Пальчиковая гимнастика
картотека (средняя группа) на тему

Развитие мелкой моторики рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx49.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Эй, сапожник»

Выполнять движения согласно тексту

«Эй сапожник, эй сапожник

Почини мне сапоги

Дырку прокололи

Нитку протянул

Клеем все намазали

А потом размазали.»

«Как живешь?»

Как живешь? – Вот так!

А плывешь? – Вот так!

А бежишь? – Вот так!

Вдаль глядишь? – Вот так!

Ждешь обед? – Вот так!

Машешь в след? – Вот так!

Утром спишь? – Вот так!

А шалишь? - Вот так!

«Кукла»

Выполнять движения согласно тексту:

«Кукле кашу я сварю,

Молока туда налью,

Положу туда крупу

И поставлю на плиту

Будет каша хороша,

Кушай кукла не спеша.

«Мой мизинчик»

Мой мизинчик, где ты был?

С этим братцем  - в лес ходил

С этим братцем –щи варил

С этим братцем – песни пел

Ну, а этого встречал,

И конфетой угощал!

«Большая стирка»

Буду маме помогать,

Буду сам белье стирать

(трем пальчиками друг о друга имитируя стирку)

Мылом мылю я носки

(провести кулачком по ладошке)

Крепко трутся кулачки

(трем кулачками друг о друга)

Сполосну носки я ловко

(двигать кистями рук вправо-влево)

И повешу на веревку

(поднять руки вверх кисти согнуть имитация вывешивания носков)

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим

(двигать прямые кисти рук вверх-вниз)

Мы морковку трем трем

(трем правым кулачком по левой ладони)

Мы капусту солим солим

(пальцы в щепотку имитировать что солим)

Мы капуту жмем, жмем

(сжать обе кисти в кулаки)

«Счет»

1,2,3,4,5

(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)

Вышли пальчики гулять

1,2,3,4,5

В домик спрятались опять

(поочередно зажимаем пальчики обратно в кулачок)

«Замок»

На двери висит замок

Кто его открыть не смог

(руки в замке)

Потянули

(пальцы тянем, не разжимая)

Покрутили

(вращаем руки, не разжимая пальцы)

Постучали

(стучим основанием ладоней)

И открыли

(ручки разжимаем)

«Рыбка»

Рыбка в озере живет

(ладошки соединены и делают плавательные движения)

Рыбка в озере плывет

(ладошки соединены и делают плавательные движения)

Хвостиком ударит вдруг

(ладошки разъединить и ударить по камешкам)

И услышим мы плюх - плюх

(ладошки соединить у основания и похлопать)

«За ягодой»

1,2,3,4,5

(пальчики обеих рук здороваются начиная с большого )

В лес идем мы погулять

(обе руки идут указательный и средний пальцы в сторону)

За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной

(загибать пальчики, начиная с большого)

Землянику мы найдем и братишке унесем

«В лесу»

- Мальчик с пальчик, где ты был?

-  Долго по лесу бродил

(4 раза сгибаем большой палец левой, затем правой руки)

Встретил я медведя, волка

Зайку, ежика в иголках

Встретил белочку, синичку

Встретил лося и лисичку

(большой палец правой руки поочередно соприкасаются с остальными)

Всем подарки подарил

Всяк меня благодарил

(4 пальца поочередно сгибаются, к большому – кланяются)

«Стирка»

Ох, испачкалась одежда

Мы ее не берегли

Обращались с ней небрежно

Мяли, пачкали в пыли,

надо нам ее спасти

И в порядок привести

В тазик воду наливаем

Порошочку засыпаем

Всю одежду мы замочим

Пятна тщательно потрем

Постираем, прополощим

Отожмем ее, встряхнем

А потом легко и ловко

Всю развесим на веревках

А пока одежда сохнет

Мы попляшем и покружимся.

«Котенок»

Шел один я по дорожке

(показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки

(показываем 2 пальчика)

Вдруг на встречу  3 мышонка

(показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка

(хлопаем себя ладошками по щечкам и как бы качаем ладошками голову)

У него четыре лапки

(показать 4 пальчика)

На лапках острые царапки

(царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

1,2,3,4,5

(на каждый счет показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать!!!

