«ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП К ШКОЛЕ ПО СРЕДСТВАМ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Баранова Елена Сергеевна

Состояние проблемы формирования психологической готовности

дошкольников к обучению в школе в психолого-педагогической литературе.

 

     Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько де­сятилетий назад (была сформулирована как проблема, а существовала всегда) в связи со снижением возраста поступления в школу. Тогда и начали определять, в каком возрасте лучше начинать обучение, когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на здоровье. Одновре­менно необходимо было решить проблему, как лучше учить.

     Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, правда, исключительно важный и значительный.

     Внутри этого аспекта существуют и могут быть выделены различные подходы.

     В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.

     Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности или школьной зрелости».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:

«ФОРМИРОВАНИЕ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ГОТОВНОСТИ  ДЕТЕЙ  ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ

ГРУПП  К  ШКОЛЕ

ПО  СРЕДСТВАМ СПЕЦИАЛЬНО

ОРГАНИЗОВАННЫХ  МЕРОПРИЯТИЙ»

Педагог – психолог 1 квалификационной категории

Баранова Е.С.

1. Состояние проблемы формирования психологической готовности

дошкольников к обучению в школе в психолого-педагогической литературе.

     Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад (была сформулирована как проблема, а существовала всегда) в связи со снижением возраста поступления в школу. Тогда и начали определять, в каком возрасте лучше начинать обучение, когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на здоровье. Одновременно необходимо было решить проблему, как лучше учить.

     Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, правда, исключительно важный и значительный.

     Внутри этого аспекта существуют и могут быть выделены различные подходы.

     В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.

     Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности или школьной зрелости».

     Предлагалось и предлагается сейчас немало способов определения школьной зрелости (которое можно рассматривать как синоним понятия психологической готовности).

     Школьная зрелость – это «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками», – считает А. Анастази.

     В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского. Ею занимались психологи: Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и продолжают заниматься известные современные специалисты Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, B.C. Myхина и др.

     Наиболее важным, в психологической готовности ребенка к школе с точки зрения Л.И. Божович признавался мотивационный план. Ею были выделены две группы мотивов учения:

  1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений;
  2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками, знаниями».

     Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника».

      Этому новообразованию Л.И. Божович уделяла большое внимание, считая, что «внутренняя позиция школьника позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или другими словами, произвольности поведения учении.

     Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома .

          Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности – главный камень преткновения психологической готовности к школе .

     Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе – вопрос, весьма слабо проработанный в литературе. Трудность заключается в том, что с одной стороны, произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны – слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.

     Произвольность поведения – решающее условие готовности ребенка к школьному обучению, считает Е.О. Смирнова. Как показывает практика, основная трудность в обучении шестилетних детей заключается не в том, что они недостаточно умственно развиты или не хотят учиться, а в том, что у них отсутствуют (или недостаточно развиты) произвольные формы поведения: ребята не могут спокойно сидеть на уроке, постоянно отвлекаются. Учить и учиться в такой ситуации очень трудно.

          Н.Г. Салмина в качестве показателей психологической готовности к школе выделяет произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности.

     Кроме того, она обращает внимание на уровень сформированности семиотической функции и личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др. Отличительной особенностью этого подхода является рассмотрение семиотической функции, как показателя готовности детей к школе, причем степень развития данной функции характеризует интеллектуальное развитие ребенк.

     Как считает Т.А. Нежнова.: «Вопрос готовности к школьному обучению в значительной мере вопрос о социальной зрелости. Поступая в школу, ребёнок становится в подлинно социальную позицию, так как впервые в жизни ему предоставляется право и одновременно вменяется в обязанность осуществление деятельности, общественной по форме, смыслу, содержанию. Учение – новая социальная позиция, которая задаёт новые перспективы развития».

     По мнению Ш.А. Амонашвили, чтобы стать учеником, ребенок кроме усвоения общеучебных умений должен достичь определённого уровня психологического и социально-нравственного развития, а именно:

  1. уметь учиться, т.е. владеть первоначальными способами учебно-познавательной деятельности, стремиться к их совершенствованию и обогащению;
  2. иметь мотивационную основу учения, хотеть учиться;
  3. обладать достаточно развитой волей, способностью мобилизовать усилия для решения различного рода задач;
  4.  понимать свой общественный долг ученика;
  5.  быть готовым жить в коллективе, активно включаться в коллективную познавательную и  полезную деятельность;
  6.  видеть себя глазами товарищей, учителей близких людей и стремиться к самосовершенствованию .

     Основным содержанием понятия «психологическая готовность к обучению в школе», по мнению Н.В. Нижегородцевой, В.Д Шадрикова является «готовность к учебной деятельности (учению)».

В соответствии с психологической структурой деятельности в структуре готовности они выделяют пять блоков учебно-важных качеств:

  1. Личностно-мотивационный. Учебно-важные качества, входящие в этот блок готовности, определяют то или иное отношение к школе и учению, желание или нежелание принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, т.е. учиться;
  2. Принятие учебной задачи – понимание задач, поставленных педагогом и желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.
  3. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения. Этот блок готовности отражает уровень элементарных знаний  и умений, которыми владеет ребенок к началу обучения.
  4. Информационный блок готовности составляют качества,
    обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.
  5. Управление деятельностью. Учебно-важные  качества блока обеспечивают планирование, контроль и оценку учащимся собственной деятельности, восприимчивость к обучающему воздействию.

2. Психологическая готовность дошкольников к обучению

в школе и особенности её формирования

     Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства, результат всей системы воспитания и обучения. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми .

     Психологическая готовность является важнейшим новообразованием дошкольного возраста. Готовность к школе – это итог всей системы воспитания и обучения в семье и детском саду.

Она имеет многокомпонентную структуру, которая требует комплексных психологических исследований. В этой структуре можно выделить несколько компонентов:

  1. Под интеллектуальной следует понимать требуемый уровень развития некоторых познавательных процессов. Для всесторонней оценки интеллектуальной готовности к обучению необходимо оценить:
  1. степень дифференцированности восприятия;
  2. аналитическое мышление (способность воспроизвести образец);
  3. наличие рационального подхода к действительности;
  4. логическую (произвольную) память;
  5. развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций;
  6. овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию символов;
  7. интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий .

    Интеллектуальная готовность – один из компонентов психологической готовности к школе, предполагающий определенный уровень развития познавательных процессов .

     Учителю необходимо знать, какого уровня развития достигли основные психические функций ребёнка, приступающего к обучению .

    Ребенок должен владеть достаточно полным, точным, расчлененным восприятием, так как учение в начальной школе в значительной мере основано на выполняемой под руководством учителя собственной работе детей с различным материалом .

     Внимание к поступлению ребенка в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя школьника к обучению.

     Большие требования предъявляет памяти. Для того чтобы ребенок мог хорошо усвоить школьную программу, необходимо, чтобы его память стала произвольной, чтобы ребенок располагал различными эффективными средствами для запоминания, сокращения и воспроизведения учебного материала .

     Зрительно-моторная память необходима для работы по образцу (списывание с доски, работа с прописями, с последующим продолжением по памяти) .

     Вербально-моторная память – работа по словесной инструкции с указанием порядка выполнения задания: написана под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров. Логическая память предполагает запоминание последовательности слов, которые могут быть объединены в смысловые группы, запоминание последовательности действий в сюжетных рассказах и т.д.). Если при выполнении этих видов заданий обнаруживаются какие-либо отклонения, недостатки в работе ребенка, это может означать, что у него сформирован соответствующий вид памяти .

     Каких-либо проблем, связанных с развитостью детского воображения, при поступлении в школу обычно не возникает. Основные вопросы, которые в этой сфере всё же могут возникнуть перед ребёнком и учителем в начале обучения, касаются связи воображение и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребёнку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.

     При поступлении в школу мышление должно быть развито и представлено во всех трёх основных формах: наглядно-действенной наглядно-образной и словесно-логической .

     Ребёнок с высоким уровнем развития наглядно-действенного мышления хорошо справляется с любыми видами продуктивной деятельности. Где требуется умение работать по наглядному образцу, умение соотнести размеры и формы предметов для решения поставленной задачи.

     Для наглядно-образного мышления характерно умение решать задачу, прежде всего в плане представления и лишь затем - ни конкретной предметной основе. Логическое мышление предполагает наличие у ребёнка способности к выполнению основных логических операций, обобщения, анализа, сравнение, классификации .

     Важным компонентом интеллектуальной готовности является развитие речи ребенка. В этом возрасте развивается связная монологическая речь. Ее специфика, в сравнении с разговорной, состоит не только в том, что в ней должны строго соблюдаться нормы литературного языка, но и в том, что построение развернутого высказывания требует большой произвольности, осознанности .

    При оценке речевого развития учитываются следующие характеристики, которые в значительной мере определяют уровень ее сформированности:

  1. развитие фонематического слуха (неразличение фонем приводит к тому, что ребенок неправильно произносит слова, а затем неправильно их пишет);
  2. понимание смысла слов (т.е. их обобщенного значения), речи;
  3. сенсомоторное развитие, которое и определяет способность
    точно определять отдельные звуки слова и понимать значение услышанного слова, и что, в свою очередь, будет определять грамотность устной и письменной речи;
  4. речедвигательное развитие, которое связано с артикуляцией звуков и слов и их фиксацией в письме;
  5. словарный запас: слова, обороты речи, которые ребенок использует при разговоре, пересказе текстов .

    Что касается произвольности познавательных процессов, то они хотя и начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступление ребёнка в школу ещё не достигает полного развития, ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание заучивать значительный по объёму материал. Обучение в начальной школе учитывает эти особенности детей так, что требования к произвольности их познавательной деятельности возрастают постепенно, по мере того, как в самом процессе учение происходит её совершенствование .

  1. Личностная готовность.

     Интеллектуальная готовность важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе.

     Поступление в школу  означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности; это решительно сказывается на формировании всей личности ребёнка .

     Основные направления развития личности в этот период детства – это формирование положительного отношения к школе, сознательных мотивов учения, правильной самооценки .

     Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положения, школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта перестройка неизбежно связана с изменением его места в системе общественных отношений – принятием положения школьника .

    В личностную готовность входит определенный уровень развития мотивационной сферы, произвольной (волевой) сферы.

     Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося общественно-значительным и общественно оцениваемым делом, осознаётся ребёнком как адекватный для него путь к взрослым, он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву стать взрослым и реально осуществлять его функции .

     Внутренняя позиция школьника может быть показателем готовности ребёнка к школе, к социальной позиции школьника .

     Она в широком смысле слова определяется как система потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой: «Хочу в школу!». Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности.

     Говоря о мотивационной сфере детей, следует так же иметь в виду потребность в достижении успехов, познавательную потребность, соответствующую самооценку и уровень притязаний, положенных к поступлению в школу. Это составляет и внутреннюю позицию ребенка.

     Потребность в достижении успеха у ребенка, безусловно, должна доминировать над боязнью неудач. В учении, общении и практической деятельности, связанной с испытаниями способностей ситуациях, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка .

     Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своими поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сфомированной иерархической системе мотивов. Ученик должен обладать развитой учебной мотивацией .

     Эмоционально-волевая готовность (готовность произвольно управлять своим поведением) так же является компонентом личностной готовности к школьному обучению, хотя некоторые авторы выделяют как отдельный аспект психологической готовности. Произвольность поведения является одними из важных показателей готовности к школьному обучению, что обеспечивает полноценное функционирование поведения в целом.

     Формирование внутреннего плана, способность управлять своим поведением свидетельствует о новом уровне в развитии личности .  

     Она проявляется в разных областях, в частности в умении выполнять указания взрослого и действовать по правилами школьной жизни (следить за своими поведением на уроке и перемене, не шуметь, не отвлекаться, не мешать другим и пр.). Кроме того, ребенок должен уметь ставить и достигать цель, преодолевая некоторые препятствия, проявляя дисциплинированность, организованность, инициативность, решительность, настойчивость, самостоятельность .

