«Ознакомление детей с искусством»
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Опыт работы
«Ознакомление детей с искусством»
(Работа с детьми вне занятий)
Воспитатель лог.гр. Петренко О.Н.
ГОУ № 696 СВАО
Ноябрь 2008 г.
Искусство — средство эстетического восприятия, основа художественного воспитания и развития ребенка. Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента его рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Внутренний мир ребенка ярко представляется в художественных произведениях, созданных им самим. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении свей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.
Учитывая особенности искусства (тяготение разных видов искусства к взаимосвязи), мы используем интегрированный подход к изучению искусства дошкольниками. Полноценное восприятие и понимание искусства детьми достигается при условии целенаправленного знакомства с искусством как результатом творческой деятельности. Художественное воспитание является частью эстетического воспитания. Оно неотрывно связано с задачами эстечического воспитания, всестороннего развития ребенка. Знакомство с каждым видом искусства предполагает знание истории искусства в целом, особенностей языка искусства (средства выразительности, материалов), форм его проявления.
Выделяется народное, профессиональное, самостоятельное искусство. -Детям дошкольного возраста доступно восприятие и освоение народного искусства во всем его многообразии. В первую очередь осуществляется знакомство с тем, что близко ребенку, окружает его в повседневной жизни (в быту, на улице). Важным фактором творческого развития является семья, ее традиции. Желательно еще в дошкольном возрасте дать детям возможность попробовать свои силы в работе с разными материалами (глина, дерево, ткань, шерсть, бисер и т.п.), а также в различных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, театрализованной, игровой).
-Знакомство с профессиональным искусством предполагает определенный уровень психического, интеллектуального и эстетического развития и вместе с тем способствует этому развитию. Ребенку среднего и старшего дошкольного возраста уже должно быть доступно понимание терминов, понятий, истории искусства, средств выразительности, а также непосредственного восприятия произведений искусства(всевозможных выставок, театральных спектаклей).
-Важным элементом знакомства с искусством является самостоятельная художественная деятельность ребенка, организация специальных выступлений, выставок детского творчества т.п., где ребенок мог бы проявить свои чувства, мысли, отношение, способности и художественные умения.
- Сообразно нашей концепции эстетического воспитания искусство в педагогическом процессе используется нами в трех направлениях:
1.Искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении детского учреждения, в котором протекает жизнь и деятельность детей;
2.В ознакомлении детей с произведениями искусства как явлением отечественной и мировой художественной культуры;
3.В развитии художественного творчества и способностей детей.Образы искусства являются эталонами прекрасного.
В результате знакомства с искусством ребенок дошкольного возраста должен:
- знать:
- -виды искусства, средства выразительности каждого из них;
-материалы, оборудование, необходимые каждому из видов искусства;
- произведения и авторов разных видов искусства;
- не менее 3-4 художников-графиков (И.Билибина, Ю.Васнецова, Е.Чарушина и т.п.);
-3-4 живописцев;
-различные виды художественной, творческой деятельности, основной род занятий творческих людей(профессии).
уметь:
- работать с различными материалами;
-самостоятельно подбирать средства выразительности;
- использовать средства выразительности для создания художественного образа;
- выражать эмоции и чувства в различных видах деятельности, в речи.
Задачи знакомства с искусством детей первой младшей группы (3-й год жизни)
Развивать интерес к окружающему миру. Выделять объекты природы, предметы. Их расположение в пространстве. Учить детей рассматривать, наблюдать, правильно называть игрушки, предметы окружающего мира, обращать внимание на красоту природы (травы, цветов, деревьев, птиц), отмечать особенности окружающей среды (неброский цвет обоев, яркие красивые игрушки, нарядная одежда, посуда, цветущие комнатные растения и др.); развивать представления о форме, величине, цвете игрушек и предметов. Познакомить детей с некоторыми видами народных игрушек (дымковской, филимоновской, богородской и др.). Учить детей их рассматривать и аккуратно обращаться с ними. Учить слушать музыку, ритмично двигаться под нее. Развивать умение слушать поэзию и прозу, запомнить и понимать загадки, песенки-потешки, стихи. Учить создавать образ разными средствами выразительности (при помощи звука, движения, линии, цвета).
