Приобщение к народной культуре
консультация на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ
Северо-Восточное Окружное Управление Образования
Государственное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида № 696 г. Москвы
Приобщение к народной культуре
Опыт работы
воспитателя логопедической группы
ГОУ детский сад
комбинированного вида № 696
Петренко Ольги Николаевны
Москва 2009 г.
Проблема приобщения детей к русской народной культуре вызывает в последние десятилетия большой интерес ученых: педагогов и психологов, социальных педагогов и педагогов дополнительного образования, этнопедагогов, этнопсихологов и - она является одной из самых популярных тем. Это связано с серией социальных, экономических и политических кризисов в России и росту потребности в самоиндентификации и самоактуализации. Поэтому особенно значимым на этапе дошкольного возраста становится уважение к своим предкам, родной земле и народному творчеству.
Актуальность данной проблемы обусловлена современными тенденциями развития российской системы дошкольного образования, которые свидетельствуют о том, что необходима серьезная целевая государственная программа, которая решила бы задачи воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.
Однако эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории (В.Ф.Одоевский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский и др.).
Понимание особой роли искусства в приобщении детей к русской народной культуре нашло отражение в современных исследованиях А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой, методических разработках Т.Я.Шпикаловой, в которых указываются пути осуществления культурно-эстетического и художественного воспитания подрастающего поколения.
Приобщение детей к русской народной культуре.
(Методика разработана воспитателем ГОУ детского сада № 696 СВАО г.Москвы О.Н.Петренко).
Несмотря на разработанность методических основ приобщения детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности, до сих пор остается не разработанной системная диагностика.Это отрицательно влияет на формирование механизма управление качеством образовательного процесса в детском саду, так как не позволяет сформулировать цели обучения и воспитания детей через результаты. Кроме того, отсутствуют единые критерии оценки как целей, так и результатов образования.
В нашем саду была разработана и опробирована методика диагностики детей по приобщению к русской народной культуре.
Методика диагностики воспитанников ГОУ.
Целью диагностик детей является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников ГОУ, касающихся:
- уровня сформированности знаний о предметах народного быта. Народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, умения осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре;
- потребности использовать данные знания и умения на практике;
- уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.
Диагностика проводилась в 5 этапов.
На 1-м этапе проверяются:
Знания названий и назначения предметов русского народного быта с помощью проведения настольно-печатной игры «Ремесла на Руси».
Ребенок раскладывает карточки с изображениями орудий труда на одну большую карту с изображением одного вида ремесла, назывет предметы и объясняет, почему положил эти предметы на данную карту.
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок может получить 6 баллов.
Умение использовать в соответствии с назначением предметы русского быта в процессе проведения дидактической игры «Чудесный сундучок» («Знакомство детей с русским народным творчеством» / автор-сост. А С. Куприна и др.).
Испытуемому загадываются загадки (5-10) о предметах быта. Ребенок отгадывает и называет предметы, показывает способ применения.
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок может получить 10 баллов.
На 2-м этапе проверяются:
Умение воспроизводить характерные признаки предметов русского народного быта в продуктивных видах деятельности в процессе занятий по лепке, аппликации и рисованию.
Детям загадываются загадки (3-5) о предметах быта и предлагается изобразить (нарисовать, слепить или наклеить) отгадку.
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок может получить 5 баллов.
Знание разных видов народно-прикладного творчества с помощью дидактической игры «Народные промыслы» Г.С Швайко.
Детям предъявляются поочередно игрушки и предметы различных промыслов(10). Ребенок должен назвать вид народного искусства (возможны уточняющие вопросы к детям: Какие мастера выполнили игрушку? Какой росписью расписана игрушка? Материал, из которого она изготовлена?).
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок может получить 10 баллов.
На 3-м этапе проверяется:
Умение ориентироваться на практике в разных видах народно-прикладного творчества в процессе проведения дидактических игр «Народные узоры» (Швайко Г.С. «Ребенок в детском саду» // Дошкольное воспитание. 2004. № 1) и «Что изменилось?» (Курочкина Н. Что изменилось? // Дошкольное воспитание. 2004. № 6).
Игра «Народные узоры»
Материал: карта, разделенная на 16 клеток. Элементы декоративной росписи (городецкой, дымковской, хохломской, гжельской).
Ход игры: ребенку предлагается разложить по клеткам «узоры» таким образом, чтобы в каждом горизонтальном ряду были элементы только одного вида росписи.
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок может получить 10 баллов.
Игра «Что изменилось?»
Материал: несколько предметов быта и посуды различных народных росписей (Хохлома, Гжель, Городец, Жостово и др.).
Ход игры: воспитатель ставит пять предметов различных росписей. Ребенок должен запомнить расположение. Воспитатель меняет их местами или убирает какой-либо предмет. Ребенок должен угадать, что изменилось, какого предмета не стало и описать его.
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок может получить 10 баллов.
Умение использовать разные виды народно-прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности во время проведения занятия «У матрешки день рождения» (конспект занятия приведен в сб.: Народное искусство в воспитании детей /под ред. Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2000. С. 118).
Детям предъявляются силуэты игрушек и предметов, сделанных из бумаги. Предлагается определить силуэт и расписать нужным стилем.
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок может получить 10 баллов.
На 4-м этапе проверяется:
Знания русских народных праздников и традиций — с помощью опроса детей.
Детям даются сюжетные картинки с изображением народных календарных праздников и предлагается ответить на вопросы: какие осенние праздники они знают (осенины или капустница — сбор урожая, заготовка запасов: квашение капусты, засолка овощей и т.п.); названия зимних праздников (Рождество Христово, Новый год с колядками); названия весенних праздников (Масленица -проводы зимы, Пасха и т.п.); в какое время года они бывают.
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок может получить 8 баллов.
Умения использовать знания русских народных праздников и традиций определяются с помощью дидактической игры Т.Ф. Барыкиной «Отгадай праздник» (Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-пресс, 2003). В помощь такой работе можно использовать Аудио-визуальный комплект «Народный календарь» (Новицкая М.Ю. Народный календарь: аудиовизуальный комплект.М.: Центр наглядных пособий «Планетариум», 1994); цветные таблицы или фолии.(Новицкая М.Ю. Земля и люди — круглый год: в 2 ч. М.:РНПО «Росучприбор», 2004).
Детям раздаются сюжетные картинки с изображением народных праздников.
Затем зачитывается описание праздника. Дети должны указать его название. Для подсказки можно предъявить иллюстрации с изображением эпизодов праздников. Символом праздника считается яйцо, раскрашенное вручную. В этот день устраивают катание крашенок. Люди выражают друг другу уважение, целуются, прощают обиды» (праздник Пасха).
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок мог получить 8 баллов.
На 5-м этапе проверяется умение самостоятельно моделировать свою деятельность в процессе использования знаний о народной культуре.
В работе можно использовать визуальные комплекты «Русский женский народный костюм», «Русский женский головной убор» и др., изданные Центром наглядных пособий «Планетариум» в 1999-2000 гг.
Предлагается участие детей в подготовке и проведении русского народного праздника, есть необходимые материалы и костюмы. Оцениваются активность и самостоятельность детей в процессе подготовки к празднику (а) и участие в нем (б) (по мере выраженности от 1до 3 баллов).
В результате проведения данной диагностики можно выделить несколько уровней приобщения детей к народной культуре в процессе реализации соответствующей социально-культурной и художественной компетенции (высокий, средний, низкий уровни).
Высокий уровень (от 6 до 10 баллов за каждый этап)
У детей сформированы общекультурная, общеинтелектуальная и социально-нравственная составляющие восприятия и понимания себя как представителя русской нации. Отмечаются знание и понимание духовно-нравственных норм и запретов, характерных для представителей русского народа.
У детей есть опыт восприятия разных жанров русского искусства, включения образа себя в изображаемую картину мира и формирование личностного отношения к ней. Ребенок с интересом усваивает сведения, касающейся особенностей русской культуры и ее проявлений: использует в активной речи пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения, знает народные предметы, умеет делать соответствующие умозаключения.
Интересуется историей русского народа, гордится тем, что он — русский. Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знает названия многих праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.
Имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Городец, Дымка, Филимоновская игрушка, Жостово, Гжель, матрешки (семеновские, загорские, полхов-майданские и др.) и использует их элементы в своих работах Умеет самостоятельно использовать разные виды народно-прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности.
Средний уровень (от 3 до 5 баллов за каждый этап)
Общекультурная и социально-нравственная оценки произведений русской культуры и искусства не диференцируется. Общекультурная оценка отличается очень низкими показателями. Хотя каждый из компонентов является все-таки актуализированным в ходе обсуждения со взрослым особенностей русской музыки, архитектуры и т.д.
Дети знают названия предметов русского народного быта и костюма, могут объяснить их назначение. Помнят русские народные потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и используют их в речи. Знают народные приметы и замечают соответствующие им особенности природы, на их основе оценивают состояние погоды в повседневной жизни.
Знают названия некоторых народных праздников и принимают активное участие в них, однако с такой же радостью участвуют и в других праздниках, устраиваемых в ГОУ. Собственное отношение к тому, что они принадлежат именно к русской культуре, не сформировано, хотя дети знают, что они- русские.
Низкий уровень (от 0 до 3 баллов за каждый этап)
Отмечается недифференцированность социально-нравственных, общеинтеллектуальных, общекультурных компонентов оценки выразительности содержания всех жанров русского искусства (устного народного творчества, музыки, архитектуры, живописи).
Оценки произведений русского искусства носят ситуативно-эмоциональный характер («нравится — не нравится»), что свидетельствует о том, что воспитатели не используют потенциалы личностного развития воспитанников. Дети знают некоторые потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки несколько народных подвижных игр, 2-3 названия и назначение предметов русского народного быта (могут даже различать хохлому, дымку). Но при этом не испытывают особого интереса к обогащению и углублению своих знаний, тем более к практическому применению их в жизни.
Участвуют в русских народных праздниках, организуемых в детском саду, но пассивно.
Общим для последних двух подгрупп детей является то, что они имеют недостаточные умения и навыки в области художественной компетенции. При анализе результатов отмечаются низкий уровень овладения умениями и навыками работы с декаративными композициями и отсутствие умения использовать средства выразительностидля создания собственных орнаментов. Например, даже те дошкольники, которые знают названия и общий облик народных костюмов, не используют знания их орнаментального убранства в процессе рисования. При создании аппликации с использованием народных орнаментальных мотивов на первый план выступает низкий уровень технических навыков детей. Это не позволяет им реализовывать собственный замысел для создания декоративных композиций. Лучше выполняются коллективные работы, для выполнения которых хватает минимальных технических навыков. Однако даже в этих случаях у них наблюдается фрагментальность представлений о возможностях использования таких средств выразительности, как выделение злементов узора, цвета, сочетания и композиции. Воспитанники недостаточно хорошо знают разные виды народно-прикладного творчества и не умеют самостоятельно моделровать свою деятельность.
Таким образом, направленное изучение особеннстей приобщения детей к народной культуре подтверждает, что без специальной работы соответствующие умения не формируются или отличаются поверхностью. Это доказывает необходимость разработки методики по формированию социально-культурной и художественной компетенции детей в области народной культуры и включения ее в целостный процесс воспитания и обучения детей.
Спецификой анализа результатов образовательного процесса и работы ГОУ детей является то, что педагогический мониторинг, который проводится в конце года и фиксирует результаты развития, воспитания и обучения выпускников ГОУ, сопровождается экспресс-диагностикой всех возрастных групп детей. Последняя касается:
- изменения уровня сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества;
- повышеня потребности использовать данные знания и умения на практике;
- улучшения умений осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанной с отражением представлений о народной культуре;
- формирования умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.
Экспресс-диагностика проводится в 2 этапа.
На I этапе проверяется, насколько изменился уровень интеллектуальной, социально-культурной и художественной компетенции детей в области народной культуры с помощью опроса, диагностической дидактической игры, проведения тестирования (2 серии заданий).
На II этапе выявляется изменеие личностной позиции ребенка дошкольного возраста в процессе применения данной компетенции в продуктивной (например, изобразительной) деятельности (3 серии заданий).
Всего на I и II этапах экспресс-диагностики проводится 5 серий заданий.
В 1 серии экспресс-диагностики проверяются:
А. Насколько повысился уровень знания названий и назначения предметов русского народного быта с помощью проведения настольно-печатной игры «Ремесла на Руси».
Материал: большие карты (5 шт.) и маленькие карточки (30 шт.) с использованием предметов русского народного быта и старинных орудий труда.
Содержание: испытуемый ребенок раскладывает карточки с изображением орудий труда на большую карту с изображением ремесел, называет предметы и объясняет, почему положил на эту карту.
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок может получить 30 баллов.
Б. Улучшение умений использовать в соответствии с назначением предметы русского быта в процессе проведения дидактической игры «Украсим избу» (Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красная изба... Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. Спб.: Детство-пресс, 2000. С.208).
Материал: картина с изображением интерьера избы, картинки с изображением отдельных предметов обстановки и быта (табурет, ухват, кочерга, кувшин, печь, чугун и т.д.).
Содержание: ребенок должен разложить карточки с предметами быта на свои места и пояснить, что он кладет и почему, как этот предмет используется.
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок может получить 10 баллов.
Средние результаты выполнения всех заданий (среднее арифметическое по результатам выполнения 2-х заданий для каждого ребенка) по каждой группе воспитанников ГОУ фиксируются в таблице.
Во 2 серии экспресс-диагностики проверяются:
А. Повысились ли умения воспроизводить характерные признаки предметов русского народного быта в продуктивных видах деятельности (в процессе занятий по лепке, аппликации и рисованию идр.).
Проводится занятие по лепке «Урасим комнату для Жихарки».
Материал: пластилин, стеки и др.
Содержание: детям предлагается украсить необходимыми предметами быта комнату для Жихарки, по окончании лепки рассказать, что слепили (какие старинные предметы быта) и как этим пользоваться.
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок может получить 10 баллов (количество предметов быта и качество изображения).
Б. Расширение знаний разных видов народно-прикладного творчества с помощью игры «Художественный салон» (автор — Н. Вершинина «Дошкольное воспитание». 2004. №6).
Материал: различные предметы народных промыслов.
Содержание: предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие - «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу», не называя. «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок?» Когда «продавец» определит, что это за предмет, он продает его. «Продавец» и «покупатель» меняются ролями.
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок может получить 10 баллов.
Средние арифметические результаты выполнения заданий по каждой группе воспитанников ГОУ фиксируются в таблице.
В 3 серии экспресс-диагностики проверяются:
А.Улучшение умения ориентироваться на практике в разных видах народно-прикладного творчества в процессе проведения настольно-печатной игры «Русские узоры».
Материал: картинки-пазлы с изображением разных видов росписи: хохлома, жостово, городец, гжель, дымковская игрушка, филимоновская игрушка.
Содержание: ребенку предлагается подобрать к предмету подхдящие к нему элементы росписи. Собрать все картинки за определенное время. Назвать вид росписи и рассказать, какие эленты использовались.
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок может получить 10 баллов.
Б. Повышение умения использовать разные виды народно-прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности во время игры лото-поделка «Русский сувенир» (разработка Л.В.Ждановой»).
Материал: большая карта с изображением какого-либо вида росписи, малые разрезные карточки с деталями узоров; ножницы, клей, кисти, краски, карандаши, фломастеры.
