Послушный карандашик в умелых ручках
методическая разработка на тему

Макарова Галина Сергеевна

Педагогическая технология адресована  родителям и педагогам дошкольного образования, которые стремятся помочь ребёнку научиться управлять своими мелкими мышцами, сделать движения точными, подготовиться к овладению трудным навыкам письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poslushnyy_karandashik_v_umelykh_ruchkakh.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

 «ПОСЛУШНЫЙ КАРАНДАШИК В УМЕЛЫХ РУЧКАХ»

(Педагогическая технология)

РАЗРАБОТЧИК: воспитатель Макарова Галина Сергеевна.

НАЗНАЧЕНИЕ: технология адресована  родителям и педагогам дошкольного образования, которые стремятся помочь ребёнку научиться управлять своими мелкими мышцами, сделать движения точными, подготовиться к овладению трудным навыкам письма.

   Решая задачи по обеспечению полноценного развития ребёнка, педагоги и родители не могут не задумываться над вопросом о  подготовке ребёнка к обучению в школе.

      Письмо является базовым навыком, на котором строится дальнейшее обучение ребёнка. Оно максимально развивает высшие психические функции, так как стимулирует передачу абстрактных понятий.

      Процесс письма психологически и физиологически очень сложен, так как в деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы зрения, слуха, многие мышцы тела.

  Систематическая работа с дошкольниками по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук развивает так называемую «ручную умелость» ребёнка, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Этому способствуют не только такие виды изобразительной деятельности, как рисование, лепка, аппликация, изготовление различных поделок из бумаги, проволоки, корешков дерева и других материалов, но и специальные упражнения (массаж пальчиков, пальчиковая гимнастика, графические задания, штриховка рисунков, в том числе и с помощью трафаретов).

ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ: способствовать развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук ребёнка.    

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ: создание предметно-пространственной среды, разработка перспективного планирования, осуществление воспитательно-образовательного процесса по разработанному тематическому плану.

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ: включение пальчиковых игр во все виды деятельности (утренняя гимнастика и гимнастика после сна, физкультпаузы и физкультминутки, кружковая работа и пр.);

использование художественного слова для пальчиковой гимнастики;

использование для работы с рисунком разнообразных трафаретов (линейки- трафареты, рамки Монтессори, транспортиры и пр.)

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать силу мышц через гимнастику пальцев и кисти руки.
  2. Развивать точность движений через выполнение различных штрихов по заданной траектории пунктира.
  3. Развивать гибкость суставов через силовые упражнения и дидактические игры.
  4. Развитие зрительного внимания, точного восприятия форм, пространственной ориентировки на листе бумаги, наглядно-образного мышления и воображения через задания с использованием различных трафаретов и транспортира.

Технология рассчитана на детей 4-7 лет.

Технология  используется на занятиях кружка «Послушный карандашик»

ЛИТЕРАТУРА: 

1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать;

2. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить;.

3. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников;

4. Анищенкова Е.С.  Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников;

5. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму.

ПЛАН

работы кружка «Послушный карандашик»

в средней группе

Тема

Содержание

Срок проведения

1-2

«Листочки»

«Осенние листочки»

1. Разрезные картинки (из 2-х частей).

2. Пальчиковая гимнастика:

«Кулачки-ладошки»,

«Большой пальчик здоровается с бра-тьями».

3.Рисование листочков по трафарету.

 

Сентябрь

3

«Грибочки»

1. Разрезные картинки (из 2-х частей).

2. П/г: «Кулачки-ладошки»,

«Пальчик, пальчик, где ты был?»

«Этот пальчик в лес пошёл…» (массаж).

3. Рисование по трафарету.

Октябрь

4-6

«Фрукты»

1. Разрезные картинки  (из 2-3 частей).

2. П/г: «Пальчик, пальчик, где ты был?»

«Яблоко спелое, красное, сладкое…»,

«Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл…»

3. Рисование по трафарету (круг, овал)

Октябрь

7-9

«Овощи»

1. Разрезные картинки (из 2-4-х частей)

2. П/г: «Хозяйка однажды с базара пришла» (здороваются),

«Засолка капусты»,

«Огуречик…»,

«Этот пальчик маленький…» (массаж).

3. Рисование по трафарету (круг, овал, треугольник).

Ноябрь

10-13

«Животные»

1.  «Перепутаница» (разрезные картинки из 2-х частей)

Кубики-картинки (из 4-х частей)

2. П/г: «Поза зайца», «Поза ежа»,

«Сидит белка на тележке…»,

«Ходит конь по бережку…»,

«Петушок»,

«Этот пальчик хочет спать…»,

«Тень-тень-потетень…».