(двумя пальчиками, указательным и средним убегаем по поверхности)

«Вечером»

Вечером девочка Мила

(шаги на месте)

В садике клумбу разбила

(прыжки)

Брат ее мальчик Иван

(приседания)

Тоже разбил …. Стакан…

(хлопаем в ладоши)

Видишь, бабочка летает

(машем руками крылышками)

На лугу цветы считает

(счет)

«Сказка»

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

(вытянуть руки вперед, играя с пальчиками)

-  Это сказка – «Теремок»

-  Это сказка – «Колобок»

-  Это сказка – «Репка»

Про внучку , бабку, дедку

(поочередно касаются большим пальцем остальных пальцев, начиная с указательного)

«волк и семеро козлят» - этим сказкам каждый рад

(показать большой палец)

«Деревцо»

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише тише тише

Деревцо все выше выше выше

(имитировать дуновение ветра, качают туловище вправо-влево, «тише» - приседают, «выше» - тянутся выше)

Ветер веет над полями

Ветер веет над поляной

И качается трава

(качают руками над головой)

Облако плывет над нами

Словно белая гора

(имитируют облака и горы)

«Домик»

Я гуляю во дворе

(хлопки по коленкам по очереди каждой рукой)

Вижу домик на горе

(хлопки в ладоши)

Я по лесенке взберусь

(шаги)

И в окошко постучусь

Тук, тук, тук,тук!

(стучать кулачками один об другой)

«Комар»

Летит муха вокруг уха ж-ж-ж-ж-ж-ж

(водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа с-с-с-с-с

(водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар на лоб ап!

(коснуться лба)

А мы его хлоп

(ладошкой до лба)

И к уху з-з-з-з-з

(зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара?

Отпустим!

(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

«Дом»

Стук стук постук раздается где-то стук

Молоточки стучат, строят домик для зайчат

(постукивание кулачков друг о друга)

Вот с такою крышей

(ладошки над головой)

Вот с такими стенами

(ладошки около щек)

Вот с такими окнами

(ладошки перед лицом)

Вот с такою дверью

(одна ладошка перед лицом)

И вот с таким замком

(сцепить руки в «замок»)

«Гномики»

Жили – были в домике

(сжимаем разжимаем кулачки)

Маленькие гномики

Токи, бики,лики, чики, микки

(загибать пальчики с мизинца)

1,2,3,4,5

(разгибать пальчики)

Стали гномики стирать

(тереть кулачки друг о друга)

Таки – рубашки

(разгибать пальчики начиная с большого)

Тики – платочки

Лики – штанишки

Чики – носочки

Микки – умница был

Всем водичку он носил.

«Моя семья»

(поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности загибать пальцы)

«Знаю я, что у меня

Дома – дружная семья

Это –мама

Это – я

Это – бабушка моя

Это – папа

Это – дед

И у нас разлада нет!

«Вышел клоун»

Вышел клоун на арену

Поклонился всем со сцены

Вправо влево и в перед…

Поклонился всем как мог

(поклоны)

«Вышли мышки»

Вышли мышки как то раз

(ходьба на месте)

Поглядеть который час

(повороты влево вправо ладонь перед  глазами)

1,2,3,4

(хлопки над головой)

Мышки дернули за гири

(дергаем за гири)

Вдруг раздался странный звон

(хлопки)

Убежали мышки вон

(бег на месте)

«Замок»

Сцепим пальчики в замок

Чтоб войти чужой не смог

Пустим только белочку, ежика и зайчика

Пустим только девочку

Пустим только мальчика

(сцепить руки в замок. На словах « пустим только» ладони разводить и сводить быстро назад)

«Вышел зайчик»

Вышел зайчик погулять

Начал ветер утихать

(ходьба на месте)

Вот он скачет вниз по склону

Забегает в лес зеленый

И несется меж стволов

Средь травы цветов кустов

(прыжки)

Зайка маленький устал

 Хочет спрятаться в кустах

(ходьба на месте)

Замер зайчик средь травы

 А теперь замри и ты!