Содержание: ребенок должен вырезать детали узоров на малых карточках и приклеить их на свои места на большой карте. Затем нужно завершить рисунок на каждой большой карте: закрашивая нужным цветом оставшиеся пробелы, продолжая узор, добавляя недостающие точки и линии.
За каждую правильно выполненную картинку ребенок получает 1 балл. В сумме ребенок может набрать 8 баллов.
Результаты выполнения задания фиксируются в таблице, как и в предшествующих сериях.
В 4 серии экспресс-диагностики проверяются:
А.Углубление знаний русских народных праздников и традиций с помощью дидактической игры Т.Ф. Барыкиной «Отгадай праздник» (Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.:Линка-пресс, 2003). Также можно использовать уже называющиеся пособия М.Ю. Новицкой — АВК (аудиовизуальный комплект) «Народный календарь» и «Зима и люди — круглый год».
Материал: сюжетные картинки с изображением народных праздников.
Содержание: детям дается прослушать описание праздника. Для подсказки можно предъявить иллюстрации с изображением эпизодов праздника. Дети должны назвать праздник, рассказать, когда он бывает.
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок может получить 8 баллов.
Б. Повышение умения использовать знания русских народных праздников и традиций в процессе занятия по рисованию.
Материал: краски, карандаши и другой необходимый материал для рисования.
Содержание: детям предлагается передать в рисунке свои впечатления о народном празднике (отразить характерные особенности, приметы и др.), по окончании рисования рассказать о своем рисунке, какой праздник изобразил.
Оцениваются качество рисунка и то, насколько ярко и понятно отображены события праздника; адекватность отражения (от1 до 6 баллов):
-высокое качество и отражение представлений — 6 баллов;
- высокое качество и фрагментарность представлений — 5 баллов;
- среднее качество и достаточно высокий уровень представлений — 4 балла;
- среднее качество и фрагментарность представлений — 3 балла;
-низкое качество и средний уровень представлений — 2 балла;
-низкое качество и фрагментарность представлений — 1 балл.
Результаты выполнения задания фиксируются в таблице.
В 5 серии экспресс-диагностики проверяется: расширение умений самостоятельно моделировать свою деятельность в процессе использования знаний о народной культуре при помощи литературной викторины и игры-драматизации (О.Л.Князева. М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»).
Материал: предметы, песенки, отдельные выражения из знакомых произведений устного народного творчества и атрибуты для игры-драматизации.
Содержание: Детям показывают предметы русского быта, загадывают песенки и отдельные выражения из знакомых фольклорных произведений. Дети должны назвать сказку, где встречается этот предмет или песенка. В завершение дети проводят игру-драматизацию с использованием предметов русского быта по сюжету, который они выбрали.
Оценивается активность и самодеятельность в процессе проведения викторины и игры-драматизации (по мере выраженности от 1до 3 баллов). Максимально ребенок может набрать 30 баллов.
Результаты выполнения задания фиксируются в таблице.
Затем подводятся итоги работы за учебный год.
Художественное воспитание детей
Задачи и содержание работы по художественно-эстетическому направлению воспитания детей, как и по всем остальным, определяются исходя из специфики ДОУ. Например, учитывая особенности детей с тяжелыми нарушениями речи, во время обучения воспитанников декоративному рисованию в ДОУ компенсирующего вида (логопедический сад для детей с ОНР) перед педагогом могут быть поставлены следующие задачи:
1. Научить детей составлять узоры на основе некоторых видов народного декоративно-прикладного искусства: народные игрушки; росписи — дымка, городец, хохлома, гжель и другие. Познакомившись с красотой растительных узоров, дети составляют узоры по мотивам городецкой, хохломской, гжельской росписи. Расписывают силуэты-заготовки: кружки, ложки, доски, бочонки, миски, чайники, чашки, подносы.
2. Научить выделять элементы узора: геометрические, растительные и зооморфные образы (птицы, кони и тд.).
3. Стимулировать детей передавать колорит росписи, характерные композиции: симметричные, асимметричные; украшать объемные изделия: вылепленные, работы из папье-маше, готовые изделия, такие как: тарелки, бумажные стаканы и др.
4. Научить создавать узоры для русского костюма: тесьму, украшающую одежду, пояс, кокошники разной формы, ткань на сарафан, платье и др. Например, расписывая матрешек, дети знакомятся с разными способами изображения (загорская, семеновская, полхов-майданская и др.) и местами. Где развивались эти промыслы. «Одевают» матрешку в сарафан, платочек или просто украшают узором.
5. Познакомить детей с особенностями характера и представлений русских людей, отразившихся в русском народном костюме: значение узора, украшений в одежде; особенности костюма, отличия в зависимости от места проживания; принципы оформления женских и мужских костюмов; головные уборы; изделия с тканным и вышитым узором, типичные сочетания цветов и элементов в этих узорах.
Содержание работы в течение года по художественно-эстетическому направлению отражено в следующей таблице.
План работы по знакомству детей с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративному рисованию
(Разработан О.Н.Петренко)
| Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой – одним из видов декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить рассматривать глиняные игрушки, выделять материал, из котого они сделаны, их украшения. |
Знакомство с дымковской росписью. Рисование «Узор на полосе». | Учить видеть сказочность, праздничность игрушек, яркость красок; обратить внимание на характер рисунка, его ритмичность. Учить составлять узор на полосе, украшая его кругами разного цвета (рисовать круги неотрывными движениями руки всем ворсом), кольцами, точками (концом кисти), волнистыми линиями; выбирать цвета. Материал: Дымковская игрушка, белая бумага в форме полосы, гуашь и др. |
Лепка «Дымковская лошадка». | Продолжать учить лепить из целого куска, придавать сходство с игрушкой; украшать, используя элементы дымковской росписи (круги, кольца). Развивать интерес к русской игрушке. Материал: Дымковская лошадка, пластилин и др. |
Рисование. Узор на квадрате «Ткань на платье». | Продолжать учить рассматривать дымковскую барышню, выделяя элементы украшения юбки. Учить рисовать узор на квадрате: из вертикальных полос, колец и кругов, украшая точками. Выбирать сочетание нескольких цветов, используя черный для украшения. Материал: дымковская барышня, трафарет барышни формат А-3 ( в трафарете - отверстие вместо юбки), бумага белая в форме квадрата, гуашь. |
Рисование. «Узор на круге». | Продолжать учить рассматривать дымковскую игрушку - индюк. Выделять элементы узоры на круге- края и середину. Украшать кольцами одного цвета, кругами другого, украшения-оживки – точки, черточки. Материал: дымковский индюк, трафарет в форме индюка с отверстием вместо хвоста; белая бумага в форме круга, гуашь. |
Рисование. «Роспись оленя». | Закреплять знания о дымковской игрушке. Продолжать учить украшать новую форму – оленя. Обращать внимание на сочетание цветов и расположение элементов. Материал: дымковский олень,заготовка в форме оленя, гуашь. |
Рисование. «Роспись индюка». | Упражнять в росписи дымковской игрушки - формы индюка. Выделять элементы, цвет, величину. Украшать знакомыми элементами: кругами, кольцами, точками, а также использовать - ромб, волнистые линии, располагая узор по кругу на хвосте, на крыле, на груди. Воспитывать интерес к народной игрушке. Материал: дымковская игрушка, заготовка форма индюка, гуашь. |
Рисование. «Роспись барышни». | Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой – барышней, а также элементами костюма: блузки, юбки, фартука, кокошника. Украшать барышню, используя знакомые элементы дымки: полосы, волнистые линии, круги, кольца и подбирать сочетании цветов. Материал: дымковская игрушка – барышня, заготовка форма барышни, гуашь. |
