Картотека игр подобранная для развития навыков общения старших дошкольников с ЗПР со сверстниками посредством игры
картотека (старшая группа) по теме
Данная подборка игр направлена на обучение детей речевому этикету (приветствие, прощание, благодарность), развитие умения понимать настроение окружающих, понимать свое эмоциональное состояние и умение с ним справляться, говорить и принимать комплименты, воспитание гуманных отношений между детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №35 компенсирующего вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Картотека игр подобранная для развития навыков общения старших дошкольников с ЗПР со сверстниками посредством игры.
Учитель-дефектолог
Новик Дарья Вадимовна
Санкт-Петербург
2017
Игры-приветствия
«Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)
«Доброе утро!» - маме и папе
«Доброе утро!» - останется с нами.
«Нетрадиционное приветствие»
Цель: создание положительного настроя у детей.
Методика проведения: педагог показывает детям способ выполнения предлагаемого приветствия.
Инструкция педагога: «Как вы приветствуете друг друга при встрече? А теперь давайте попробуем поприветствовать друг друга новым, не известным никому способом. Например, ладонями, но только их тыльной стороной (педагог показывает детям), плечами, коленями, лбами».
«Дружба начинается с улыбки»
Цель: создание непринужденной атмосферы, закрепление умения передавать различные эмоциональные состояния без слов.
Методика проведения: дети садятся по кругу, берутся за руки, смотрят соседу в глаза и по очереди, не произносят ни слова, дарят друг другу улыбку.
«Связующая нить»
Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить.
Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать.
Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
Игры-разминки
Разминка «Из семени в дерево»
Дети выходят на середину комнаты. Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о волшебстве, которое встречается не только в сказке, но и в мире природы. Звучит музыка. Педагог-«садовник» предлагает детям превратиться в маленькое семечко. Дети сжимаются в комочек на полу, убирают голову и закрывают ее руками.
- «Садовник» очень бережно относится к семенам, поливает их — гладит детей по голове.
- С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти, растет стебелек — дети по примеру педагога поднимают голову и выпрямляются.
- Появляются веточки с бутонами — дети разводят руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки.
- Наступает радостный момент, бутоны раскрываются — дети разжимают кулачки, и росток превращается в прекрасный цветок, летом цветок хорошеет, улыбается цветам-соседям — по примеру педагога дети друг другу улыбаются.
- Кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками — педагог предлагает детям кончиками пальцев дотронуться до своих товарищей.
Звучит музыка.
- Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой — дети по примеру педагога выполняют наклоны вправо-влево, ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны, кисти рук свободно опущены.
- Ветер срывает лепестки и листья — дети сгибают руки в локтях, затем свободно опускают их вдоль корпуса, опускают голову.
- Цветок сгибается, клонится к земле — наклон вниз, руки свободно опущены.
Звучи т музыка.
- Пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко - дети снова приседают, закрывают голову руками.
- Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет!
Педагог спрашивает детей об изменениях, которые происходили с цветком в разное время года.
Разминка «Походка и настроение»
Дети выходят на середину комнаты.
Педагог. Ребята, мы можем показать свое настроение мимикой лица: улыбнуться или нахмурить брови. Но наши движения тоже могут передавать различные настроения. (Звучит музыка)
- Покапаем как мелкий и частый дождик — быстро, легко — бег на носках.
- Полетаем, как озорной воробей — мелкие и частые взмахи рук, легкий бег на носках.
- А теперь полетаем как орел — неторопливо — голова приподнята, спина выпрямлена, выполняются неторопливые взмахи разведенными в стороны руками, бег по кругу в умеренном темпе.
- Походим, как старая бабушка — спина согнута, одна рука на пояснице, другая опирается на воображаемую палку, неторопливая походка.
- Попрыгаем, как веселый клоун, задорно, радостно — дети, двигаясь по кругу, выполняют поскоки.
- Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке, — идем на носочках бесшумно, вкрадчиво, мягко.
- Пощупаем кочки на болоте — аккуратно, осторожно — руки на поясе, выполняется приставной шаг.
- Полетаем, как Баба-Яга на метле, лихо, быстро — дети бегают по комнате, придерживаясь за воображаемую метлу.
- Радостно побежим навстречу маме! Молодцы!
Дети собираются в центр круга, берутся за руки, восстанавливают дыхание.
Разминка «Поводырь»
Предметы - «препятствия» расставляются и раскладываются по комнате. Взрослый делит детей на пары, в каждой из которых одному из участников надевают на глаза повязку, а другой становится «поводырем».
«Поводырю» нужно провести партнера по комнате, обходя препятствия. Он может обращаться к ведомому: «Здесь стул. Обойдем его», «Переступи через игрушку» и т.п. Затем дети меняются ролями, игра возобновляется. Выигрывает ребенок, сумевший стать наиболее внимательным «поводырем».
Дидактические игры
Дидактическая игра «Прочитай письмо»
Педагог сообщает ребятам, что с утренней почтой доставили два письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме схематически изображены не более пяти эмоциональных состояний, которые необходимо расшифровать. Педагог предлагает детям «прочитать» письма.
Первое письмо начинает читать педагог, дети продолжают развивать заданный сюжет, показывают соответствующие эмоциональные состояния. Второе письмо ребята расшифровывают самостоятельно. В случае затруднения педагог задает дополнительные вопросы, например: «Как изменилось настроение героя? Что могло произойти?»; принимает участие в развитии детьми сюжета (поощряет, советует, уточняет.)
Вариант письма и примерная расшифровка
1. Любопытство — печаль — удивление — страх — радость.
«Однажды утром Сережа отправился на рыбалку. Он закинул удочку и стал ждать, когда же рыбка попадется на крючок. Ему было очень любопытно: какой будет улов? Сережа долго сидел и смотрел на поплавок, но рыба не клевала, и ему стало очень грустно. Вдруг леска натянулась и стала уходить вниз. Сережа удивился: что такое? Он потянул за удочку, но она только прогнулась, вот-вот сломается. Сережа испугался и позвал на помощь. Прибежали рыбаки и помогли ему вытащить большого окуня. Сережа очень обрадовался».
Дидактическая игра «Умей извиняться»
Цель. Игра учит детей уместно употреблять различные формы извинений.
Ход игры. Педагог спрашивает детей, с какими вежливыми словами они уже знакомы. Говорят, что есть еще вежливые слова, которыми пользуются, если обидели кого- нибудь или поступили неправильно и т.д. Это слова «извините », «простите».
Педагог читает стихотворение А. Кузнецовой «Поссорились»:
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
Педагог. Как же могут помириться девочки? (Конкурс ответов.) Автор стихотворения предлагает такой путь примирения:
Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играть давай!»
Дополнительно может быть использовано стихотворение Н. Юсупова «Кто кого любит». Педагог предлагает послушать стихотворение и оценить поступок мальчика.
Пошел я гулять,
И в саду по привычке
Я дернул девчонку
За обе косички.
На крик прибежала
Девчонкина мать.
Меня изловчилась
За ухо поймать.
Попробовать, что ли?
В сторонку куда-то
«Простите меня», —
Я шепнул виновато.
— Ступай, — улыбнулась, —
Прощаю пока, —
И ухо мое отпустила рука.
«Простите»...
Ура! Убедился я снова,
Какое оно
Интересное слово.
Педагог. Можно ли считать извинение мальчика искренним? Может быть, он извинился только потому, что ему стало больно?
Дидактическая игра «Неожиданные картинки»
Материалы: каждому ребенку нужны бумага и восковые мелки.
Инструкция: Сядьте в один общий круг. Возьмите себе каждый лист бумаги и начните рисовать какую-нибудь картинку (2-3 минуты). По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст сосед справа и продолжите рисовать начатую им картинку (2-3 минуты). Дайте детям возможность порисовать еще 2-3 минуты и попросите их снова передать свой рисунок соседу слева, продолжайте пока все рисунки сделают полный круг. Если группа большая попросите передавать рисунки через одного. Игру можно оживить музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети начинают меняться рисунками.
В конце упражнения каждый ребенок получает ту картинку, которую он начал рисовать.
Анализ игры:
- Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?
- Понравилось ли тебе дорисовывать чужие рисунки?
- Какой рисунок тебе нравится больше всего?
- Отличаются ли рисунки от тех, которые вы рисуете обычно?
- Чем?
Дидактическая игра «Игрушка»
Содержание: Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары - обладатель красивой и очень любимой им игрушки. Другой очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача — уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней. Важно, что при выполнении этого упражнения ребенку — хозяину игрушки - дается любая, которую он может представать как самую любимую. Как только владелец игрушки отдает ее напарнику, игра прерывается и ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку, какие чувства при этом испытывал.
Игры-релаксации
Релаксация «Шалтай-Болтай»
Чтение стихотворения С. Маршака «Шалтай-Болтай» сопровождается поворотами туловища вправо-влево, руки свободно опущены вдоль корпуса. На слова «свалился во сне» корпус тела резко наклоняется вниз. Упражнение повторяется 2—3 раза.
Релаксация «Факиры»
Педагог предлагает детям превратиться в факиров. Дети садятся на ковер, скрестив ноги по-турецки, руки на коленях, голова опущена, глаза закрыты. Под музыку факиры отдыхают. Педагог рассказывает, что всем факирам снится один и тот же сон: они видят во сне то, что делали на занятии (указываются достижения каждого ребенка). Подводится итог занятия.
Релаксация «Насос и мяч»
Педагог. А сейчас найдите свою пару — мы с вами поиграем в насос и мяч. Один из вас — большой надувной мяч, а другой надувает насосом этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув (ноги полусогнуты, корпус отклонен несколько вперед, голова опущена.) Начинаем надувать мяч, качаем воздух (движения рук сопровождаются звуком «С»), А «мяч» надувается все больше и больше: сначала выпрямляются ноги в коленях, потом туловище, поднимается голова, надуваются щеки, руки разводятся (показ движений.) Мяч надут. Тут шланг насоса выдергивается... и из мяча выходит воздух: «Ш-ш-ш...». Мяч снова сдулся. Дети, выполняя упражнение, меняются ролями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование Театрализованной игры как средство развития навыков общения у дошкольников с ТНР
На протяжении 5 лет для формирования у детей навыков общения мы используем театрализованные игры. Это позволяет сделать выводы о том, что у детей с ТНР наблюдаются различии в сформированности на...
Упражнения и игры на развитие навыков общения у дошкольников
Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни ребенка. В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты этого опыта в...
Методическая разработка "Развитие навыков общения у дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить не только темп развит...
Статья «Формирование навыков общения старших дошкольников посредством организации танцевальной деятельности»
Одним из важных направлений развития детей дошкольного возраста является развитие их общения со сверстниками и взрослыми. Ведь именно в дошкольный период мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Знач...
Рекомендация для родителей: Коммуникативные игры как средство развития навыков общения у дошкольников
На сегодняшний день для педагогов дошкольных образовательных учреждений важно донести до родителей информацию о значении общения дошкольников с окружающим миром и о возникающих проблемах, связанных с ...
Консультация для воспитателей "Значение режиссерской игры в развитии навыков общения у дошкольников"
Консультация для воспитателей раскрывает основные виды режиссерской игры, приемы руководства режиссерской игрой, а также значение этого типа игр в социально-коммуникативном развитии дошкольников....
Картотека игр подобранная для развития навыков дошкольников 5-7 лет с ЗПР со сверстниками посредством игры.
Формированию социально-коммуникативных навыков обучающихся помогают используемые мною элементы социо-игровые технологии. Работа малыми группами, где происходит смена лидера, где развитие ребёнка проис...