"Волшебной музыки страна"
проект (старшая группа) на тему
Творческо – образовательный проект.
«Волшебной музыки страна»
«Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания
старших дошкольников в ДОУ»
Цель проекта: Художественнно-эстетическое воспитание старших дошкольников через восприятие классической музыки.
“Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки....”
В.А. Сухомлинский
Музыка – один из видов искусства, который обращён непосредственно к человеческому чувству. Музыка располагает своими специфическими средствами воздействия на состояние человека, она воздействует на человека с самых первых дней его жизни. В дошкольном возрасте у ребёнка ещё не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времён и стилей. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Считаю, что только высокохудожественная классическая музыка помогает в нравственно-эстетическом развитии ребёнка, так как музыка – источник благородства сердца и души, это язык чувств. Музыка помогает открыть в человеке любовь к людям, готовность творить красоту, и, наконец, музыка – это источник мысли и огромное средство самовоспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnoy_muzyki_strana_-_proekt.docx | 195.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ – Д/С №11
_____________Бондаренко Л.А.
«____»_____________2014 год
Творческо – образовательный проект.
«Волшебной музыки страна»
Кучер Зоя Анатольевна,
музыкальный руководитель
МБДОУ - Детский сад №11
Ст. Андреевская.
Информационная характеристика проекта:
Автор проекта:
Кучер Зоя Анатольевна.
музыкальный руководитель
Тема проекта: «Классическая музыка как факторхудожественно-эстетического воспитания
старших дошкольников в ДОУ»
Цель проекта: Художественнно-эстетическое воспитание старших дошкольников через восприятие классической музыки.
“Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки....”
В.А. Сухомлинский
Участник и проекта старшая – подготовительная группа
Проект образовательный, творческо-поисковый, долгосрочный.
Музыкальный руководитель призван помочь детям войти в мир музыки, понять ее законы, приобщаться к ее таинствам.
«Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух, но и как одно из величайших средств трогать душу и возбуждать чувства» (К. Глюк).
Новизна проекта: заключается в интеграции педагогического процесса, предполагающего включение в слушание музыки других видов деятельности.
Задачи проекта:
- Накапливать детьми эмоционально-ценностный опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей
- Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительной, творческой деятельности
- Вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, вкус, представления о красоте.
- Развитие познавательных и творческих способностей.
- Формировать потребность в восприятии музыки.
- Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.
- Обогащение словаря.
- Развивать желание пользоваться специальной терминологией.
- Осваивать различные формы приобретения опыта.
Содержание проекта:
- Приобщение дошкольников к классической музыке.
- Формирование умения классифицировать музыку.
- Знакомство с оркестром.
- Формирование умения классифицировать оркестры.
- Блок « В мире музыкальных инструментов» - приобретать основы музыкально – исторических знаний. Истории и легенды происхождения музыкальных инструментов.
- Блок « Волшебный граммофон» - знакомство детей с музыкой русских композиторов – классиков, зарубежных и современных авторов.
- «Музыкальный алфавит» - способствовать овладению детьми необходимым словарным запасом.
- Блок «Встречи в музыкальной гостиной» - беседы, музыкальные занятия по развитию музыкальной культуры дошкольников.
- Блок «Музыкальные сказки и стихи».
- Музыкально – дидактические игры. Психогимнастика. Музыкально – ритмические задания.
- Блок «Проверь себя».
ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ.
Музыка – один из видов искусства, который обращён непосредственно к человеческому чувству. Музыка располагает своими специфическими средствами воздействия на состояние человека, она воздействует на человека с самых первых дней его жизни. В дошкольном возрасте у ребёнка ещё не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времён и стилей. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Считаю, что только высокохудожественная классическая музыка помогает в нравственно-эстетическом развитии ребёнка, так как музыка – источник благородства сердца и души, это язык чувств. Музыка помогает открыть в человеке любовь к людям, готовность творить красоту, и, наконец, музыка – это источник мысли и огромное средство самовоспитания.
Мир музыки, музыкальная деятельность очень близки детям. В восприятии музыки, оценке, творчестве ребёнок видит собственную значимость. В процессе музыкальной деятельности дети знакомятся с лучшими образцами народной и классической музыки, что способствует обогащению их духовного мира.
Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Музыкально-образовательная деятельность формирует знания о классической музыке, творчестве отечественных и зарубежных композиторов, расширяет представления о музыкальных жанрах, музыкальной грамоте, средствах музыкальной выразительности. Музыкально - образовательная деятельность формирует исполнительские и творческие навыки, развивает воображение, эстетический вкус, формирует нравственно - эмоциональную сферу.
Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.
Восприятие (слушание) музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.
Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах собственных наблюдений, можно сделать выводы о том, что необходимо способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, формировании своеобразных эталонов восприятия.
Предлагаемые методы и приемы организации восприятия музыки дошкольниками нуждаются в обновлении и требуют систематизации действий педагога. Ввести дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, возможно шире познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества – программная установка новой системы музыкальных занятий в дошкольном учреждении.
Таким образом, анализ педагогического опыта музыкальных руководителей дошкольных учреждений и собственной практики позволил выявить противоречие между необходимостью формирования опыта восприятия классической музыки и недостаточной эффективностью педагогической практики формирования его у дошкольников. Это убедило меня в необходимости разработки педагогической технологии восприятии детьми классической музыки.
Исходя из всего вышесказанного целью моей работы с детьми является эстетическое развитие старших дошкольников через восприятие классической музыки.
Цель: Удовлетворение эстетических потребностей детей, формирование музыкальной компетентности, вкуса, расширение знаний о мировой классической музыке, творчестве композиторов - классиков, взаимосвязь видов искусства. Актуализация представлений о музыкальных жанрах, средствах музыкальной выразительности. Создание условий для формирования музыкального мышления детей, повышения уровня развития музыкальной культуры детей, их родителей и воспитателей групп.
Новизна работы заключается в интеграции педагогического процесса, предполагающего включение в слушание музыки других видов деятельности.
Задачи работы:
расширять знания детей о музыке, накапливая опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей;
вызвать и поддерживать интерес к музыке, сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства;
побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках);
Для решения поставленных задач разработана педагогическая технология организации восприятия классической музыки, направленная на эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач определены педагогические условия восприятия классической музыки, которые базируются на следующих принципах:
Гуманизации – ведущий принцип образования, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе восприятия музыкальных произведений.
Учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, показывающий необходимость использования первичной диагностики восприятия музыки детьми и учитывающий ее результаты и основные новообразования возраста в ходе работы по слушанию музыки.
Учета развития субъектных качеств и свойств ребенка в ходе восприятия музыки, означающий учет музыкальных интересов и направленности ребенка на конкретный вид детской музыкальной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности, своеобразия и характера музыкального опыта; развития этих качеств и свойств в музыкальной деятельности.
Субъект-субъектного взаимодействия в процессе организации восприятия музыки, означающий свободу реакций и высказываний ребенка в ходе слушания музыкальных произведений, недопущение мер, ограничивающих порывы ребенка. Ребенок может выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение услышанное им в музыке, выступать инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет послушать, вносить предложения по репертуару. Педагог должен участливо откликаться на эти инициативы.
Педагогической поддержки, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе восприятия музыки. Основной задачей воспитателя становится решение совместно с ребенком сложной ситуации адекватными, доступными способами и приемами. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности.
Сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации восприятия музыки дошкольниками, как в целом и всего процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ. Принцип подразумевает тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте проблем музыкального развития и специалистами, работающими в детском саду.
Целенаправленности процесса восприятия музыки детьми. Восприятие — это целенаправленный процесс. Задачи, которые решаются ребенком в ходе восприятия музыкальных произведений, разнообразны, и педагогу необходимо знать, ради достижения какой цели организуется музыкальное восприятие. Целенаправленность процесса восприятия позволит определить этапы педагогической технологии, оснастить их адекватными методами и приемами, содействующими лучшему пониманию и проникновению ребенка в музыкальное произведение, музыкальный образ.
Художественности музыкальных произведений.
Систематичности и последовательности в организации процесса восприятия музыки детьми, предполагающий планомерную работу по восприятию музыкальных произведений дошкольниками, постепенное усложнение музыкального содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, связь содержания, форм, средств и методов работы.
Продуктивности процесса детского восприятия музыкальных произведений, означающий, что результатом восприятия музыки может явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, мелодии, игре, слове и т.д.
Синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов активизации восприятия музыки детьми в условиях педагогической технологии, а также объединение различных способов художественно-творческой деятельности дошкольников
Технология работы включает в себя следующие этапы:
1 этап – создание условий успешного знакомства с произведениями классической музыки;
2 этап – накопление у детей музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями;
3 этап – обучение приемам отражения результатов восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности;
4 этап – организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности – игровой, художественной, двигательной;
5 этап – контрольно-аналитический.