| Познакомить детей с городецким промыслом. Все предметы – из дерева: посуда, доски, панно, конь, стулья, стол, украшенные цветами, листьями, сказочными птицами, конями. Учить видеть разные композиции, разнообразие цветов, красок, красоту городецкой росписи. Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству. |
Знакомство с городецкой росписью. Рисование. «Узор на полосе». | Продолжать знакомить с Городецкой росписью. Познакомить с элементом: бутоны с шишечкой и листья, используя голубой цвет для бутона и синий для шишечки, использовать белую краску, для «оживочек» (точек, полосок). Учить составлять узором в холодных тонах. Учить смешивать белую краску с синей для получения нового оттенка. Материал: предметы с городецкой росписью, бумага в форме полосы, гуашь. |
Рисование. Панно «Узор на квадрате». | Продолжать знакомить с элементом городецкой росписи – розаном. Составлять узор на квадрате, выделяя большим цветком середину – розаном, бутонами углы. Сочетать цвета и оттенки. Продолжать учить смешивать белый цвет для получения оттенка (розового). Украшать узор оживками белого цвета. Материал: бумага в форме квадрата цвета охры, гуашь. |
Аппликация. «Городецкая разделочная доска». | Продолжая знакомить детей с городецкой росписью, учить составлять узор на форме - доска. Вырезать бутоны и розаны из квадратов, листья из прямоугольников. Сочетать цвета и оттенки. Проявлять самостоятельность в составлении композиции. Материал: бумага в форме доски, цвета охры, цветная бумага синего, голубого, зеленого цветов и др. |
Рисование. «Роспись доски». | Продолжать знакомство с росписью Городца, закрепить знания детей об основных элементах, колорите, закономерностях построения узора. Использовать в росписи элементы бутоны, розаны и «оживочки». Материал: бумага в форме доски цвета охры, изделия городецких мастеров, гуашь. |
Рисование. «Роспись кружки». | Обобщить полученные знания о Городецком промысле, росписи: элементах узора, цветосочетаниях, композиции. Создавать свою композицию при украшении кружки. Материал: Городецкие изделия, тонированная бумага в форме кружков, гуашь. |
| Познакомить детей с искусством мастеров гжельского фарфора, с историей промысла. Развивать наблюдательность, учить видеть красоту и самобытность изделий, цветы с характерной особенностью изменение насыщенности цвета в каждом элементе. |
Знакомство с гжельской росписью. Рисование. «Узор на полосе». | Продолжать знакомить детей с изделиями гжели. Учить видеть красоту сочетания белого фона и синего цвета. Оттенки синего цвета на белом фоне создают праздничность, нарядность узоров. Учить рисовать гжельские цветы: розу и другие. Рисовать лепестки всей кистью; усики, стебельки концом кисти. Материал: Гжельские изделия, белая бумага в форме полосы, гуашь синяя. |
Рисование. «Элементы на полосе». | Продолжать учить выделять элементы при рассматривании гжельских узоров. Учить рисовать элементы: «сеточка», «кайма» – бордюры – тонкой кистью. Держа вертикально кисть над листом бумаги - «капельки», «веточки», «усики», «пружинки». Учить составлять узор на полосе, выделять элементы узора, колорит. Материал: гжельские изделия, иллюстрации, белая бумага, синяя гуашь. |
Рисование. «Роспись подноса». | Продолжать учить рассматривать гжельские изделия, выделять элементы – цветы, кайму, расположение. Закрепить умение размещать рисунок композиционно, выделяя середину и кайму. Материал: гжельские изделия, иллюстрации; лист бумаги в форме подноса, гуашь синяя. |
Рисование «Гжельский чайник». | Развивать детское творчество на основе полученных знаний о гжели. Украшать форму - чайник знакомыми элементами. Совершенствовать технику рисования всем ворсом кисти, концом, примакивания с поворотом. Развивать фантазию. Материал: бумага в форме чайника, краска синяя. |
Лепка. «Чайная пара». | Продолжать учить лепить посуду - чашку и блюдце. Проявлять творчество при лепке формы чашки, ручки у чашки. Использовать элементы гжели при украшении: волнистые линии (колбаски), цветы. Материал: белый пластилин для посуды, синий для украшений. |
Рисование. «Роспись гжельской чашки с блюдцем». | Продолжать учить детей видеть красоту, нежность, своеобразие гжельской росписи, создавать узор на разных формах, используя знакомые элементы. Упражнять в технике рисования мазка с тенью при рисовании цветка. Материал: бумага в форме чашки и блюдца, гуашь синяя. |
| Познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства, происхождением, развитием, предметами: посуда, панно, мебель. Учить видеть красоту, своеобразие хохломской росписи. Выделять элементы: завитки, травку, листья, ягоды и другие. Прививать любовь к народно-прикладному искусству. |
Знакомство с хохломской росписью. Рисование. «Узор на полосе – завиток». | Познакомить с техникой хохломской росписи – рисование концом кисти растительных форм, цветовыми сочетаниями. Выделять элементы: реснички, травинки, усики, завитки. Учить рисовать завитки одинаковой величины, закручивать их вверх, вниз, украшая травкой, ресничками, усиками. Материал: полоски бумаги желтого цвета, гуашь, кисти тонкие. |
Рисование. «Элементы ягоды и листья». | Учить рассматривать узор, выделяя завиток – веточку и ягоды, находить сходство со знакомыми ягодами. Обратить внимание, как хохломские мастера их украшают. Учить украшать ягодами: клубникой, рябиной, смородиной, крыжовником; листьями разных форм. Продолжать учить рисовать основу концом кисти, ягоды – всей кистью. Материал: хохломские изделия, тонированная бумага - желтая, гуашь. |
Рисование. «Хохломская миска». | Продолжать учить составлять узор на форме - миска. Располагая элементы по форме. Использовать для украшения знакомые элементы: завиток, травку, листики, ягодки, передавать колорит росписи. Закреплять умения рисовать концом кисти -травинки, усики, капельки и всей кистью - ягоды, листья. |
| Рассказать о праздновании Пасхи, об обычае обмениваться яйцами, о значении этого действия. Проведение русских народных игр с яйцами, (у кого дольше крутиться, катание с горочки и др.) |
Выставка яиц (деревянных, из папье-маше, стеклянных и др.). Рисование. «Узор на овале». | Продолжать знакомить с обычаем, расписывать пасхальные яйца, с названием расписного яйца – «писанка». Познакомить с разнообразием росписи: это и орнаменты, и цветочные узоры и другие. Учить детей составлять узор на овале, используя знакомые цветочные узоры, элементы хохломской росписи, гжельской, ородецкой, полхов-майданской и простые растительные. Рисовать в центре крупный цветок, а по краям мелкие. Рисовать мелкие детали концом кисти, использовать «оживочки» белой, черной краской. Материал: пасхальные яйца, иллюстрации с росписями, бумага в форме овала, гуашь. |
Ручной труд. Пасхальное яйцо из папье-маше. | Учить детей обклеивать форму яйца мелкими бумажками, получая изделие из папье-маше. Материал: яйцо, клей, бумага. |
Рисование. «Роспись пасхального яйца». | Учить детей расписывать изделие из папье-маше – яйцо, предварительно затонировав в какой-либо цвет. Использовать для росписи знакомые элементы цветочных узоров, располагать узор по всему яйцу, цветом и формой добивать выразительности. Материал: заготовка - яйцо из папье-маше, иллюстрации с росписями, бумажные эскизы, гуашь. |
| Познакомить детей с игрушкой – забавой, состоящей из нескольких «сестер». Знать, что она сделана из дерева, ее расписывают, покрывают лаком. Знать, что кукла матрешка родилась в г. Загорске (Сергиевом Посаде). Первая матрешка изображала девочку в сарафане с петухом на руках. В матрешке отражается спокойная плавность линий женской фигуры и элементы традиционного народного костюма: платок, фартук, сарафан. Суть русской матрешки – дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия. |
Знакомство с русской матрешкой. | Познакомить детей с тем, что матрешку делали в разных местах России, везде она была деревянная и состояла из нескольких отдельных матрешек разного размера, но роспись всегда отличалась. Предложить найти сходство и различие в росписи разных матрешек. Познакомить с матрешками из разных современных народных центров современных народных художественных промыслов: загорская, семеновская, полхов-майданская. Материал: матрешки. |
Рисование. «Платочек для матрешки». | Познакомить детей с особенностями росписи на треугольной форме. Учить выделять симметричное расположение узора на узких концах косынки, кайму по краю, колорит росписи и ее элементы – растительный орнамент. Для каймы использовать прямые и волнистые линии, рисовать концом кисти; для цветочного рисунка цветы способом примакивания лепестки и листья. Материал: бумага в форме косынки треугольная, матрешки, гуашь. |
Рисование. «Загорская матрешка». | Продолжать знакомить с Загорской матрешкой, показать разнообразие и богатство декоративного решения образа матрешки в зависимости от характера народного промысла. На Загорской матрешке четко обозначены силуэт головного платка, рубахи, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Познакомить с узором местных мастеров «пеструшкой». Использовать для нанесения узора печатки - тампоны. Узор на рукавах кофты рисовать концом кисти (прямые, волнистые линии, точки). Материал: Загорская матрешка, силуэт матрешки, гуашь. |
Рисование. «Семеновская матрешка». | Продолжать знакомить с Семеновской матрешкой. Украшать платок бутонами, большой фартук большим букетом цветов (в центре большой цветок, от него отходят бутоны и листья). Для рисования цветка пользоваться всем ворсом кисти, а для мелких деталей концом кисти. Учить добиваться выразительности образа. Материал: Семеновская матрешка, силуэт матрешки – двойной, гуашь. |
Рисование. «Полхов-Майданская матрешка». | Продолжать знакомить с Полхов-Майданской матрешкой, показать характерное отличие от других матрешек. У мастеров Полховского Майдана свой стиль декоративной росписи: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вверху овал лица, а все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Познакомить с узорами: «большая роза», «яблочко» и др. Цветы рисовать всем ворсом, а контур концом кисти. |
Ручной труд. «Матрешка из папье-маше». | Учить лепить матрешку из пластилина и обклеивать форму бумажками, для получения изделия из папье-маше. Подготовить заготовку для дальнейшей работы. Материал: пластилин, бумага, клей. |
Рисование «Одевание матрешки». | Продолжать учить расписывать предметы из папье-маше. Подготовить для росписи матрешку: перьевой росчерк лица, нарисовать контур платка, рубахи, фартука. Материал: матрешка из папье-маше, гуашь. |
Рисование. «Декоративная роспись матрешки». | Продолжать знакомить с основными законами композициями и цвета. Сочетать цвета при выполнении цветочного узора. Проявлять творчество при выборе, какую матрешку будут расписывать. Закреплять полученные знания о народных художественных промыслах. Материал: матрешка из папье-маше, игрушки-матрешки: Загорская, Семеновская, Полхов-Майданская, гуашь. |
| Познакомить с разными видами кокошников и особенностями их украшения. Учить выделять симметричность узора, геометрический и растительный орнамент. Учить составлять симметричный узор, выдерживать цветовую гамму. Материал: иллюстрации кокошников, куклы в русских народных костюмах, репродукции картин Веницианова, Крылова, Сороки, силуэты кокошников, гуашь. |
Рисование. «Русский сарафан». | Продолжать знакомить с русским костюмом – сарафаном, учить выделять форму сарафана, элементы украшения геометрическим узором. Учить составлять узор из элементов росписи, располагая вдоль планки и по низу подолу сарафана. Проводить толстые линии всем ворсом кисти и тонкие линии концом кисти. Материал: иллюстрации, репродукции картин, куклы в русских народных костюмах, гуашь. |
Рисование. «Сапожок». | Учить украшать сапожок, знакомыми элементами, располагать по всему силуэту волнистые линия и другие элементы. Материал: гуашь, силуэт сапога. |
Сначала детей учат рассматривать предметы народного декоративно-прикладного искусства и одновременно проводить сравнение, находить сходство и различия. В процессе обучения происходит знакомство не только со спецификой конкретного вида декоративного искусства, но и с общими закономерностями и средствами выразительности, характерными для всех его видов.
В процессе обучения декоративному рисованию, лепке, аппликации для активизации у детей осмысленного усвоения задач, использовались разные приемы, разработанные Ю.Ф.Гаркушей, И.А.Грошенковым, Т.С.Комаровой, Т.Я.Шпикаловой, А.А.Грибовской.
1. Прием создания игровой ситуации. Создавали игровую ситуацию в начале занятия и во время анализа детских работ. Например: «одевание» дымковской игрушки, имитация работы в народных «мастерских». Создание игровой ситуации повышало интерес детей к занятиям.
2. Прием пошаговой ориентировки. Устанавливали связь рассматривания с последующим составлением узоров, выделяли те задачи, которые затем должны были найти отражение в рисунке. Например, рассматривали в городце такие элементы узора, которые потом учились рисовать – бутоны с шишечкой.
3. Прием сравнения. Сравнивали два элемента узора, композиции для обучения понимания закономерностей росписи, вариантность сочетания отдельных элементов узора при создании нового мотива. Например, городец: сравнивали два элемента бутоны и розаны, где их можно расположить, как из них составить композицию.
4. Прием акцентирования. Использовалось движение руки – очерчивающий жест для выделения элементов узора на предмете и определение расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения.
5. Прием моделирования. Использовали фланелеграф для обучения расположения узора, поиска вариантов построения. Например: прежде, чем нарисовать городецкий узор на затонированном листе бумаги, дети выкладывали варианты узоров на фланелеграфе, подбирая цветовое сочетание и композиционное.
6. Прием комментирования речи. Проговаривали действия при воспроизведении элемента в процессе рисования. Например, хохломской узор: «Завиток ведем вверх, теперь вниз».
В процессе использования подобных приемов устанавливали взаимосвязь между видами деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией. Например, на занятии мы лепили дымковскую лошадку, на рисовании затем расписывали силуэт-заготовку лошадки. При этом основной задачей при обучении детей декоративному рисованию является не подготовка будущих мастеров росписи, а приобщение ребенка к истокам народного искусства: взрослые должны дать ему возможность усвоить некоторые навыки, уметь составлять узор, расписывать вылепленных коня, барышню и т.д., почувствовав при этом радость творчества. После каждого цикла занятий по одному из видов искусства проводится итоговое занятие, на котором дети составляют узор в стиле данной росписи, но выбирают сами ее элементы, цвет, композицию, форму бумаги, силуэты-заготовки из бумаги, из папье-маше и др.
Сценарий проведения
Календарно-обрядовый праздника — Масленица.
Цель: расширять знания детей о календарных празднике - Масленице; способствовать формированию у детей представлений о русской культуре, желанию самим участвовать в праздничном веселье, получая от этого удовлетворение, радость, хорошее настроение; использовать знакомый фольклорный материал в играх, танцах русских народных.
Оборудование: атрибуты для игр – соревнований, чучело масленицы, кассета с русскими народными песнями и мелодиями, сладости для чаепития у самовара.
Материалы: листы белой бумаги формат А-4, фломастеры, восковые мелки, цветные карандаши.
Предварительная работа: беседа о праздновании Масленицы, разучивание песен – закличек, движений русского народного танца, разучивание русских считалочек, русских народных игр.
Задание: изображение Солнца (круглая форма и золотистый цвет блинов считалось символом солнца).
Ход мероприятия.
Ведущая хозяйка:
Все! Все! Все! Все на праздник! Масленицу встречаем, зиму провожаем. Весну закликаем!
Спешите! спешите! Торопитесь занять лучшие места!
Сам не займешь – соседу достанется!
Приходите без стеснения!
Билетов не надо – предъявите хорошее настроение!
Приходите, разомните кости!
Сегодня Масленица приглашает в гости!
Спешите скорей, спешите скорей!
