Педагогическая практика «Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей 4-х лет посредством методики «Специальные символы», через совместную деятельность учителя – логопеда и родителей».
методическая разработка по логопедии
Педагогическая практика, направленная на родителей по развитию фонематических навыков у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практика на формирование фонематического восприятия у детей 4-5 лет | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей 4-х лет посредством методики «Специальные символы», через совместную деятельность учителя – логопеда и родителей».
Представляю вашему вниманию мою педагогическую практику, разработана она на основе методики Т. А. Ткаченко, которая с помощью специальных символов на материале правильно произносимых звуков стимулирует развитие фонематического слуха, начинает обучение звуковому анализу и синтезу уже в 4 года. Пятый год жизни ребенка считается возрастным периодом наиболее высокой «звуковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи.
Среди всех речевых дефектов нарушение фонематического слуха, звукового анализа и синтеза является наиболее распространённым. Эти нарушения проявляются у детей с ТНР (ФФHР, ОНР), ЗПР. Дети имеют как правило низкий уровень развития фонематических навыков, поэтому навыки приходится развивать начиная буквально с нулевого уровня. Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократным повторением.
Цель практики: привлечение родителей к проблеме развития фонематического слуха и фонематического восприятия, через игровые приёмы работы с детьми средней группы.
Задачи:
- познакомить родителей с проблемами в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте;
- познакомить с играми и со вспомогательными средствами в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия;
- закреплять с помощью родителей навыки формирования фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с ООП (особыми образовательными потребностями) через выполнение домашних заданий, разработанными и апробированными мной.
Для реализации своей практики использую такие формы работы с родителями: родительские собрания (по результатам диагностики), групповая консультация, индивидуальная консультация, оформление папок-передвижек, практикумы для родителей, открытое индивидуальное занятие с ребенком для родителя. Для создания интереса к деятельности детей дошкольников мы все используем игру, поэтому очень важно на родительских собраниях, практикумах учить родителей играть с детьми, не оставлять их без присмотра, учить общаться.
Родителям предлагается закреплять полученные навыки с занятий через задания. Я разработала задания, которые подобраны так, чтобы настроить ребенка на тему, создать интерес и формировать практические навыки. Задания построены с учетом включения в работу различных анализаторов, от простого к сложному, в определенной последовательности.
Если ребенок с трудом справился с этим заданием, то в другой день можно повторить и уточнить трудности. Задания направлены на узнавание звука, проговаривание слогов, уточнение и расширение словаря, развитие мелкой моторики, выполнению навыков звукового анализа и синтеза.
С родителями применяю технологию сотрудничества. С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений (статья 18 Закона РФ «Об образовании»).
Родителям необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на детский сад, устраняться, вставая на позиции потребителей образовательных услуг.
Деятельность родителей и педагогов может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, развить его способности и сформировать ценностные жизненные ориентиры.
Измерить результаты своей практики я могу с помощью наблюдений за деятельностью детей, ответами детей на занятиях, диагностики.
Методику Т. А. Ткаченко для детей 4 лет с ОВЗ я использую уже не первый год, родители двух выпусков были очень заинтересованными в положительных результатах, да и сами дети проявляли интерес к закреплению навыков через выполнение домашних заданий, разработанными мной. Я получила стабильно хорошие результаты.
Сравнительная характеристика результативности формирования фонематического восприятия на начало старшей группы
(% выполненных заданий)
Начало старшей группы | Количество детей в группе | Выделение гласного из начала слова | Выделение согласного из начала слова | Выделение последнего согласного звука | Наличие звука в слове | Анализ слова из 3 звуков | Называние слов на звук А | Называние слов на звук В |
дети без специальных занятий 2011 г. | 21 | 75% | 28% | 38% | 67% | 0% | 87% | 10% |
Дети с ОВЗ 2016 г | 15 | 80% | 67% | 60% | 74% | 27% | 74% | 47% |
Дети с ОВЗ 2017 г. | 15 | 87% | 54%
| 71% | 74% | 20% | 93% | 71% |
В результате работы родители знают состояние фонематических навыков у детей, они знакомятся с играми и вспомогательными средствами, которые направлены на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Родители закрепляют формирование фонематических навыков через выполнение заданий предложенные мной. У детей отмечается положительная динамика в обучении. Родители могут дома играть в речевые игры, способствующие развитию ребёнка. Дети в игровой форме знакомятся с миром звуков и выходят на более высокий уровень развития фонематического восприятия, в дальнейшем быстрее проявляют интерес к деятельности.
Активность родителей, вовлеченных в процесс, помогает преодолевать трудности в развитии детей. Преодоление ОНР у детей возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Не всегда все родители втягиваются в образовательный процесс. Для достижения положительных результатов необходимо тесное сотрудничество учителя-логопеда и родителей. Понимание родителем проблем ребенка, терпение и многократность в упражнении приводит к положительным результатам. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Главным помощником нам - логопедам является правильно подобранная и доступно донесенная информация. По наблюдениям можно выделить несколько типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решать проблемы с помощью специалистов детского сада; равнодушные, живущие по принципу «Меня воспитывали так » - их процент очень мал.
Для педагогов и родителей важна положительная динамика в обучении, видя ее, родители, в большинстве своем, становятся заинтересованными и со своей стороны тоже стремятся к сотрудничеству с детским садом.
Ссылка на практикум для родителей:
ссылки на задания для детей:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация консультации для родителей " Совместная деятельность учителя - логопеда и родителей по развитию связной речи детей 5-6 лет".
В презентации подобраны игры и игровые упражнения по развитию связной речи детей....
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
в данном материале представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха и фонематического восприятия....
Практикум для родителей "Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей 4-5 лет"
Родители упражняются в играх , направленных на развитие фонематических навыков у детей....
Проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями посредством консультативного пункта»
В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация консультативных пунктов на базе ДОО для родителей (законных представителей) с детьми...
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп.
В рамках профилактики речевых нарушений необходима систематическая работа по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Вопрос о необходимости проведения такой работы возник при...
Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с задержкой речевого развития)"
Консультация направлена на ознакомление родителей с развитием фонематических процессов у детей с задержкой речевого развития....
Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей по развитию связной речи у детей 6-7 лет
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в игре ребенок постигает все новое. Для достижения результата, надо почаще играть с ребенком в игры, развивающие речь, фанта...