(дети садятся)

«Кулачок»

Как фасолинки в стручке

Наши пальцы в кулачке

Кулачки мы разгибаем

И фасольки собираем

Раз два три четыре пять

Собираем все опять

( согнуть пальцы в кулачок затем на словах 2кулачки мы разгибаем» быстро раскрыть ладошку а на словах 1,2,3.4,5. По очереди сгибать их начиная с большого пальца)

«Курочка»

Вышла курочка  гулять

Свежей травки пощипать

( хлопаем по коленям)

А за ней ребятки

Желтые цыплятки

(идем пальчиками)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко

Не ходите далеко

(грозим пальчиком)

Лапками гремите

(загребаем ручками)

Зернышки ищите

(клюем пальчиками зернышки)

Съели толстого жука

Дождевого червяка

(показываем какой толстый жук)

Выпили водицы полное корытце

(показать как черпаем и пьем воду)

«ЧАСЫ»

(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки)
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”,

(Один хлопок над головой.)

Мышь скатилась кувырком.

(Руки "скатываются" на пол.)

Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”

(Два хлопка. )

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”

(Три хлопка.)

Мышь скатилась кувырком.

«ПЕРЧАТКА»
Весёлая мышка
Перчатку нашла,

(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив,

(Складываем ладоши "ковшом" )

Мышат позвала.

(Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)

Им корочку хлеба
Дала покусать,

(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).

Погладила (отшлёпала) всех

(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправила спать.

(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).
 

«КОТЯТА» 
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. )

У кошечки нашей есть десять котят,

(Покачиваем руками, не разъединяя их.)

Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
 

«ТАРАКАНЫ»
За буфетом под пакетом десять тараканов. (2 раза)
(Ладони раскрываем, прижимаем к боковой поверхности стола, пальцы рук ("тараканы") растопырены, шевелим ими).

Самый храбрый таракан побежал к тебе в карман.

(Бежим пальцами рук по туловищу, имитируем заползание "за шиворот)".

За буфетом под пакетом девять тараканов.

(Загибаем один из пальцев, крутим остальными, показывая, что теперь осталось девять тараканов).

За буфетом под пакетом девять тараканов. (2 раза)

(Движения повторяются аналогично первому куплету, только теперь пальцев (тараканов) не десять, а девять. )
И так далее.
 

«У ЖИРАФОВ»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. )

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

(Щипаем себя, как бы собирая складки. )

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. )

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

(Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку )

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. )

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
 )

«ПОРОСЯТА»
(Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков. )
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,

(Мизинцы. )

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.

(Безымянные. )

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю


"Фонарики".
 
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки. )

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,

(Средние. )

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.

(Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

(Сжимаем и разжимаем кулачки. )

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,

(Большие. )

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.

(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.)


«ДВА КОЗЛИКА»
(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные. )

Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,

(Держим кисти горизонтально, сближаем руки. )

А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).

Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух!

(На слово "бух" - хлопаем в ладоши. )

И с моста в водичку - плюх!

(Роняем руки на колени.
 )

«ЗАЙЦЫ»
(Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших. )
Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:
“Вон человек с ружьём”
Двое закричали:
“Давайте убежим!”,
Двое прошептали
“Давайте помолчим!”,
Двое предложили:
“Мы спрячемся в кустах!”
А двое вдруг спросили:
"Он может сделать “Бах”?"
“Бах” - выстрелил охотник,

(Хлопаем в ладоши).

Нажав ружья курок,

(Бежим пальчиками по столу или коленям.)

И десять серых зайцев
Пустились наутёк.

«РАЗМИНКА»
(Выполняем подражательгые движения в соответствии с текстом. )
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.

(Прижимаем указательные пальцы к губам. )

Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.

(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).

Мы ногами поболтаем
И чуть чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.

(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. )
(Далее темп ускоряется.

Головами покиваем,
...
Плечиками мы покрутим,
...

«ВЕСНА»
(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими. )

Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.

(Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены. )

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.

(Движения повторяются. )

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,

(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки

(Ладони сомкнуты "ковшом". )

Уже глядит цветок...

(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка)

А из под старой травки
Уже глядит цветок

(Движения повторяются).