Нет праздника нашего веселей!
Гостей мы ждем – поджидаем,
Масленицу без вас не начинаем!
Удобно ли Вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Итак, Масленицу начинаем!
Первый день – понедельник – «Встреча Масленицы».
С давних времен Масленица – самый веселый предвесный праздник. Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю. Все веселятся и радуются, что прошла зима и наступила весна.
Наряжали чучело Масленицы, возили его на санях по всей деревне, пели песню:
Приезжай к нам в гости, Масленица,
На широкий двор –
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцам потешаться!
Ой, Масленица – кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
Хорошенько!
Сыром, масло, калачом
И печеным яйцом.
Дети ходят по кругу и поют песню, впереди мальчик на «лошади».
Хозяйка: Приехала масленица! (Держит в руках чучело Масленицы).
Дети становятся в круг, в центре – чучело Масленицы.
Каждый по очереди расхваливает ее:
1 ребенок: Дорогая наша гостья Масленица!
2 ребенок: Авдотья Изотьевна!
3 ребенок: Дуня, белая, Дуня румяная!
4 ребенок: Коса длинная, трехаршинная!
5 ребенок: лента алая, двухполтинная!
6 ребенок: платок беленький, новомодненький!
7 ребенок: Брови черные, наведенные!
Хозяйка: А кто у нас гость большой?
Вторник – «заигрыш».
Хозяйка: А что вы стоите? Давайте в «Арину» играть!
Считалочка: Теля-меля, ты Емеля, Третий бас.
Поводи-ка ты за нас.
Выбранный считалкой ребенок – «Арина» (водящий).
Дети играют в русскую народную игру. Играющие встают в круг, в середине водящий – «Арина». Ей завязывают глаза.
Все поют: Долгая Арина, встань выше овина,
Рученьки сложи, чье имя укажи!
Арина ходит, напевая:
Хожу, гуляю вдоль караваю,
Вдоль каравая, кого найду, узнаю!
Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.
Третий день Масленицы – «лакомка».
Хозяйка: В этот день ходили друг к другу в гости, вволю угощались блинами с медом, маслом, сметаной.
Нам везде надо успеть –
И сплясать и песню спеть!
Съесть корзину пирогов!
Да с три короба бликов!
Блины были обязательным лакомством в Масленицу. Почему? (ответы детей). Круглая форма и золотистый цвет блинов считалось символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.
Нужно птиц спросить, не знают ли они, где Весну-красну искать? Пора и родные края кликать-звать, чтобы согнала она снега с чистых полей да с гор лютый мороз! Вот игру сейчас затеем, на смекалку вас проверим.
Проводится русская народная игра «Летят – не летят».
Грачи летят, на всю Русь кричат:
- Гу-гу-гу! Мы несем весну!
Журавли летят, на всю Русь кричат:
- Гу-гу-гу! Не догнать нам весну!
пчелы летят, бунчат, гулят:
- Жу-жу-жу! Медову несу еду!
Поросята летят, поросята визжать:
- Хрю-хрю-хрю! надоело нам в хлеву!
медведи летят, во все горло кричат:
- Ры-ры-ры! Не пустим вас в боры!
Комары летят, звенят, пищать:
- Зы-зы-зы! наточим наши носы!
Хозяйка: Четверг – четвертый день Масленицы – слыл разгульными и назывался «Широкая Масленица» или «гуляй четверг».
В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы, а также рассказывали небылицы.
Вы послушайте, ребята,
Небылицы расскажу,
Вместо кренделя-баранки
Проглотил мужик дугу.
Сидит ежик на сосне –
Новая рубашечка,
На голове сапожок,
На ноге фуражечка.
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова
Надевает сапоги.
По реке плывет корова,
Обгоняла пароход,
На рогах сидит ворона
И соломинкой гребет.
Дед кудрявый, без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет –
Только сын и дочка.
А теперь вашу смекалку и сообразительность проверю в загадках. Кто больше загадок отгадает, тот получит приз – «пятак».
Сдобный, пышный, круглощекий,
У него румяный бок.
Убегает по дорожке
И зовется… (колобок).
Унесла его лиса
Аж за темные леса.
Слышен тонкий голосок,
Кто же это? (петушок)
Хитрая плутовка,
Рыжая воровка.
В лесу первая краса.
Догадались кто? (лиса)
Он герой нам всем известный,
И с волшебным словом вместе.
Может целую неделю
на печи лежать… (Емеля)
Скрипит зубами, водит носом
И русский дух не переносит.
Старуха с костяной ногой
Зовется… (Бабою-ягой).
Он гремит костями страшно.
Злобный, жадный и ужасный.
Ходит в черном он плаще
И зовется царь … (Кощей).
Кощее заколдована,
Иваном очарована,
Зеленая подружка –
Царевна… (Лягушка).
Молодцы ребята!
А теперь давайте посмотрим, какие сообразительные взрослые.(Игры с родителями). Как они умеют отгадывать загадки. Подскажу маленькую подсказочку. Эти загадки о предметах русского быта.
На стене висит болтается,
За него всяк хватается. (Полотенце)
Черный конь
Скачет в огонь. (Кочерга)
Стоит терем,
В тереме – ящик,
В ящике – мучка,
В мучке – Жучка. (Изба, печь, зола, жар)
Светленько, чистенько.
Посмотреться любенько.(Зеркало)
Два братца друг на друга глядят.
А вместе не сойдутся. (Пол и потолок)
Не бык, а бодается,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдает.
Сам В угол идет. (Ухват)
Новая посуда,
А вся в дырках. (Решето)
А теперь попросим наших родителей скороговорки повторить.
«Скороговорку повторить, что комара словить!»
Три сороки тараторки
тараторили на горке.
Ни дворе трава.
На траве дрова.
Погода размокропогодилась.
Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Хозяйка: Пятый и шестой день – пятница и суббота – были «гостевыми днями» и посвящались в хождение по родне. У родных тоже объедались блинами, пирогами и другими кушаньями.
Давайте поиграем в игру «Пирог».
Считалочка: Катилась торба
С высокого горба.
В торбе той: хлеб,
Хлеб, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?
Выбранный считалочкой – водящий – «пирог».
Дети делятся на две команды. Кто быстрее добежит до порога, тот его забирает, а проигравший становится «пирогом». Так пока члены команды не проиграют все.
Хозяйка: Раздайся, народ,
Меня пляска берет.
Пойду попляшу,
На людей погляжу!
Дети под русскую народную песню выполняют танцевальные движения (козлик, шаг-притоп, «топотушки» - кружатся и машут платочком, присесть с ноги на пятку, взмахнуть платочком, присядку и др.)
Хозяйка: Воскресенье – седьмой и последний день Масленицы – был днем «проводом зимы»: чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали. Пели прощальные песни. Когда масленицы догорала, все начинали плясать вокруг сгоревшей Масленицы, водить хороводы, играть в игры.
Еще воскресенье называли «прощенный день». Со словами «Прости Христа ради» все просят у друг друга прощение, обмениваются подарками: пряниками, конфетами, баранками. Затем целуются.
На празднике нашем, железный закон:
Хмурым, угрюмым, вход воспрещен!
Кто умеет веселиться,
Тот и горя не боится!
В программе праздника
Игры, аттракционы –
Для шуток, для схема!
Направо – забава,
Налево – потеха.
А прямо – веселья
Кипит через край!
Заходи, проходи, не зевай!
Поиграем в игру «Удержи равновесие».
Вот круг. В нем надо прыгать на одной ножке, руки за спиной и стараться вытолкнуть друг друга. Кто встанет на две ноги или зайдет на черту круга – тот проиграл.
Хозяйка: Потягаться силой,
Удалью вам нравится?
Самым лучшим и удалым
Не за деньги, а за славу.
Давайте устроим соревнования. (Разделить детей на две команды).
Вот две команды: «Снеговик» и «Снежинка».
