ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СПЕЦИАЛИСТОВ В РАМКАХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО СОВЕТА .
учебно-методический материал на тему
Мы много говорим о помощи особым детям и их семьям. Но иногда поддержка необходима и специалисту, работающему с семьёй...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnaya_podderzhka_spetsialistov_v_ramkakh.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СПЕЦИАЛИСТОВ В РАМКАХ
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО СОВЕТА
А.В. Макухина
СПб ГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Выборгского района», учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
М.В. Плетенёва
СПб ГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Выборгского района», педагог-психолог первой квалификационной категории
В работе каждого специалиста, независимо от его опыта и области деятельности, случаются моменты, когда он не понимает, как действовать дальше. Возникают ситуации, когда различные способы, подходы, методы, которые он использовал в конкретном случае, оказались неэффективными. Такое происходит при работе с детьми с различными нарушениями – со множественными пороками развития, немотивированной агрессией, расстройствами аутичного спектра и многими другими, с которыми специалисты сталкиваются в повседневной практике.
В таких ситуациях специалист чувствует растерянность, дискомфорт, переживает собственную некомпетентность, поскольку он не справляется с ситуацией как профессионал. Он не может найти решение самостоятельно и нуждается в поддержке коллег.
Пространство, где возможно вынесение данной проблемы и обсуждение её – это Реабилитационный совет, на котором присутствуют специалисты из разных областей: врач, инструкторы по физической культуре, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, учителя-логопеды, педагоги дополнительного образования. Часто оказывается, что не один специалист испытывает сложности в работе с конкретной семьей, что возникшие вопросы актуальны и для других. Это тоже является определенной моральной поддержкой для обратившегося за помощью.
Коллективное обсуждение помогает взглянуть на проблему другими глазами, проговорить и осознать моменты, которые были незаметны ранее. Таким образом, появляется возможность создать целостную картину происходящего, наметить пути решения проблемы, согласовать особенности индивидуальной и, по необходимости, комплексной работы с ребенком и его ближайшим окружением.
Необходимо учитывать особое состояние специалиста, выносящего свои трудности в работе на всеобщее обсуждение. Сложно признаться коллегам в том, что ты не можешь самостоятельно справиться с ситуацией, что твоего опыта, знаний, профессиональных навыков недостаточно. Специалист особенно уязвим в данном случае, что требует такта, корректности и чувствительности при обсуждении. Важно донести до него мысль, что трудности случаются у каждого, это часть нашей ежедневной работы.
При обсуждении должны соблюдаться определенные принципы:
- поддержка специалиста;
- доброжелательное и уважительное отношение к высказывающемуся;
- обсуждение не специалиста, а возникшей проблемы;
- высказывания от первого лица ( « в подобных случаях мне помогает / я пробую делать вот это…» );
- соблюдение очередности и внимательное выслушивание каждого.
На первый взгляд, вышеперечисленные принципы являются элементарными и общеизвестными. Но, к сожалению, соблюдаются они далеко не всегда и не всеми. В результате специалист не может раскрыться, поделиться проблемой и принять рекомендации. Любое осуждение, обвинение, давление лишает его чувства безопасности и желания искать помощи у коллег, заставляет его закрываться и отстраняться от проблемы. Соблюдение профессиональной этики является необходимым условием для создания атмосферы доверия, которая способствует эффективному преодолению трудностей.
Таким образом, реабилитационный совет обнаруживает еще одну дополнительную функцию. Оказание коллегами поддержки друг другу, разрешение проблем отдельных специалистов и повышение их уверенности в собственной способности преодоления трудностей способствует сплочению команды и росту профессионализма отдельных специалистов.
Как следствие, описанная выше работа положительно влияет на взаимодействие специалистов с ребенком и его семьей, что является одним из важнейших условий успешной социальной реабилитации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная позиция специалиста-консультанта
Курсовая работа по теме: "Профессиональная позиция специалиста консуьтанта"...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Модель поддержки специалистов Консультационных центров с использованием дистанционного ресурса ВИТА: взаимодействие, информирование, тиражирование, актуальность».
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №143 Невского района Санкт-ПетербургаКонсультационный центр МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Модель под...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Модель поддержки специалистов Консультационных центров с использованием дистанционного ресурса ВИТА: взаимодействие, информирование, тиражирование, актуальность».
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №143 Невского района Санкт-ПетербургаКонсультационный центр МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Модель под...
Методические рекомендации «Модель поддержки специалистов Консультационных центров с использованием дистанционного ресурса ВИТА: взаимодействие, информирование, тиражирование, актуальность».
методические рекомендации...
ЭССЕ «Персонализированная модель методической поддержки педагогов в рамках детского сада»
помощь молодому педагогу...
Эссе «Персонализированная модель методической поддержки педагогов в рамках ДОУ»
На протяжении нескольких лет являюсь наставником начинающим педагогам ДОУ. Опираясь на свой опыт, могу сказать, что наиболее действенная модель методической поддержки педагогов - персонализированная. ...
Дистанционная поддержка семьи в рамках организации коррекционно-педагогической работы
Дистанционная поддержка семьи в рамках организации коррекционно-педагогической работы...