" Мнемотехника в формате ИКТ "
статья (средняя группа) по теме

Тишкова Татьяна Владимировна

В статье раскрывается понятие "мнемотехника" и ее применение с использованием ИКТ (из опыта работы). Представлены мнемосхемы к сказкам "Три поросенка", "Лиса и волк", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Лисичка со скалочкой", созданные с помощью программы Power Point.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemoskhemy_v_formate_ikt.docx19.76 КБ
Файл prezentatsiya_mnemoshemy.pptx1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника в формате ИКТ.

ИКТ заняли прочные позиции в современном  ДОУ  и дают широкие возможности  воспитателю для создания своих образовательных ресурсов, применения  их в работе  и  повышения качества образования. Использование интерактивных средств способствует более эффективному  представлению информации и  лучшей реализации различных методов и приёмов.  В моей работе это позволило использовать приёмы мнемотехники на более высоком эстетическом и эмоциональном уровне.  Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации об окружающем мире, а также  структуры рассказа и развитие речи. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Ткаченко Т.А. называет этот метод предметно-схематическими моделями,  Воробьева В.К сенсорно-графическими схемами,  Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Мнемосхемы – это схематичные зарисовки текста. Опираясь  на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы предстают своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  • структуру рассказа,
  •  последовательность рассказа,
  • лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Для эффективной работы с мнемосхемами необходимо соблюдать следующие этапы:

  • 1. Введение элементов символов (формы, величины, действия).  
  • 2. Использование опорных схем в различных видах деятельности.
  • 3. Введение отрицаний.
  • 4. Сочетание символов, чтение цепочки их.
  • 5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)
  • 6. Творческое создание детьми опорных схем (причём, схемы дети могут создавать  самостоятельно и при помощи программы «ПервоЛого», которая включает в себя возможности графического редактора)

Педагогу мнемосхемы и таблицы позволяет создавать программа PowerPoint.

Вся работа строится  от простого к сложному. Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать затруднения, так как нелегко  следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными.  Поэтому  в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям  классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

 В результате использования мнемосхем и мнемотаблиц у детей появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появляется интерес к запоминанию стихов и потешек, словарный запас выходит на более высокий уровень, расширяется кругозор, дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

 Мнемосхемы и таблицы, представленные с помощью  технических средств, повышают мотивацию детей, активность и инициативность, расширяют возможность самостоятельной деятельности.

            Мнемосхемы к сказкам ( средняя группа):

«Три поросёнка»
 (рисунок 1)                        
«Лиса и волк»
(рисунок 2)
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
(рисунок 3)
«Лисичка со скалочкой»
(рисунок 4)                                 

                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд 2

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Слайд 3

Последовательность работы с мнемосхемами : 1. Введение элементов символов (формы, величины, действия). 2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален). 3. Введение отрицаний. 4. Сочетание символов, чтение цепочки их. 5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.) 6. Творческое создание детьми опорных схем.

Слайд 4

Результаты у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Слайд 5

« ЛИСА И ВОЛК»

Слайд 6

«ЛИСА И ВОЛК»

Слайд 7

«ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ»

Слайд 8

«ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ»

Слайд 9

«ЖИХАРКА»

Слайд 10

«ЖИХАРКА»

Слайд 11

«ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ»

Слайд 12

« ТРИ ПОРОСЁНКА»

Слайд 13

« ТРИ ПОРОСЁНКА»

Слайд 14

«СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Слайд 15

«СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование мнемотехники в формате ИКТ для развития речи детей дошкольного возраста"

Использование мнемотехники для развития речи в дошкольном возрасте...

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...

Уважаемые родители! Предлагаем для наших детей занятия, которые помогут формат «Сидим дома с пользой» сделать интереснее и увлекательнее. План работы в формате «Сидим дома с пользой» в разновозрастной группе № 9

План работы в формате «Сидим дома с пользой»в разновозрастной группе  № 9С  13.04.2020 г. по 20.04.2020 г.Воспитатели: Мельникова Е.В., Дрегалова О.М.Тематическая неделя «В...