Развитие навыков общения у дошкольников.
материал на тему
В дошкольном детстве впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых – общение со сверстниками, и чем старше становится ребенок, тем большее значение приобретает для него общение со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_navykov_obshcheniya_u_dosh._na_sayt.docx | 14.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие навыков общения у дошкольников
Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни ребенка. В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты этого опыта в немалой степени зависят от воспитателя детского сада. Мы, воспитатели, совместно с родителями, помогаем ребенку вступить в мир новых взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобрести новых друзей, находить выход из сложных ситуаций. Чем раньше мы научим ребенка быть в ладу с окружающими и самим собой, тем легче ему будет со временем найти свое место в жизни, среди других людей.
В дошкольном детстве впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых – общение со сверстниками, и чем старше становится ребенок, тем большее значение приобретает для него общение со сверстниками. Дошкольник не может обойтись без сверстников, однако его общение с ними без помощи взрослого очень часто оказывается малоэффективным. Поэтому я решила, что работая с детьми, необходимо учить их выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, уметь выходить из конфликтных ситуаций. Вся работа проходила в несколько этапов.
На первом этапе, чтобы у детей складывались дружеские взаимоотношения, необходимо наладить между ними контакт. Для этого я использовала игру «Добрые эльфы» (Л. А Снегирева «Игры и упражнения для развития навыков общения дошкольников»). В этой игре дети общаются друг с другом на невербальном уровне, используя условные сигналы. Принимаются только желающие. Цель игры – заинтересовать детей. Игра начинается со сказки о жизни эльфов, которые не умеют разговаривать, а общаются друг с другом при помощи жестов, можно обнимать, гладить друг друга, но не разговаривать. Игра вызвала интерес у нескольких детей, но в процессе самого хода игры стали подключаться и другие дети. На этом этапе использовала игры: «Муравьи»; «Театр теней», в которых дети учились общаться при помощи жестов.
Вторым этапом по формированию дружеских взаимоотношений является развитие внимания друг к другу. Подбираются игры: «Зеркало»; «Общий круг»; «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», в которых детям необходимо обратить внимание на сверстника. Данный вид игр требует произвольного внимания, сосредоточенности.
На третьем этапе развития дружеских взаимоотношений дошкольников включала игры, направленные на развитие чувства сопереживания: «Сороконожка»; «Слепой и поводырь»; «На тропинке»; «Путаница». В таких играх от детей требуется большое внимание к сверстнику, умение действовать с учетом потребностей других детей.
Далее переходила к следующему виду игр, в которых дети тренируют способность переживать общие эмоции: «Мышата в мышеловке»; «Шторм»; «Шпионы». В этих играх детей объединяет не только общие действия, но и общее настроение, общий игровой образ. Такая общность чувств помогает ощутить единство с другими, их близость.
Обучая детей тренировать эмоции вместе, постепенно перешли к пятому этапу – взаимопомощь в игре. Включала игры: «Старенькая бабушка»; «День помощника»; «Заблудившийся ребенок».
Немаловажным фактором развития детских отношений являются добрые слова и пожелания. Часто дети проявляют отрицательные эмоции, используют грубые слова и выражения. Моя задача состояла в том, чтобы помочь ребенку видеть положительные качества и достоинства других детей. Поэтому на шестом этапе включала игры, направленные на умение доставлять сверстнику положительные эмоции: «Волшебный стул»; «Спящая красавица»; «Добрые волшебники».
Закрепив основу бережного отношения детей друг к другу, переходила к седьмому этапу формирования дружеских взаимоотношений дошкольников. На этом этапе включала игры, направленные на развитие совместной деятельности: «Рукавички»; «Закончи рисунки»; «Общая картина». В совместной деятельности дети борются не за собственный успех, а за успех каждого из играющих.
Такая поэтапная работа способствовала развитию взаимопомощи, социальных чувств, формированию положительного отношения друг к другу в нашей группе детского сада.
Ссылки на источники:
1. Кряжева Н. А. Развитие эмоционального мира детей / Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
2. Снегирева Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения дошкольников: методические рекомендации. – Минск, 1995.
3. Чернецкая Л. В Развитие коммуникативных способностей дошкольников: практическое пособие для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование Театрализованной игры как средство развития навыков общения у дошкольников с ТНР
На протяжении 5 лет для формирования у детей навыков общения мы используем театрализованные игры. Это позволяет сделать выводы о том, что у детей с ТНР наблюдаются различии в сформированности на...
Картотека игр подобранная для развития навыков общения старших дошкольников с ЗПР со сверстниками посредством игры
Данная подборка игр направлена на обучение детей речевому этикету (приветствие, прощание, благодарность), развитие умения понимать настроение окружающих, понимать свое эмоциональное состояние и у...
«Развитие навыков общения у дошкольников»
Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают уч...
Упражнения и игры на развитие навыков общения у дошкольников
Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни ребенка. В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты этого опыта в...
Методическая разработка "Развитие навыков общения у дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить не только темп развит...
Рекомендация для родителей: Коммуникативные игры как средство развития навыков общения у дошкольников
На сегодняшний день для педагогов дошкольных образовательных учреждений важно донести до родителей информацию о значении общения дошкольников с окружающим миром и о возникающих проблемах, связанных с ...
"Развитие навыков общения у дошкольников"
Важной характеристикой общения в дошкольном возрасте является и то, что ребенок уже в достаточной степени овладевает речью. При помощи речь становится намного легче донести до него информацию о правил...