Формирование основ личной безопасности дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством специальных игр и упражнений
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

В докладе представлен опыт работы по формированию основ личной безопасности дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством специальных игр и упражнений. Данный опыт будет интересен педагогам ДОО в рамках инклюзивного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morozova_t.a._doklad.docx114.19 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПОСРЕДСТВОМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Морозова Т.А.

FORMATION OF THE BASIS OF PERSONAL SAFETY OF PRESCHOOLERS WITH VIOLATION OF THE SUPPORT- MOTOR APPARATUS BY MEANS OF SPECIAL GAMES AND EXERCISES Morozova T.A.

Аннотация. В докладе представлен опыт работы по формированию основ личной безопасности дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством специальных игр и упражнений. Данный опыт будет интересен педагогам ДОО в рамках инклюзивного образования.

Annotation. The report presents the experience of forming the foundations of personal safety of preschoolers with violation of the support-motor apparatus through special games and exercises. This experience will be interesting to teachers of early childhood education in the framework of inclusive education.

Ключевые слова. Личная безопасность дошкольников, нарушения опорно-двигательного аппарата, специальные игры и упражнения.

Keywords. Personal safety of preschool children, disorders of the support-motor apparatus, special games and exercises.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.41) гласит, что одной из главных целей педагогических коллективов является создание условий для охраны жизни и здоровья детей.

Модернизация дошкольного образования и введение ФГОС ДО (Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие») нацеливает нас на формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме, природе с использованием современных инновационных технологий.

Из этого следует, что первостепенной задачей современного дошкольного образовательного учреждения является обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день – это дороги, бытовая техника, пожары в природе и в доме, ядовитые и опасные для детей растения. В связи с чем, одной из важных задач является - формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни.

Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (Далее - НОДА), посещающих детский сад, характерна низкая познавательная активность, отсутствие интереса к знаниям. Наряду с недостаточностью развития у детей процессов восприятия, внимания, памяти, отставания в развитии речи, у них также наблюдается недоразвитие эмоциональной сферы, трудности в общении с детьми и взрослыми. Кроме этого, эти негативные проявления отягощены неврологическими, хроническими и соматическими заболеваниями. Поэтому очень важно создать условия, которые будут формировать у детей чувства защищенности, психологического комфорта. Это возможно только при наличии искренней любви и желания помочь, когда все требования к детям, их психическим и физическим возможностям сбалансированы в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, детский сад постоянно находится в поисках новых подходов к моделированию системы безопасности жизнедеятельности дошкольников.

С этой целью проводится организованная и систематическая работа по формированию у дошкольников основ безопасности. Педагогический процесс нашего дошкольного учреждения выстраивается в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования. Работа в данном направлении осуществляется на основе пособия для занятий с детьми К.Ю. Белой «Формирование основ безопасности у дошкольников» и учебно-методического пособия Т.Ф. Саулиной «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения».

В процесс формирования основ личной безопасности дошкольников с НОДА были включены специальные игры и упражнения. Они имеют готовое содержание, установленную схему действий, при этом главное в них – это решение поставленной задачи и соблюдение правил. Игры используются не только на занятиях, но и на прогулках, в режимных моментах, любые досуги и развлечения не обходятся без них.

Играя в настольно-печатные игры («Что где лежит?», «На чем люди ездят?», «Пожарные», «Потуши пожар», «Огонь -друг, огонь- враг», «Собери картинку», «Дорожные знаки», «Час пик») у детей формировался интерес к профессиям специальных служб, закреплялись знания о правильности тушения пожара, о том, что при умелом обращении с огнём он приносит пользу, а при неосторожности - огонь приносит вред.

В подвижных играх («Спички в коробке», «Огонь и вода», «Перекрёсток») у детей закреплялись знания опасных и безопасных мест на улицах, формировалось умение бегать парами с увёртыванием.

В словесных и дидактических играх с правилами («Телефон», «Исправь ошибку», «Горит - не горит», «Кому что нужно?», «Запрещается - разрешается», «Цветные автомобили», «С чем можно играть», «Магазин», «Источники опасности», «Знаешь ли ты?», «Четвёртый лишний», «На прогулке») формировались знания о первичных средствах пожаротушения, о профессии пожарного, дети учились описывать предмет, узнавать его по описанию. Кроме того, в таких играх у детей развивается внимание, мышление, умение правильно отвечать на вопросы, закрепляются знания о предметах, которые необходимы людям специальных профессий, и основных требованиях безопасности.

Использование ИКТ во время образовательной деятельности позволило перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. С помощью интерактивных игр у детей происходит формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, т.к. мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: ребенок следит за изображением и отдает команды пальцами. Использование интерактивных игр («Подбери игрушку Танюшке», «В мире опасных предметов», «Раз, два, три, что может быть опасно - найди») позволило включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что способствовало формированию устойчивых визуально-кинестетических и визуально — аудиальных условно-рефлекторных связей ЦНС, что говорит об осознанном усвоении знаний детьми.