Раскрылся колокольчик

(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак. )

В тени там, где сосна,

(Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,

(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь". )

Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

«ЖУЧОК»
Этот маленький жучок
По земле* гуляет,
(Перебираем пальцами по ступням.)
Листик сладенький найдёт
И его кусает.
(Щипаем ступни). 
Чтоб ещё листочек съесть,
Хочет он повыше влезть.
(Перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей).
Этот маленький жучок
По траве* гуляет...
(Перебираем пальцами по коленям.)
Этот маленький жучок
По кустам* гуляет...
(Перебираем пальцами по животу.)
Этот маленький жучок
Выше залезает,
(Перебираем пальцами по груди.)
Вот он ямочку нашёл,
("Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи.)
Лёг и отдыхает.
(Пальчики сжимаем в кулаки. )
Он не будет вас кусать,
Хочет он чуть-чуть поспать.
(Опускаем голову вниз, глаза закрываем. )

«СЕРЕНЬКИЙ КОЗЁЛ»
Как- то серенький козёл
В огород поесть зашёл.
(Указательные пальцы выпрямлены,
пальцы приставлены ко лбу. Идём вперёд.)
Посмотрел по сторонам -
Есть еда и здесь и там.
(Поворачиваемся то в одну, то в другую сторону.
Под копытами - трава,
(Опускаем подбородок.)
А над головой - листва.
(Поднимаем подбородок вверх).
Наклонись - капусту кушай,
(Наклоняемся вниз.)
А вверху - большие груши.
(Встаём на носочки, тянемся вверх).
Сзади огурцы растут,
(Поворачиваемя назад.)
Впереди кусты цветут,
(Возвращаемся обратно.)
Слева - молодой лучок,
Справа - вкусный кабачок.
(Полуобороты вправо-влево).
Здесь - сто ягодок, там - двести,
(Наклоны вправо-влево.)
Козлик крутится на месте.
Крутимся.
И, пока он выбирал,
Пёс его в сарай прогнал.
(Наклонив голову, убегаем от "пса". )

«ЗМЕЙКА»
(Одна рука - "змея". Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - "дорожка".)
Посмотрите-ка, друзья,
У меня живёт змея!
(Медленно вращаем кистью руки.)
По дивану, по коврам
Может ползать тут и там.
(Выполняем рукой медленные волнообразные движения. "Змея" ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом).
Хоть и нет у змейки ножек,
Очень быстро по дорожке,
Широко открыв свой рот
За лягушками ползёт.
(Пальцы вновь сомкнуты в щепоть. Крутим кистью руки (как бы оглядываясь).
Нет у этой змейки глаз
И поймала в этот раз
Не лягушек, не стрекоз,
(Волнообразные движения рукой.)
А ребёночка за нос.
("Змея" хватает за нос партнёра по игре). 

«ГВОЗДИ»
(Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по гвоздям" - по очереди по каждому пальцу. )
Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьём молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются.
(Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.)
Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди вырывать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул.

«ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Эти пальчики щипают,
(Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).
Эти пальчики гуляют,
(Указательный и средний "идут" по другой руке.)
Эти - любят поболтать,
(Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти - тихо подремать,
(Безымянный и мизинец прижимаем к ладони).
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.
(Крутим большим пальцем вокруг мизинца. )

«В КОМНАТЕ» 
Наша-то Катюша умная была:
В комнате работу всем зверям дала.
Чашечки собачка моет язычком,
(Левая рука - чашечка, скребём пальцами правой руки по её ладони движение "от себя" тыльной стороной пальцев.)
Мышка подбирает крошки под столом.
(Хватательно-щипательные движения правой руки с ладони левой.)
Кошка коготками лавочку скребёт,
(Скрести согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки.)
Курочка рябая пол крылом метёт.
(Скользящее движение ребром ладони одной руки по другой.)
Катя варит кашу для зверят своих
(Указательным пальцем правой руки вращательные движения в ладони левой руки.)
Кашки наварила, с ложки кормит их
("Зачерпываем кашку из кастрюльки" левой рукой (ложкой), протягиваем левую руку вперёд )(кормим зверят). 

«ДОМ»
Я хочу построить дом,
(Руки над головой "домиком".)
Чтоб окошко было в нём,
(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями. )
Рядом чтоб сосна росла
(Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)
Чтоб вокруг забор стоял,
(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены).
Пёс ворота охранял.
(Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.)
Солнце было,
(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)
Дождик шёл,
("Стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл
(Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх). 

«КРОЛИК»
Маленький кролик с большими ушами,
(Кисти прижать к голове, как ушки.)
Розовым носом,
(Указательными пальцами дотронуться до носа.)
Смешными усами
(Указательные пальцы прижаты к губам.)
Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле.
(Роем норку (колени).
Чистит он шёрстку себе
("Чистим шёрстку". )
Или спит.
(Руки складываем, кладём под щёку).
Кролик ушами всегда шевелит.
(Шевелим "ушами".)
Слышит шаги и лисиц, и волкОв,
Прячется в норку свою от врагов
(Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки. )

«ЧЕРЕПАШКА»
(Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.)
Моя черепашка в коробке живёт,
(Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).
Купается в ванне,
(Волнообразные движение кулаком в воздухе.)
По полу ползёт.
("Черепашка" ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).
Её на ладошке я буду носить,
(Руки возвращаются в исходное положение.)
Она не захочет меня укусить
(Отрицательный жест головой. )

«ГОРШОК»
Под крышкой -
(Сомкнуть пальцы, ладонь повернуть вниз.)
Маленький горшок,
(Прижать к ладони кулак другой руки. Большой палец внутри.)
Открыли крышку -
(Поворачиваем "крышку" ладонью вверх.)
Мышка - скок!
(Резко поднимаем большой палец. )

«РАДУГА»
Гляньте: радуга над нами,
(Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями,
(Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.)
Домами,
(Руки сложены над головой крышей.)
И над морем, над волной,
(Нарисовать волну рукой.)
И немножко надо мной.
(Дотронуться до головы.)

«МОИ ВЕЩИ»
Вот это - мой зонтик,
Я в дождь хожу с ним
(Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).
Пусть дождь барабанит -
Останусь сухим.
(«Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику).
А вот моя книжка,
(Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.)
Могу почитать,
(Раскрываем ладони "книжечкой".)
Могу вам картиночки
В ней показать.
(Руки вытягиваем, ладони открыты. )
Вот это - мой мяч,
Очень ловкий, смешной
(Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки).
Его я бросаю
Над головой.
("Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре).
А вот мой котёнок,
Я глажу его,
Мурлычет он так
Для меня одного.
(Поочерёдно гладим одну руку другой.)

« ДОМИК «
(Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям. )
Под грибом - шалашик-домик, 
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,

(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол. 
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят.
 


«ГРОЗА»
Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;
махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,
изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце! 


«БАРАШКИ»
(Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки. )
Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.
 


« МОЯ СЕМЬЯ»
(Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой. )
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.
 


« КОШКА И МЫШКА»

Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.

(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;
затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,
как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)
И легонько их сжимает -
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,

(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;
кошка
(правая рука) крадется: все пальцы правой руки
медленно шагают по столу вперед. Мышка
(левая рука) убегает:
(пальцы другой руки быстро движутся назад).
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает.

«Стишок для запоминания названий пальчиков»
Палец Толстый и Большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Палец Средний - самый меткий,
Он снимает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А Мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает
.



«ЗАЙКА»
Зайка, зайка, где твой хвост
? ( хлопки )Показать полностью..
- Вот, вот, вот!
( руки за спиной )
Зайка, зайка, где твой нос?
( хлопки )
- Вот, вот, вот!
 ( показать нос )
Зайка, зайка, лапы где?
( хлопки )
- Вот, вот, вот!
 ( показать руки )
Зайка, зайка, ушки где?
( хлопки )
- Вот, вот, вот!
 ( показать ушки )

«ВОРОНА»
У вороны голова,
( руки на голове )
ва-ва-ва-ва
 ( 4 хлопка )
Клюв и крылья,
( руки у носа, «крылья» )
Хвостик, ноги, ( руки за спиной, топать )
оги-оги-оги-оги
( 4 хлопка )

«МАШИНКА»
Заведу мою машину
( «мотор» )
- Би-би-би, налью бензину.
( 3 хлопка, топать )
Крепко-крепко руль держу
( «держать руль» )
На педаль ногою жму.
( топать правой ногой )

«ПАРОВОЗ»
Ехал, ехал паровоз
( руки в «замок») большие пальцы вращаются
Прицепил вагон, повез.
 (сцепить указательные пальцы)
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез…………..