Учить рассматривать детские книги, иллюстации, репродукции произведениий искусства, аккуратно обращаться с ними, развивать интерес к искусству. Познакомить с кукольным театром, стараясь вызвать у детей эмоциональный отклик на происходящее. Приобщать детей к участию в концертах, праздниках в семье и детском саду: исполнение танца. Песни, чтение стихов.
Рассматривать иллюстации к произведениям малого фольклора Ю.Васнецова, Ю.Сутеева к его сказкам, Е.Чарушина и других. Обращать внимание на то, как художники изображают персонажи произведений:цыплята желтые, пушистые, цыпленок бежит, клюет(что делает?), курица с метлой, в украшенных сапожках, фартучке и т.п. Одежда других животных то же украшена.
Задачи знакомства с искусством детей второй младшей и средней группы (3-5 лет)
Развивать интерес к предметам и произведениям искусства. Познакомить с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (глиняные игрушки, деревянные игрушки, предметы быта,одежды), музыкального народного искусства (заклички, песни, словесные игры, потешки, загадки, читать, заучивать стихи).
Учить создавать образ разными средствами выразительности (мимика, жест, движение, звук, форма и т.д.).
Развивать интерес к рассматриванию картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций. А также зданий, предметов окружающей действительности.
Задачи знакомства с искусством детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Развивать интерес к искусству. Познакомить с основными видами искусства (народное — разных видов; изобразительное, архитектура, музыка, литература, театр, балет, кино, цирк). Учить отличать виды искуссва по произведениям, художественным образам. Знать средства выразительности, материалы и оборудование разных видов искусства. Уметь называть вид художественной деятельности, профессию и людей, которые работают в том или ином виде искусства. Уметь выражать в речи особенности искусства.
Учить передавать предметы, явления, чувства разными средствами выразительности.
Раскрыть перед детьми значение органов чувств человека для художественной деятельности, учить соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины и предметы народного декоративно-прикладного искусства рассматривают и т.п.).
Познакомить в доступной форме с историей искусства, видами искусства.
Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка. Учить видеть общее и особенное в искуссве. Формировать эмоционально положительное отношение к искусству.
Развивать художественное восприятие, мышление, память, воображение.
Учить различать народное и профессиональное искусство. Расширить спектр известных видов народного икусства (различные виды материалов, различные регионы страны и мира). Развивать чувство любви и бережного отношения к произведениям народного и профессионального искуссва.
Производить беседы с детьми об искусстве, затрагивая темы: «Искусство в жизни людей, в быту», «Семья и художественное воспитание ребенка».
Поощрять активное участие детей в художественной деятельности как по собственному желанию, так и под руководством взрослых.
Требования к знаниям по видам искусства
1.Уметь называть вид, жанр искуссва.
2.Знать произведения данного вида искусства(5-6): автор, название.
3.Знать средства выразительности разных видов искусства.
4.Знать материалы и оборудование, необходимое для данного вида искусства.
5.Уметь назвать профессии, связанные с искусством.
6.Уметь назвать основные действия, с помощью которых воплощается данный вид искусства (писать, танцевать, играть роль и т.д.)
7.Уметь выделять произведения разных видов искусства в окружающем мире.
8.Уметь действовать сообразно данному виду искусства, знать технические приемы и умело ими пользоваться в свободной художественной деятельности.
9.Уметь устанавливать связи между видами искусства.
10.Уметь выразить чувства, мысли языком искусства.
Ознакомление детей с искусством требует специальной подготовки, которая включает расширение знаний педагогов и родителей в области искусства (чтение специальной искусствоведческой литературы, справочников) и подбор иллюстрированного материала (репродукции, фотографии, изделия народных мастеров и т.д.).
Для того чтобы правильно организовать первое посещение музея или театра и в дальнейшем походы в музеи, театры и на выставки стали доброй традицией как детского сада, так и семьи, педагогам и родителям следует прежде самим ознакомиться с основными понятиями того или иного вида искусства, а затем — в доступной форме — рассказать делям о том, что такое портрет, натюрморт, картина, пейзаж, мальберт; арка, балкон; композитор, архитектор, художник, поэт, писатель, певец, актер, исполнитель и т.п. детей необходимо спросить бывали они в музее, театре, цирке, на выставке; выявить круг их интересов; определить, что бы они хотели узнать, где плбывать. Этот этап работы можно провести в форме беседы с ребенком или группой детей, задавая им вопросы: «любите ли вы рисовать? Какие названия цветов вы знаете? Как называется профессия человека, который сочиняет стихи? Видели ли вы кукольный спектакль в театре? Были ли в музее, на выставке?». И так далее.