Использование интерактивных игр по формированию основ безопасности дошкольников с НОДА способствовало повышению мотивации к обучению, активизации непроизвольного внимания за счет использования новых способов подачи материала, способствовало развитию непроизвольного внимания, мелкой моторики, за счет управления мышью и работой с клавиатурой. Кроме того, мы отмечаем повышение у детей самооценки за счет системы поощрений и возможности исправить недочеты самостоятельно.

Играя в литературно - дидактические игры («Угадай- ка», «Угадай художественное произведение о пожаре и пожарных!») у детей закреплялись знания правил дорожного движения и пожарной безопасности, знания о причинах возникновения пожара по заданным отрывкам, с помощью иллюстраций дети смогли назвать знакомые произведения, коротко передать содержание, сделать выводы. Свои знания дети с удовольствием закрепляли в сюжетно- ролевых играх: «Семья», «Пожарная часть», «Вот они - электрики!». Можно было наблюдать, как дети отражают в играх знания об опасных предметах домашнего быта (спички, газовые плиты, электрические розетки и т.д.), что нельзя открывать чужому человеку дверь, как звонить в скорую помощь, в пожарную часть, полицию.

Формирование у детей правил безопасности проводилось в рамках организованной образовательной деятельности по разделам «Ребёнок дома», «Ребёнок и другие люди», «Здоровье ребенка».

На таких занятиях дети знакомились со строением тела человека, его организмом, что такое витамины и где их найти, почему так важен режим и как можно в детстве заниматься спортом. Приобретенные знания дети отражали в сюжетах ролевых игр: на приёме у врача в медицинском кабинете; Зайчик заболел; аптека; покупка лекарств по рецептам в аптеке; в роли врача -ребенок, который рекомендует маме соблюдать режим, заниматься утренней гимнастикой, спортом, включать разные виды закаливания: воздушные, солнечные ванны, массаж, пить витамины.

Кроме того, с детьми обыгрывались различные жизненные ситуации, специально подобранные сюжеты, в которых действующими лицами являются дети, сказочные персонажи, животные («Если ребёнок потерялся на улице», «У меня потерялся котенок»).

Таким образом, все что мы обсуждали в течении всего дня с детьми, они старались воспроизводить в своих играх. Такие игры необходимы для здоровья ребёнка, они делают жизнь содержательней¸ полной, создают уверенность в своих силах.

Для развития безопасного поведения детей совместно с родителями был изготовлен макет «Улица города», «Стенд по пожарной безопасности». В целях консультативно-просветительского направления были разработаны буклеты для родителей и их воспитанников «Безопасное поведение на улице», «Безопасные предметы дома», к их вниманию был предложен видео ролик на тему «Правила поведения зимой». Родители, как активные участники образовательного процесса, изготовили фотогазеты –«В гостях у Мойдодыра», «Опасные предметы дома», «Кому что нужно для работы». Совместно с родителями были составлены и реализованы исследовательские проекты «Моя безопасность в моих руках», «Огонь-друг, огонь-враг», «Азбука безопасности».

Благодаря системе организованных специальных игр и упражнений, у детей формировались основы безопасного поведения в быту, социуме, в природе. Дети начали выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, поняли необходимость соблюдения мер предосторожности. Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дети намного увереннее стали чувствовать себя в реальной жизни.

Литература

  1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей [Текст] – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2011. – 64 с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] М.: Просвещение, 1985
  3. Урунтаева, Г. А. Специфика дидактической игры/ Г. А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 2.
  4. Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста: учебное пособие/ Т.Г. Хромцова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
  5. Образовательный портал «Дошколёнок» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/doklady-pedsovety-v-dou/5474-formirovanieosnov-bezopasnosti-u-doshkolnikov.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с клейстером: методика работы с дошкольниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и (или) отклонения в поведении.

Методика «Игры с клейстером» адресована учителям-дефектологам, педагогам-психологам, родителям. Рекомендуется для работы с дошкольниками с двигательными нарушениями и (или) отклонениями в поведении (т...

Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога

Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога...

Особенности формирования коммуникативных навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП)

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышле...

«Организация физкультурных занятий для дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата»

В докладе представлено описание физкультурного занятия, проведенного в группе детей среднего возраста и условия, созданные на занятии для ребенка с диагнозом ДЦП....

Статья "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата"

В статье рассматриваются особенности формирования количественных, сенсорных, временных и пространственных представлений у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата....

Обобщение опыта «Развитие моторики у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством использования традиционных и нетрадиционных методик»

В статье рассмотрены возможности применения традиционных и нетрадиционных методик моторного развития у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в коррекционной работе учителя-дефектолога. Пре...

Развитие моторики у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством использования традиционных и нетрадиционных методик

В статье рассмотрены возможности применения традиционных и нетрадиционных методик моторного развития у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в коррекционной работе учителя-дефектолога. Пре...