     Дети с недостаточно с формированной произвольностью хуже всего включается в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития такие школьники могут попасть в группу неуспевающих. Целесообразно уделять внимание развитию произвольност.

  1. Социально-психологическая готовность

    Этот компонент готовности включает в себе формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, в которых дети заняты общим делом и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимые умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умением уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предлагает развитие у детей потребности в общении с другими, умением подчиняться интересам и обычаем детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения .

     Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается, прежде всего, в том, что у него уже к моменту поступления в школу должны сформироваться те психологические черты, которые присущи школьнику .

     Учебно-важные качества входящие в структуру психологической готовности образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность обучения.

     Структура индивидуальных качеств недостаточно приспособлена для учения. Их можно назвать настройкой на учебную деятельность и усвоение знаний в условиях школьного обучения.

     Недостаток формирования одной из сфер психологической готовности к обучению в школе сказывается на успешности обучения .

     Психологическая готовность ребенка к школьному обучению формируется постепенно и зависит от условий, в которых проходит развитие ребёнка .

     Особо важное место в формировании новообразовании психических процессов и свойств личности, подготавливающих переход ребенка к следующему возрастному этапу – младший школьник, занимает игровая деятельность .

     В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их .

     Главное преимущество игровой деятельности заключается в том, что игра имеет непосредственное отношение к становлению потребностно-мотивационной сферы ребенка .

     Большое значение имеет сюжетно-ролевая игра в «Школу». Каждый ребенок должен обязательно побыть и в роли ученика, и в роли учителя. Вторая роль даст ребенку возможность понять позицию настоящего учителя, что очень важно для успешного обучения в школе .

По мнению В.Б. Хозиева, создаваемая в игре предметная среда и развернутые в разных формах различные виды действий должны порождать у ребенка ощущение произвольности и свободного выбора, стремление к своему собственному (в том числе – групповому) разрешению той или иной проблемной ситуации. Именно личное участие, диалоговое сотрудничество и взаимодействие с участниками группы и «психологически эффективным» взрослым активность в оценивании и ответственность за выбранный путь делают игровую обстановку живой и изменчивой, а ориентировку детей подвижной и продуктивной. Самостоятельное открытие и цели свое и игры, и средств ее достижения делает для ребенка процедуру поиска естественной соответствующей грядущим задачам учебной деятельности .

     Важную роль в подготовке детей к школе имеет и учебная деятельность. Однако обучение старших детей достигает наибольшей эффективности тогда, когда занятия не превращаются в урок школьного типа, а строятся с учетом природы самого ребёнка, специфики целей и методов детского воспитания.   

     В содержании всех образовательных программ нового поколения («Развитие», «Радуга», «Одаренный ребёнок», «Детство», «Из детства в отрочество» и др.), в разных их разделах можно найти задачи формирования внутренней позиции школьника. Так, например, в программе «Радуга» поставлена задача по формированию мотивации учения. В традиционной программе под редакцией М.Л. Васильевой – формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. В программе «Детство» выделены задачи по формированию представлений о школе, учителе; стремление к школьному обучению, к освоению письма, чтения. В программе «Развитие» недостаточно отражены задачи по формированию положительного отношения к школе, оно, возможно, достигается не столько какой-либо системой специальных мероприятий, сколько общей организацией жизни группы. Следовательно, к содержанию образовательных программ необходимо подходить критически и не забывать, что вся система дошкольного воспитания должна создавать психологическую установку на школу .     В работе с детьми необходимо использовать  мотивы стимулы в форме побуждения, а также одобрения стремления к узнаванию нового в наблюдаемых предметах, явлениях. Эффективными являются и такие приемы, как сопоставление предметов, явлений, а также соединение интересного и малопривлекательного в обучении. Мотивы-стимулы могут развиваться и в процессе ответов на любые детские вопросы. Взрослым необходимо серьезно относиться к вопросам ребенка и, отвечая на них, побуждать к новым вопросам - это приучает детей быть не пассивными слушателями, а открывателями нового, пока неизвестного им .

     В формировании мотивов учебной деятельности большое значение имеет интеллектуальная активность детей на занятиях. Одним из условий развития интеллектуальной активности является обучение детей умению выделять, понимать и решать умственные задачи .

          Очень важными являются тот фон содержания общения, на котором протекает кризисный возраст, и соответствие этого содержания внутренней логике развития ребенка в переходный период .

     Социальная готовность к школе включает формирование у детей таких  психологических личностных качеств, которые бы помогли им войти в контакт с одноклассниками, учителями действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, чувство товарищества – качества, которые обеспечили бы ему безболезненную адаптацию новым социальным условиям.

3. Этапы, методы и методики исследования

     В качестве предмета нашего исследования было избрано формирование психологической готовности к обучению в школе у дошкольников.

     Исследование проводилось в течение 4-х месяцев (с декабря по март), во второй половине дня, не отвлекая детей от основных занятий.

     На подготовительном этапе были осуществлены: выработка гипотезы, постановка цели опытно-экспериментального исследования (постановка проблемы, которая должна реализоваться на практике), определение задач, базы исследования, анализ литературы, подбор диагностический методов.

     Далее был проведён констатирующий эксперимент. В ходе психологической диагностики определялся уровень психологической готовности (интеллектуальный, мотивационный, волевой компоненты).

     Формирующий эксперимент заключался в реализации программы формирования психологической готовности к обучению в школе у дошкольников.

     После этого был проведён завершающий эксперимент в экспериментальной группе.

     При статистической обработке были применены критерии: Манна-Уитни (позволяет выявить различия между двумя выборками), Т. Вилкоксона (применяется для сопоставления показателей на одной и той же выборке).

     На подготовительном этапе нами были выбраны следующие методы и методики:

  1. Методы: эксперимент, беседа («Знание о природе и социальных явлениях»), методы статистической обработки данных (по критериям Манна-Уитни, Т. Вилкоксона).
  2. Методики исследования: «Аналогии», «Пересказ», «Осведомлённость», «Понятливость», «Мотивация» (авторами комплекса методик являются Н.Н. Мельникова, Д.М. Полев. О.Б. Елагина), «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин).

