Классификация детей с ЗПР
презентация к уроку на тему

Тимофеева Людмила Борисовна

В презентации дана классификация детей с ЗПР и их особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon klassifikatsiya_detey_s_zpr.pps182.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классификация детей с ЗПР Автор-составитель Тимофеева Л.Б. педагог-психолог ГБС(К)ОУ №131

Слайд 2

Определение ЗПР нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости

Слайд 3

Причины ЗПР Биологические: патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода; недоношенность; асфиксия и травмы при родах; заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка; генетическая обусловленность.

Слайд 4

Социальные: длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка; неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.

Слайд 5

Классификация ЗПР М.С. Певзнер и Т.А. Власова (1972, 1973) К.С. Лебединской В.В. Ковалева (1979)

Слайд 6

Классификация ЗПР М. С. Певзнер и Т. А. Власова (1972, 1973) Неосложненный психофизический и психический инфантилизм «Вторичная» ЗПР , вызванная стойкой церебрастенией (повышенной истощаемостью психических функций) различного происхождения, возникшей на ранних этапах онтогенеза, в связи с чем нарушается в первую очередь познавательная деятельность и работоспособность

Слайд 7

ЗПР конституционального происхождения ЗПР соматогенного происхождения ЗПР психогенного происхождения ЗПР церебрально-органического происхождения Классификация ЗПР К.С. Лебединской

Слайд 8

(неосложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М. С. Певзнер и Т.А.Власовой). « Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста ». ЗПР конституционального происхождения

Слайд 9

ЗПР соматогенного происхождения Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния). « Нередко имеет место и задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности »

Слайд 10

ЗПР психогенного происхождения Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях: 1. недостаточная опека, безнадзорность, 2. гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи» , 3. развитие личности по невротическому типу

Слайд 11

ЗПР церебрально-органического происхождения Это наиболее часто встречающийся вариант у детей с ЗПР.

Слайд 12

Классификация В. В. Ковалева (1979) Дизонтогенетический (при психическом инфантилизме); Энцефалопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС); ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха), ЗПР связанная с ранней социальной депривацией (например при госпитализме ).

Слайд 13

Существенные особенности психического статуса детей с ЗПР в сенсорно-перцептивной сфере — незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной ориентированности; в психомоторной сфере — разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения; в мыслительной сфере — преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез), снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления;

Слайд 14

в мнемической сфере — преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания — над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию; в речевом развитии — ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью; в эмоционально-волевой сфере — незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов; Существенные особенности психического статуса детей с ЗПР

Слайд 15

в мотивационной сфере — преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов; в характерологической сфере — усиление вероятности акцентуирования характерологических особенностей и повышение вероятности психопатоподобных проявлений. Существенные особенности психического статуса детей с ЗПР

Слайд 16

Литература К. С. Лебединская глава «Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития» Н. Ю. Борякова — статья «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.» Буфетов, Д. В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием [Текст] // Практическая психология и логопедия. — 2004. — № 1. Зайцев, Д. В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье [Текст] // Вестник психосоциальной и коррекционно — реабилитационной работы. — 2006. — № 1. — С. 62 — 65. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов [Текст] // М.: ВЛАДОС, 2004. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Кузнецовой Л. В. — М.: Академия, 2003. Анохин, П. К. Эмоции [Текст] // Психология эмоций. — М.:Просвещение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация детей с нарушениям зрения

Классификация детей с нарушением зрения может помочь учителям, воспитателям и родителям. Для наглядности матеиал представлен в виде таблицы....

Нарушение слуха - классификация детей с ОВЗ

Основные особенности психического развития детей снарушением слуха, характеристика и классификация патологий развития....

Дети с нарушением слуха - классификация детей с ОВЗ

Основные особенности психического развития детей с нарушением слуха. Психолого-педагогическая коррекция глухих детей. Особенности адаптации и развития детей с нарушениями слуха, характеристика и класс...

Классификация детей с ОВЗ.

Презентация к семинару-практикуму. Классификация детей с ОВЗ....

Различие ребёнка с ОВЗ и ребёнка-инвалида, классификация детей с ОВЗ

Различие ребёнка  с ОВЗ и ребёнка-инвалида, классификация детей с ОВЗ...

Современная классификация детей с нарушениями в развитии.

В настоящее время не существует единой классификации детей с нарушениями в развитии. Связано это с многообразием видов дизонтогенеза, приводящих к большому числу различных классификаций.Тем не мене кл...

Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха Р.М. Боскис

Эта классификация построена на психологическом изучении взаимодействия слуха и речи. Теоретической основой классификации являются положения, определяющие своеобразие развития ребенка с нарушениями слу...