" Мнемотехника в формате ИКТ "
статья (средняя группа) по теме
В статье раскрывается понятие "мнемотехника" и ее применение с использованием ИКТ (из опыта работы). Представлены мнемосхемы к сказкам "Три поросенка", "Лиса и волк", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Лисичка со скалочкой", созданные с помощью программы Power Point.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemoskhemy_v_formate_ikt.docx | 19.76 КБ |
prezentatsiya_mnemoshemy.pptx | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехника в формате ИКТ.
ИКТ заняли прочные позиции в современном ДОУ и дают широкие возможности воспитателю для создания своих образовательных ресурсов, применения их в работе и повышения качества образования. Использование интерактивных средств способствует более эффективному представлению информации и лучшей реализации различных методов и приёмов. В моей работе это позволило использовать приёмы мнемотехники на более высоком эстетическом и эмоциональном уровне. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации об окружающем мире, а также структуры рассказа и развитие речи. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Ткаченко Т.А. называет этот метод предметно-схематическими моделями, Воробьева В.К сенсорно-графическими схемами, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемосхемы – это схематичные зарисовки текста. Опираясь на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы предстают своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- структуру рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Для эффективной работы с мнемосхемами необходимо соблюдать следующие этапы:
- 1. Введение элементов символов (формы, величины, действия).
- 2. Использование опорных схем в различных видах деятельности.
- 3. Введение отрицаний.
- 4. Сочетание символов, чтение цепочки их.
- 5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)
- 6. Творческое создание детьми опорных схем (причём, схемы дети могут создавать самостоятельно и при помощи программы «ПервоЛого», которая включает в себя возможности графического редактора)
Педагогу мнемосхемы и таблицы позволяет создавать программа PowerPoint.
Вся работа строится от простого к сложному. Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать затруднения, так как нелегко следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Поэтому в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
В результате использования мнемосхем и мнемотаблиц у детей появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появляется интерес к запоминанию стихов и потешек, словарный запас выходит на более высокий уровень, расширяется кругозор, дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Мнемосхемы и таблицы, представленные с помощью технических средств, повышают мотивацию детей, активность и инициативность, расширяют возможность самостоятельной деятельности.
Мнемосхемы к сказкам ( средняя группа):
«Три поросёнка» (рисунок 1)
«Лиса и волк» (рисунок 2)
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (рисунок 3)
«Лисичка со скалочкой» (рисунок 4)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Последовательность работы с мнемосхемами : 1. Введение элементов символов (формы, величины, действия). 2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален). 3. Введение отрицаний. 4. Сочетание символов, чтение цепочки их. 5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.) 6. Творческое создание детьми опорных схем.
Результаты у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
« ЛИСА И ВОЛК»
«ЛИСА И ВОЛК»
«ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ»
«ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ»
«ЖИХАРКА»
«ЖИХАРКА»
«ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ»
« ТРИ ПОРОСЁНКА»
« ТРИ ПОРОСЁНКА»
«СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»
«СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование мнемотехники в формате ИКТ для развития речи детей дошкольного возраста"
Использование мнемотехники для развития речи в дошкольном возрасте...
Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»
АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...
Выступление на педагогическом совете: «Мнемотехника как прием обучения связной речи» на тему: «Экспериментальная работа по внедрению приемов мнемотехники в практику».
Экспериментальная работа по внедрению приемов мнемотехники в практику....
Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»
Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...
Уважаемые родители! Предлагаем для наших детей занятия, которые помогут формат «Сидим дома с пользой» сделать интереснее и увлекательнее. План работы в формате «Сидим дома с пользой» в разновозрастной группе № 9
План работы в формате «Сидим дома с пользой»в разновозрастной группе № 9С 13.04.2020 г. по 20.04.2020 г.Воспитатели: Мельникова Е.В., Дрегалова О.М.Тематическая неделя «В...
Онлайн-ресурсы, игровые форматы для дошкольников с учетом концепции здоровьесберегающего дистанционного формата (12.10.21)
Консуьтация для педагогов ДОУ на проблемном семинаре...
Онлайн-ресурсы, игровые форматы для дошкольников с учетом концепции здоровьесберегающего дистанционного формата (12.10.21)
Презентация к проблемному семинару для педагогов ДОУ...