Первое задание – чья команда быстрее проедет на одной лыже. Теперь соревнуются родители.
Второе здание – кто быстрее пробежит спиной.
А теперь: Выходи, народ честной!
Силою помериться!
Боярыню Масленицу потешить!
«Чья команда перетянет канат».
Еще раз перетягивают каната вместе с родителями.
Хозяйка: Трудно все же в одиночку,
Становись народ в ручеек!
Давайте поиграем в игру «Водить козла».
Дети и взрослые попарно берутся за руки, образуя вереницу. Передние пары образуют ворота. Через ворота последняя пара пробегает так, что первая оказывается за ней и т.д. В конце концов первая пара становится последней.
Поется песенка:
Вскочил козел в огород,
Потоптал козел лук-чеснок,
Хватили козла за рожок,
Повезли козла на торжок.
Продали козла за три рубля,
за три рубля купили три узла!
После этого бегут через ворота, образованный парой.
Хозяйка: Подходит к печи и обращается к кукле Домне:
Ах ты, Домнушка – красно солнышко,
Вставай с печи да загляни в печь!
Не пора ли блины печь?
ты нас весело встречай,
Да блинами угощай!
Домна:
Угощайтесь гости дорогие!
вот блинчиков пара,
Ешьте – с пылу, с жару!
Хозяйка:
Ай, хозяйка! Ай, да Домна!
Глянь, блинов гора огромна!
Все румяны да красивы,
Ну, хозяюшка, спасибо!
Хозяйка приглашает всех за стол отведать блинов, попить чая из самовара.
По окончанию мероприятия детям предлагается нарисовать символ блинов — Солнце(используя любые материалы по желанию).
Конспект проведения комплексного занятия
(спортивный досуг и рисование)
Программное содержание. Закреплять знания детей о матрешках, их характерных особенностях. Познакомить с семеновской матрешкой. Побуждать упражнять в технике рисования концом кисти, всем ворсом. Развивать знания о цвете, о теплых и холодных тонах. Формировать чувство цвета, ритма. Формировать желание выполнять спортивные движения качественно. Воспитывать интерес к народному творчеству.
Предварительная работа. Беседа о народных промыслах. Раасматривание изделий русских народных мастеров. Знакомство с игрушкой-забавой – матрешкой.
Материал и оборудование. Матрешки и другие изделия народного промысла, заготовки с силуэтами матрешек. Атрибуты к игре «Цветик-семицветик». Гуашевые краски, кисти и др.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Зал украшен предметами народно-прикладного искусства (они расположены на столах и стендах).
Под музыку входят дети.
Их приветствует Петрушка.
Петрушка:
Добрый день, господа,
К нам пожалуйте сюда.
Подходите, подходите.
Посмотрите, посмотрите.
Дорогие ребята! Приглашаю вас на ярмарку.
2. Активизация знаний о народных игрушках.
Дети становятся в одну колонну и медленным шагом идут по залу за Петрушкой (обычная ходьба). В дальнейшем выполняют с ним движения.
Петрушка подводит колонну к столу с дымковской игрушкой. Петрушка загадывает загадку про дымковскую игрушку.
Петрушка:
Едет Ваня в новой шапке
Да на дымковской лошадке.
У нее бока крутые,
Рога золотые.
Копыта с оборками.
Ходьба по залу, высоко поднимая колени. Сделав круг, колонна останавливается у стола.
Петрушка:
Барашек – свисток,
Левый бок – завиток.
Правый бок – завиток.
На груди – цветок.
И.п. – ноги на ширине плеч, корпус наклонить вперед. Ходьба по залу. Касаясь ладонями пола. Затем все переходят на обычную ходьбу и подходят к столу с матрешками. Загадываются загадки о матрешках.
Петрушка:
Ростом разные подружки,
Все румяны, все толстушк.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка!
Петрушка: « Посмотрите, кто это?» (Показывает матрешку).
Дети называют отгадку.
Петрушка (подтверждает):
Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут:
Всех матрешками зовут!
Ходьба врассыпную мелким приставным шагом. Руки прижаты к туловищу.
3.Закрепление знаний детей о русских матрешках и знакомство с новой матрешкой.
Петрушка: Вы не устали? (Ответы детей). Матрешки бывают разные: калининкские, загорские, полхов-майданские, семеновские. Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева). Как можно играть с матрешкой? (Разбирать, собирать). С загорской матрешкой вы уже знакомы, а сегодня послушайте рассказ о семеновской матрешке. Матрешка из села Семенова Нижнегогродской – настоящая красавица! Семеновская матрешка отличается от других ярким румянцем на щеках, прямым пробором волос, ротиком-бантиком, цветами на переднике. Самые яркие краски берут мастера для росписи, но костюм подробно не прописывают, потому что в руках красавицы пышный букет цветов. Это центр композиции. Глаза и волосы черного цвета, щечки и губки розовые, а косынка с цветочной каймой разузорена спиральками, выполненными тычком. По бокам рисуют ручки в складчатых рукавах. Букет размещается на белом фартуке, закругленном снизу.
Любимые цвета семеновцев – розовый, малиновый, фиолетовый, желтый; для букета – красный в разных его оттенках; зеленая листва и разноцветные мелкие цветочки в гроздьях.
Дети вместе с Петрушкой выполняют движения в соответствии с текстом.
Вот матрешечка проснулась,
Сладко к солнцу потянулась.
И.п. – основная стойка. Поднять руки вверх, потянуться на носочках, вернуться в и.п. (6-8 раз).
Воду в руки набрала,
Поплескалась, расцвела.
И.п. – ноги вместе, руки в стороны. Круговые вращения прямыми руками (по3-4 раза в каждую сторону).
Ветру низко поклонилась.
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Пружинящие наклоны вперед, вернуться в и.п. (6-8 раз).
По травушке покаталась.
И.п. – лежа на спине, руки вытянуты вверх. Перевернуться на живот вправо, вернуться в и.п. (по 6 раз в каждую сторону).
На качелях покачалась.
И.п. – сидя, руками обнять колени. Перекатиться на спину, вернуться в и.п. (6-8).
И немножко поплясала.
(Выполнение любых танцевальных движений).
4. Активизация знаний детей о теплых и холодных цветах.
Петрушка: Чтобы расписать игрушку, художнику нужно хорошо знать цвета. Какие цвета мы знаем? (Синий, зеленый, черный, белый, голубой, розовый, оранжевый, коричневый, фиолетовый и др.). Цвета могут быть теплыми или холодными. Какие цвета называются теплыми? (Которые греют, похожи на солнце). Какие теплые краски вам знакомы? (Розовая, красная, оранжевая, желтая). Какие цвета называются холодными? (Похожие на снег, воду, лед). Перечислите названия холодных красок. (Синяя, голубая, фиолетовая.)
5. Проводиться игра «Цветик-семицветик».
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Цветик-семицветик». Правила игры: Петрушка поднимает один из лепестков, дети самостоятельно определяют его цвет. Если тон теплый – хлопают один раз, если холодный – два. После каждого игрового действия подводиться итог, спрашивают детей, почему они столько раз хлопнули, как называется цвет лепестка.
6. Роспись силуэтов матрешек декоративной росписью.
По окончании любование работами детей.
Список литературы
1. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья [Текст] : практическое пособие. – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 264 с.
2. Алексеев, Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры [Текст] – М., 1988.
3. Аникин, В.П. К мудрости ступенька [Текст]. – М., 1988. С. 49.
4. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст]. – М., 1957. - С.55.
5. Батурина, Г.И., Кузина, Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников [Текст]: учеб. пособие. – М.: А.П.О., 1995. – 72 с.
6. Батурина, Г.И., Кузина, Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе [Текст]: учебно-методическое пособие. – М.: «Школьная Пресса», 2003. – 144 с. («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 36).
7. Берсенева. Л. Мастерами славится земля [Текст] / Л. Берсенева // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 2. – С. 58-63.
8. Бударина, Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Тест]: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.
9. Вершинина, Н., Горбова, О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактичесих игр [Текст] / Н. Вершинина, О. Горбова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 6. – С. 42-52.
10. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст] : учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
11. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: пособие для воспитателя дет.сада [Текст] / Р.С. Буре, А.М. Виноградова, Г.Н.Година и др.; под ред. А.М. Виноградовой. – М. : Просвещение, 1980. – 233 с.
12. Грибовская, А.А. Детям о народном искусстве [Текст] : учебно-наглядное пособие для детей дошкольнлго возраста. – М. : Просвещение, 2001.
13. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд. – М. : Академия, 1998.
14. Гаркуша, Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи [Текст] : методические рекомендации для воспитателей / под ред. О.Н. Усановой. – М., 1992.
15. Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида [Текст]: учебн. пособие для для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2002. – 208 с.
16. Данилина, Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России [Текст] : пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы». – М. : АРКТИ, 2003. – 184 с.
17. Детские народные подвижные игры [Текст] : практ. пособие / сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина. – М. : Просвещение, 1995.
18. Домострой [Текст] – Минск : ТПЦ «Полифакт», 1991.
19. Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей [Текст] : метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – М. : Просвещение, 1999. 160 с., ил.
20. Знакомство детей с руссим народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений [Текст] / авт. – сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – СПб : Детство /Пресс, 1999.
21. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников [Текст] : пособие для воспитателя дет.сада. – М. : Просвещение, 1980. – 160 с., ил.
22. Как научить детей любить Родину : руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура») [Текст] / авторы-составители : Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. – М. : АРКТИ, 2003. – 168 с.
23. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа [Текст] : учебно-методическое пособие. - СПб. : Детство-Пресс, 2000. – 304 с.
24. Комарова, Т.С., Антонова, А.В., Зацепина, М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество» [Текст]: Изд.2-е, испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
25. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] : пособие для воспитателя в дет.саду. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991.
26. Комарова, Т.С., Зырянова, О.Ю., Иванова, Л.И. [и др.] Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы [Текст] : метод пособие. – М. : Педагогическое общество России, 1999.
27. Красулина, И. Искусство хохломской росписи в воспитании дошкольников [Текст] / И. Красулина // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 4. – С.8-17.
28. Лихачев, Д.С. Заметки о русском [Текст]. – М. : Сов. Россия, 1984.
29. Лунина, Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры [Текст] : учебно-метод. пособие. – М. : ЦГЛ, «ЭЛИЗЕ ТРЕЙДИНГ», 2004. – 128 с.
30. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию : учеб.пособие для учащихся пед.училищ [Текст] / под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой. – М., Просвещение, 1979. – 272 с., ил.
31. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирование: учеб. пособие для учащихся пед. Училищ [Текст] / под ред. Т.С.Комаровой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991.
32. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду: учебник для дошк пед.училищ [Текст] / Под ред. Н.П.Сакулиной. – 4-е изд. Испр. и доп. – М. : Просвещение, 1966.
33. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры [Текст]. – М.. 1983.
34. Народы России. Энциклопедия [Текст]. – М. : Научное издательство «Большая научная энциклопедия», 1994.- 479 с.
35. Народное искусство в воспитании детей : книга для педагогов дошк. учреждений, учителей нач.классов, рук. худ. студий [Текст] / под ред. Т.С.Комаровой. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.
36. Одоевский, В.Ф. Музыкально-литературное наследие [Текст]. – М.: 1956.
37. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Вып. 1. / Под ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.. 1992.
38. Пантелеева, Л. Декоративно-прикладное искусство России [Текст] / Л.Пантелеева // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 7. – С.39-43.
39. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Под ред. Л.А.Кондрыкинской. – М.: Московский институт повышения квалификации работников образования, 1996.
40. Программы дошкольных образовательных учреждений : методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений [Текст] / сост. О.А.Соломенникова. – 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2002. – 122 с.
41. Программы изобразительного искусства. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1-4 классы : метод пособие [Текст] / научный рук. Т.Я. Шпикалова. – М. : Мозаика-Синтез, 1997.
42. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста : сб. науч.тр. [Текст] /отв. редТ.С. Комарова – М. : Изд. АПН СССР, 1983. – 132 с.
43. Ревенок, Т. Программа «Весточка» по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа [Текст] / Т.Ревенок // Дошкольное воспитание. – 2001. -№ 4. – С.24-30.
44. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] : из опыта работы. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. – 192 с., илл. + 16 с. вкл.
45. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценариев праздников [Текст] . – Владимир, 1995. – 184 с.
46. Салова, Г. Дорожить русской культурой [Текст] / Г.Салова // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 5. – С.44-47.
47. Скорлупова, О.А. Знакомство детей дошкльного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста [Текст] : М. : ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003 г. – 128 с., ил.
48. Скворцова, Л. Формирование у детей интереса к русскому фольклору [текст] / Л.Скворцова // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 5. – С. 33-36.
49. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст] : учеб. пособие для студентов / под ред. Т.И. Ерофеевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.
50. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет [Текст] : метод. пособие для воспитателей дошк. учр., учителей нач.классов и педагов допол. обр-ия / под ред. Т.С. Комаровой. – М. : ИПК и ПРНО, 2001. – 176 с.
51. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст]. / под ред. Л.А. Кондрыкинской. М. : ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
52. Семенова, Т.С. Народное искусство и его проблемы [Текст]. – М., 1977.
53. Тихонова, М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада [Текст] : рекомендации. – СПб. : Детство-пресс, 2000. – 208 с.
54. Усова, А.П. Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов. [Текст] : метод. указания. – Изд.3-е. М. : Просвещение, 1972.
55. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] : метод. пособие. – М. : АПН РСФСР, 1961.
56. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст]. – М.-Л., Известия АПН РСФСР, 1947 - Вып.11.
57.Швайко, Г. Совет педагогов. Детский дизайн на занятиях по изобразительной деятельности / Г.Швайко // ребенок в детском саду. – 2004. - № 1. – С.24-29.
58. Школа русского фольклора. Обучение в младших классах : опыт работы [Текст] / науч. ред. М.Т. Картавцева. – М. : МГИК. 1994. – 72 с.
59.Шпикалова, Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования [Текст] : метод. пособие. – М. : Просвещение, 1979.
60. Шпикалова, Т.Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры России [Текст]. – Шуя, 1994. С.21-22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре"
Возможность сделать куклу из лоскутков, тесьмы, ниток,создавая яркие образы, отражает неиссякаемое желание детей фантазировать. А через эти милые создания дети начинают постигать-а лучше сказать, вспо...
народная кукла как средство приобщения к народной культуре
кукла самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. куклы имитируют взрослый ми...
Из опыта работы по теме: «ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ»
Развитие культуры современного подрастающего поколения – проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в образовательном процессе. Радио- и телевизионные программы,...
Развитие детей раннего возраста - посредством восприятия сенсорных эталонов и приобщения к народной культуре (фольклор), с помощью кукол (вязаные, набивные, русские народные)» (представление опыта работы в творческой группе)
Развитие детей раннего возраста - посредством восприятия сенсорных эталонов и приобщения к народной культуре (фольклор), с помощью кукол (вязаные, набивные, русские народные)»(представление опыт...
Консультация для родителей "Народная кукла как средство приобщения к народной культуре"
В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не тольк...
Консультация для родителей "Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре"
Консультация для родителей "Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре"...
Проект "Матрешка"по объединению усилий детского сада и семьи и приобщение к народной культуре средствами народной педагогики в группе адаптации и развития детей младшего возраста
Ни для кого не секрет, что этап адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения, особенно раннего возраста – это зачастую большой стресс для него, да и для семьи в целом. Вс...