1 этап включает следующие направления работы:
создание музыкального центра для слушания музыки.
В проведении занятий большое значение имеет применение современных средств обучения. Современная звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура, расширение ее акустических и технических возможностей позволяет услышать и почувствовать все богатство нюансов исполнения. Видеотехника дает возможность не только слышать музыканта-исполнителя, но и наблюдать за его игрой. Видеозаписи позволяют увидеть и услышать величайших исполнителей.
- удовлетворение потребности ребенка в эмоционально насыщенных и разнообразных переживаниях;
- обеспечение свободы выражения своих чувств и переживаний через слушание классической музыки и передачу их в творческих видах деятельности;
- учет музыкальных предпочтений педагогов и родителей;
- определение репертуара в соответствии с возрастом и условиями детского сада, который включает в себя произведения классической музыки всех эпох и должен быть доступен детям и высокохудожественен.
Для решения поставленных задач было составлено перспективное планирование по слушанию классической музыки, в котором определены темы, репертуар, цели и задачи.
Музыкальный репертуар сгруппирован по темам, которые стали традиционными в программе: «Осенние контрасты», «Скоро Новый год», «Веселая зима», «Кто с нами рядом живет» и новые «Шутка в музыке», «Сказка в музыке» и другие. Наряду с произведениями, рекомендованными программой, включаю в репертуар произведения вологодских композиторов: Гаврилина, Малышевой О.А.
Большим праздником для нас становятся концерты артистов Вологодской филармонии. Они не только исполняют музыку; проводят с детьми интересные беседы, концерты по слушанию музыки, в которых дети принимают участие и играют на музыкальных инструментах.
На 2 этапе накопления детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями осуществляется через проведение традиционных и доминантных музыкальных занятий. Например, по теме «Как рождается музыка и какой она бывает» детям предлагаются для прослушивания несколько музыкальных произведений. По теме «Сказка в музыке» детям предлагается одно музыкальное произведение, но большое по содержанию.
В процессе слушания учим детей не только понимать содержание музыки, но и выделять отдельные её выразительные средства.
Выделяются этапы восприятия музыки, которые традиционны в музыкальном воспитании:
Целостное восприятие, с целью привлечения внимания к слушанию музыки, настроя на восприятие, погружение в него.
Дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении.
Осознание выразительной роли отдельных средств и повторное целостное восприятие с целью закрепления представлений о прослушанной музыке.
Музыкальное произведение прослушивается на нескольких занятиях, на каждом из которых ставится определенная цель и соответственно выбираются методы и приемы.
Слушание музыки как вид музыкальной деятельности складывается из следующих действий:
– слушание произведений, специально созданных для данного вида деятельности;
– слушание в процессе разучивания танцев, пьес для детского оркестра;
– слушание с целью определения свойств звука в дидактических играх.
Большое количество музыкальных произведений, предлагаемых для слушания, использую в других видах музыкальной деятельности, прежде всего в движениях и оркестре, пении. Например, знакомство с произведением «Санта-Лючия» осуществляется через игру на музыкальных инструментах в оркестре.
Характер музыки Чайковского «Вальс снежных хлопьев» дети передают в движении танца снежинок.
Играя в дидактическую игру «Море», дети знакомятся с жанрами музыки.
На 3 этапе происходит обучение детей приемам отражения результатов восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности.
Интеграция объединяет музыку, изобразительное искусство, литературу и хореографию и поэтому очень актуальна, так как интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков; развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства; воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.
Работа с детьми осуществляется через проведение интегрированных и тематических занятий. Интегрированные занятия ведутся по направлениям: музыке, рисованию, живописи, поэзии. Одним из любимых занятий являются те, на которых слушание музыки объединяется с творческим рисованием. Цель таких занятий – воплощение детьми в рисунках своих музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушанной музыкой. К рисованию приступаем тогда, когда дети хорошо познакомились с музыкальным произведением, прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные впечатления.
Предлагаю прослушать музыку и нарисовать то, о чем она рассказывает: «Нарисуй то настроение, которое передает музыка, как она звучит? Какие краски могут передать это настроение?»
Очень эффективным является совместное рассматривание и обсуждение рисунков: «Созвучен ли рисунок музыке? Какое она передает настроение? Удалось ли его воплотить в красках?»
Обращение к синтезу искусств осуществляется на занятиях из цикла «Встречи с в музыкальной гостиной», где дети слушают классическую музыку, читают стихи и рассматривают картины по временам года.
На занятии по теме «Море» дети слушают музыку Римского-Корсакова «Океан – море синее» и рассматривают картину «Девятый вал» Айвазовского; по теме «Сказка в музыке» слушая Свиридова «Колдун», использованы иллюстрации к сказкам и видеофрагмент сказки.
Музыкальное восприятие развивается не только на занятиях. В детском саду используются разнообразные формы организации музыкальной деятельности детей — проводим тематические концерты, включаем слушание музыки в сценарии праздничных утренников, слушаем знакомые произведения в группе во второй половине дня в грамзаписи.
Например, проведены музыкальный досуг по произведениям Чайковского «Времена года», концерт-беседа по развитию музыкального восприятия по музыкальной сказке «Про Алису».
4 этап: организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности – игровой , художественной, двигательной.
Педагоги включают музыку и в часы тихих игр, свободного рисования. Важно, чтобы дети имели возможность прислушиваться к звучащей музыке, не отвлекали друг друга
Часто основа музыкального произведения, становится основой для организации сюжетно-ролевых игр и развлечений. Например, мальчики с удовольствием играют в богатырей, когда мы знакомимся с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Девочки превращаются в Василису красу и Царевну Лебедь, играют в Золушку (балет С.С. Прокофьева «Золушка») Любимым видом музыкальной деятельности у детей являются праздники и развлечения. В них дети проявляют свои способности, умения, творчество, чувствуют себя свободно и раскрепощенно. В этих видах деятельности закомплексованные, зажатые дети проявляют себя с другой стороны.
Педагоги часто используют музыку в различных видах занятий. (Тема «Аквариум», музыка Сен-Санса, «Море» (Римский-Корсаков «Океан – море синее»), «Карнавал животных» Сен-Санса) На экологических занятиях используется музыкальный цикл по «Временам года» П.И. Чайковского, А. Вивальди.
Мониторинг эстетического воспитания детей осуществлялся с помощью наблюдения за деятельностью детей во время музыкальных занятий и анализа участия выпускников детского сада в кружках художественно-эстетического цикла, отзывов учителей, беседы.
Основным показателем художественно-эстетического воспитания ребенка, по нашему мнению, является его эмоциональная отзывчивость, поскольку она отражает интерес ребенка к классической музыке, сопереживание, желание выразиться в других видах деятельности.
Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей. Они выражаются в том, что:
– дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.
– их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки стали более адекватными;
– они научились внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины;
– стали различать теплые и холодные цвета красок, подбирать их к прослушанной музыке и использовать в своих рисунках;
– создавать пластические этюды и танцевальные композиции;
– находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что эмоционально-ценностное отношение к классической музыке, художественно-эстетическое воспитание дошкольников формируется успешнее с учетом возрастных особенностей детей, при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов деятельности.
- Гуманизации;
- Учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- Учета развития субъектных качеств и свойств ребенка в ходе восприятия музыки
- Субъект-субъектного взаимодействия в процессе организации восприятия музыки;
- Педагогической поддержки;
- Сотрудничества и сотворчества;
- Целенаправленности процесса восприятия музыки детьми, систематичности и последовательности;
- Художественности музыкальных произведений;
- Продуктивности процесса детского восприятия
- Синктретичности.
- Наглядная информация
- Родительские собрания
- Показ практической работы с детьми
- Совместные занятия, развлечения
Мониторинг по художественно – эстетическому воспитанию детей старшей и подготовительной группы.
Диагностика художественного восприятия музыкальных произведений детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: изучить особенности художественного восприятия музыкальных произведений П. И. Чайковского (в единстве компонентов художественного восприятия музыки: эмоциональной отзывчивости; интереса к слушанию музыки; музыкальной эрудиции) детьми старшего дошкольного возраста.
Используемые методы диагностики: диагностические задания, наблюдение за проявлениями детей в процессе восприятия музыкальных произведений, беседа-обсуждение.
Диагностическое задание .
Цель: изучение эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса дошкольников к восприятию музыки.