«КОРАБЛИК»
Вот плывет кораблик мой
(руки – «полочка» покачиваются)
Он плывет ко мне домой (руки вперед,ладони сомкнуть углом)
Крепко я держу штурвал («держать штурвал»)
Я ведь главный капитан (4 хлопка)

«САМОЛЕТЫ»
Мы сегодня самолеты,
 (И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)
Мы не дети, мы пилоты.
(4 хлопка)
Руки – нос, и руки – крылья
(«нос», «крылья»)
Полетела эскадрилья.
(встать, разбежаться, руки – крылья)

«КОШКИ — МЫШКИ»
Вот кулак,
( показать кулак левой руки)
А вот – ладошка,
(раскрыть пальцы, ладонь) вверх
На ладошку села кошка.
(когти» правой руки водят по ладошке левой)
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. (
правой рукой загибать по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (вращать кулаком)
В норки быстро разбежались
 (спрятать кулак под. правую подмышку)

«Аист»

Аист аист длинноногий

Покажи  домой дорогу

Аист отвечает

-топай правою ногой

Топай –левою ногой

Снава правою ногой

Снова левою ногой

После правою ногой

После левою ногой

Вот тогда придешь домой»

«Киска»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения:

Вы со мной знакомы близко

Я – приветливая киска

(повороты в разные стороны туловищем)

Кверху кисточки на ушках

(показать ушки)

Когти спрятаны в подушках

(показать коготки сжимая и разжимая кулачки)

Чистоплотна аккуратна

Если гладят то приятно!

(стоят на четвереньки и выгибают спинку)

«Помошники»

Дружно помогаем маме

Мы белье полощем сами

(имитируют полоскание)

1,2,3,4

Потянулись

Наклонились

Хорошо мы потрудились

(выполнять движения согласно тексту)

«Кот»

Выполнять движения согласно тексту

Вот идет черный кот

(шаги с высоким подниманием колен)

Притаился –мышку ждет

(приседание руки к коленам)

Мышка норку обойдет

(встать повернуться)

И к коту не попадет

(руки в стороны)

«Руки»

Мы руки поднимаем

Мы руки опускаем

Мы руки подаем

И бегаем кругом

«Мишутка»

(выполнять движения согласно тексту стихотворения)

Наш мишутка потянулся

Раз нагнулся два нагнулся

Лапы в стороны развел

Видно меда не нашел

Мишка в улей влез и вот

Каплет с лапы сладкий мед

«Лыжи»

Если я бегу на лыжах

Детский сад намного ближе

До него ведет меня

По утрам моя лыжня

(имитировать бег на лыжах в быстром и медленном темпе)

«Зарядка»

Мы два раза топнем ножкой

И еще один в ладошки

Остановимся нагнемся

И обратно повернемся

Раз подпрыгнем два подпрыгнем

И опять назад пойдем

«Зарядка 2»

Мы пойдем на носках

Мы пойдем на пятках

Мы идем как все ребятки

Раз, два, раз-два

И как мишка косолапый

1-2,1-2

 Мы сначала будем хлопать

А затем мы будем топать

 А сейчас мы повернемся

И все вместе улыбнемся

«Зарядка 3»

Выполнять движения в соответствии с текстом :

Каждый день по утрам

Делаем зарядку

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать

Весело шагать

Руки поднимать

Руки поднимать

Руки опускать

Руки опускать

Приседать и вставать

Приседать и вставать

Прыгать и скакать

Прыгать и скакать.

«Медвежата»

Медвежата в чаще жили

Головой своей кружили

(круговые движения головой в разные стороны)

Вот так вот так

Головой своей кружили

Медвежата мед искали

Дружно дерево качали

(наклоны вправо влево)

Вперевалочку ходили

(ходьба вразвалочку по -  медвежьи)

И из речки воду пили

Вот так вот так

И из речки воду пили

(показать как пили воду)

А потом они плясали

Выше лапы поднимали

Вот так вот так

Выше лапы поднимали

(тянуться вверх, подняв руки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...