Беседа: Знание о природе и социальных

явлениях (по Керну-Йерасеку) [28, С. 4].

     Беседа позволяет собрать сведения о запасе представлений ребенка об окружающем мире, его ориентировании в различных жизненных ситуациях, его отношение к окружающей его действительности. Беседа служит важным средством установления контакта с  ребенком, создает атмосферу доверия, вводит ребенка в ситуацию экспериментирования.

     Она не должна выглядеть опросом, поэтому к ее организации предъявляются повышенные требования. Педагог, проводящий беседу, должен знать все вопросы наизусть, уметь быстро и правильно оценивать ответы, предоставлять возможность ребенку свободно высказываться. Инструкция: Здравствуй, давай с тобой познакомимся... Я тебе буду задавать вопросы, а ты будешь отвечать. Согласен? Оценивание: max = 27.

Аналогии

     Назначение методики. Предназначена для изучения уровня овладения ребёнком основными мыслительными операциями, сформированности системы мыслительных операций (сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования). Требует умения выделять связи, отношения, переносить связи и отношения на другие ситуации и объекты.

     Процедура исследования. Ребенку предлагается поиграть в загадки. Инструкция: «Я буду называть пары слов; в каждой паре слова связаны друг с другом. В первой паре я тебе скажу оба слова, а во второй - только одно. Второе ты должен угадать. Например: пчела – мёд, а корова – …?». Не следует давать слишком сложную инструкцию о связях между первым и вторым, вторым и третьим словом. Для ребёнка гораздо проще понять эту закономерность на примере. Экспериментатор достигает пони мания инструкции с помощью нескольких тренировочных заданий. Если ребенок отвечает сразу правильно, то следует переходить к основной серии. Если ребенок не понимает задания, то необходимо вербализовать, логические связи. Например, «Пчела даёт мед, а корова даёт … молоко» и проработать все четыре примера. В основной серии не допускаются подсказки и наводящие вопросы.

Пересказ текста .

     Назначение методики. Методика представляет собой комплексную пробу для оценки развития речи детей, поступающих в общеобразовательную школу (Адаптирована методика А.А. Павловой, Л.А. Шустовой).

     Процедура исследования. Ребёнку предлагается прослушать текст и предварительно объясняется задачу с помощью следующий инструкции: «Сейчас я тебе прочитаю маленький рассказ. Слушай внимательно, потому, что тебе нужно будет пересказать его как можно подробнее». Ребёнку предъявляется сюжетный рассказ из «Хрестоматии для детей 6-7 лет». После того как ребенок перескажет текст, экспериментатор задает ему дополнительные вопросы, определяющие степень понимания предложенной информации.

     Пропуск информационных блоков при пересказе. Если воспроизведены все темы, то ребёнок получает 1 балл, если пропущен один из блоков – 0 баллов, если пропущены 2 и более – начисляется «-1» балл.

     Последовательность тем при пересказе. Один балл начисляется за правильную последовательность (при условии, что пропущено не более одной темы; если ребёнок пропустил 2 и более темы – автоматически начисляется 0 баллов).

  1. Анализ качества речи. Самостоятельность пересказа. Если ребёнку для пересказа необходимы подсказки, то начисляется 0 баллов, если пересказ осуществляется самостоятельно, в ровном темпе, без подсказок и длительных пауз ребёнок получает 1 балл. Необходимость повторного чтения рассказа приравнивается к подсказке.

     Использование при пересказе распространенных предложений. Чаще всего дети пересказывают текст, используя, преимущественно, простые предложения, однако иногда наблюдаются случаи, когда дети говорят сложными, хорошо связанными, согласованными друг с другом предложениями. В пересказ может быть включена собственная лексика, украшающая рассказ и не нарушающая его смысла. Дети иногда вводят описания, сравнения, что делает пересказ более живым, эмоциональным, содержательным. В этом случае начисляется 2 балла.

  1. Словоупотребление и словообразование. Правильность употребления слов и образование морфологически правильных форм слова – 0 баллов. Если ребёнок допускает ошибки  словоупотребления и словообразования –  «-1».  

                              Мотивационная готовность.

     Методика предназначена для диагностики внутренней позиции школьника у детей, поступающих в школу.

    Процедура. Детям читают вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания детей. Инструкция. Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше. Обработка результатов. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше (max = 9).

Графический диктант [12, С. 131].

      Эта методика, предложенная Д.Б. Элькониным, направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Материалом служит лист бумаги в клетку с нанесенными на нем 4 точками. Перед проведением методики доска расчерчивается на клетки, чтобы на ней можно было иллюстрировать указания, дающиеся детям.

     Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале.

     Точное воспроизведение узора – 4 балла (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» не учитываются и не снижают оценки). Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, – З балла. Воспроизведение с несколькими ошибками – 2 балла. Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, – 1 балл. Отсутствие сходства даже в  отдельных элементах – 0 баллов

     За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по той же шкале. За каждый узор ребенок получает по две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую  за самостоятельное продолжение узора (0-4 баллов).    

     Общая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной (оценка, занимающая промежуточное положение или же совпадающая с максимальной или с минимальной, не учитывается). Оценка может колебаться от 0 до 8. Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится общая. Затем эти общие оценки суммируются, давая общую оценку выполнения всего задания в целом. Она может колебаться от 0 (если ни за один узор не получено больше 0 баллов) до 16.

     На основании методик диагностики условно можно выделить три критерия (уровня) готовности детей к школьному обучению: высокий, средний, низкий.

     Высокий критерий (9-7 баллов) следующим образом детализирует признаки оптимальной подготовки детей к школе:  

     Мотивационная готовность предполагает наличие у детей не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений - позицией школьника.

     Личностная готовность предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

     Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. При этом речь идет не только об умении ребят слушаться, хотя выполнять определенные правила школьного распорядка очень важно, но и об умении слушая вникать в содержание того, о чем говорит взрослый.    