Детям предлагается для прослушивания (1 — 1,5 мин) два отрывка: «Песня жаворонка» из «Детского альбома» и марш из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. В процессе наблюдения за поведением детей в ходе слушания музыки фиксируются следующие особенности восприятия:
· сосредоточенность (внимание в процессе всего восприятия, его устойчивость);
· воспроизведение в мимических, двигательных реакциях ритмического рисунка;
· проявление у ребенка интереса к слушанию музыки;
· наличие эмоционального отклика на музыку (эмоциональная активность в процессе слушания);
· адекватность эмоциональных реакций передаваемому в произведении настроению.
Особенности восприятия фиксируются в протоколе. Качественные проявления оцениваются по 3-балльной системе:
· 1 балл — низкий уровень эмоциональной отзывчивости: ребенок отвлекается, не слушает;
· 2 балла — средний уровень эмоциональной отзывчивости: внешние показатели проявляются по инициативе взрослого, носят не устойчивый характер;
· 3 балла — высокий уровень эмоциональной отзывчивости: показатели проявляются ярко, без инициативы взрослого.
Таким образом, суммарный балл по результатам слушания двух музыкальных отрывков позволит определить уровень эмоциональной отзывчивости дошкольников:
· 24 — 30 баллов — высокий;
· 20 — 24 балла — средний;
· до 20 баллов — низкий.
Диагностическое задание .
Цель: изучение степени осознания детьми эмоционального настроя музыки, передаваемого через средства музыкальной выразительности.
После прослушивания отрывков (задание 1) с каждым ребенком индивидуально организуется беседа, в процессе которой, выбирая из предложенных слов, он определяет характер музыкального произведения (так как самостоятельный подбор слов для ребенка сложен). Для этого отобраны слова-эпитеты из «Словаря эмоционально-образного содержания музыки» (по О. П. Радыновой).
Марш из балета «Щелкунчик».
веселая | спокойная | отважная |
«Песня жаворонка».
мечтательная | звонкая | улыбающаяся |
Педагог просит ребенка обосновать свой выбор того или иного эпитета (почему ты так думаешь?).
Диагностическое задание .
Цель: изучение особенностей музыкальной эрудиции (знаний в области музыки) дошкольников.
Проводится индивидуальная беседа с ребенком, в ходе которой задаются следующие вопросы.
1. Зачем людям нужна музыка?
2. Какие чувства выражает музыка?
3. Что ты любишь делать под музыку?
4. Что значит «классическая музыка»? Какую классическую музыку ты знаешь?
5. Каких композиторов ты знаешь?
6. Какая музыка у твоего любимого произведения?
7. Что в музыке можно передать с помощью быстрого темпа?
Критерии оценки (табл.) основаны на уровнях освоения детьми образовательной программы «Детство» (раздел «Ребенок в мире музыки»).
Таблица . «Критерии оценки восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста»
Низкий уровень восприятия | Ребенок проявляет активность только в некоторых видах музыкальной деятельности. Не узнает музыкальные произведения, которые слушались на занятиях ранее. Плохо ориентируется в музыкальных средствах выразительности. Не может объяснить их назначение |
Средний уровень восприятия | Ребенок понимает средства музыкальной выразительности, но не всегда может объяснить их использование. Не может проанализировать музыку. В своих ответах не уверен. Имеет музыкальные предпочтения, хорошо объясняет на примере любимых произведений свое понимание музыкального образа |
Высокий уровень восприятия | Ребенок музыкально эрудирован. Знает музыкальные средства выразительности, может указать на некоторые из них. Дифференцированное восприятие носит осознанный, системный характер. Имеет представления о жанрах классической музыки |
Диагностика исполнительской (танцевально-ритмической) деятельности старших дошкольников.
Цель: изучить особенности исполнительской (танцевально-ритмической) деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Используемые методы диагностики: беседа, наблюдение, диагностические игровые упражнения, анализ продуктов детской деятельности, беседа с воспитателями, анкетирование родителей.
Беседа с детьми проводится с целью выявить степень заинтересованности детей музыкально-ритмической деятельностью. Примерные вопросы:
1. Знаешь ли ты, что такое музыка?
2. Любишь ли ты слушать музыку?
3. Где ты слушаешь музыку?
4. Есть ли у тебя дома магнитофонные записи с детскими песнями, музыкальными сказками?
5. Любишь ли ты петь, танцевать? (Что ты любишь больше?)
6. Какая самая любимая твоя песня? Танец?