3. Рисование по трафарету (круг, квадрат, треугольник, овал)

Декабрь

14

«Ёлочка»

1. «Кубики для всех»

2. П/г: «Ты, мороз, мороз, мороз»,

«Кулачки-ладошки»,

«Греем ладоши»

3. Рисуем по трафарету (треугольники)

Январь

15

«Снеговик»

1. «Найди такой же»

2. П/г: «Кулачки-ладошки»,

«Ты, мороз, мороз, мороз»,

«Греем ладоши»,

«Этот пальчик маленький» (массаж)

3. Аппликация.

Январь

16-19

«Транспорт»

1. «Помоги машинам найти свой га-раж»,

Домино,

 Разрезные картинки.

2. П/г: «Грузовик»,

«Качу, лечу во весь опор»,

«Матросская шапка, верёвка в руке»,

«Заводим мотор»,

«Ветер по морю гуляет…»,

«Этот пальчик маленький» (массаж)

3. Аппликация,

Рисование по трафарету (четырёх-угольник, круг)

Февраль

20-23

«Дома и люди»

1. «Город разноцветных человечков»,

«Палочки-выручалочки»

2. П/г: «Этот пальчик - дедушка»

«Строим дом»,

«На полянке стоит дом»,

«В гости к пальчику большому»,

«Этот пальчик хочет спать»,

«Раз, два, три, четыре,

Кто живёт в моей квартире?» (массаж)

3. Аппликация,

Рисование по трафарету,

Коллаж.

Март

24-26

«Солнце и цветы»

1. «Цветы на клумбах» (по цвету, по величине, по форме)

2. П/г: «Солнышко»,

«Греем ладони»,

«Солнышко-ведрышко…»

«Бабочка»,

«Спал цветок и вдруг проснулся»

3. Рисование по трафарету (круги разного размера).

Апрель

ПЛАН

работы кружка «Послушный карандашик»

в cтаршей группе

Тема

Содержание

Срок проведения

1-8

«Осень»

(Осенний лист. Гриб. Яблоко. Груша. Лук. Капуста. Шапка)

1.Стихи «Золотые тихие рощи и сады», «Хозяйка однажды с базара пришла…», загадки.

2.П/г «Палец толстый и большой», «Кулачки-ладошки», «За грибами», «Засолка капусты»

3.Работа с рисунком.

Сентябрь

Октябрь

9-11

«Животные»

(Ёжик. Кошка. Заяц.)

1.Загадки, д/и «Дикие и домашние животные»

2. П/и «Этот пальчик в лес пошел», «Пальчик, где ты был», «Кто живет в моей квартие», «Кулачок-ребро-ладошка», «Зайчики идут с морковкой» «Котенок точит когти»

3. Работа с рисунком

Ноябрь

12-14

«Зима»

(Снеговик. Снегурочка. Дед Мороз)

1.Рассказ о зимних забавах, о праздниках.

2. П/г «Греем ладони», «Полеты снежинок», «Ты, мороз…», «Кулачки-ладошки».

3. Работа с рисунком

Ноябрь

15-16

«Люди»

(Девочка. Мальчик)

1. Д/и «Одежда для девочек и для мальчиков»

2. П/г «Этот пальчик маленький», «Прогулка, «Ты Мороз…», «Кулачки-ладошки».

3. Работа с рисунком

Январь

17-19

«Транспорт»

(Машина. Автобус.Танк. )

1. Загадки.

2. П/г «Заводи мотор», «Вырываются машины», «Шофер», «Поехали…»

3. Работа с рисунком.

Февраль

20-24

«Весна»

(Солнышко. Цветок в вазе. Дерево. Птицы. Кораблик)

1.Стихи «Идет матушка весна…», загадки о временах года

2. П/г «Домик», «Солнышко», «Семья» , «Птица и птенчики»

3. Работа с рисунком

Март

Апрель

25-26

«Посуда»

(Тарелочки. Чайник и чашка)

1. «Федорино горе»

К. Чуковский.

2. П/г «В гости к пальчику большому»,

«Посуда», «Вращение»,

Подъем и опускание ладоней.

3. Работа с рисунком

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 3-5 лет

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...

Годовой план кружковой работы "Умелые ручки"

Воспитываю интерес к аппликации, усложняя её содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений....

Дополнительные занятия кружка "Умелые ручки". Творческие проекты детей как мотивация к познанию.

Совместно с воспитателем воспитанники старшей-подготовительной группы детского сада изучают элементы деятельности по конструированию, моделированию, ручному труду. В рамках учебного раздела программы ...

Программа кружка "Умелые ручки" для детей 3-7 лет

Содержание занятий кружка «Умелые ручки» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.   Детское творчество...

умелые ручки

Тема: « Сказочная  объёмная аппликация  "Аппликация(от лат. applicatio — прикладывание) — один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании различных форм и наклеивании, нашиван...

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости: «Умелые ручки».

Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в ДОУ, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму "Умелые ру...

Презентация "Послушный карандашик"

Знакомство с клеткой и ориентировка на листе бумаги...