Целенаправленная работа по ознакомлению с искусством начинается со второй младшей группы.
К концу 3 года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушат сказки, заучивает песенки — поиешки, учиться отгадывать загадки, знакомиться с книгой и правилами общения с ней, рассматривает иллюстрации, учиться сравнивать реальную действительность с ее изображениями на картинках, рассматривает пейзажи, вместе с воспитателем вспоминает, что видел на прогулке. Детей этого возраста знакомят с этой игрушкой, игрушкой — забавой из дерева (пирамидка, матрешки, мисочки, богородская игрушки), дают малышам возможность действовать с ними (рассматривать, разбирать, складывать).
В возрасте 1.5 — 2 лет можно организовать первое посещение выставки елочных украшений, игрушек, цветов. С двух лет малышам дома или в группе детского сада можно показывать кукольный театр — сначала при свете, потом в полумраке. Для показа целесообразно отбирать знакомые детям игрушки и разыгрывать мини-спектакли, как по сказкам, так и на основе житейских ситуаций. Постепенно к паказу можно привлекать самих детей: они уже в состояние оказать взрослому пассивную помощь.
В группе можно устроить выставку репродукций, народных игрушек, работ детей подготовительной к школе группы, то есть начать целенаправленно готовить малышей к посещению выставок, музеев, театров.
В дошкольном учреждении целесообразно устроить постоянную выставку детских работ, организовать специальные помещения «Русская изба», «Комната отдыха», «Комната сказок» и т.д., где можно проводить интегрированные занятия по ознакомлению с искусством. Кроме того, в группе необходимо организовать уголок (зону искусства), где постоянн будут находиться различные произведения искусства, в том числе те, с которыми дети знакомятся на занятиях. Обязательно должны быть созданы условия (художественная среда) для игр, игр — драматизаций, самостоятельной художественной деятельности с разными видами материалов, в которую по мере необходимости включается воспитатель.
Соприкосновение с искусством оказывает на ребенка сильное эмоциональное воздействие. Обычно после спектакля, посещения музея, чтения книг и т.д. дети стремятся подражать актерам, певцам, танцорам, артистам цирка и т.д. Взрослый должен умело руководить их действиями, что бы не погасить интерес , поддержать его. Для этого целесообразно организовать игры в балет, кукольный театр и т.п., провести занятия с целью обогащеия знаний детей в той или иной художественной области, развития изобразительных, музыкальных способностей.
Таким образом, ознакомления с искусством в детском саду начинается с раннего возраста и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.
Литература
- Алексеева В.В. Что такое искусство? М., 1992.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность. М., 2001.
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество». Изд.2-е, испр. и доп. - М.: педагогическое общество России, 2002.
- Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.\
- Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1983.
- Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С.Комаровой. М., 2000.
- Пантелеева Л.В. Музей и дети. - М.: Изд.дом «Карапуз», 2000.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Отв. ред.М.А.Васильева
- Полунина В.Н. Искусство и дети. М., 1982.
Опыт работы
«Методы активизации творческой деятельности детей
при знакомстве с искусством»
воспитателя логопедической группы
ГОУ № 696 СВАО
Петренко Ольги Николаевны
Москва 2011 г.
«Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению», - писал Л.С.Выготский.
Искусство — средство эстетического восприятия, основа художественного воспитания и развития ребенка.
Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента его рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Внутренний мир ребенка ярко представляется в художественных произведениях, созданных им самим. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении свей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.
Учитывая особенности искусства (тяготение разных видов искусства к взаимосвязи), мы используем интегрированный подход к изучению искусства дошкольниками. Полноценное восприятие и понимание искусства детьми достигается при условии целенаправленного знакомства с искусством как результатом творческой деятельности. Художественное воспитание является частью эстетического воспитания. Оно неотрывно связано с задачами эстечического воспитания, всестороннего развития ребенка. Знакомство с каждым видом искусства предполагает знание истории искусства в целом, особенностей языка искусства (средства выразительности, материалов), форм его проявления.