7. Поете ли вы вместе с мамой, папой?
8. Танцуете ли вы с мамой, папой?
9. Когда ты был последний раз в театре? Что смотрел?
10. Бывал ли ты когда-нибудь в оперном театре?
11. Что такое балет?
12. Что такое опера?
13. Как ты думаешь, для чего людям нужны музыка и танец?
Анкетирование родителей. Примерные вопросы.
1. Какое место занимает музыка в жизни вашего ребенка?
2. Любит ли он ее слушать? Какую музыку предпочитает?
3. Какое самое любимое музыкальное произведение вашего ребенка? А ваше?
4. Любит ли он под эту музыку двигаться, танцевать?
5. Понимает ли он содержание музыки?
6. Передает ли в движении характер музыки, ритм?
7. Насколько эмоционально реагирует ваш ребенок на музыку?
8. В чем это выражается?
9. Стремится ли ребенок поделиться своими впечатлениями и переживаниями с вами? Как вы на это реагируете?
10. Каково ваше участие в музыкальном развитии ребенка: есть ли дома фонотека детской музыки? Посещаете ли вы детские музыкальные спектакли? Смотрите ли по телевизору музыкальные программы вместе с ребенком? Обсуждаете ли их?
Беседа с педагогами. Примерные вопросы.
1. Как, по-вашему, относятся дети к музыкальным занятиям?
2. Кто из детей проявляет наибольший интерес к исполнению музыки? К музыкально-ритмической деятельности?
3. Какой вид деятельности предпочитают дети на музыкальном занятии?
4. Как часто дети вашей группы занимаются в зоне самостоятельной музыкальной деятельности?
5. Сколько детей ежедневно играют в зоне самостоятельной деятельности? Какие музыкальные инструменты они предпочитают?
6. Используют ли дети движения, разученные на музыкальных занятиях, в своих играх?
7. Как часто звучит музыка в вашей группе?
8. Какие произведения предпочитают дети слушать? Под какую музыку предпочитают двигаться?
9. Включаете ли вы в практику своей работы совместную музыкально-ритмическую деятельность с детьми?
Таблица . «Уровни интереса детей старшего дошкольного возраста к музыке и музыкально-ритмической деятельности»
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Поверхностный интерес к музыке, танцу, ритмике. | Интерес к музыкально-ритмической деятельности достаточно устойчив, но характеризуется частым переключением внимания. | Интерес к музыкально-ритмической деятельности глубокий и стойкий. |
Не предпринимает попытки выразить музыкальные образы в движении. | Предпринимает попытки выразить в движении музыкальные образы. | Ритмика, танец, музыкальные двигательные игры — предпочитаемые виды деятельности. |
Суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности неглубокие, несодержательные, необъективные и немотивированные. | Суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности не всегда обоснованы. | Суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности мотивированы, объективны, содержательны. |
Не использует движения под музыку в свободной деятельности | Самостоятельное, фрагментарное внесение танцевальных движений в свою деятельность | Самостоятельная музыкально-ритмическая деятельность систематическая и устойчивая |
Особенности интереса детей 5 — 6 лет к музыкальным занятиям определяются в результате их ответов и сопоставления с ответами воспитателей и родителей. Уровни интереса детей представлены в таблицах.
Особенности восприятия музыкальных произведений детьми старшего дошкольного возраста исследуются в совокупности изучения:
· процесса слушания музыкальных произведений детьми;
· музыкальной эрудированности детей;
· включенности ребенка в анализ музыкального произведения в результате наблюдения за ним.
Таким образом, мы определяем детей с разным уровнем художественного восприятия в сочетании всех компонентов данного процесса.
Высокий уровень восприимчивости. Дети тщательно вслушиваются в каждую фразу музыкального произведения, различают жанры, характер, содержание. Имеют прочные знания о выдающихся русских и зарубежных композиторах, о народной, классической и современной музыке, о различных жанрах. Умеют выделить фрагменты, имеющие доминирующее значение для эмоционального содержания музыки. Способны к подробному анализу музыкального произведения, понимают связь между отдельными музыкальными фразами, чувствуют смену настроения в музыке, динамику музыкального образа и средств его воплощения.
Средний уровень восприятия. Ребенку присуща способность внимательно прослушать музыкальное произведение, но он не готов вслушиваться в интонационные ходы, различать средства выразительности, определять смену настроения, динамику музыкального образа. Он имеет знания об отдельных композиторах и некоторые представления об их роли в развитии музыкальной культуры, но эти знания фрагментарны и бессистемны. Дети этой группы способны к анализу музыкального произведения, но путают последовательность основных компонентов, обеспечивающих логику анализа.
Низкий уровень восприятия. Дети не умеют сосредоточенно прослушать музыкальное произведение до конца, отвлекаются, не проявляют интереса к его звучанию. У них нет представления о композиторе, написавшем произведение, о единстве музыкального образа и средств его воплощения, нет навыка анализа музыкального произведения.
Основные направления реализации проекта:
1.Разработать модель музыкального образования детей.
2.Определить критерии уровня музыкального развития детей.
3.Провести мониторинг уровня развития музыкальных способностей детей.
4.Разработать методические рекомендации по музыкально-образовательной деятельности в детском саду.
5.Разработать перспективно - тематические планы по музыкально–образовательной деятельности, слушанию-восприятию классической музыки на музыкальных занятиях, приобщению к игре на детских музыкальных инструментах.
6.Разработать серию музыкально-тематических занятий для детей.
7.Изготовить музыкально-дидактические пособия для занятий.
8.Разработать тематический план работы салона «Музыкальная гостиная».
9.Разработать тематический план работы «В мире музыкальных инструментов» - музыкальные сказки.
10.Разработать сценарии праздничных утренников и развлечений для детей с использованием классической музыки.
11.Разработать и провести консультации и семинары-практикумы для педагогов.
12.Провести смотр-конкурс музыкально-дидактических игр и пособий для организации самостоятельной музыкальной деятельности детей.
13.Провести открытые музыкально-тематические занятия для педагогов.
14.Разработать и провести консультации для родителей.
15.Разработать анкету и провести анкетирование родителей с целью
выявления мотивации музыкального воспитания.
16.Провести мониторинг основ музыкальной компетентности детей.
17.Прогнозировать самостоятельное творческое применение детьми полученных знаний и умений.
Ожидаемый результат:
- Созданы условия, направленные на формирование музыкальности детей в процессе интеграции видов музыкальной деятельности.
- Сформирована музыкальная компетентность дошкольника:
- Сформирован запас музыкальных впечатлений. Ребёнок охотно слушает музыку и говорит о ней.
- Уверенно различает вокальную и инструментальную музыку, имеет представление о музыкальной форме – опера, балет, оперетта, соната, сюита, симфония.
- Самостоятельно определяет жанровую принадлежность произведения (песня, танец, марш).
- Знает состав симфонического оркестра и оркестра народных инструментов. Выделяет тембры солирующих музыкальных инструментов в оркестре.
- Владеет приёмами игры на различных детских музыкальных инструментах.
- Подбирает по слуху несложные мелодии на металлофоне.
- Организована работа по блоку «Волшебный граммофон» по восприятию классической музыки и знакомству с творчеством композиторов-классиков.
- Организована работа музыкального руководителя «Встречи в музыкальной гостиной» беседы, музыкальные занятия по развитию музыкальной культуры дошкольников.
- Организована работа по блоку «В мире музыкальных инструментов» - приобщение основы музыкально – исторических знаний, истории и легенды происхождения музыкальных инструментов.
- Организована работа по блоку «Проверь себя» - проверка и закрепление пройденного материала
- Определены формы работы с педагогами и родителями по музыкальному развитию дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия «Музыкальная викторина «Волшебной музыки страна».
Открытое занятие «Музыкальная викторина «Волшебной музыки страна». Цели: в игровой форме развивать музыкально-эстетический вкус, коммуникативные качества, познавательный интерес детей, а та...
Сценарий развлечения "В стране волшебной музыки"
Сценарий развлечения «В стране волшебной музыки»Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся необычное, волшебное путешествие – в страну музыки. Надеемся...
Творческо-поисковый образовательный проект "Волшебной музыки страна".
Цель: Удовлетворение эстетических потребностей детей, формирование музыкальной компетентности, вкуса, расширение знаний о мировой классической музыке, творчестве композиторов - классиков, взаимо...
Нод"Волшебной музыки страна"
Музыкальная викторина...
Волшебной музыки страна или зачем вашему ребенку нужна музыка?
Консультация для родителей...
Волшебной музыки страна
Советы родителям...
Волшебной музыки страна или зачем вашему ребенку нужна музыка?
Консультация для родителей по музыкальному воспитанию...