Проект на тему: «Совершенствование представлений дошкольников младшей группы о традиционном празднике».
проект на тему
Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое внимание на человека, преобразовывало его внутренний мир. Поэтому особенно важно начинать воспитание эмоционально – целостного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа и ее освоения с малых лет. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_maslennitsa.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему:
«Совершенствование представлений дошкольников младшей группы о традиционном празднике»
Наименование проекта | Масленица |
Автор проекта | Виноградова Людмила Николаевна, Деревягина Марина Васильевна - воспитатели МДОУ №7 « Ёлочка» Московская область. Подольский район |
Тема | Масленичная неделя «Совершенствование представлений дошкольников о традиционном празднике Масленица» |
Вид проекта | Познавательный |
Участники проекта | дети младшей группы, музыкальный руководитель, воспитатели, родители. |
Срок проекта | Краткосрочный (недельный) |
Актуальность проблемы
Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое внимание на человека, преобразовывало его внутренний мир. Поэтому особенно важно начинать воспитание эмоционально – целостного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа и ее освоения с малых лет. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Одной из задач образовательной области «Социализация» является «воспитывать у ребенка чувства гордости за страну, в которой он живет». Современная социокультурная ситуация также выдвигает на первый план требование признания социальной значимости народной культуры, которая является источником духовности каждого человека. Т.е. приобщение детей к русской национальной культуре является актуальной проблемой современного дошкольного образования.
Мы разработали этот проект с целью приобщения детей к национальной культуре через организацию праздника Масленица.
В нашем детском саду тематическая неделя начинается с беседы с детьми об этом обрядовом празднике, рассматривания и чтения произведений художественной литературы. Рисование картин празднования Масленицы, составление выставок с рисунками детей. Привлечение родителей к изготовлению костюмов, организации выставки газет «Блинный пир на весь мир», подготовка чаепития «Блин не клин, живота не расколет».
Далее планируется различный игровой и музыкальный репертуар из текущей работы.
Художественное творчество Рассматривание картин Кустодиева “Масленица”, Соловьёва “Тройка”. Рассматривание игрушек народных мастеров, рисование Масленицы. лепка “Ой, блины” | Физическая культура Подвижные игры – забавы: « Хороводы» «, Паровозик», « Потешки в движении» хороводные игры « Я по лугу гуляла», « Заинька, попляши» игры- эстафеты: элементы игр-эстафет» катание с горы тройками (совместно с родителями), катание на лошадях, штурм снежного городка. Перелезание через снежный вал, подлезание. | Коммуникация Беседа на тему «Что за праздник, Масленица? Беседа на тему « Как отметить масленицу» Заучивание приговорок, закличек, поговорок. Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах. Разучивание пальчиковых игр | |
Центр книги( художественная литература) Чтение стихотворений рассказов о русской тройке. Рассматривание иллюстраций животных (лошади) Знакомство со сказкой «Теремок» | “Масленица” | Познание Наблюдение за трудом повара. Знакомство с зимней одеждой. Темы прогулок: погодные явления,: солнце, капель, опыты эксперименты: свойства снега ( таяние) эксперимент: свойства воды. | |
Конструирование Коллективное изготовление с родителями чучела Масленицы, Коллективное изготовление праздничной скатерти (элементы с детьми) | Работа с родителями Изготовление “Блинной книги”. Выпечка блинов, пирогов по разным рецептам. Дегустация изделий блинов. Обмен рецептами выпечки блинов. Знакомство с русским гостеприимством. | Музыка Слушание русских народных песен. Разучивание хороводов “Веснянка”, “Маслёна”, “Ясна – красна”, песен “Наша Масленица”, “Блины”. |
Цель проекта: Создание условий для эмоционального отдыха детей, через пассивное участие детей в народном празднике « Масленица»
Задачи:
- Обеспечить условия для создания у детей положительных эмоций и реализации творческих способностей в проведении праздников и развлечений.
- Возрождение интереса к обрядовым русским праздникам;
- Воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;
Обогатить духовный мир;
Провести праздник, через эмоциональное сопереживание и посильное участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы;
Формирование у детей начало национального самосознания.
Ожидаемые результаты проекта:
• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
• Повышение познавательного интереса к родной истории.
Этапы реализации проекта
Этапы проекта | Действия педагогов | Действия детей | Действия родителей |
Подготовительный (Организационный) | Работа по сбору, ее обработке и поиску недостающей. Выбор формы реализации проекта. Организация выставки детских работ. Помочь в подборе музыкального сопровождения. Организация места проведения праздника. Проведение инструктажа по технике безопасности. Создание технической базы (оборудование, костюмы, оформление места проведения праздника). Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий. Провести начальный опрос детей. | Участие детей в организации выставки рисунков; Беседа на тему: « Что за праздник Масленица?» | Фотовыставку «Масленичная неделя»; |
Второй этап Основной (Практический) |
2. Изготовление фотоальбома «Масленичная неделя»; 3. Организовать праздник для детей и родителей по данной теме. 4. Разучивание песен, пословиц, считалок для выступления во время праздника. | Познакомить с произведениями художественной литературы о празднике Масленицы; Участие детей в организации выставки рисунков; Посильное участие детей в развлечениях, организованных воспитателем. Беседа на тему: « Что за праздник Масленица?» Беседа на тему « Как отметить Масленицу?» | Организовать в родительском уголке выставку рисунков. |
Заключительный | Самооценка результатов реализации проекта. | Формировать элементарные представления о значении праздника в жизни человека.
| Участие родителей в празднике Масленица. Фото-отчёт. |
Рефлексийный | Проанализировав детей во время коллективной игры и совместное мероприятие с родителями, мы пришли к выводу, что это создаёт благоприятную атмосферу в группе, активно включает родителей в образовательный процесс. | Повышает познавательную активность детей и помогает налаживать контакт внутри группы. | Блиц – опрос с родителями. Анкетирование. |
№ | Вопрос | Начало проекта | Конец проекта |
Какие народные праздники вы знаете? | |||
Какие русские народные игры вы знаешь? | |||
Знаешь ли вы потешки, заклички, пословицы про Масленицу | |||
Какое блюдо готовят на масленицу | |||
Какие картины о масленице вы знаете | |||
В каких праздниках детского сада вы хотели бы участвовать. | |||
Какие народные праздники вы знаете? | |||
Какие народные игры вы знаете? | |||
Какие из народных игр вы используете во время прогулки с детьми |
Анализ проекта.
Особое место в нашем проекте отведено народным играм, дети с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложения взрослых поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут … учиться. Нами были проведены такие подвижные игр такие как « Хороводы», « Паровозик», « Потешки в движении» . хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»; игры-эстафеты « Элементы игр эстафет»
С помощью родителей были организованы выставки.. В родительском уголке были организованы выставки: выставка рисунков «Масленица», фотовыставка «Масленичная неделя».
В свою работу мы включили разнообразную деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, принимают участие в разыгрывании сказки « Теремок»
Большое значение в воспитании детей имеет взаимодействие детского сада и родителей, поэтому нами были проведены развлечения с участием родителей такие, как «Широкая Масленица», «Масленица загорела, всему миру надоела», так же проведена фотовыставка проекта «Масленица».
При работе над проектом, у детей значительно активизировалось участие в общих действиях.
Достигнутые результаты.
Список литературы
З. А. Богатеева «Приобщение детей к традиционной культуре народов Среднего Поволжья» Чебоксары Издательство ЧРИО 2003 г.
Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Москва Мозаика-синтез 2010
И.В.Романова «Технология проектирования образовательной деятельности» 2011г.
Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник.- 2-е изд.-М.: Флинта: Наука,2001.
Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов.-М.:ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.
Панфилов В.В. По старому русскому обычаю: Сборник обрядовых представлений и праздников.- М.:РИГ,1997.
Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5 – 7 лет – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., Владос, 2001 г
Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Старший дошкольный возраст. М.: Аркти, 2000.
Харченко Т.Е. Физкультурные праздники в детском саду. Сценарии спортивных праздников и развлечений: Пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: « Детство – Пресс», 2009
Кузьмина Р.Б., Капустина М.А. Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в Чувашской Республике.-Чеб. 1998.
Культура чувашского края.-Чеб. 1995.
Егоров Н.И. Чувашские праздники и обряды.-Чеб. 1991
Список литературы для детей:
Л. Е. Белоусова «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!». Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003 г
В.В.Гербова, Н.П.Ильчук и др. «Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия». Москва, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по теме: «Формирование представлений о форме предметов у детей среднего возраста".
Ознакомление с геометрическими фигурами важно для общего математического и психического развития дошкольника. Это объясняется тем, что психологическая особенность детей дошкольного возраста — преоблад...
Логопедический проект на тему: «Совершенствование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с помощью ИКТ»
Краткая аннотация проекта Вид проекта: коррекционно-педагогический, творческий.Исполнитель: учитель-логопед первой квалификационной категории МАДОУ д/с №9 «Петушок» комбинированного вида.Адресова...
Педагогическая находка. Проект по теме: «Формирование представлений у детей младшего дошкольного возраста о взаимоотношении мамы и ребёнка «Мамы разные нужны» (вторая группа раннего возраста)
Заочный материал для конкурса "Воспитатель года 2016"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА НА ТЕМУ: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста через дидактическую игру»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА НА ТЕМУ:«Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста через дидактическую игру»...
Проект по теме « Формирование представлений и элементарных знаний об экологии у детей дошкольного возраста»
laquo; Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребёнка основы экологической культуры - подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценными нормами и прави...
Проект по теме: «Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни в контексте ФГОС ДО»
Проект по теме: «Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни в контексте ФГОС ДО»...
Проект по теме "Формирование представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет"
Дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества».Дошкольное детство - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в пери...