ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ НА БАЗЕ ЦСРИиДИ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА.
учебно-методический материал на тему
В данной статье освещаются некоторые аспекты комплексной работы с детьми с нарушением слуха в Центре социальной реабилитации инвалидов. В частности рассматривается программа "Учимся слушать", составленная сурдопедагогом Центра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-pedagogicheskaya_rabota_na_baze_tssriidi.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ НА БАЗЕ ЦСРИиДИ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА.
Реабилитация глухих и слабослышащих детей включает в себя комплекс медико –психолого - педагогических мероприятий : раннее выявление дефекта, раннее и успешное слухопротезирование, проведение социально-педагогической работы. Основными направлениями работы сурдопедагога в условиях Центра социальной реабилитации являются формирование и развитие навыков слухового восприятия, познавательных процессов, коммуникативной сферы.
Процесс развития ребёнка с нарушением слуха носит комплексный характер и охватывает все основные сферы: познавательную, коммуникативную, физическую. Развитие ребёнка с особенностями во многом зависит от социально-педагогической среды. При посещении ЦСРИиДИ и ребёнок и родители попадают в специальным образом организованную среду, в которой активизируется потенциал ребёнка, повышая тем самым возможности его социальной адаптации.
Для успешной работы с детьми с нарушенным слухом была разработана программа социально-педагогической реабилитации. Программа строится на основе общих закономерностей развития детей раннего, дошкольного и школьного возраста в норме и патологии, сензитивных периодов в развитии психических процессов, актуальном и потенциальном уровне развития, «зоне ближайшего развития». Эти положения разработаны в отечественной педагогике и психологии Выготским Л.С., Давыдовым В.В., Элькониным Д.Б., Запорожцем А.В., Леонтьевым А.Н. и др.
Данная программа работы дефектолога-сурдопедагога ЦСРИ и ДИ отделения социальной реабилитации составлена с опорой на основные и коррекционные программы воспитания и обучения, утверждённые Министерством образования Российской Федерации, в которых сформулированы направления обучения и коррекции нарушения развития у детей раннего, дошкольного и школьного возраста.
Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения:
обеспечивать общее разностороннее развитие глухих детей на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и приобщения их ко всему, что доступно для овладения слышащим сверстникам;
организовывать специальную коррекционно-воспитательную работу с учетом структуры дефекта и индивидуальных особенностей детей;
осуществлять деятельный подход к воспитанию глухих детей, т.е. проводить все виды воспитательной работы (образовательную и коррекционную) в русле основных видов детской деятельности;
широко использовать и развивать остаточный слух у детей ;
использовать речевые средства в естественных и специально созданных ситуациях общения с детьми;
осуществлять преемственные связи между специальными школьными и дошкольными учреждениями и ЦСРИ и ДИ.
Программа составлена с учётом структуры и степени выраженности дефекта; ведущих мотивов и потребностей ребёнка в разные возрастные периоды. Существует три блока - для детей раннего, дошкольного и школьного возраста, имеющих нарушение слуха.
Усвоение программного материала осуществляется тремя способами: действием, изображением, речью (устной, письменной, дактильной) в различном их соотношении в зависимости от этапа обучения и условий коммуникации.
Перечисленные принципы отражают современное понимание проблемы развития аномальных детей дошкольного возраста и путей коррекции дефекта.
Т.к. дети, посещающие занятия в ЦСРИ и ДИ, различны по возрасту, тяжести нарушений, особенностям индивидуального развития, специалистом подбирается комплекс методов и приёмов работы индивидуально для каждого ребёнка. Благодаря этому поставленные задачи решаются наиболее успешно.
Задачами данной программы является следующее:
- Создание условий для развития сохранных познавательных функций и личностных особенностей.
- Осуществление сенсорного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности.
- Развитие психических функций восприятия, памяти, мышления, воображения.
- Коррекция интеллектуального развития, формирование умения сравнивать, анализировать, делать самостоятельные выводы, рассуждать.
- Развитие внимания.
- Формирование механизмов волевой регуляции и саморегуляции в процессе осуществления заданной деятельности, развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на конкретном действии.
- Овладение умением описать в устной форме свои действия с предметным материалом, рассуждать, строить высказывание.
- Формирование положительной мотивации к занятиям.
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое действие до конца.
- Развитие разговорной связной речи.
Программа реализуется на систематических индивидуальных, а также комплексных ( совместно с другими специалистами ) занятиях. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, курс включает в себя 16 занятий. В год, как правило, проводятся 3 таких курса.
В настоящее время более 25 детей разного возраста с различной степенью потери слуха, в т.ч. и перенесшие операцию по кохлеарной имплантации, успешно прошли определённое количество курсов по этой программе. По результатам диагностики, в большинстве случаев наблюдается положительная динамика: улучшаются навыки слухового восприятия, дети становятся более организованными на занятиях, а самое главное – они становятся более общительными, лучше взаимодействуют как со сверстниками на занятиях, так и с окружающими людьми в обыденной жизни.
Таким образом, более чем трёхлетний опыт работы показал, что такой комплексный
подход при реализации данной программы способствует более успешному решению
проблем каждого конкретного ребёнка и свидетельствует о
больших возможностях этой формы работы.
Дефектолог-сурдопедагог ЦСРИиДИ
Макухина А. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом в процессе режимных моментов
Содержание коррекционно-развивающей работы, в соответствии с Федеральными Государственным образовательным стандартом образования, в настоящее время направлено на со...
Организация слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха.
В данной статье содержится информация о необходимости и значимости создания слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха....
Особенности работы с детьми с нарушением слуха и зрения, с нарушением опорно - двигательного аппарата
нарушение слуха: особенности работы с ребенком после кохлеарной имплантации...
Консультация для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ «Арт - терапия как средство развития когнитивных процессов в работе с детьми с нарушениями слуха в дошкольном образовании»
Консультация для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ...
Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушение слуха
Содержание Введение………………………………………………………&h...
Педагогические технологии, методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха из опыта работы учителя-дефектолога.
На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, педагогических технологий, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучен...
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И НАРУШЕНИМ ЗРЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ЗРЕНИЯ...