Создание специальной коррекционно-развивающей среды.
методическая разработка на тему
Коррекционно - развивающая среда групповых помещений и кабинетов специалистов формируется с учётом возрастных особенностей, учётом речевых нарушений и строится на основе представленных программ. Создание методических пособий, картотек, дидактического раздаточного материала, настольно- печатных игр, информационного материала для родителей, библиотеки детской литературы, подбор ТСО, ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_spetsialnoy_sredy.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание специальной коррекционно-развивающей среды.
Коррекционно - развивающая среда групповых помещений и кабинетов специалистов формируется с учётом возрастных особенностей, учётом речевых нарушений и строится на основе представленных программ. Создание методических пособий, картотек, дидактического раздаточного материала, настольно- печатных игр, информационного материала для родителей, библиотеки детской литературы, подбор ТСО, ИКТ.
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
№ | Формы коррекционной работы | Цели и задачи | Кто проводит | Сроки |
1. | Углубленное логопедическое обследование | Определить структуру и степень выраженности имеющегося дефекта | Учителя-логопеды | Сентябрь |
2. | Индивидуальные логопедические занятия с детьми | Последовательная коррекция имеющихся речевых нарушений | Учителя - логопеды | В течение Учебного года Ежедневно |
3. | Подгрупповые логопедические занятия | Развитие всех компонентов речи. | Учителя - логопеды | 4 раза в неделю |
4. | И оказание консультативной помощи родителям | координация подходов к воспитанию детей в ДОУ и семье | Учителя - логопеды | В течение учебного года |
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
Педагоги, специалисты | Содержание работы | Методы и приёмы |
Учителя - логопеды | 1. Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей; определение основных направлений и содержания коррекционно-логопедической работы с каждым ребенком. 2.Коррекция речевой деятельности (фонетико - фонематической и лексико - грамматической сторон речи); Формирование связной речи, умение пользоваться речью как средством общения | Упражнения на развитие артикуляционного аппарата; на развитие мелкой моторики пальцев рук; на автоматизацию и дифференциацию звуков. Упражнения на речевое дыхание, плавность и длительность выдоха. Лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.Дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций |
Воспитатели | 1 .Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели. 2. Активизация словарного запаса 3. Включение отработанных | Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Пальчиковая гимнастика. Заучивание стихотворений, коротких рассказов, скороговорок, потешек; знакомство с художественной литературой; работа над пересказом и рассказыванием. Индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда. |
Медицинский персонал | Участвует в выяснении анамнеза ребенка; дает родителям направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов; контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий; участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута. | Анализ антропометрических показателей Наблюдение Опрос педагогов и родителей о состоянии ребенка Консультирование родителей |
Дефектолог | Оказывает коррекцию и сопровождение детей, имеющих отклонения в разнообразных неречевых психических функциях. | Дидактические интегративные игры |
Инструктор по физической культуре | Работает над развитием мелкой и общей моторики детей, формирует у них правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, развивает у дошкольников координацию движений | Подвижные игры, спортивные игры, элементы логоритмики, релаксационные упражнения |
Музыкальный руководи- тель | Развивает у детей музыкальный и речевой слух; обеспечивает развитие способности принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи; формирует правильное фразовое дыхание; развивает силу и тембр голоса. | Упражнения на ориентацию в пространстве, упражнения направленные на интонационную сторону речи, развитие мелодико- ритмической стороны речи, логоритмические упражнения. |
Психолог | Психолого- педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности ребёнка: познавательной сферы, эмоционально- личностной сферы. Психологическая коррекция у детей с повышенным уровнем анрессивности, тревожности, гиперактивности, развитие познавательных процессов и повышение уровня коммуникации. | Психоразвивающие игры Социально- поведенческий тренинг Психогимнастика Арттерапия Песочная терапия Элементы релаксации. |
Взаимодействие с родителями
Формы взаимодействия с родителями:
-традиционные (родительские собрания, индивидуальные и подгрупповые консультации по определённой тематике родителями или специалистами, неделя открытых дверей, участие в различных конкурсах детского сада, района). Размещение информации, новостей, консультаций на сайте детского сада.
-нетрадиционные (использование презентаций в работе с родителями - викторины по определённой тематике, интерактивное включение и активное участие родителей в праздничных мероприятиях детского сада, мастер классы для родителей совместно с детьми).
Принципы взаимодействия с родителями:
1 .Информированность
2.Научность
3.Связь теории с практикой воспитания
4. Активность
5.Позитивность
6.Результативность:
- Результативная динамика коррекции речевых нарушений детей посредством включения родителей в деятельность дошкольного учреждения.
- Осознанность родителями своего участия в развитии и коррекции собственного ребёнка
Примерный план работы с родителями на учебный год логопедической группы
месяц | Совместная деятельность |
СЕНТЯБРЬ | 1.Организационное групповое собрание на начало учебного года. Сбор информации для составления социального паспорта семей воспитанников. 2.Заседание родительского комитета по вопросам: проведение совместных субботников по облагораживанию территории детского сада; утепление окон в группе и муз.зале; творческий конкурс дизайна осенних поделок (дети с родителями) |
ОКТЯБРЬ | 1.Просмотр родителями подгрупповых занятий детей с учителем-логопедом. 2.Индивидуальные беседы и консультации для родителей: «Оценка результатов адаптации ребёнка в детском коллективе» |
НОЯБРЬ | 1.Встречайте: «Мама-педиатр в гостях у наших детей». Беседа с использованием наглядных пособий и атрибутов на тему «Что мы знаем о своём здоровье» (мама Саши Неродовского) 2.Изготовление фотоальбома ко Дню матери. |
ДЕКАБРЬ | 1.Готовимся к празднику! -совместное с родителями украшение группы; -карнавальные костюмы к Новогоднему вечеру. 2.Заседание родительского комитета по вопросу: подготовка к новогоднему празднику |
ЯНВАРЬ | 1.К 70летию снятия Блокады Ленинграда: беседы с близкими дома, рисунки детей с помощью родителей. Просмотр презентации данной тематики в группе. Совместное оформление зимнего участка: снежные постройки, рисование разведённой гуашью. |
ФЕВРАЛЬ | 1.Оформление стенгазеты «Мой папа-герой» 2.Проведение спортивного праздника с участие родителей |
МАРТ | 1.Оформление стенгазеты к Международному дню 8 Марта «Любимые лица» (фотографии и портреты руками детей) 2.Праздничное поздравление и чаепитие в группе |
АПРЕЛЬ | 1.День открытых дверей для родителей. 2.Родительское собрание при участии логопеда и психолога детского сада «Итоги учебного года» . |
МАЙ | 1.Совместное оформление альбома «Город, в котором я живу» 2.Опрос «Как вы планируете организовать летний отдых ребёнка?» |
Взаимодействие с другими организациями по осуществлению коррекционной помощи детям
1. Районная детская библиотека «Остров Сокровищ» (экскурсии, викторины, участие в тематических выставках продуктов детской деятельности)
2.Школа №375:участие воспитанников в жизни школы ,знакомство с интерьером, библиотекой, посещение урока.
3. Комплексный центр социального обслуживания населения (выступления, участие в акциях)
4..ЦПМСС Красносельского района (по результатам наблюдений педагогами и специалистами дети с родителями направляются на консультации к специалистам).
5. Поликлиника №53, районные медицинские учреждения.
6. На основании педагогических наблюдений, диагностики, решения ТПМПК дети, имеющие существенные нарушения направляются в коррекционные образовательные школы, дошкольные учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...
Консультация "Технологии создания музыкальной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды в логопедических группах детского сада"
Консультация "Технологии создания музыкальной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды в логопедических группах детского сада"...
Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Правильно - организованная коррекционно- развивающая среда- залог успешного получения образования...
«Методические рекомендации по созданию рациональной коррекционно – развивающей среды с учётом эргономических, педагогических, психологических требований для дошкольников с ТНР от 4 до 7 лет посредством зонирования пространства логопедического кабинета»
Сборник международной конференции на английском языке....
Статья: Создание коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ.
В статье рассказывается о создании коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ....
«Создание оптимальной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды для развития речевой активности у детей с ОВЗ»
Дошкольный возраст – период активного роста и развития ребенка, стремящегося все потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус, ведь дети познают мир чувственно. Обогатить сенсомоторны...
Создание специальных коррекционно-развивающих условий по развитию восприятия и понимания устной речи у дошкольников с ЗПР: понимание текстов различной сложности
Учитывая значимость восприятия устной речи для развития языковой способности ребенка, для формирования у него предпосылок успешного обучения в школе, знание современных представлений о про...