Выделяется народное, профессиональное, самостоятельное искусство. -Детям дошкольного возраста доступно восприятие и освоение народного искусства во всем его многообразии. В первую очередь осуществляется знакомство с тем, что близко ребенку, окружает его в повседневной жизни (в быту, на улице). Важным фактором творческого развития является семья, ее традиции. Желательно еще в дошкольном возрасте дать детям возможность попробовать свои силы в работе с разными материалами (глина, дерево, ткань, шерсть, бисер и т.п.), а также в различных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, театрализованной, игровой).
-Знакомство с профессиональным искусством предполагает определенный уровень психического, интеллектуального и эстетического развития и вместе с тем способствует этому развитию. Ребенку среднего и старшего дошкольного возраста уже должно быть доступно понимание терминов, понятий, истории искусства, средств выразительности, а также непосредственного восприятия произведений искусства(всевозможных выставок, театральных спектаклей).
-Важным элементом знакомства с искусством является самостоятельная художественная деятельность ребенка, организация специальных выступлений, выставок детского творчества т.п., где ребенок мог бы проявить свои чувства, мысли, отношение, способности и художественные умения.
- Эстетическое воспитание искусством в педагогическом процессе используется в трех направлениях:
1.Искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении детского учреждения, в котором протекает жизнь и деятельность детей;
2.В ознакомлении детей с произведениями искусства как явлением отечественной и мировой художественной культуры;
3.В развитии художественного творчества и способностей детей.Образы искусства являются эталонами прекрасного.
В результате знакомства с искусством ребенок дошкольного возраста должен:
- знать:
-виды искусства, средства выразительности каждого из них;
-материалы, оборудование, необходимые каждому из видов искусства;
- произведения и авторов разных видов искусства;
- не менее 3-4 художников-графиков (И.Билибина, Ю.Васнецова, Е.Чарушина и т.п.);
-3-4 живописцев;
-различные виды художественной, творческой деятельности, основной род занятий творческих людей(профессии).
уметь:
- работать с различными материалами;
-самостоятельно подбирать средства выразительности;
- использовать средства выразительности для создания художественного образа;
- выражать эмоции и чувства в различных видах деятельности, в речи.
Задачи знакомства с искусством детей старшей группы (5-6 лет)
Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).
Познакомить с жанрами изобразительного и музыкального искусства; учить выделять и использовать в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства.
Познакомить с произведениями живописи (И.Шишкин, И.Левитан, В.Серов, И.Грабарь, П.Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Расширять представление о графике (ее выразительных средствах).
Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю.Васнецов, Е.Рачев. Е.Чарушин, И.Билибин и др.).
Продолжать знакомить с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению и архитектуре здания: жилые дома, магазины,театры, музеи и т.п.
При рассматривании иллюстраций обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка.,кувшинчик, ибушка на курьих ножках), дворцов.
Учить подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности.
Расширять представления о творческих профессиях, их значении (художник, композитор, музыкант, актер и т.п).
Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства» (фольклор, музыка и художественные промыслы). Участвовать в фольклорных праздниках. Учить бережно относиться к произведениям искусства.
Приобщать детей к художественным музеям Москвы.
В работе по ознакомлению с искусством учитывались разные формы работы:
- выставки по всем видам изобразительного искусства, они проводятся перед занятиями или после занятий, на котором знакомят детей с данным видом искусства; содержание выставок постепенно обновляется, появляются новые произведения (произведения одного художника, затем разных художников; графика, скульптура и др.). На выставке проводится индивидуальная работа с отдельными детьми, с небольшой подгруппой, чтобы побеседовать с каждым, понять, как он воспринимает произведение искусства, его чувства, отношение.
Родителей побуждаем продолжать работу с ребенком дома.
- занятия по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства проводятся не менее одного раза в месяц (за счет занятий по рисованию, лепки, аппликации). Занятие посвящается одному виду искусства (живописи, графике и пр.), одному жанру (портрет, пейзаж и пр.) или на тему подбираются разные виды искусства (образ животных в живописи, графике, скульптуре малой формы и др.
- ознакомление с произведениями искусства — как часть занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). В первой части занятия, в связи с темой и видом изобразительной деятельности, продолжается работа по ознакомлению детей с изобразительным искусством. Рассматривая произведение искусства, выделяются некоторые выразительные средства (цвет или композиция, или материалы). Например: какого цвета снег, небо и как это передают художники, какие цвета любит осень, зима и пр. Во второй части занятия проводятся занятия по рисованию, лепке или аппликации на тему, которая соответствует содержанию. Мы попытались каждое занятие сделать средством художественного развития, привлечь изобразительное искусство, а также художественное слово, которое помогает понять образ, услышать это событие поэты, писатели.
Музыка затрагивает эмоции ребенка. Рассматривая картину под музыку, ребенок тоньше чувствует, лучше понимает замысел художника.
Исследование С.П.Козыревой показало пути использования музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности: влияние музыки на создание художественного образа, как музыкальные средства соотносятся с изобразительными, помогают их раскрыть, как подбирать разные музыкальные произведения в зависимости от содержания, поставленных задач.
В каждой части занятия музыка используется с разной целью. В первой части занятия воспитатель создает эмоциональное отношение к изображаемому образу, выявляет характерные особенности. Во второй части музыка чаще служит фоном, ребенок попадает в мир изображения. Здесь важно, чтобы музыка соответствовала содержанию, звучала не очень громко и не тихо. В третьей части занятия музыка помогает прочувствовать выразительность образа и найти решение этой задачи в детских работах.
Ознакомление детей с искусством требует специальной подготовки, которая включает расширение знаний педагогов и родителей в области искусства (чтение специальной искусствоведческой литературы, справочников) и подбор иллюстрированного материала (репродукции, фотографии, изделия народных мастеров и т.д.).
Было проведено анкетирование родителей по художественно-эстетическому развитию детей. Из него было выявлено, что музеи, выставки, театры из 13 детей посещали только трое. Дома рисунками и поделками детей украшают только у одного ребенка. Родители слабо представляют, что входит в художественно-эстетическое развитие детей.
Для выявления круга интересов дошкольников проводились беседы с детьми, задавали им вопросы: «любите ли вы рисовать? Какие названия цветов вы знаете? Как называется профессия человека, который сочиняет стихи? Видели ли вы кукольный спектакль в театре? Были ли в музее, на выставке?», так далее.
Для того чтобы правильно организовать первое посещение музея или театра, выставки, мы прежде сами знакомились с основными понятиями того или иного вида искусства, знакомили родителей на собраниях, общих и индивидуальных консультациях, ширмах. А затем — в доступной форме — рассказывали детям о том, что такое портрет, натюрморт, картина, пейзаж, мольберт; арка, балкон; композитор, архитектор, художник, поэт, писатель, певец, актер, исполнитель и т.п. Постепенно готовим дошкольников к посещению выставок, музеев, театров.
В дошкольном учреждении в изо студии организованно специальное помещение «Русская изба», где можно проводить интегрированные занятия по ознакомлению с искусством. В изо студии, в коридоре 3 этажа устроена выставка репродукций картин.
В группе организован уголок - мини-музей, где постоянно находятся различные произведения народного искусства, предметы народного быта , в том числе те, с которыми дети знакомятся на занятиях. Есть полочка с народными игрушками (Дымка, матрешки, богородские игрушки и др.).
Ребятам показываем работы детей подготовительной к школе группы (выпускников).
Созданы условия (художественная среда) для игр (дидактичекие - «Народный узор», «Ремесла на Руси» и др., игр — драматизаций (разные виды театра, одежда для ряжения и др.), самостоятельной художественной деятельности с разными видами материалов, в которую по мере необходимости включается воспитатель.
Соприкосновение с искусством оказывает на ребенка сильное эмоциональное воздействие. Обычно после спектакля, посещения музея, чтения книг и т.д. дети стремятся подражать актерам, певцам, танцорам, артистам цирка и т.д.
Мы, воспитатели группы, стараемся руководить их действиями, что бы не погасить интерес, поддержать его. Для этого организовываем игры в кукольный театр и т.п., проводим занятия с целью обогащения знаний детей в той или иной художественной области, развития изобразительных, музыкальных способностей. После просмотра спектаклей дети проигрывают сценки, рисуют впечатления увиденного («Я люблю слушать сказки», «Я люблю смотреть кукольные спектакли», «Я люблю рассматривать книги», «Я люблю смотреть цирковые представления» и др. Беседуем о прочитанном, обсуджаем поступки героев и др.
Учим совместно с другими специалистами и родителями выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр). Но эта тема очень сложная, не одного года.
