«Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой»
проект по развитию речи (старшая группа) по теме
Современное образование находится на новом этапе развития — идет его модернизация. В связи с этим образовательное учреждение ориентировано на творческую успешную личность, поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологий и системы качества является закономерным.
В ходе социологических исследований в нашей стране и за рубежом было выявлено, что уже в нескольких поколениях семей книга не значится в списке приоритетных духовных ценностей.
Дети мало занимаются с книгой, а это отражается, в первую очередь, на интеллекте, грамотности, нравственном и эмоциональном развитии детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_nushtaeva_n.b._-_kopiya.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа на тему:
«Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой»
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
время обучения: 1 сессия: 13.10 -17.10.2014г.
2 сессия: 27.10 - 31.10.2014г.
Выполнила:
Нуштаева Нина Борисовна,
воспитатель,
МБДОУ детский сад № 180
Самара, 2014г.
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Современное образование находится на новом этапе развития — идет его модернизация. В связи с этим образовательное учреждение ориентировано на творческую успешную личность, поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологий и системы качества является закономерным.
В ходе социологических исследований в нашей стране и за рубежом было выявлено, что уже в нескольких поколениях семей книга не значится в списке приоритетных духовных ценностей.
Дети мало занимаются с книгой, а это отражается, в первую очередь, на интеллекте, грамотности, нравственном и эмоциональном развитии детей.
Ознакомление ребенка с книжной культурой, приобщение к чтению как процессу, способности ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их, сегодня актуальна, как никогда. Дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его. Книга дает возможность домыслить, она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, учит анализировать, закладывать в дошкольнике нравственные и культурные ценности.
Актуальность проблемы.
Через литературу мы приобщаем ребенка к ценностям, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. В настоящее время это очень важно, так как общество переживает кризис нравственности.
В Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включена задача ознакомления дошкольников с книжной культурой в образовательную область речевое развитие, главной целью, которой является формирование у детей интереса и любви к книге, воспитание будущих читателей.
Сегодня некоторые дети небрежно относятся к книгам, потому что они привыкли к их изобилию. В настоящее время книга даже перестала быть желанным подарком, поэтому воспитать у каждого ребенка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге — это одна из задач, которую должно решать дошкольное образовательное учреждение.
Недостатки в результатах:
- ребенок не проявляет интерес к художественной и познавательной литературе;
- недостаточный объем знаний детей русских и зарубежных авторов детских произведений;
- ребенок не проявляет желания беседовать по содержанию произведений
- ребенок не использует полученные знания в самостоятельной деятельности.
Недостатки в основном процессе:
- не в полной мере планируется работа с книгой;
- нет системы в работе с дошкольниками по ознакомлению с книжной культурой.
недостатки в условиях профессиональной деятельности:
- недостаточное оснащение группы пособиями и материалами (детской литературой разных жанров, портретами детских писателей, иллюстрациями к детским книгам);
- нехватка технических средств обучения (ноутбук, CD-проигрыватель, CD-диски с записью литературных произведений);
Анализируя недостатки, можно сделать вывод, что существуют определённые противоречия:
- формирование любознательности и интереса к книге требуют четкой системы работы: совместного участия детей и родителей в НОД, однако данные виды деятельности и формы работы не запланированы в годовом плане;
- формирование эстетического вкуса и художественного восприятия детей требует использования в НОД большого количества пособий, игр, наглядного материала, книг, однако недостаточность методического обеспечения делают этот процесс затруднительным;
- гармоничное развитие личности ребенка возможно при активном участии родителей в ознакомлении детей с книжной культурой, однако позиция современного родителя, в большей части, демонстрирует негативное или равнодушное отношение к данной проблеме, что не позволяет полностью реализовать поставленные задачи.
- Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа:
Усовершенствование системы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой.
- Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
В результате освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования, где знакомство с книжной культурой дошкольника включено в образовательную область речевое развитие ребёнок на этапе завершения уровня дошкольного образования:
- овладевает основными культурными способами деятельности: бережно относится к книгам, не рвет их, при необходимости охотно помогает взрослому в ремонте и пр.;
- знаком с произведениями детской литературы;
- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности, игре и общении;
- достаточно хорошо владеет устной речью;
- использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
Конкретизация с возрастом:
- у ребенка сформирован устойчивый интерес к книге, художественной литературе: высказывает свое мнение о книге, обменивается мнением о содержании произведения, рассматривает иллюстрации к книге; инсценирует знакомые стихи и сказки, оценивает поступки героев литературного произведения;
- ребенок понимает, что книги надо беречь — это труд многих людей;
- ребенок имеет представление о том, из чего и как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира;
- расширено представление ребенка о значении библиотеки в жизни человека;
- определяет жанры детской литературы (сказка, стихотворения, басни);
- может назвать имена детских писателей и поэтов;
- способен пересказать текст, сочинить свой рассказ, эмоционально рассказать стихотворение;
- проявляет самостоятельность, инициативу в игровой деятельности, присваивает переданный опыт, переносит в самостоятельную деятельность — организует сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Школа».
- Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства воспитания и обучения, контроля):
изменения в содержании:
В систему работы вносятся следующие изменения:
- в свободной детской деятельности проведение: «Недели детской книги», организация «Книжкиной больницы» - совместная с детьми работа по ремонту книг; экскурсия в школьную библиотеку; организация игровой деятельности: игры-драматизации — кукольные, настольные театры (по сказкам С.Маршака и др.); настольно-печатные игры, режиссерские игры, сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Библиотека»; тематические выставки «Моя любимая сказка», «Мой любимый писатель»
- использование проектной деятельности по ознакомлению с биографией и творчеством детских писателей, поэтов, с творчеством художников-иллюстраторов детских книг;
- включение в тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками такие темы: «История возникновения бумаги», «Как появилась книга?», «Что мы знаем о книге», «Книга — лучший друг» и пр.;
- разработка цикла познавательных занятий «Литературный калейдоскоп», «Как рождается книга»;
- использование педагогического потенциала родителей: организация и проведение: «Неделя детской книги», досуг-конкурс «Самая читающая семья», интеллектуальные игры, выставки совместно с родителями детских работ по прочитанным произведениям;
изменения в средствах обучения и воспитания:
- интеграция образовательных областей;
- использование новых медийных средств.
Изменения в контроле:
- наблюдение с целью выявления умения детей применять полученные знания в различных видах деятельности: в самостоятельной, в игровой, в коммуникативной.
Мониторинг
воспитательно-образовательного процесса
Показатель | Критерии наблюдения | Проявления в поведении | Диагностика |
Проя Отношение к книге
| Как обращается с книгой | Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках | Наблюдение |
Способность эмоционально реагировать на произведение | Проявление эмоций | Сопереживает персонажам сказок, рассказов, историй | Наблюдение за ребенком во время чтения произведений |
Усвоение детьми жанров детской литературы | Знание жанров детских литературных произведений | Использует в речи в различных видах деятельности: в беседе, в играх с детьми, в НОД | Беседа с детьми |
Развитие литературной речи | Использование ребенком накопленных знаний в деятельности | Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения; Умеет связно последовательно пересказывать небольшие литературные произведения. Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа | Наблюдение за ребенком в НОД, самостоятельной и игровой деятельности, на праздниках, развлечениях |
Знание авторов детских произведений | Способность назвать авторов произведений | Называет детского писателя | Индивидуальная беседа |
V. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Для достижения планируемых результатов, необходимы определенные условия, которые способны обеспечить достижение новых образовательных результатов:
кадровые условия:
- наличие квалифицированных педагогов, обладающих знанием методик воспитания и обучения, психологии дошкольника, индивидуально-психологических особенностей детей, психологии детского коллектива, нормативных документов, вариативных программ и педагогических технологий, обладающих организаторскими способностями и коммуникативными умениями, способными сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии;
- курсовая подготовка и переподготовка педагогических кадров;
- организация мастер-классов, обучающих семинаров для педагогов, круглых столов: «Дидактические игры по литературным произведениям», «Планирование работы с детьми в книжных уголках», «Как проводить беседу по художественному произведению», круглый стол «Сказка ложь, да в ней намек!..»;
- сотрудничество с библиотекой;
- взаимодействие педагогов с узкими специалистами — психологами, логопедами;
научно-методические условия:
- создание методической банка материалов в помощь педагогам по теме- «Литературная копилка»;
- доступность интернет-ресурсов (www.nsportal.ru, www.maaam.ru, www.sipkro.ru) для получения знаний по самообразованию педагогов;
- разработать серию консультаций и цикла бесед, изготовить буклеты-памятки для родителей по проблеме приобщения детей к книге;
- изготовление схем и игр в работе с книгой, составление кроссвордов и ребусов, изготовление рукописных книг, выпуск групповой стенгазеты «Мы играем и читаем», игры в рифмы, выполнение творческих заданий для детей и родителей.
материально-технические условия:
- техническое обеспечение образовательного процесса (проектор, экран, телевизор, компьютер с выходом в Интернет и пр.) для накопления знаний у детей, для возможности анализа ситуаций и показа разнообразия проявлений знаний детей в области книжной культуры, примеров взаимодействия всех субъектов педагогического процесса;
- наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы;
- наличие портретного фонда детских писателей;
- организация групповых книжных уголков;
нормативно-правовые:
- ФГОС ДО утвержденный МО и науки РФ от 1710.2013г. №1155;
- календарно-тематическое планирование по приобщению детей к книжной культуре.
информационные условия:
- систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса - создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов, электронных образовательных пособий, использование ИКТ в работе с детьми (посещение сайтов, с целью получения опыта работы других воспитателей);
- доступность интернет-ресурсов для получения дополнительных знаний по заданной теме;
- разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
- размещение на сайте ДОУ материала в помощь другим педагогам из опыта работы по данной проблеме, консультаций для родителей, электронных презентаций по теме «Приобщение дошкольников к книжной культуре»;
- заключение договоров о сотрудничестве с библиотеками.
организационные условия:
- взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей;
- повышение педагогической культуры родителей по приобщению детей к книге, используя нетрадиционные формы общения: тематические консультации: «Читаем дома», «Как правильно читать книгу детям» (организуются с целью ответить на вопросы родителей); групповых родительских собраний (форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи); проведение «Круглых столов» совместно взрослых и детей; выпуск буклетов «Мы читаем, не скучаем!», «Литературная копилка»; в нетрадиционной обстановке с обязательным участием психолога обсуждаются с родителями актуальные проблемы; открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей (НОД «Литературная викторина по сказкам А.Пушкина» - родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ); дни добрых дел (дни добровольной посильной помощи родителей группе) и пр.
- интеграция процесса приобщения к книжной культуре с разными видами детской деятельности: игровой, художественным трудом, изобразительной, театрализованной деятельностью и др.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой»
В современных условиях само понятие "книга" почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение, компьютер активно выступают ее конкурентами. Но мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ре...
Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой»
В условиях модернизации дошкольного образования деятельность воспитателя должна обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возра...
Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой.
Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. В современных условиях само понятие "книга" почти лишилось прежнего авторитета, а теле...
Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с пдд
работа по обучению детей безопасности на дорогах и улицах города...
Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой.
Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. В современных условиях само понятие "книга" почти лишилось прежнего авторитета, а теле...
система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения
Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движенияС каждым годом растет интенсивность движения транспорта на дорогах, а вместе с этим увеличивается и количество д...
«Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой»
Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. С.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой ...