Планирование по ознакомлению детей с искусством 5-7 лет
календарно-тематическое планирование на тему
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_iskusstvom.docx | 35.86 КБ |
Предварительный просмотр:
№ П.п. | Автор картины | Название картины | Целевые ориентиры |
Натюрморт | |||
1. | И.Т. Хруцкий | «Натюрморт» | Познакомить детей с картиной художника И.Т. Хруцкого «Натюрморт» - натюрмортом смешанного типа. Обратить внимание на цветовое сочетание как способ оказания эмоционального воздействия, на композицию как средства построения картины. Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать натюрморт, любоваться красотой предметов. |
2. | И.И. Машков | «Синие сливы» | Познакомить детей с картиной художника И.И. Машкова «Синие сливы». Продолжать знакомить с жанром натюрморта. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Обратить внимание на цвет как средство передачи настроения. |
3. | К. Петров - Водкин | «Яблоки и лимон» | Учить детей рассматривать натюрморты, замечать, как художники каждый по-своему изображают один и тот же предмет – яблоки. |
4. | И. Грабарь | «Красные яблоки на синем» | |
5. | В. Ван Гог | «Корзина с яблоками» | |
6. | Ф.Толстой | «Букет цветов, бабочка и птичка» | Продолжать знакомить с натюрмортом смешанного вида; раскрыть его тайну, помочь детям использовать полученные знания в собственном творчестве. Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать натюрморт, любоваться красотой предметов, необычностью их формы, цвета, стимулировать эстетические оценки и суждения. |
7. | Л. Фейт | «Натюрморт с цветами, фруктами и попугаем» | |
8. | Е.Зуева | «Дары лесов» | Продолжать знакомить детей с натюрмортами. Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать натюрморт, любоваться красотой предметов, необычностью их формы, цвета. |
9. | В. Стожаров | «Красная и чёрная рябина» | |
10. | И.И Машков | «Натюрморт с самоваром» | Учить детей рассматривать художественное произведение – натюрморт; подвести детей к пониманию единства содержания смысла картины и средств выразительности, найденных художником; развивать способность детей давать эстетические оценки. |
11. | В. Стожаров | «Квас», «Лён». | |
12. | И.Э. Грабарь | «Неприбранный стол» | Познакомить детей с сюжетным натюрмортом. Учить последовательно, рассматривать картину; заострить внимание на том, что изображено, как изображено и почему именно так; развивать способность детей давать эстетические оценки и высказывать свои суждения, используя искусствоведческие термины. |
13. | К. Петров-Водкин | «Утренний натюрморт» «Розовый натюрморт» | |
14. | И. Машков | «Ананасы и бананы» | |
15. | И. Грабарь | «Утренний час» | |
16. | И. Грабарь | «Груши на зелёной драпировке» | Продолжать знакомить детей с живописью; закрепить представления детей о натюрморте, его видах; развивать у детей ассоциативное мышление, эмоциональную отзывчивость. |
17. | П. Канчаловской | «Сухие краски» | |
18. | А. Лентулов | «Овощи» | |
19. | И. Машков | «Снедь московская. Хлебцы» | |
20. | Э Серебряков | «За завтраком» | Продолжать формировать у детей представления о роли натюрморта, являющегося частью картин других жанров живописи; учить детей видеть единство содержания и средств выразительности в картине. Формировать развёрнутые и доказательные эстетические оценки и суждения, используя искусствоведческие термины. |
21. | М. Сарьян | «Осенний натюрморт» | Учить детей сравнивать репродукции натюрмортов, написанных в холодной и тёплой цветовой гамме. Закрепить представления детей о свойствах цвета, показать, как цвет помогает передать настроение и отношение художника к изображаемому. |
22. | А.Коняшин | «Пироги с калиной» | |
23. | И. Хруцкий | «Цветы и плоды» | |
24. | С. Герасимов | «Полевые цветы» | |
25. | К. Петров - Водкин | «Яблоки на красном фоне» | Формировать у детей представления о том, как художник создаёт композицию картины; показать роль Цветового фона для натюрморта. Развивать у детей эстетический вкус. |