     Интеллектуальная готовность ребенка к школе включает: дифференцированное восприятие, аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец), рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии), логическое запоминание, интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий, овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов, развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

4. Программа формирования психологической готовности к обучению в школе у дошкольников.

     Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей, воспитателей.

     Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко и не все дети подготовлены к болезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

     Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом этапе жизни.

     Предлагаемый курс занятий направлен на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста, формированию личностной и социально-психологической готовности к обучению в школе. Занятия проводятся в игровой форме, т.к. преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры, одновременно играя с дошкольником, мы, в процессе выполнения упражнений, развиваем его способности к восприятию, запоминанию, удержанию внимания и мыслительные процессы.

     Специально организованные занятия помогают ребенку подготовиться к школе. Ребенку требуется постоянное закрепление знаний. Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении он проявляет том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не корректором и цензором. Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:

1.  Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют взрослые.

2.  Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному». Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, игам, изменяя их содержание, но оставляя цель.

3.  Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы еще лучше».

     Курс рассчитан на 9 занятия по 30 минут. Каждое занятие включает в себя 4 игры.

     Цель программы – формирование психологической готовности к обучению в школе у дошкольников.

     Рекомендуемый способ проведения – индивидуальные и групповые занятия.

Достижение этой цели возможно при реализации следующих задач:

  1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в школе;
  2. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками;
  3. Формирование устойчивой учебной мотивации, устойчивой самооценки;
  4. Формирование произвольной регуляции своего поведения.

Методы:

  1. Игра – через игру у детей пробуждается познавательный интерес, развиваются психические функции. Игровая деятельность – школа произвольного поведения. Чем больше дети играют, тем больше возрастает их способность подчиняться правилу.
  2. Психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка.
  3. Изотерапия позволяет снять напряжение.
  4. Музыкотерапия как дополнительное сопровождение для усиления воздействия, повышения эффективности других методов (психогимнастика, изотерапия).

Материал: мяч, шарф, краски, кисти, альбомные листы, бланки, где изображены путанные линии, набор школьных, портфель, набор игрушек.

  1. Блок «Я и другие»
  1. Занятие

Цель – создание атмосферы группового доверия и принятия, развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения.

  1. Приветствие, игра «Мяч»;
  2. Игра «Я умею»;
  3. Игра «Приглашение в гости»;
  4. Игра «Штирлиц»;
  5. Игра «Что изменилось»;
  6. Домашнее задание рисунок «Моё настроение»;
  7. Ритуал «Прощание».
  1. Занятие

Цель – стимулирование внутригруппового общения, развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

  1. Приветствие;
  2. Игра «Зеркало»;
  3. Игра «Поводырь»;
  4. Игра «Причина»;
  5. Игра «Цепочки слов»;
  6. «На берегу моря»;
  7. Домашнее задание рисунок «

  1. Занятие

Цель – развитие межличностного общения в группе, развитие памяти, мышления, речи.

  1. Давайте поздороваемся;
  2. Игра «Конспиратор»;
  3. Игра «Закончи предложение;
  4. Игра «Не зевай»;
  5. Игра  «Собери хорошие качества людей»;
  6. Упражнение «Моё настроение»;
  7. Домашнее задание «Подумай и ответь: кого можно назвать другом».

II. Блок «Школа»

4. Занятие

Цель – формирование положительного отношения к школе, учению, развитие когнитивных процессов.

  1. Игра «Новое имя» восстановления впечатления;
  2. Сказка «Школа муравьишек»;
  3. Обсуждение сказки;
  4. Игра «Что нужно ученику»;
  5. Игра «Не пропусти растение»;
  6. «На берегу моря»;
  7. Домашнее задание рисунок «Школа, где бы я хотел учиться».

5. Занятие

Цель – формирование учебной мотивации, развитие навыков самоконтроля.

  1. Давайте поздороваемся;
  2. Сюжетно-ролевая игра школа;
  3. Игра «Учитель-ученик»;
  4. Игра «Тропинка»;
  5. Рисунок «Моё настроение»;
  6. Домашнее задание. Рисунок «Портфель первоклассника».
  1. Занятие

Цель – развитие умения объединять слова в группы, развитие воображения.

  1. Восстановления впечатления;
  2. Игра «Что можно сделать с этим предметом»;
  3. Игра «Кто есть что, что есть что?»;
  4. Игра «Копилка школьных трудностей и радостей»;
  5. Игра «Что изменилось»;
  6. Игра «Определение понятий»;
  7. «На берегу моря»;

III. Блок «Моделирование»

  1. Занятие

Цель – развитие когнитивных процессов.

  1. Игра «Новое имя» восстановления впечатления;
  2. Игра «Назови предмет»;
  3. Игра «Сравни»;
  4. Игра «Рассказ наоборот»;
  5. Игра «Хорошо-плохо»;
  6. Рисунок «Моё настроение»;
  7. Домашнее задание «Сочини сказку».
  1. Занятие

Цель – развитие когнитивных процессов, формирование умения выделять связи между предметами.

  1. Давайте поздороваемся;
  2. Игра «Аналогии»;
  3. Игра «Запомни порядок»;
  4. Игра «Запретное движение»;
  5. Игра «Подбери слово»;
  6. «На берегу моря»;
  7. Домашнее задание рисунок «Портрет лучшего друга».
  1. Занятие

Цель – развитие ассоциативных связей, развитие наблюдательности, памяти, воображения.

  1. Давайте поздороваемся;
  2. Игра «Футболист»;
  3. Игра «Мячик-смягчитель»;
  4. Игра «На что похоже»;
  5. Упражнение «Кляксы»;
  6. Прощание.

     Можно предложить следующие направления работы психолога, орентированной на развитие эмоциональной готовности детей:

  1. обучение эмоциональному отношению к окружающему миру;
  2. снижение уровня тревожности и напряжения;
  3. развитие сопереживания и сочувствия другим (сверстникам и взрослым);
  4. укрепление чувств любознательности, радости, связанных с решением познавательных задач;
  5. формирование позитивного отношения к собственному «Я» и к сверстникам.

