«Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой»
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме
В современных условиях само понятие "книга" почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение, компьютер активно выступают ее конкурентами. Но мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_oznakomleniyu_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста
с книжной культурой»
В современных условиях само понятие "книга" почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение, компьютер активно выступают ее конкурентами. Но мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя. Литература была и остается тем видом искусства, который оперирует словом. И именно литературе даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его чувств, мыслей. Именно она создает определенные незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.
Входя в жизнь человека в раннем детстве, книга является учителем и другом, который помогает развивать память, интеллект, творческое воображение, способствует гармоничному нравственному и духовному развитию человека, обогащает его эмоции, внутренний мир.
Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.
Книжная культура в литературе рассматривается как уровень, достигнутый книжным делом в сочетании с исторически сложившимися традициями и реалиями в отношении народа к книге (и печати в целом) в конкретной стране (или регионе) на определенной ступени развития общества.
Приобщение к книжной культуре как части духовной культуры, выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, в привитии интереса к чтению, и направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества, должно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей.
Согласно ФГОС, образовательная программа дошкольного образования образовательной области «Речевое развитие» включает:
- владение речью как средством общения и культуры,
- развитие речевого творчества,
- знакомство с книжной культурой, детской литературой,
- понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Актуальность решения проблемы снижения интереса к чтению очевидна, ведь оно связано не только с грамотностью и образованностью. Чтение формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. Опасность бездуховности, нравственной деградации нависла над нашим обществом в последние годы. Поэтому роль книги и чтения как средства выхода из духовного кризиса страны неизмеримо возросла.
Изменились сами книги. Появились новые носители информации. Читать можно и на электронных носителях, и это во многом помогает получать информацию. В то же время, крайне важно, чтобы в детстве у ребенка были красочные книги со сказками, истории о природе, культуре, науке.
Приобщение детей к книжной культуре, формирование интереса детей к книге и потребности в чтении возможно через решение следующих задач:
- развитие познавательной активности и любознательности;
- формирование целостной картины мира;
- развитие грамотной литературной речи;
- развитие эстетического вкуса и художественного восприятия.
Проанализировав литературу, можно выделить ряд противоречий:
- противоречие между достаточной теоретической и методической разработанностью проблемы приобщения детей к книжной культуре и чтению и недостаточной эффективностью этого процесса, выражающейся в снижении у детей интереса к чтению, определяет необходимость дальнейшей разработки методических аспектов проблемы, создание психолого-педагогических условий привития интереса и любви дошкольников к книге и чтению;
- современная образовательная ситуация характеризуется, с одной стороны наличием большого числа вариативных технологий обучения чтению дошкольников, активно применяемых в педагогической практике, с другой стороны, ростом числа детей, испытывающих трудности в освоении чтения и снижением у детей интереса к книге;
- с одной стороны наличие у старших дошкольников интереса книге, желания читать, с другой - тенденции снижения времени домашнего чтения в семье, а также «качества» чтения, нерегулярность, отсутствие общения родителей с детьми.
Проблемы, препятствующие успешной реализации программы в дошкольном образовании по приобщению детей к книжной культуре:
- недостаточно четкое формулирование целей и задач в образовательной деятельности в развитии и приобщении дошкольников к книжной культуре;
- недостаточно развитое профессиональное мастерство и низкий уровень самообразования педагога по данному направлению;
- недостаточно развитая система в работе специалистов ДОУ и родителей;
- недостаточное оснащение материально-технической базы учебно-методическими материалами, современной книжной продукцией, техническими средствами обучения, дидактическими играми и пособиями;
- загруженность детей организованной деятельностью в режиме дня;
- низкий уровень активности родителей, как участников образовательного процесса, нежелание и неумение строить партнерские отношения с педагогами и детьми.
Для успешной реализации программы по приобщению детей к книжной культуре необходимо создание системы работы по всем направлениям (образовательным областям) с использованием вариативных дополнительных программ, современных методик, прогрессивных технических средств обучения, с равноправным участием всех участников образовательного процесса: воспитателя, ребенка, специалистов ДОУ, родителей.
В отечественной науке детское чтение рассматривается как важнейший источник и средство гармоничного развития личности растущего человека. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования применительно к исследуемой нами теме целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются:
- овладение ребенком основными культурными способами деятельности;
- знакомство с произведениями детской литературы;
- проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, игре и общении;
- сформированность у ребенка развитого воображения, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего, в игре;
- достаточно хорошее владение устной речью;
- четкое выражение своих мыслей, чувств и желаний;
- умение выделения звуков в словах;
- сформированность у ребенка предпосылок грамотности.
Система работы с детьми по приобщению к книжной культуре строится следующим образом:
Создание предметно – развивающей среды:
- книжный уголок, выставки различных видов книг,
- уголок для театрализованной и режиссерской игры (настольный театр, теневой, кукольный, пальчиковый, атрибуты для режиссерской игры и т.п.);
- уголок изодеятельности, в котором находятся книжки – раскраски по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям, репродукции известных картин художников, иллюстраторов к произведениям художественной литературы; портреты писателей, поэтов;
- выставка книжек – самоделок, касса букв, плакаты по развитию звукового анализа и синтеза слов и т.д.
Регламентированная деятельность:
- по ознакомлению с художественной литературой и развитие речи - идет ознакомление детей с загадками, пословицами и поговорками, стихами, рассказами и сказками, ежедневное чтение с продолжением (способствуют развитию познавательной активности ребенка, интереса к чтению, детям открывается мир словесного искусства, формируются интерес и любовь к книге, умение слушать ее и понимать, эмоционально откликаться на описываемые события, сопереживать героям);
- для успешного овладения чтения в будущем, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, овладеть навыками звукового анализа и синтеза слов, основами первоначальной грамоты («Доскажи словечко», «Где живет звук?», «Собери слово», «Длинные - короткие слова», «Подружи слова в предложении» и т.д.), послоговым и слитным способами чтения. Однако, чтение - не самоцель, здесь закладывается фундамент будущей грамотности человека;
- деятельность по развитию экологических представлений, изобразительному искусству, художественному конструированию, музыкальному воспитанию и развитию выразительности движений также помогают приобщать детей к чтению (в книгах дети с помощью педагогов подыскивают необходимую информацию, «иллюстрируют» персонажей известных художественных произведений на музыкальных занятиях и занятиях хореографией);
- мастерская по ремонту книг «Книжкин доктор» (развитие эстетического восприятия, воображения);
При планировании нерегламентированной деятельности обязательно проведение мероприятий:
- «погружение» в детскую литературу в течение дня. Это чтение, рассказывание, воспроизведение текстов детской литературы воспитателем в течение дня, по любому поводу, в каждый режимный момент жизни группы и отдельного ребенка, при проявлении внимания к какому-либо событию;
- театрализованные игры (кукольный, настольный, пальчиковый театр и др.);
- режиссерские игры - драматизации сказок; игры – путешествия (развитие словарного запаса, связной речи);
- сюжетно – ролевые игры («Библиотека», «Книжный магазин», «Книжная больница», «Книжная фабрика»);
- просмотр диафильмов (развитие внимания, интереса к чтению);
- конкурсы чтецов, литературная викторина «Узнай сказку» (развитие навыков выразительного чтения, чувства ритма, темпа т.д.);
- проектная деятельность (развитие эстетического восприятия, активного взаимодействия, познавательной активности и т.д.);
- акции («Книга детскому саду», «Вылечим книжку», «Книга – малышам»);
- самостоятельное чтение в книжном уголке.
Важным аспектом является ознакомление детей с технологией создания книги (беседа с детьми «Откуда книжка к нам пришла», проектная деятельность «Моя любимая книжка»). Особое внимание нужно уделять бережному отношению к книге, тому, сколько труда вложено в её создание, сколько людей задействовано в ее изготовлении, сколько деревьев отдали свою жизнь для того, чтобы ребенку досталась эта книга. Вся работа сопровождается наглядностью, примерами из реальной жизни.
Без тесного сотрудничества педагогов, детей с родителями не стоит ожидать высоких результатов в деле приобщения детей к книжной культуре, чтению. Родители должны стать полноправными партнерами в системе работы:
- организация совместного семейного чтения, с обязательной беседой о прочитанном (развитие памяти, внимания, связной речи);
- активное участие вместе с детьми в литературных викторинах, досугах по литературным произведениям детских писателей и поэтов; в конкурсах чтецов, знатоков детской художественной литературы, выразительности чтения и домашних театрализациях, конкурсах рукописной семейной книги, в совместной проектной деятельности
- совместные посещения библиотек.
Система работы по приобщению детей к книжной культуре предполагает тесную взаимосвязь в работе всех специалистов дошкольного воспитания:
- учитель-логопед, педагог-психолог осуществляют коррекцию нарушений в развитии речи детей, которые мешают успешному приобщению детей к чтению (развитие фонематического слуха, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, кинезиологические, логоритмические, дыхательные упражнения, игры на координацию речи и движения, проговаривание чистоговорок, скороговорок, считалок; развитие грамматического строя речи, связной диалогической и монологической речи, развитие высших психических функций.);
- музыкальный руководитель (распевки, вокализы, темпо – ритмические упражнения, логоритмика, дыхательная гимнастика и т.д.), хореограф, инструктор по физической культуре (речедвигательные упражнения, упражнения на координацию и т.д.) помогают в проведении праздников, театрализованных постановок, в обогащении эмоциональной сферы, посредством ознакомления с музыкальными произведениями, отражающими характер того или иного литературного героя, ознакомления с элементарными пластическими приемами изображения характерных особенностей персонажей, пантомим и т.п.
- взаимодействие с воспитателями других групп помогает в реализации полученных детьми знаний и умений. Это и литературные викторины, конкурсы чтецов, показы театрализованных постановок, совместная творческая деятельность – мастерим книжки для малышей и т.п.
Для выяснения эффективности системы проводимой педагогической работы по данной теме необходимо проведение мониторинга. Можно использовать следующие методики: «Восприятие литературных произведений» (модифицированный вариант методики Л.П. Стрелковой); «Формирование интереса и потребности в чтении» - индивидуальная диагностическая карта; «Изучение особенностей эмоционального поведения при восприятии литературных произведений» - диагностическая карта и др.
Система работы по приобщению дошкольников к книжной культуре позволяет:
- повысить уровень познавательного, речевого развития детей;
- создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;
- помогает детям войти в мир книжной культуры и сформировать читательские умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой»
В условиях модернизации дошкольного образования деятельность воспитателя должна обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возра...
Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой.
Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. В современных условиях само понятие "книга" почти лишилось прежнего авторитета, а теле...
«Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой»
Современное образование находится на новом этапе развития — идет его модернизация. В связи с этим образовательное учреждение ориентировано на творческую успешную личность, поэтому обновление содержани...
Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой.
Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. В современных условиях само понятие "книга" почти лишилось прежнего авторитета, а теле...
Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой
Организация работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой в дошкольной организации...
Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой
Задачи и методы работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой...
«Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой»
Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. С.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой ...