Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в центрах
статья на тему
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_eksperimentalnaya_deyatelnost.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Корякина Валентина Павловна
воспитатель
МБДОУ «Д/с ов №44»
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в центрах
По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий на окружающие его предмет и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной работы создаются ситуации, которые ребенок решает посредствам проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Основная задача дошкольного учреждения поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Цель исследовательской деятельности – развитие способностей ребенка работать с исследуемыми объектами в «лабораторных условиях» на основе включения в деятельность субъект-субъектных отношений, самостоятельности и активности в процессе познания законов природы.
Целесообразно в связи с этим оснастить в группе Центр науки (мини-лабораторию). Наличие такого Центра дает педагогу возможность:
- работать с детьми малыми группами (по 6-8 человек) по интересам детей;
- применять материалы, которые часто используются в группе при большем количестве детей;
- не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («прольешь» и т.д.)
Работа в Центре ведется по следующим направлениям:
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- работа с педагогами ДОУ;
- работа со школами, музеями, библиотеками и т.д.
Материалы Центра науки распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
Основным оборудованием в Центре науки являются:
- приборы-помощники (лупы, весы, песочные часы, компас, магниты);
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
В процессе работы предметно-развивающая среда постоянно пополняется.
При оборудовании Центра экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения.
Работа в Центре объединяет детей и взрослых, отношения строятся на основе партнерства. В совместных исследованиях происходят удовлетворение познавательной активности детей, обогащение новыми знаниями, установление причинно-следственных связей.
Хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
Список литературы
- Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-128 с.
- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1,2/ Сост. Н.В.Нищеева.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-240 с.
- Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители: З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, З.А. Серова – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2012. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Рекомендации и тематическое планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности детей 5-6 лет. Значение экспериментирования.Структура деятельности.постановка проблемной задачи.Фиксация р...
"Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"
Из опыта работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста". Кружок детского экспериментирования "Почемучки"....
Использование информационно коммуникационных технологий в организации опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Использование информационно-коммуникационных технолгий для формирования навыков 21 века, организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ....
Консультация для педагогов «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период»
Организация экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста....
Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
«Для ребёнка нет ничего естественнее,как развиваться, формироваться,становиться тем, что он есть в процессеисследовательской деятельности»С. Л. РубинштейнС самого рождения детей окружают различн...
«Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в группе» (Консультация для педагогов)
описание центра опытно-экспериментальной деятельности на разных возроастных группах...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Науки о природе «Юный исследователь» Тема проекта : «Вода и её свойства»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Развитие представлений о значении воды и ее свойствах, воспита...