     Можно добавить, что развитие эмоциональной сферы ребенка способствует не только становлению его эмоциональной готовности к школьному обучению, но и укреплению его коммуникативных способностей, иными словами – социально-психологической (коммуникативной) готовности, о которой речь пойдет ниже.

  1. Личностная неготовность. Многие педагоги склонны считать, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные. Видимо, это так. Во всяком случае, при личностной неготовности детей к школе у учителя возникает крайне сложный комплекс проблем.

     Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают, не поднимая руки и перебивая друг друга. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания. Когда учитель и родители выражают недовольство их поведением и учебными неудачами, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой пробелы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.

     Проблемы имеют место и в тех случаях, когда отдельные стороны психологической готовности к школьному обучению могут быть достаточно высоко сформированы, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в обучении и адаптации к школе.

     Таким детям желательно найти возможность самореализации. Одновременно следует уделять особое внимание развитию мотивации учения, в которой мотивы интереса и долженствования должны стать доминирующими и эмоционально привлекательными для ребенка. При поощрении взрослыми активности детей, проявления внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается их мотивационная зрелость и улучшение адаптации к школьному обучению.

  1. Социально-психологическая (коммуникативная) неготовность. Развитие этой стороны психологической готовности к школе тем более важно, что у современных дошкольников и младших школьников сужен круг общения (часто он ограничен общением внутри семьи), они не всегда умеют пользоваться имеющимися у них коммуникативными способностями и накапливающимся постепенно опытом общения. К сожалению можно констатировать: коммуникативной компетентности детей не уделяют достаточного внимания, в силу чего и в детских садах, и в школах нередко можно наблюдать довольно неприглядные сценки детских ссор и конфликтов.

     Помочь ребенку сформировать социально-психологическую готовность к школе призваны взрослые, формируя у него, в частности, адекватные эмоциональные и поведенческие реакции в разнообразных жизненных ситуациях совершенствуя умения правильной интерпретации невербальных проявлений участников коммуникативных ситуаций (умения «читать» мимику, жесты, позы), воспитывая уважительное отношение к позиции другого человека.

5.Приложение

Инструментарий к методам и методикам

Беседа: Знание о природе и социальных явлениях

(по Керну-Йерасеку)

  1. Назови свое имя, отчество и фамилию? (правильный ответ = 2, без отчества = 1, без фамилии = 0)
  2. Назови свой домашний адрес? (правильный ответ =1, неполный = 0)
  3. Когда ты родился? Назови свой день рождения? (правильный ответ = 1, неправильный = 0)
  4. Как зовут твоих родителей? (полный, правильный ответ = 1 , остальные ответы = 0)
  5. В какое время года появляются листья? (весна = 1, неправильный ответ = 0)
  6. Что остается на земле после дождя? (лужи, грязь =1, не правильный = 0)
  7. Чем отличается день от ночи? (правильный ответ = 1, неправильный = 0)
  8. Пространственные представления: ориентировка на своем теле;  ориентирова на теле собеседника. Покажи свою левую руку? Покажи мою правую руку? Достань правой рукой свое левое ухо? (за каждый правильный ответ 1 балл)
  9. Узнавание геометрических фигур и цветовой гаммы: Покажи красный треугольник, синий квадрат, зеленый круг (набор из треугольников, кругов, квадратов различных цветов: синий, красный, зеленый; всего 9 фигур; задается 3 вопроса) (правильный ответ на 3 вопроса = 1, ответ с ошибкой = 0)
  10. Черешня, груши, сливы, яблоки – это что? (фрукты = 1 , неправильный ответ = 0)
  11. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Что у них Одинакового? (на курицу =0, на кошку (без подобия) = 1, на кошку; потому, что у нее 4 лапы, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия = 2)
  12. Почему во всех автомобилях тормоза? (две причины = 2, одна причина = 1, неправильный ответ = 0)
  13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? (обобщение слов, звери = 3, приведение двух общих признаков = 2, одного подобия = 1, неправильный ответ = 0)
  14. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание – это…? (спорт, физкультура = 3, игры, упражнения, гимнастика, состязания = 2, неправильный ответ = 0)
  15. Чем старый человек отличается от молодого? Какая между ними  разница? (3 признака: седые волосы или их отсутствие, морщинки, плохо видит и слышит, часто болеет = 4, одно или два различия = 2, неправильный ответ

Методика «Аналогии» Основная серия

  1. Самолёт – воздух, велосипед – … (земля, асфальт).
  2. Горячий – холодный, белый – … (чёрный).
  3. Стол – скатерть, пол – … (ковёр).
  4. Коньки – зима, лодка – … (лето).
  5. Щука – чешуя, собака – … (шерсть).
  6. Улитка – раковина, черепаха – … (панцирь).
  7. Высокий – низкий, быстрый – … (медленный).
  8. Солнце – лучи, дождь – … (капли, вода).
  9. Футбол – мяч, хоккей – … (шайба).
  10. Чай – сахар, суп – … (соль).
  11. День – неделя, месяц –         … (год).  
  12.  Добрый – злой, бежать – … (стоять).
  13. Воздух – птица, море – … (рыба).
  14. Художник – картина, писатель – … (книга)
  15. Печка – дрова, машина – … (бензин).
  1. Как люди узнали, что животные (динозавры) жили миллионы лет назад?

Методика «Пересказ текста»

Текст 1. Два козлика.

  1. Два упрямых козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручеёк. Оба сразу перейти ручей не могли. Придется кому-нибудь вернуться назад, дать другому дорогу и подождать.
  2. Уступи мне дорогу, – сказал один. Вот еще, поди-ка ты, какой важный барин! – отвечал другой. – Пяться назад: я первый взошел на мост. Нет, брат! Я постарше тебя годами. И я уступлю тебе? Ни за что!
  3. Тут оба долго не думая, столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими, ножками в бревно, стали драться,
  4. Но бревно было мокрое. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду.

Дополнительные вопросы.

Почему козликов назвали упрямыми?

Почему второй козлик не хотел уступать дорогу? Почему оба козлика оказались в воде?

Текст 2. Утренние лучи.

  1. Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи – будить землю.
  2. Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песню:
  3. Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!
  4. Второй луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка-ре-ку!» Куры слетели с насеста, закудахтали, стали червяков искать.
  5. Третий луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю. Светит ему прямо в глаза, щекочет ресницы. А малыш повернулся на другой бок и опять заснул.

Дополнительные вопросы.

    Кого удалось разбудить солнышку?

    А кого не удалось? Почему?

    Почему малыша автор назвал лентяем?

Материал к методике «Осведомленность»:

  1. Назови зимние и весенние месяцы.
  2. Названия деревьев.
  3. Города России.
  4. Профессии.
  5. Кто живёт в море, кроме  рыб, перечисли. 

Материал к методике «Понятливость»:

  1. Почему в пустыне мало растений?
  2. Как можно получить лёд?
  3. Зачем заяц зимой меняет серую шкурку на белую?
  4. Откуда берут воду для города?
  5. Что с ней происходит, прежде чем она попадёт в кран?
  6. Чем отличается хор от оркестра?
  7. Почему мы не смогли бы жить на Луне без скафандров?
  8. Каким образом люди узнали о том, что животные (динозавры) жили миллионы лет назад? 

Вопросы к методике «Мотивационная готовность»:

1. Если бы было две школы – одна с уроками русского языка, математики; чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, – в какой из них ты бы хотел учиться?

2. Если бы было две школы – одна с уроками и переменками, а другая – только с переменками и никаких уроков. В какой из них ты бы хотел учиться?

3. Если бы было две школы – в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки. В какой из них ты бы хотел учиться?

4. Если бы было две школы – в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь. В какой из них ты бы хотел учиться?

5. Если бы было две школы – в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет. В какой из них ты бы хотел учиться?

6. Если бы у вас в классе заболела учительница, и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?

7. Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год» – согласился бы ты с таким предложением?

8. Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не

придется ходить по утрам в школу», – согласился бы ты с таким предложением?

  1. Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответ.

Методика «Графический диктант»

     Инструкция. Процедура исследования.

     «Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводит линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете линию, ждите, пока я не скажу, как надо проводить следующую. Следующую линию нужно начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (называется какой-либо реальный ориентир, имеющийся в помещении; детей, вытянувших не ту руку, поправляют). Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так – к двери (на доске проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провожу линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещёнии ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево – к окну. Все поняли, как надо рисовать?»

     После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит: «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».
    Проверяющему может быть удобнее диктовать, ориентируясь не на текст, а на сам узор.
 При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее – самостоятельно) ассистент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листки и начинали новый узор с нужной точки. В случае необходимости он ободряет робких детей, но никаких конкретных указаний не дает. По окончании времени, отведенного для самостоятельного продолжения тренировочного узора, проверяющий говорит: «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор». Предоставив детям полторы-две минуты на продолжение узора, проверяющий говорит: «Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте». Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора: «Поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Виимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом, так как до сих пор это направление отсутствовало). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево. Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Описание игр и упражнений к программе по формированию

психологической готовности к обучению в школе

Приветствие.

     Дети садятся на стульчики. Один ребенок бросает мяч другому» называя свое имя». Второй ловит мяч и называет свое имя и так далее (игра «Мяч»).

Давайте поздороваемся

     Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу. В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия).  

Рефлексия занятия:

  1. С чем мы познакомились на нашем занятии
  2. Что вам понравилось на нем?
  3. Что не понравилось?
  4. Для чего мы играем в эти игры?

Прощание

     Заканчиваются все дни тренинга одним и тем же прощанием. Эта процедура единого прощания объединяет детей и связывает все дни тренинга в единую программу.

В первый день тренинга детям предлагается выработать единый для всех дней ритуал прощания, который должен содержать в себе взаимодействие (всеобщее рукопожатие, похлопывание по плечу, встать в круг и, положив руки на плечи друг к другу, покачаться из стороны в сторону и т. п.).

Игра «Мяч» [8, С. 91]

Цель: создание условий для более близкого знакомства, развитие сплочения коллектива. «Внимание! В этой игре с помощью мяча мы попробуем познакомиться. Встаньте все в круг, лицом к центру круга, Пожалуйста, кто-нибудь возьмите в руки мяч. По кругу, по ходу часовой стрелки, начиная от того, у кого мяч, передавая мяч, назовите четко и громко свое имя. Передавая мяч, глядите в глаза соседу. Начали! А теперь, играя в мяч, будем знакомиться. Тот, у кого мяч, будет кидать его любому из стоящих в круге и называть при этом имя того, кому адресован мяч. Тот, кто перепутал имя адресата, называет все имена участников игры по кругу начиная с себя и далее, по часовой стрелке. Итак, кидайте мячик друг другу, называя при этом имя того, кому вы адресуете мяч».

Рекомендации: необходимо обратить внимание детей на то, что. Нужно постараться как можно точнее кидать мяч, чтобы его можно было легко поймать.

Игра «Я умею» [57, С. 111]

Цель: формирование умения у детей осознавать свои способности и возможности. Взрослый говорит: «Давайте поиграем в игру». По кругу каждый называет или показывает своё умение. Выиграет тот, кто больше назовёт своих способностей, возможностей.

Игра «Приглашение в гости» [10, С. 6]

Цель: формирование дружеской обстановки в группе, развитие умения у детей слушать друг друга и умения выступать перед группой. Каждый ребенок по очереди приглашает всех детей к себе в гости, но для этого он рассказывает, как к нему придти, где он живет, как до него доехать. Дети задают вопросы, уточняют.

Игра «Штирлиц» [8, С. 91]

Цель: развитие памяти, наблюдательности. Инструкция: «Внимание! Пусть один из вас будет ведущим. Остальные игроки замрите в разных позах. Ведущий запоминает позы играющих, их одежду. Посмотри еще немного, запоминай. Запомнил(а)?. А теперь ведущий выходит из комнат, играющие, сделайте пять изменений в своих позах и одежде. Не у каждого пять, а всего пять. Готово? Так. Приглашаю ведущего войти. Ведущий, ты должен вернуть всех в исходное положение. Посмотри внимательно, найди пять изменений в позах одежде играющих. Не у каждого игрока, а всего пять.

Игра «Что изменилось» [42, С. 125]

Цель: развитие зрительной памяти. Материал: набор игрушек.

     Дети запоминает, что лежит на столе. Ведущий прячет игрушку или меняет положение, а дети узнают, что изменилось.

Упражнение «Мое Настроение» [51, С. 136]

Цель: развитие умение передать свое настроение. Взрослый предлагает выбрать по желанию цвета краски и нарисовать «свое настроение» (нарисовать цветные пятна, линии).

Игра «Зеркало» [11, С. 85]

Цель: развитие наблюдательности. Дети встают парами. Роли распределяются так: один ребёнок – зеркало, другой – смотрящий в зеркало. Задача играющих – выполнять любые движения, запрещается лишь дотрагиваться друг до друга. Инициатива придумывать движения у смотрящегося в зеркало. Через одну-две минуты дети меняются ролями.  

Игра «Поводырь» [10, С.7]

Цель: создание эмоционально приподнятой атмосферы в группе, развитие коммуникативных способностей. Дети делятся на пары. Одному завязывают глаза. Другой играет роль поводыря. Пара играющих должна, преодолев препятствия, пройти по комнате, при этом поводырь рассказывает о предметах, встречающихся на пути. Затем все дети садятся в круг, рассказывают о своих ощущениях, делятся впечатлениями.

Игра «Причина» [23, С. 64]

Цель: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и отражать их с помощью синтаксических конструкций, развитие широты мышления, развитие воображения, речи. Инструкция: «Я опишу вам ситуацию, событие, а вам надо догадаться и объяснить по какой причине это произошло».

  1. Мальчик заболел.
  2. Дерево оказалось без единого листочка.
  3. Лужи покрылись льдом.
  4. У чайника из носика вырывается пар.

Игра «Цепочки слов» [11, С. 90]

Цель: развитие логического мышления. Ведущий называет какое-либо слово, например «мёд», спрашивает рядом стоящего игрока, что он себе представляет, когда слышит это слово? Игрок должен назвать свою ассоциацию на это слово и т.д. Может получиться цепочка слов.

Упражнение «На берегу моря» [72, С. 73]

     Игры с камушками. Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимися камушками, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками, то подбрасывая их вверх, то кидают в даль. Закрывают глаза, раскидывают руки.

     Игры с песком. (напряжения и расслабления мышц руки). Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе), сильно сжав пальцы в руках, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать коленки песком, постепенно расслабляя руки. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы (на выдохе). Уронить бессильные руки вдоль тела (повторить 2-3 раза).

     Игры с муравьем (напряжение и расслабление мышц ног). На пальцы ног залез муравей и бегает по ним, с силой натянуть ноги на себя, ноги напряжены, прямые (на вдохе). Оставить в положении, прислушаться на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания), сбросить муравья с пальцев ног. Носки идут в низ, в стороны расслабить ноги (на выдохе) (2-3 раза).

          Игра «солнышко и тучка» (расслабление и напряжение мышц туловища). Солнце зашло за тучку, стало холодно, сжаться в комок, чтобы согреться (задержка дыхания). Солнце вышло из-за тучки - расслабиться (на выдохе) (2-3).

     В уши попала вода (напряжение и расслабление мышц шеи). В положении лежа на спине ритмично покачать головой, вытряхивая воду из одного уха, из другого (2-3 раза).

     Лицо загорает (расслабление мышц лица). Подбородок загорает –  подставить солнышку подбородок, слегка разжать зубы и губы (на вдохе). Летит жучок, собирается сесть на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Жучок улетел, слегка открыть рот облегченно вдохнуть воздух. Нос загорает. Прилетела бабочка, выбирает на чей нос сесть.   Сморщить нос, рот оставить открытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на вдохе). Брови – качели. Прилетела бабочка. Пусть бабочка покачается на качелях. Двигаясь бровями вверх – вниз. Бабочка улетела.

     Хочется спать. Расслабить мышцы туловища, принять удобную позу. Отдых. Дети слушают шум моря. Ведущий говорит детям, что им снится одинаковый сон: «Вы видите то, что делали на занятии». Ведущий сообщает по какому сигналу дети должны проснуться. Пауза. Звучит сигнал. Дети встают. Тренировка закончена.  

Рисунок «Мой портрет» [57, С.110]

Цель: формирование умения видеть и понимать себя. Педагог предлагает нарисовать себя, какими они себя видят, какими будут. На следующем занятии рисунки выставляются на фланелеграфе, дети пытаются узнать, кто на них изображён.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и ОДА посредством специально организованных занятий

У детей 5-6 лет с нарушением зрения и ОДА развитие тонкой моторики находиться на низком уровне или совсем не сформировано. Целеноправленная, комплексная работа способствует развитию тонкой моторики де...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДОБОЯЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГРЫ»

Не всем детям общение с водой доставляет радость. Среди них встречаются и те, кто имеет негативный опыт общения с водой. Причины приобретения такого негативного опыта могут быть различны. Этот материа...

Развитие высших психических функций посредством специальных методов и приемов в группе «Особый ребенок». «Дары Фрёбеля» в инклюзивной практике

Фридрих Фрёбель был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей...

Формирование основ личной безопасности дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством специальных игр и упражнений

В докладе представлен опыт работы по формированию основ личной безопасности дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством специальных игр и упражнений. Данный опыт будет интересе...

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольника, посредством использования специальных игр и упражнений

Современные дети живут в мощном потоке информации. На смену добрым, живым бабушкиным сказкам  пришли аудио сказки и диски с видеофильмами. Это связано с тем, что дети стали больше общаться с комп...