   подпоясанная кушаком. У Санта-Клауса -  короткая куртка. Почему? Ответы.

Воспитатель:   Да, на российском Севере без хорошей шубы замерзнешь. Она должна быть длинной (обычно красной), расшитой серебром – в виде восьмиконечных звёзд и других элементов традиционного русского орнамента, отороченная лебяжьим пухом или любым белым мехом.

Воспитатель: А какого цвета  шуба у Деда Мороза? Ответы.

Воспитатель: У Деда Мороза шуба может быть  красная, синяя и даже белая (допускаются и другие цвета, ассоциирующиеся с морозом).

У Санта-Клауса (как рекламирующего Кока-Колу)-только красная шуба. Пояс у Деда Мороза  - пояс белый либо с оторочкой  под цвет шубы. У Санта –Клауса-ремень с пряжкой. Объяснение простое на морозе кожаный пояс треснет.

Воспитатель: А теперь поговорим какая обувь у Деда Мороза и какая у Санта-Клауса.

У Деда Мороза – белые валенки. У Санта Клауса – черные сапоги. Европейские зимы – тёплые, а в русский мороз лучшая обувь –валенки. Борода у Деда Мороза длинная, до пояса, а то и до пят. Видели на открытках?   У Санта – Клауса –короткая борода. На лице у Санта-Клауса очки. Дед Мороз видит хорошо, поэтому –никаких очков! На руках Деда Мороза –тёплые варежки(рукавицы). У Санта – Клауса лёгкие перчатки. Перчатки хороши для осени, но в морозы лучше носить  варежки.  В одной руке Дед Мороз держит посох, в другой – мешок с подарками. В руках у Санта –Клауса – ничего. Подарки за спиной. Во первых, с посохом легче пробираться по сугробам. Во вторых, по легенде, как раз посохом Дед Мороз и морозит. Посох хрустальный или серебряный «как хрусталь», ручка витая. Санта – Клаус курит трубку. Дед Мороз ведёт здоровый образ жизни и не курит. А каким видом транспорта они приезжают к нам? Ответы.

 Воспитатель: Дед Мороз в санях, запряжённых тройкой лошадей. Санта Клаус ездит в повозке, запряжённой оленями. Санта – Клаус ездит в повозке, запряжённой оленями.  А помощники у них есть? (Ответы детей).

Воспитатель: Деду Морозу помогает его внучка, Снегурочка. Эта девушка, одетая  только в белые или голубые  одежды.  У Санта-Клауса  работают  эльфы. Дед Мороз и Санта-Клаус: братья, но не близнецы.                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среднесрочный творческий проект "История новогодней игрушки"

Сам прект, занятие к пректу, призентация....

Проект "История новогодней игрушки"

В помощь воспитателям....

Проект "История Новогодней игрушки" : подготовительная группа (6-7 лет)

Проект "История Новогодней игрушки" : подготовительная группа (6-7 лет)Цель проекта: Повысить интерес к Новогодней игрушке, научиться её изготавливать....

Творческий проект "История новогодней игрушки".

Задачи: v  Поддерживать у детей интерес к самостоятельной поисковой – исследовательской деятельности.v  Подводить детей к пониманию того, что новогодние игрушки – результат творческой ...

Познавательно - творческий проект " История новогодней игрушки"

Новый год – самый любимый, чудесный семейный праздник. Праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза. Что такое «Новый год? Кто его придумал? Для чего нужны новогодние игрушки? Какие они...

Проект "История новогодней игрушки"

Повысить интерес к истории елочной игрушки, нового года, укрепить связи поколений, приобщить к народной культуре. Активизировать поисковую деятельность дошкольников, развивать познавательные навыкии н...

Исследовательски-творческий проект «История новогодней игрушки»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА ВИД ПРОЕКТА: исследовательски – творческий.ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: 4 недели (среднесрочный проект)УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети,  родители и воспитатели группы «Кубаночка» (6-7 ...