26. | Н.Грабарь | «Хризантемы» | |
27. | Ф. Толстой | «Ягоды красной смородины» | |
Пейзаж | |||
1. | И. Шишкин | «Корабельная роща» «Дождь в дубовом лесу» «Утро в сосновом бору» | Расширить знания о видах и жанрах изобразительного искусства, о пейзаже; дать представление о летнем пейзаже. Учить детей понимать содержание произведения, выделять средства выразительности – цвет, композицию. Формировать эстетические представления о природе, интерес к живописи. Активизировать словарь новыми определениями: медвежата шаловливые, ловкие, игривые, неуклюжие, настороженные. Лес пронизан солнцем, сырой, глухой, дремучий. |
2. | В. Серов | «Заросший пруд» | |
3. | И. Грабарь | «Дуб» «Берёзы» «Рябинка» «Берёзовая аллея» | |
5. | И. Левитан | «Золотая осень» | Вызвать детей эмоциональный отклик на картины, помочь увидеть использованные художниками средства выразительности, пояснить их назначение. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание любоваться её красотой. |
6. | И. Остроухов | «Золотая осень» | |
7. | В. Поленов | «Золотая осень» | |
8. | И. Бродский | «Опавшие листья» | Обогащать представления детей о произведениях изобразительного искусства. Учить видеть красоту осенней природы, запечатлённую художником, давать описание картины. Формировать эстетические представления о природе, интерес к живописи. |
9. | И. Грабарь | «Осенний день» | |
10. | В. Бальницный-Бируль | «Осенний ветер» | |
11. | И. Горлов | «Осень» | |
12. | В. Бакшеев | «Голубая весна» | Продолжать знакомить детей с понятием «пейзаж». Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание любоваться её красотой. |
13. | А. Грицай | «Половодье» «Подснежники» «Первые дни мая» | |
14. | А. Рылов | «Злёный шум» | |
15. | Ф. Васильева | «Деревенские пейзажи» | Познакомить детей с понятием «архитектурный пейзаж». Развивать эстетическое восприятие, любовь художественному искусству. |
16. | И. Левитан | «Слобода», «Деревня зимой» | |
17. | Н. Рерих | «Ростов Великий» | |
18. | Б. Щербаков | «День догорает» | |
19. | А. Саврасов | «Закат над болотом» «Ночка», «Вечер» | |
20. | Д. Александров | «Зимняя сказка» | Развивать у детей художественный вкус, умение понимать содержание картины, выделять средства выразительности, используемые художником. Обсудить, почему картина получила такое название, предложить придумать другие варианты. Учить детей любоваться неповторимой красотой сказочного пейзажа, воспитывать любовь к природе. |
21. | Б. Кустодиев | «Зима» | Продолжать знакомить детей с картинами известных русских художников, предложить составить рассказ о том, какие действия могли происходить до и после событий, отражённых в сюжете картины. Обратить внимание на средства художественной выразительности, использованные художником. |
22. | И. Э.Грабарь | «Зимний пейзаж» | Продолжать знакомить детей с работами известного художника. Обратить внимание на красоту зимнего леса, на то, как художник изобразил лесную красавицу – ель, как дерево выделяется из всего лесного массива. Учить детей выявлять выразительные средства, использованные художником. |
23. | Л. Бродский | «Лес зимой в снегу» «Зимнее утро» | Продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, показать, что природа прекрасна в любое время года; развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе. Учить понимать, как художник передаёт красоту зимнего леса, вековых деревьев. Актуализировать знания детей об изменениях в природе зимой. |
24. | И. Шишкин | «На севере диком…», «Зима» | |
25. | И. Э.Грабарь | «Февральская глазурь» | |
26. | А.Саврасов | «Иней» «Зимний пейзаж» | |
27. | К. Ф.Юнон | «Русская зима» | |
28. | Н. Рерих | «Шатрова гора», «Тибет» | Познакомить детей с понятием «горный пейзаж» |
29. | М. Сарьян | «Горы Армении» | |
30. | К.Ф. Юон | «Лыжники», «Конец зимы» | |
31. | И.К. Айвазовский | «Чёрное море» «Лунная ночь» «Бриг ”Меркурий”» | Познакомить детей с подводным пейзажем. Показать, что изображение моря – труднейший мотив живописи. Учить детей выявлять выразительные средства, использованные художниками. |
32. | А. Куинджи | «Лунная ночь на Днепре» «Днепр утром» | |
33. | И. Левитан | «Река Истра» | |
34. | В. Поленов | «Заросший пруд» | |
35. | А. Саврасов | «К концу лета на Волге» | |
36. | А. А.Пластов | «Сенокос» «Ужин тракториста» | Воспитывать у детей любовь к родной природе, уважение к труду людей, учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа в картине, настроение переданное художником. |
37. | А. А.Пластов | «Первый снег» | Учить детей всматриваться в картины, анализировать их, сравнивать произведения по использованным художниками средствами выразительности, настроению. Развивать эстетическое видение природы в пейзаже, поддерживать интерес к искусству. |
38. | К.Ф. Юон | «Мартовское солнце» | |
39. | И. Левитан | «Весна. Последний снег» «Апрель. Первая зелень» | Формировать у детей умение сравнивать содержание картин, изобразительные средства, использованные художником для передачи особенностей пейзажа. |
40. | И. Левитан | «Разлив. Весна» | Познакомить детей с такими явлениями, как ледоход, разлив рек, учить видеть красоту природных явлений и их разрушительную силу. |
41. | И. Левитан | «Весна. Цветущие яблони» | Продолжать знакомить детей с творчеством великого художника, предложить представить себя внутри картины, рассказать, какие ощущения испытывают дети, какое у них настроение. Учить выявлять средства выразительности, использованные автором. Развивать эстетические чувства, вкус. |
42. | А Саврасов | «Грачи прилетели» | Рассказать детям о том, что прилёт грачей знаменует собой приход весны, пробуждения природы. Поэтому люди издавна радовались возвращению грачей. Показать детям связь между различными явлениями природы: Стало теплее – из своих укрытий показались насекомые – возвращаются птицы, которые питаются насекомыми. |
43. | Н.П Ерышев | «Хлебное поле» | Учить детей целостно воспринимать произведение, понимать его основную идею, устанавливать связи между содержанием и средствами выразительности. Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведение, формировать нравственно – эстетическое отношение к труду хлеборобов. |
44. | К. Юон | «Русская зима. Лигачево» | Продолжать знакомить с искусством живописи, российскими художниками. Предложить определить жанр картины. Формировать развёрнутые и доказательные эстетические оценки и суждения, познакомить с искусствоведческими терминами. |
Портрет | |||
1. | М. Нестерова | «Портрет В.И. Мухиной» | Дать представление о жанре портрета; развивать в детях способность вглядываться в человеческие лица. Учить детей понимать и настроение, передаваемое произведениями, выделять их основную идею и средства их выражения. Формировать эстетические чувства при восприятии произведений искусства. |
2. | В. Тропинина | «Кружевница» | |
3. | А. Архипова | «Девушка с кувшином» | |
4. | Н.Ге | «Портрет Л.Н. Толстого» | Продолжать знакомить детей с жанром портрета; познакомить с автопортретом. |
5. | И. Грабарь | «Автопортрет с палитрой» | |
6. | И. Репин | «Автопортрет за работой» | |
7. | И. Вишняков | «Портрет князя Голицына в детстве» | |
8. | В. Тропинина | «Портрет А.В. Тропинина, сына художника» | |
9. | Г. Серебрякова | «Девочка у рояля» «Катя с куклой» | |
10. | Рассматривание иллюстраций с монументальной скульптурой: памятник А.С. Пушкину М. Аникушина, памятник Петру I («Медный всадник») Ф. Фальконе | Познакомить детей с новым видом искусства – портретной скульптурой, дать объяснения понятию «бюст». | |
11. | В.А. Серов | «Мика Морозов» | Учить детей через восприятие портрета понимать состояние и настроение человека, подкреплять свои выводы знаниями о средствах выразительности; формировать внимательное, чуткое отношение к людям, эстетические суждения. |
12. | И.Е. Репин | «Стрекоза» | Учить детей понимать содержание картины, отношение художника к образу. Вызвать у детей эмоциональную и эстетическую отзывчивость на произведение. |