На занятиях и вне знакомим с жанрами изобразительного искусства (натюрморт - когда осенью проходили лексические темы «Овощи», «Фрукты», портрет — когда беседовали и рисовали мам) и музыкального искусства (совместно с музыкальным руководителем — «три кита»: марш, танец, колыбельная).
Учим выделять и использовать в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства ( в рисовании подбирать цвета и форму для передачи настроения; в музыке инструмент и звучание — лирическое или другое; в театре — образ, движения и др.).
Знакомили с произведениями живописи и изображением родной природы в картинах художников (И.Шишкин «Зима», И.Левитан — «Золотая осень», «Март», И.Грабарь «Февральская лазурь», Крамской «Незнакомка», Петров-Водкин «Яблоки на красном», П.Кончаловский «Сирень», М.Сарьян «Цветы», В.Ван Гог «Подсолнухи», В.Васнецов «Богатыри» и др.).
Расширяли представление о графике (ее выразительных средствах). Знакомили с творчеством художников-иллюстраторов детских книг Ю.Васнецов — рассматривали книги с иллюстациями, слушали сказки в грамзаписи, читали книги - «Конек-горбунок», «Иван -царевич на сером волке», Е.Рачев — изображал сказочных животных в народных костюмах,читали р.н.сказки, иллюстрированные художником, рассматривали какими средствами передавал характер героев — позой и др., рисовали иллюстрации к сказке «Колобок».
Еще будем знакомить с Е.Чарушиным, И.Билибин и др.
В процессе прохождения лексической темы «Дома» продолжали знакомить с архитектурой. Закрепляли знания о том, что существуют различные по назначению и архитектуре здания: жилые дома, магазины,театры, музеи и т.п.
При рассматривании иллюстраций обращали внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка,кувшинчик, избушка на курьих ножках), дворцов. Рисовали по сказке «Заюшкина избушка». Украшали силуэт ставней. Сделали макет квартиры, заполнили интерьер самодельной мебелью.
Учили и учим подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности, в изо уголке (трафареты, шаблоны, восковые мелки, фломастеры и др. традиционные и нетрадиционные матералы), что больше подходит для того или другого рисунка, аппликации и т.п.
Поощряем активное участие детей в художественной деятельности как по собственному желанию, так и под руководством взрослых.
В беседах расширяем представления о творческих профессиях, их значении (художник, композитор, музыкант, актер и т.п). Беседы с детьми об искусстве, затрагивая темы: «Искусство в жизни людей, в быту».
Стараемся подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства» (фольклор, музыка и художественные промыслы). Вместе с детьми участвовали в фольклорном празднике «Масленица». Побеседовали о традициях празднования. Рассмотрели репродукции В.И.Сурикова «Взятие снежного городка», Б.М.Кустодиева «Масленица». Сделали коллективную работу — солнце (символ весны) из бумажных шариков, украсили интерьер сада.
Будем знакомить с предстояшим праздником Пасха (побеседуем, выполним работу — роспись пасхального яйца).
Учим бережно относиться к произведениям искусства — народным игрушкам, книгам об искусстве, репродукциям.
Литература
- Алексеева В.В. Что такое искусство? М., 1992.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность. М., 2001.
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество». Изд.2-е, испр. и доп. - М.: педагогическое общество России, 2002.
- Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.\
- Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1983.
- Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С.Комаровой. М., 2000.
- Пантелеева Л.В. Музей и дети. - М.: Изд.дом «Карапуз», 2000.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Отв. ред.М.А.Васильева
- Полунина В.Н. Искусство и дети. М., 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над эмоциями во время ознакомления детей с искусством»
Знакомить детей с эмоциями: радостью, страхом, удивлением, грустью, гневом, различать их по схематическим изображениям, понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом....
Ознакомление детей с искусством
Формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством (3-4 г)...
Консультация "Ознакомление детей с искусством"
методика знакомства детей с искусством, дидактические игры...
Планирование по ознакомлению детей с искусством 5-7 лет
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...
Занятие по ознакомлению детей с искусством графика
Рассматривание иллюстрации Ю.Васнецова "Заинька"...
«Ознакомление детей с искусством»
Преобщение детей к искусству является частью формировани эстетической культуры личности....
Доклад Изобразительное искусство в детском саду. Формы, методы и приёмы ознакомления детей с искусством
Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных ...