Создание специальной коррекционно-развивающей среды.
методическая разработка на тему

Коррекционно - развивающая среда групповых помещений и кабинетов специалистов формируется с учётом возрастных особенностей, учётом речевых нарушений и строится на основе представленных программ. Создание методических пособий, картотек, дидактического раздаточного материала, настольно- печатных игр,  информационного материала для родителей, библиотеки детской литературы, подбор ТСО, ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_spetsialnoy_sredy.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание специальной коррекционно-развивающей среды.

Коррекционно - развивающая среда групповых помещений и кабинетов специалистов формируется с учётом возрастных особенностей, учётом речевых нарушений и строится на основе представленных программ. Создание методических пособий, картотек, дидактического раздаточного материала, настольно- печатных игр,  информационного материала для родителей, библиотеки детской литературы, подбор ТСО, ИКТ.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

Формы коррекционной работы

Цели и задачи

Кто проводит

Сроки

1.

Углубленное логопедическое обследование

Определить структуру и степень выраженности имеющегося дефекта

Учителя-логопеды

Сентябрь

2.

Индивидуальные логопедические занятия с детьми

Последовательная коррекция имеющихся речевых нарушений

Учителя - логопеды

В течение

Учебного года

Ежедневно

3.

Подгрупповые логопедические занятия

Развитие всех компонентов речи.

Учителя - логопеды

4 раза в неделю

4.

И оказание консультативной помощи родителям

координация подходов к  воспитанию детей в  ДОУ и  семье

Учителя - логопеды

В течение

учебного

года

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников

Педагоги, специалисты

Содержание работы

Методы и приёмы

Учителя - логопеды

1. Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей; определение основных направлений и содержания коррекционно-логопедической работы с каждым ребенком.

2.Коррекция речевой деятельности (фонетико - фонематической и лексико - грамматической сторон речи);

Формирование связной речи, умение пользоваться речью как средством общения

Упражнения на развитие артикуляционного аппарата; на развитие мелкой моторики пальцев рук; на автоматизацию и дифференциацию звуков. Упражнения на речевое дыхание, плавность и длительность выдоха. Лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.Дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций

Воспитатели

1 .Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.

2.        Активизация словарного запаса
детей по текущей лексической теме в
процессе всех режимных моментов.

3.        Включение отработанных
грамматических конструкций в
ситуации естественного общения
детей.

Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Пальчиковая гимнастика. Заучивание стихотворений, коротких рассказов, скороговорок, потешек; знакомство с художественной литературой; работа над пересказом и рассказыванием. Индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда.

Медицинский персонал

Участвует в выяснении анамнеза ребенка; дает родителям направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов; контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий; участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.

Анализ антропометрических

показателей

Наблюдение

Опрос педагогов и родителей о состоянии ребенка Консультирование родителей

Дефектолог

Оказывает коррекцию и сопровождение детей, имеющих отклонения в разнообразных неречевых психических функциях.

Дидактические интегративные игры

Инструктор

по

физической

культуре

Работает над развитием мелкой и общей моторики детей, формирует у них правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, развивает у дошкольников координацию движений

Подвижные игры, спортивные игры, элементы логоритмики, релаксационные упражнения

Музыкальный руководи-

тель

Развивает у детей музыкальный и речевой слух; обеспечивает развитие способности принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи; формирует правильное фразовое дыхание; развивает силу и тембр голоса.

Упражнения на ориентацию в пространстве, упражнения направленные на интонационную сторону речи, развитие мелодико- ритмической стороны речи, логоритмические упражнения.

Психолог

Психолого- педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности ребёнка: познавательной сферы, эмоционально- личностной сферы.

Психологическая коррекция у детей с повышенным уровнем анрессивности, тревожности, гиперактивности, развитие познавательных процессов и повышение уровня коммуникации.

Психоразвивающие игры

Социально- поведенческий тренинг

Психогимнастика

Арттерапия

Песочная терапия

Элементы  релаксации.

Взаимодействие с родителями

Формы взаимодействия с родителями:

-традиционные (родительские собрания, индивидуальные и подгрупповые консультации по определённой тематике родителями или специалистами, неделя открытых дверей, участие в различных конкурсах детского сада, района). Размещение  информации, новостей, консультаций на сайте  детского сада.

-нетрадиционные (использование презентаций в работе с родителями - викторины по определённой тематике, интерактивное включение и активное участие родителей в праздничных мероприятиях детского сада, мастер классы для родителей совместно с детьми).

Принципы взаимодействия с родителями:

1 .Информированность

2.Научность

3.Связь теории с практикой воспитания

4. Активность

5.Позитивность

6.Результативность:

- Результативная динамика коррекции речевых нарушений детей посредством включения родителей в деятельность дошкольного учреждения.

 - Осознанность родителями своего участия в развитии и коррекции собственного ребёнка

Примерный план работы с родителями  на учебный год логопедической группы

месяц

Совместная деятельность

СЕНТЯБРЬ

1.Организационное групповое собрание на начало учебного года. Сбор информации для составления социального паспорта семей воспитанников.

2.Заседание родительского комитета по вопросам: проведение совместных субботников по облагораживанию территории детского сада; утепление окон в группе и муз.зале; творческий конкурс дизайна осенних поделок (дети с родителями)

ОКТЯБРЬ

1.Просмотр родителями подгрупповых занятий детей с учителем-логопедом.

2.Индивидуальные беседы и консультации для родителей: «Оценка результатов адаптации ребёнка в детском коллективе»

НОЯБРЬ

1.Встречайте: «Мама-педиатр в гостях у наших детей». Беседа с использованием наглядных пособий и атрибутов на тему  «Что мы знаем о своём здоровье» (мама Саши Неродовского)

2.Изготовление фотоальбома ко Дню матери.

ДЕКАБРЬ

1.Готовимся к празднику!

-совместное с родителями украшение группы;

-карнавальные костюмы к Новогоднему вечеру.

2.Заседание родительского комитета по вопросу: подготовка к новогоднему празднику

ЯНВАРЬ

1.К 70летию снятия Блокады Ленинграда: беседы с близкими дома, рисунки детей с помощью родителей.

Просмотр презентации данной тематики в группе.

Совместное оформление зимнего участка: снежные постройки, рисование разведённой гуашью.

ФЕВРАЛЬ

1.Оформление стенгазеты «Мой папа-герой»

2.Проведение спортивного праздника с участие родителей

МАРТ

1.Оформление стенгазеты к Международному дню 8 Марта «Любимые лица» (фотографии и портреты руками детей)

2.Праздничное поздравление и чаепитие в группе

АПРЕЛЬ

1.День открытых дверей для родителей.

2.Родительское собрание при участии логопеда и психолога детского сада «Итоги учебного года» .

МАЙ

1.Совместное оформление альбома «Город, в котором я живу»

2.Опрос «Как вы планируете организовать летний отдых ребёнка?»

Взаимодействие с другими организациями по осуществлению коррекционной помощи детям

1. Районная  детская библиотека «Остров Сокровищ» (экскурсии, викторины, участие в тематических выставках продуктов детской деятельности)

2.Школа №375:участие воспитанников в  жизни школы ,знакомство с интерьером, библиотекой, посещение урока.

3. Комплексный центр социального обслуживания населения (выступления, участие в акциях)

4..ЦПМСС Красносельского района (по результатам наблюдений педагогами и специалистами дети с родителями направляются на консультации к специалистам).

5. Поликлиника №53, районные медицинские учреждения.

6. На основании педагогических наблюдений, диагностики, решения ТПМПК дети, имеющие существенные нарушения направляются в коррекционные образовательные школы, дошкольные учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...

Консультация "Технологии создания музыкальной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды в логопедических группах детского сада"

Консультация "Технологии создания музыкальной  коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды  в логопедических группах детского сада"...

Статья: Создание коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ.

В статье рассказывается о создании коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ....

«Создание оптимальной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды для развития речевой активности у детей с ОВЗ»

Дошкольный возраст – период активного роста и развития ребенка, стремящегося все потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус, ведь дети познают мир чувственно. Обогатить сенсомоторны...

Создание специальных коррекционно-развивающих условий по развитию восприятия и понимания устной речи у дошкольников с ЗПР: понимание текстов различной сложности

Учитывая значимость восприятия устной речи для развития языковой способности ребенка, для формирования  у него предпосылок успешного обучения в школе, знание  современных представлений о про...