13. | М.К. Копытцева | «Сашенька» | Учить видеть детей выделять средства передачи движение человека, его настроения; обратить внимание детей на положение туловища, головы, рук, ног. |
14. | В. Суриков | «Портрет П.Ф. Суриковой» (матери художника) | Познакомить детей с произведением, подвести к пониманию того, с какими чувствами сын писал портрет своей мамы. Развивать интерес детей к живописи, учить различать её жанры. |
Скульптура | |||
1. | Д. Горлов | «Гималайский медвежонок» | Формировать представление о скульптуре как виде изобразительного искусства; воспитывать интерес к скульптуре малых форм, к работе скульптора; развивать эстетическое восприятие. |
2. | В.Ватагин | «Печальная обезьяна» «Ягуар» | |
3. | «Каргопольские игрушки» | ||
4. | Л. Кибальников | Мемориал «Бресткая крепость» Монумент «Жажда» | Познакомить детей с мемориальной скульптурой. Воспитывать любовь и уважение к советским воинам, интерес к различным родам войск. |
5. | Е. Вучетич | Мемориальный ансамбль «Мамаев курган» в Волгограде | |
6. | С. Селиханов | Мемориальный ансамбль «Хатынь» в Белоруссии | |
7. | А. Толмачёв | Мемориальная площадь в Воронеже «Чижовский плацдарм» | |
8. | Ф. Сушков | Мемориальный комплекс на площади Победы в Воронеже | |
9. | Ф. Сушков | Мемориал «Памятник Славы» | |
Сюжетное изображение | |||
1. | Е. Л. Галунова | «Новый район Ленинграда» | Познакомить детей с картиной бытового жанра; учить всматриваться в произведение, выделять основные средства выразительности (цвет, композицию). |
2. | А.П. и С.П. Ткачёвы | «На родной земле» | Учить детей понимать основную мысль произведения, выделять средства выразительности, используемые художниками. Активизировать словарь по данной теме, учить применять образные выражения. Воспитывать любовь к Родине. |
3. | В.Ф. Жеремекин | «Серебряные рельсы» | Продолжать знакомить детей с профессией художника, расширять представление о значимости его деятельности для общества, об орудиях его труда, их особенностях. Учить понимать суть картины, формировать ценностное и оценочное отношение к произведениям искусства, воспитывать интерес и уважение к профессии художника. |
4. | В.И. Суриков | «Взятие снежного городка» | Предложить рассмотреть картины, рассказать, что на них изображено, сравнить стили, в которых они выполнены. Учить различать средства выразительности, использованные художниками, обогащать словарный запас детей. |
В. Сыров | «Масленица» | ||
5. | Б. Кусотедов | «Масленица» | Продолжать знакомить детей с традициями празднования Масленицы, учить рассказывать о действиях людей на картине. Активизировать в речи детей понятия, связанные с творчеством художника. |
А. Черкашина | «Масленица» | ||
6. | Б.М. Кустодиев | «Утро» | Продолжать знакомить детей с произведениями живописи, формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, развивать эстетические чувства, эмоции, вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству. Формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в живописи. Помочь увидеть заботу и любовь матери к ребёнку, которую хотел выразить художник. |
7. | Ф. Арбузов | «В родной семье» | Предложить детям рассмотреть картину, составить по ней рассказ, опираясь на вопросы воспитателя, самостоятельно придумать события, предшествующие тем, что изображены на картине, последующие события. Формировать умение выражать своё отношение к происходящему, воспитывать уважение к старшим членам семьи. |
Графика | |||
1. | В. Лебедев | «Охота» | Вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик на такой вид искусства, как графика, познакомить с видами графики и особенностью их средств выразительности, показать отличие графики от живописи, способствовать тому, чтобы дети использовали полученные знания в своих творческих работах. Развивать у детей эстетическое восприятие. |
Декоративная роспись | |||
1. | Е. Попова | «Ярмарка», «Выбирай коня любого» | Воспитывать интерес детей к творчеству народных мастеров. |
2. | А. Тер-Акопян | «Разноцветные лошадки» | |
3. | Е. Попова | «Городецкие узоры» | Познакомить детей с традиционными русскими промыслом города Городца, с элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву. |
4. | Н. Сурьянинова | «Синие цветы Гжели» | Познакомить с традиционным русским художественным промыслом – «гжельская керамика»; воспитывать интерес к народным умельцам. |
5. | Ю.Дорожина | «Сказочная Гжель» | |
6. | Е. Попова | «Глиняное чудо» | Продолжать знакомить детей к исконно русскому промыслу – изготовлению глиняных игрушек; учить выделять элементы росписи, её колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; развивать эстетический вкус, воспитывать интерес к быту и обычаям России. |
7. | Рассматривание, иллюстраций, альбомов изделий хохломских мастеров | Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством; воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров; учить выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи, технику её выполнения. | |
8. | Ю.Г. Дорожина | «Жостовский букет» | Познакомить детей с традиционным русским народным промыслом «Жостовская роспись», с построение традиционных жостовских орнаментов, украшающих борта подносов. |
Рассматривание иллюстраций | |||
1. | Ю.Васнецов | «Три медведя» Л.Толстого | Развивать у детей эстетическое восприятие, воспитывать интерес к рассматриванию юллюстраций. |
2. | В.Андриевича | «Круглый год» С. Маршака | |
3. | Е. Рачев | Иллюстрации к русским народным сказкам | Познакомить детей с творчеством Е.Рачева, учить узнавать манеру автора, выделять используемые им средства выразительности. |
4. | В.М. Канашевич | Иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина | Учить детей видеть средства выразительности, используемые художником; развивать эмоциональную отзывчивость, интерес к произведениям. |
5. | Е. Чарушин | «Воробьишко» М.Горького «Детки в клетке» С. Маршака «Медвежата», «Шутки» Е. Чарушина | Формировать умение всматриваться в иллюстрации, выявлять средства выразительности, позволяющие передать движение, фактуру шерсти животного, выражение глаз, характер. |
6. | Ю.Д. Коровин | Иллюстрации к русским народным сказкам | Обратить внимание детей на выразительность образов, на мимику героев, особенности тесного переплетения фантастического и реального. Вызвать у детей эмоциональный отклик, желание прослушать сказки, к которым выполнены иллюстрации. |
7. | В.М. Васнецов | «Иван – Царевич на сером волке» | Продолжать знакомить детей с творчеством художника учить понимать роль природы в передаче состояния героев, замечать красивое сочетание красок, выделять изобразительные средства, делающие картину «сказочной». Активизировать интерес к изобразительному искусству, фантазию. Воспитывать уважение к труду художника. |
8. | В.М. Васнецов | «Алёнушка» | Развивать художественный вкус, формировать умение понимать содержание картины, настроение героев, средства выразительности, которым оно передаётся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над эмоциями во время ознакомления детей с искусством»
Знакомить детей с эмоциями: радостью, страхом, удивлением, грустью, гневом, различать их по схематическим изображениям, понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом....
Ознакомление детей с искусством
Формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством (3-4 г)...
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ» ПО ТЕМЕ: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЕЙ ПОГРАНИЧНИК»
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ»ПО ТЕМЕ: «Ознакомление детейстаршего дошкольного возраста с профессией пограничник»....
Консультация "Ознакомление детей с искусством"
методика знакомства детей с искусством, дидактические игры...
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА...
«Ознакомление детей с искусством»
Опыт работы...
Доклад Изобразительное искусство в детском саду. Формы, методы и приёмы ознакомления детей с искусством
Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных ...