Педагогический проект "Формирование основ национального самосознания у дошкольников"
проект (средняя группа) по теме
Педагогический проект "Формирование основ национального самосознания у дошкольников"
«Народ, который не знает своей культуры и истории, - презренен и легкомысленен.» Н.Н.Карамзин
Тип проекта: групповой, долгосрочный.
Актуальность.
Формирование национально − регионального компонента в дошкольных образовательных учреждениях – одна из актуальных проблем современного этапа образования. По словам Н.Н.Карамзина «Народ, который не знает своей культуры и истории − презренен и легкомысленен.»
Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняются духовные, нравственные устои и традиции. При этом очень важно осознание не только собственной этнической самобытности, но и плодотворности взаимодействия, сотрудничества с другими народами. На протяжении веков бок о бок живут разные народы: мордва, чуваши, татары, русские, и это культурное многообразие, постоянное межэтническое общение, межнациональное согласие является бесценным достоянием нашего района. Знание культуры народов, живущих в нашем крае, обогащает нас пониманием того, кто мы, что нас объединяет, во имя чего мы живем. Это делает нас терпимее друг к другу.
В нашем детском саду большое внимание уделяется внедрению регионального компонента в учебно-воспитательный процесс. Сделав педагогический анализ работы, т.е. изучив уровень развития и воспитанности детей, степень усвоения программы, всю педагогическую работу, предметно-развивающую среду, стиль взаимоотношений в коллективе; обобщив передовой педагогический опыт, я решила разработать проект работы с детьми по формированию национального самосознания у детей дошкольного возраста.
Новизной и отличительной особенностью является: усовершенствование форм и методов развития познавательных мотивов, направленных на формирование у ребёнка-дошкольника нациольного самосознания.
Цель:
− формирование у детей начал национального самосознания, интереса к культуре мордовского народа, к его традициям и обычаям.
Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:
− воспитание личностных качеств: открытости и толерантности;
− расширение знаний дошкольника об истории и культуре мордовского народа;
− формирование у дошкольников представления о многообразии мира;
− развитие интеллектуальных и речевых способностей;
− расширение общеобразовательного кругозора дошкольника, их знаний об истории и культуре эрзи нашего края;
− формирование доброжелательного и заинтересованного отношения к мордовской культуре и мордовскому народу
− создание максимально благоприятных условий для осуществления комплексного подхода к воспитанию у детей позитивного отношения к национальной культуре;
− развитие интереса к различным жанрам: декоративно-прикладного, изобразительного, музыкального искусства, устного народного творчества, детской художественной литературы национальных авторов;
− развитие способности ребенка к самовыражению через различные формы творчества;
− обогащение социального опыта дошкольников для встречи с другими народами;
− совершенствование работы детского сада с семьей.
Решение этих задач опирается на принципы:
− принцип природосообразности (близости к родной природе, культуре, учета возрастных и индивидуальных физических, психических, музыкальных особенностей детей);
− учет реалий сегодняшнего времени и задач современного образования;
− принцип межэтнической толерантности (терпимости) к разным культурам и народам;
− комплексность работы (ДОУ, семья, социальные институты).
В ходе работы была выдвинута следующая гипотеза:
− если в дошкольном возрасте заложить основы национального самосознания и эту работу продолжить в школе, то чувство любви и уважения к своему народу, к его традициям и обычаям ребенок пронесет через всю свою дальнейшую жизнь.
Ведущая педагогическая идея проекта заключается в разработки модели принципа тематического планирования по разделам. Темы повторяются в течение года, постепенно усложняясь и обогащаясь новыми задачами в соответствии с возрастными особенностями. Сотрудничество взрослого с детьми строится с учетом индивидуальных потребностей и интересов дошкольников.
Методы и приёмы:
− изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
- количественный и качественный анализ полученных результатов (диагностика);
- анкетирование и беседа с родителями.
При планировании и организации занятий важно соблюдать следующие условия:
- обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;
- правильное определение главной цели занятия;
- содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским.
- учитывать интересы и запросы каждого ребёнка, вызывать удивление и интерес к предлагаемому материалу, с любовью и пониманием относиться ко всем детям.
Необходимо сохранять положительно − эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей.
−Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить области знаний, интегрирование которых целенаправленно и будет способствовать формированию национального самосознания у детей дошкольного возраста.
−Практическая значимость используются разнообразные виды деятельности, учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, применяется большое количество наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).
− Познавательная значимость состоит в том, что:
− в работе с детьми используются методы и приёмы развивающего характера (проблемные ситуации, логические задачи, умозаключения детей и т. д.);
− применяется личностно − ориентированный подход к процессу построения, организации и проведения познавательных занятий.
Предлагаемая организация педагогического процесса имеет определенные преимущества:
− во-первых, подчиненность отдельных тем различных видов деятельности общей теме раздела позволяет комплексно решать образовательные и воспитательные задачи;
− во-вторых, есть возможность вариативного использования содержания методов и форм воспитания и обучения.
Детский сад, семья и окружающая её среда оказывают на детей сильное влияние в плане освоения культуры того народа, той национальности, к которой принадлежит ребенок. Одной из проблем воспитания является воспитание любви к Родине, к родным местам, к краю предков. Эффективные средства и методы формирования у детей нравственного облика даны в разделе «Моя родословная», который рассчитан на детей 4-7 лет и состоит из четырех циклов: «Я и моя семья», «Я и моё имя», «Мои родственники и друзья», «Я и моя малая Родина».
Интерес к народному искусству, к сохраненным и переданным из поколения в поколение традициям не иссякает. А в последнее время заявляет о себе с новой силой. Учитывая это, педагоги детского сада нашли путь воспитания культуры личности – пробуждению интереса к историческому наследию, национальным традициям Мордовии. Создание мини-музея, где дети знакомятся с предметами старины, система ознакомления с мордовским фольклором, а через него с традициями мордовского народа, фрагментами обрядовой культуры, пропаганда мордовской национальной кухни – нашли отражение в разделе «Мордовское гостеприимство». Он рассчитан на детей 5-7 лет, состоит из четырех взаимосвязанных между собой этапов:
− ознакомление с приветствиями и добрыми пожеланиями мордовского народа;
− воспитание у детей правил хорошего тона;
− ознакомление с мордовскими национальными блюдами и приобщение
детей к их приготовлению;
− ознакомление с мордовскими обрядами и праздниками.
Определенное невнимание к непосредственно окружающей нас природе – «болезнь» не только ныне живущих поколений людей. Многие философы и биологи прошлых веков предостерегали от чрезмерного увлечения «чужедальними» краями, укоряли исследователей в пренебрежении к самым близким и родным. И верно. Природа вокруг нас, она врывается в открытую форточку, и она прекрасна. Но для того, чтобы это ощутить, нужно желание и умение её видеть. Познать родной край, природу мордовской земли помогает раздел «Природа родного края». Раздел состоит из двух циклов «Мир живой природы» и «Мир неживой природы», рассчитан на детей 4-7 лет.
Мордовия – это не только красавица − Мокша, раздолье полей и прохлада лесов. Это, прежде всего памятники культуры, достопримечательности и, конечно, люди, прославившую свою малую Родину на всю страну. И чтобы дети их знали и гордились ими, было решено включить раздел «Национальная гордость», который рассчитан на детей 5-7 лет и разделен на два направления: «Знаменитые люди» и «Достопримечательности Мордовии».
Ожидаемый результат в конце проекта.
Решение широкого круга задач предполагает использование всех форм организации детей, включая специально организованные занятия, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную самостоятельную деятельность самих детей.
Созданная в детском саду предметно-развивающая среда обеспечивает возможность выбора детьми, совместно со взрослыми различных форм активности. Умело подобранный материал по национальному мордовскому фольклору, мордовские сказки, произведения мордовских писателей и поэтов не только знакомят с мордовскими обычаями, устоями, жизнью мордвы, но и оказывают благотворное влияние на нравственное и эстетическое воспитание дошкольников.
В детском саду создан мини-музей (комната национального быта). Собран разнообразный материал для экспозиции: книги и альбомы по истории родного края, старинная одежда, предметы быта. Образцы национальной вышивки. В каждой групповой комнате детского сада оформлен «Уголок Мордовии».
Большую роль в воспитании играют народные праздники. Сопричастность детей к народным праздникам – это особое средство ознакомления их с народными обычаями, обрядами и традициями. А высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают материал.
Одной из интересных форм совместной деятельности является кружковая работа. Кружок «Учимся говорить по мордовски» организован с детьми пятого и шестого года жизни с учетом их индивидуальных особенностей. Развитие творческих способностей детей средствами мордовского фольклора – основная задача, решаемая в рамках данной формы педагогической деятельности.
Вся эта деятельность не была бы настолько эффективной, если бы не участие и помощь родителей. Работа с ними решается в двух направлениях:
− пропаганда педагогических знаний по организации деятельности по воспитанию позитивного отношения к культуре мордовского народа (собрания, консультации, наглядная агитация, анкетирование и т.д.);
− непосредственное участие на мероприятиях, праздниках.
План реализации образовательного проекта
(длительность работы над опытом –4года, осуществляется в четыре этапа).
Система мероприятий | Задачи | Способы реализации | Сроки | ||
I этап – аналитика - прогностический (подготовительный): | |||||
Подготовительные мероприятия. | 1.Изучение теоретической части развития вопроса. 2.Повышение квалификации педагога. 3. Выявление уровня развития познавательных способностей детей 4-7 лет. 4.Разработка перспективного плана работы. 5.Проведение диагностики познавательных способностей детей 6.Создание соответствующей предметно-развивающей среды. II этап – рабочий (внедренческий) |
| 1 год работы по проекту | ||
| 1 блок – работа с детьми |
|
| ||
«МОЯ РОДОСЛОВНАЯ» (Раздел состоит из 4-х циклов)
Первый цикл
«Я и моя семья»
Второй цикл
«Я и мое имя»
Третий цикл
«Мои родственники и друзья»
Четвертый цикл
«Я и моя малая Родина»
«МОРДОВСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО» (Раздел состоит из 4-этапов, взаимосвязанных между собой)
1этап.
Ознакомление с приветствиями и добрыми пожеланиями мордовского народа.
2 этап.
Воспитание у детей правил хорошего тона.
3 этап.
Ознакомление с мордовскими национальными блюдами.
4 этап.
Ознакомление с мордовскими обрядами и праздниками.
ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ (Раздел состоит из 2 направлений)
«Природа родного края».
« Мир неживой природы».
НАЦИАНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ (Представляет 2 раздела)
«Знаменитые люди» «Достопримечательности Мордовии»
| Воспитание любви и уважения к близким; Формирование у ребенка представления о себе как о представителе человеческого рода; Привитие чувства доброты, красоты, справедливости на основе идеалов и чувства любви к Родине.
Воспитание любви, уважения и заботу к близким, привязанность к своей семье, роду. Формирование стремления к совершенству семьи, рода (высокой нравственности, целомудрию, доброте). Работа по этому циклу на гармонию семейных взаимоотношений. Детям даются знания о том, что семейный очаг мордвы – свет и тепло, дружба и радость общения с близкими людьми. С помощью бесед, колыбельных песен, песен о матери, бабушке детям прививается любовь к матери, отцу, бабушкам и дедушкам. Использование произведений устного народного творчества и пословиц. В играх, особенно в сюжетно-ролевых.
Формирование у ребенка представление о значении своего имени, о себе как представителе человеческого рода, воспитывать чувства собственного достоинства, уверенность в себе.
Развитие чувства гордости за свой род, воспитание привязанности к нему, уважительное отношение к старшим, друзьям, гуманное отношение к другим людям. Через рассказы, пословицы, рассматривания картин, фольклор дети узнают, что культ предков был очень распространен у мордвы, систематически поддерживался сознательным преувеличением роли старых и их опыта в жизни молодых.
Обогащение представления детей о своей малой Родине, месте, где он родился и живет с родителями, воспитать привязанность и любовь к родным местам. Родину мордва называют «шачема мастор», что в переводе означает «родимая земля». Дать детям знания о своей малой Родине, о родном селе, графическом расположении республики и ее истории. Дети узнают о жизни знатных людей, прославивших село, республику. С этой целью проводятся экскурсии к памятнику, «Погибшим войнам» и в музей и другим достопримечательным местам родного села.
Приобщение детей к национальным традициям гостеприимства; Формирование специальных знаний и умений по приготовлению мордовских блюд, особенностей сервировки стола, общей культуры личности (общения, правил поведения), уважения и доброе отношение к людям. Ознакомление детей с приветствиями и добрыми пожеланиями мордовского народа. Соблюдение этических норм речевого этикета. Это речевые правила, которые определяют использование этикетных формул, т.е. слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения мордовского народа: приветствие и прощание, обращение и благодарность, знакомство и приглашение, согласие и отказ, поздравление и благожелания. Речевое обучение детей предполагает, во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных выражений мордовского народа, во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения.
Воспитание у детей правила хорошего тона; Ознакомление детей с мордовскими национальными блюдами; Ознакомление детей с мордовскими обрядами и праздниками. Соблюдение этических норм речевого этикета − это речевые правила, которые определяют использование этикетных формул, т.е. слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения мордовского народа: приветствие и прощание, обращение и благодарность, знакомство и приглашение, согласие и отказ, поздравление и благожелания. Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддерживанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между детьми, детьми и взрослыми. Дать основу для реализации задач по формированию у детей национального самосознания посредством обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа, обеспечивать личностное развитие ребенка, развивать чувство национальной гордости, почтительности, уважительное отношение к окружающим; Позволит расширить кругозор детей о культуре мордовского народа, о его традициях и обычаев.
1.Воспитание у детей любви и бережного отношения к природе родного края. 2. Через красоту и многообразие природы показать детям величие нашей республики. 3.Обогащение знаний детей о живой и неживой природе родного края.
1.Знакомить детей дошкольного возраста с произведениями живописи и скульптуры. 2. Воспитание свободной, творческой личности на основе знакомства детей с лучшими людьми. 5. Воспитание интереса к произведениям мордовской художественной литературы. 6. Формирование чувства национальной гордости.
| Колыбельные песни, сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки, частушки, прибаутки; Рассказы (исторические, искусствоведческие, природоведческие); Сравнение, убеждение, приучение, благопожелание, рассматривание семейных альбомов, генеалогического дерева, музыкальное сопровождение и др.
Групповая деятельность Материнское слово-святое слово», «Ближе мамы друга нет» и др. «Семья».
Групповая деятельность Ознакомление детей с идеалами народа о совершенстве личности; Знакомство с дохристианскими мордовскими именами, которые были преимущественно самобытными, но использовались и заимствованные (славянские, тюркские).
Групповая деятельность «Родителям признаешься – не раскаешься», «Дом красен женщиной, двор – мужчиной», «Хорошо деду в старости, если внуки умные», «Ближе мамы друга нет».
Групповая деятельность
«В родном краю жизнь как в раю», «Человек без Родины, что птица без гнезда», «Родина для каждого – отец и мать».
Создание мини-музея, где дети знакомятся с предметами старины; Система ознакомления с мордовским фольклором; Традициями мордовского народа; Фрагментами обрядовой культуры; Пропаганда мордовской национальной кухни – нашли отражение в разделе «Мордовское гостеприимство»
Групповая деятельность Введение в их активный словарь достаточного количества этикетных выражений мордовского народа; Формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения.
Групповая деятельность Работа с детьми проводится в двух направлениях: Ознакомление: 1. С вежливыми словами традиционного приглашения; 2. С обрядами. Знакомство: а) со словами; б) этикетными выражениями
Групповая деятельность Ознакомление с популярными мясными блюдами у мордвов – шеняфкс – картошка с мясом. Убой скота является торжественным событием и поводом для созыва, шеняфкста ярхцама, родственников и соседей. Цёмарат − кусочки жирной свинины заворачиваются в пресное тесто. Отваривются в бульоне с квашеной капустой. Гостевыми блюдами считаются блины пшенные – ямксонь пачат; Пироги с калиной – чивгонь перякат; Поза – считается безалкогольным напитком весьма древнего происхождения с хмелем и солодом. Мичке − это кушание тоже относят к выполнению празднично-обрядовой функции: после отела коровы молозиво варят в печке и созывают соседей, друзей, родственников, мичконь озондома, угощая этим кушаньем.
Групповая деятельность Создание соответствующей развивающей среды; Проведение спецкурса для педагогов: «Быт наших предков»; Подбор художественного слова: пословиц, поговорок, сказок, потешек, песен, примет; Проведение тематических дней; Проведение народных праздников: Роштовась (Рождество), Масланцесь (Масленица), Очижись (Пасха), Тройцесь (Троица); Развлечений; Игрища: Мокшень свадьба (Мокшанская свадьба), Луганяса келунясь (Праздник березки); Разработка перспективного плана работы.
Групповая деятельность 1.Разработка перспективно – тематического плана для всех возрастных групп. 2.Разработка цикла занятий по разделам: «Птичий город», « Мир насекомых», « Тайна деревьев», «Царство трав», «Неживая природа вокруг нас». 3. Проведение тематических дней. 4. Оформление альбомов: «Ягоды», «Грибы», «Озеро Инорка», «Птицы», «Лекарственные растения»; Создание коллекции: «Природные богатства нашего края». 5. Создание соответствующей развивающей среды: Зоны природы в группах; Организация общения с природой ближайшего окружения; Картинная галерея «Времена года»; Природоведческая библиотека. 6. Организация кружковой работы. 7. Создание эмоционально-насыщенной атмосферы в детском саду.
Групповая деятельность Разработка перспективного планирования; Взаимодействие детского сада, семьи и социальных институтов.
| 2-4 год работы по проекту
| ||
2 блок – работа с родителями | |||||
Предварительная работа.
Повышение педагогической культуры родителей
«Успехи детей» | Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.
Обогащение родительского опыта по развитию познавательных способностей детей.
Показ достижений детей.
| Анкетирование беседы
Консультации и беседы
«День открытых дверей»
|
В течение всего периода
2 раза в год | ||
3 блок – работа с педагогами | |||||
1.Выступления на педагогическом совете.
2.Выступления на РМО, на конференции в МРИО, публикации. | Повышение общей культуры педагогического коллектива
Обобщение опыта работы | Доклады, презентации
Доклады, «Мастер-класс» | В течение всего периода
В течение всего периода | ||
III этап– коррекционный: | |||||
1.Анализ и корректировка.
| Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.
|
| В конце каждого учебного года | ||
IV этап – обобщающий: | |||||
1.Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп; 2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати. | Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития познавательных способностей детей.
| Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом.
| В конце каждого учебного года | ||
Участники проекта: дети дошкольного возраста 4-7 лет.
Общие результаты мониторинга
Направления
Возрастные группы
|
Представление
|
Художественная литература |
Природа родного края |
Обычаи,традициисимволи-ка |
ИЗО деятельности |
Художественная деятельность |
Итого | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметный мир | Рукотворный мир | Книга
| Фольк-лор | Иллюстрация | Роспись | Костюм | Народный промысел | Рисование | Лепка | Аппликация | |||||||||||||||||||||||||||||||||
в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н |
| |
Старшая группа 30 чел. | 10 | 19 | 1 | 10 | 19 | 1 | 10 | 19 | 1 | 10 | 19 | 1 | 10 | 19 | 1 | 10 | 19 | 1 | 19 | 11 | - | 10 | 19 | 1 | 10 | 19 | 1 | 10 | 19 | 1 | 10 | 19 | 1 | 10 | 19 | 1 | 10 | 18 | 2 | 139 | 238 | 13 |
|
% | 33 | 64 | 3 | 33 | 64 | 3 | 33 | 64 | 3 | 33 | 64 | 3 | 33 | 64 | 3 | 33 | 64 | 3 | 64 | 36 | - | 33 | 64 | 3 | 33 | 64 | 3 | 33 | 64 | 3 | 33 | 64 | 3 | 33 | 64 | 3 | 33 | 60 | 7 | 38 | 59 | 3 |
|
Подготовительная группа. 31 чел. | 14 | 16 | 1 | 14 | 16 | 1 | 13 | 17 | 1 | 12 | 18 | 1 | 13 | 17 | 1 | 14 | 16 | 1 | 12 | 18 | 1 | 11 | 19 | 1 | 12 | 18 | 1 | 10 | 20 | 1 | 18 | 12 | 1 | 13 | 17 | 1 | 14 | 16 | 1 | 171 | 217 | 13 |
|
% | 45 | 52 | 3 | 45 | 52 | 3 | 42 | 55 | 3 | 39 | 58 | 3 | 42 | 55 | 3 | 45 | 52 | 3 | 39 | 58 | 3 | 35 | 61 | 3 | 39 | 58 | 3 | 32 | 64 | 3 | 58 | 39 | 3 | 42 | 55 | 3 | 45 | 52 | 3 | 42 | 55 | 3 |
|
Вывод: Применение на практике предлагаемой модели формирования у детей национального самосознания позволяет активизировать и совершенствовать воспитательно-образовательную работу. Об этом свидетельствует анализ результатов целенаправленных наблюдений за детьми. Для мониторинга использовались следующие методы: индивидуальные беседы по сериям вопросов, наблюдение за поведением в специально создаваемой ситуации выбора. Анализ наблюдений показывает наличие у детей знаний о культуре, жизни, быте мордовского народа. Дети проявляют доброжелательное отношение к национальной культуре, у них соответствующие возрасту знания и представления, интерес и потребность узнать больше.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адаскина О.Н. Русский фольклор. – М.: АСТ, 2001г.
2. Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебник.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
4. Бударина О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М.: Детство, 2003
5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
6. Гизатуллина Н. М. Народные традиции и формирование национального самосознания школьников. - Казань, 2004г.
7. Капшук О.Н. Русские праздники и обряды. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008г.
8. Клиен А.Н. Народные промыслы - Издательство Белый город, 2008г.
9. Кожинов В.О. О русском национальном самосознании. - М., 2002г.
10.Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников – М., - 2000г.
11.Лихачёв Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. М., Л., 1945г.
Ссылка на занятие! http://nsportal.ru/node/1305517
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Атемарский детский сад № 1 «Теремок» Лямбирского муниципального района РМ
Тема: «Национальный костюм мордвы»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
в старшей группе
(образовательная область «Познание»)
Подготовила:
Мартынова Елена Владимировна
2014
Структура НОД
| Этапы НОД | Краткое содержание | Время |
1 | Организационный момент | Подготовка к занятию группы. | 2 мин. |
2 | Основная часть: 1)Подготовка детей к изучению нового материала.
2)Раскрытие содержания материала, организация активной познавательной деятельности. 3)Физминутка.
| Вводная беседа. Объяснение нового материала. Чтение стихотворения. Беседа. Рассказ воспитателя о мордовском национальном костюме.
Мордовский танец.
| 21 мин. |
3 | Заключительная часть | Анализ в виде игры «Клубочек» | 2 мин. |
Цель:
Закрепление знаний детей о родном крае, культуре, народном творчестве.
Продолжать знакомить детей с культурой своей Родины.
Воспитывать патриотическое чувство.
Задачи:
· Расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве.
· Познакомить детей с мордовским национальным костюмом.
· Воспитывать в ребенке чувства гордости, уважение к национальным традициям.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение.
Материал и оборудование: Воспитатель в национальном костюме, кукла в национальном костюме, аудиозапись мордовской народной музыки.
Ход НОД
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте мы сейчас вспомним, как называется страна, в которой мы с вами живем?
Дети: Страна, в которой мы живем, называется – Россия!
Воспитатель: А как называется наша республика?
Дети: Наша республика называется – Мордовия!
Основная часть
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, обратили внимание, как нарядно я сегодня одета. Это мордовский национальный костюм. Посмотрите, какой он красивый и яркий. Вот обо всем этом мы с вами сегодня и поговорим. А сейчас я попрошу вас присесть и послушать стихотворение.
Есть край наш мордовский –
Он самый красивый.
Среди необъятных просторов России,
Среди неоглядных российских широт,
И самый красивый народ в нем живет!
Воспитатель: Ребята, какое красивое стихотворение, правда!? А как вы думаете, о чём оно?
Дети: Это стихотворение о нашей республике Мордовия.
Воспитатель: Как вы думаете, почему наша республика называется – Мордовия?
Дети: Потому, что здесь живет народ- мордва.
Воспитатель: Ребята, кроме мордвы в нашей республике живут люди и другой национальности. Кто их перечислит?
Дети: Это – русские, татары, чуваши.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! Эти народы живут в мире и согласии, помогают друг другу так же, как и мы в нашем саду. А как вы думаете, чем отличаются люди разных национальностей?
Дети: У каждого народа свой язык, говор, свои песни, стихи, танцы, игры, одежда.
Воспитатель: Правильно, ребята, у каждой национальности есть свой родной язык, свои игры, песни, танцы, стихи. А так же есть свой национальный костюм. В который одеваются в праздничные дни. И вот сегодня к нам в гости пришла кукла Алдуня в своем национальном костюме. А как вы думаете, в какой костюм одета наша гостья?
Дети: Наша гостья одета в мордовский национальный костюм.
Воспитатель: Обратите внимание, какой красивый этот костюм. И хочу сказать, что он состоит из десятка предметов.
Воспитатель: Основной одеждой считается рубаха по-мордовски - панар. Рукава которой расшиты разноцветными нитками, бисером. Старинный эрзянский костюм обязательно включал – передник, который подвязывали на поясе. И называли по-мордовски - икельга паця. А так же набедренное украшение – пулай. Впервые надевали на девочку пулай, когда она взрослела. Мордовочки любили носить большое количество украшений (бусы, ожерелья из монет, ленточек, перьев). Нагрудное украшение называлось – сюлгамо. А на голове носили головные уборы в виде налобной ленты, украшенную: блестками, бисером, шерстью, бахромой. Или одевали шапочку – венок по-мордовски паця-коня.
Воспитатель: Ребята, вам понравился мордовский национальный костюм? А давайте теперь вспомним, как называются по-мордовски предметы мордовской национальной одежды и произнесем их.
Рубаха ─ Панар.
Передник ─ Икельга паця.
Набедренное украшение ─ Пулай.
Нагрудное украшение ─ Сюлгамо.
Шапочка-венок ─ Паця- коня.
Воспитатель: Ребята, мордва ─ народ очень веселый, любит трудиться и умеет веселиться. Очень мелодичны мордовские песни и красивые танцы. Мы учили песни и танцы мордовского народа, а сейчас, давайте мы с вами потанцуем под мордовскую мелодию.(Танец под мордовкую мелодию).
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, как я вам уже говорила, мордовский народ любит не только петь и танцевать, но и играть. Поиграем с вами? Игра называется «Клубочек». Я бросаю клубок и называю предмет мордовской одежды по-мордовски, а вы возвращая мне клубок называете его по-русски. (Игра «Клубочек»).
Воспитатель: Ну, что же ребята, молодцы! Мы, с куклой Алдуньей, остались вами довольны. Вы многое узнали сегодня, и о мордовском национальном костюме, и о мордовских развлечениях, песнях, танцах, играх.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 737.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Народ, который не знает своей культуры и истории, - презренен и легкомысленен.» Н.Н.Карамзин
Тип проекта: групповой, долгосрочный.
Актуальность.
Формирование национально − регионального компонента в дошкольных образовательных учреждениях – одна из актуальных проблем современного этапа образования. По словам Н.Н.Карамзина «Народ, который не знает своей культуры и истории − презренен и легкомысленен.»
Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняются духовные, нравственные устои и традиции. При этом очень важно осознание не только собственной этнической самобытности, но и плодотворности взаимодействия, сотрудничества с другими народами. На протяжении веков бок о бок живут разные народы: мордва, чуваши, татары, русские, и это культурное многообразие, постоянное межэтническое общение, межнациональное согласие является бесценным достоянием нашего района. Знание культуры народов, живущих в нашем крае, обогащает нас пониманием того, кто мы, что нас объединяет, во имя чего мы живем. Это делает нас терпимее друг к другу.
В нашем детском саду большое внимание уделяется внедрению регионального компонента в учебно-воспитательный процесс. Сделав педагогический анализ работы, т.е. изучив уровень развития и воспитанности детей, степень усвоения программы, всю педагогическую работу, предметно-развивающую среду, стиль взаимоотношений в коллективе; обобщив передовой педагогический опыт, я решила разработать проект работы с детьми по формированию национального самосознания у детей дошкольного возраста.
Новизной и отличительной особенностью является: усовершенствование форм и методов развития познавательных мотивов, направленных на формирование у ребёнка-дошкольника нациольного самосознания.
Цель:
− формирование у детей начал национального самосознания, интереса к культуре мордовского народа, к его традициям и обычаям.
Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:
− воспитание личностных качеств: открытости и толерантности;
− расширение знаний дошкольника об истории и культуре мордовского народа;
− формирование у дошкольников представления о многообразии мира;
− развитие интеллектуальных и речевых способностей;
− расширение общеобразовательного кругозора дошкольника, их знаний об истории и культуре эрзи нашего края;
− формирование доброжелательного и заинтересованного отношения к мордовской культуре и мордовскому народу
− создание максимально благоприятных условий для осуществления комплексного подхода к воспитанию у детей позитивного отношения к национальной культуре;
− развитие интереса к различным жанрам: декоративно-прикладного, изобразительного, музыкального искусства, устного народного творчества, детской художественной литературы национальных авторов;
− развитие способности ребенка к самовыражению через различные формы творчества;
− обогащение социального опыта дошкольников для встречи с другими народами;
− совершенствование работы детского сада с семьей.
Решение этих задач опирается на принципы:
− принцип природосообразности (близости к родной природе, культуре, учета возрастных и индивидуальных физических, психических, музыкальных особенностей детей);
− учет реалий сегодняшнего времени и задач современного образования;
− принцип межэтнической толерантности (терпимости) к разным культурам и народам;
− комплексность работы (ДОУ, семья, социальные институты).
В ходе работы была выдвинута следующая гипотеза:
− если в дошкольном возрасте заложить основы национального самосознания и эту работу продолжить в школе, то чувство любви и уважения к своему народу, к его традициям и обычаям ребенок пронесет через всю свою дальнейшую жизнь.
Ведущая педагогическая идея проекта заключается в разработки модели принципа тематического планирования по разделам. Темы повторяются в течение года, постепенно усложняясь и обогащаясь новыми задачами в соответствии с возрастными особенностями. Сотрудничество взрослого с детьми строится с учетом индивидуальных потребностей и интересов дошкольников.
Методы и приёмы:
− изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
- количественный и качественный анализ полученных результатов (диагностика);
- анкетирование и беседа с родителями.
При планировании и организации занятий важно соблюдать следующие условия:
- обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;
- правильное определение главной цели занятия;
- содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским.
- учитывать интересы и запросы каждого ребёнка, вызывать удивление и интерес к предлагаемому материалу, с любовью и пониманием относиться ко всем детям.
Необходимо сохранять положительно − эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей.
−Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить области знаний, интегрирование которых целенаправленно и будет способствовать формированию национального самосознания у детей дошкольного возраста.
−Практическая значимость используются разнообразные виды деятельности, учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, применяется большое количество наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).
− Познавательная значимость состоит в том, что:
− в работе с детьми используются методы и приёмы развивающего характера (проблемные ситуации, логические задачи, умозаключения детей и т. д.);
− применяется личностно − ориентированный подход к процессу построения, организации и проведения познавательных занятий.
Предлагаемая организация педагогического процесса имеет определенные преимущества:
− во-первых, подчиненность отдельных тем различных видов деятельности общей теме раздела позволяет комплексно решать образовательные и воспитательные задачи;
− во-вторых, есть возможность вариативного использования содержания методов и форм воспитания и обучения.
Детский сад, семья и окружающая её среда оказывают на детей сильное влияние в плане освоения культуры того народа, той национальности, к которой принадлежит ребенок. Одной из проблем воспитания является воспитание любви к Родине, к родным местам, к краю предков. Эффективные средства и методы формирования у детей нравственного облика даны в разделе «Моя родословная», который рассчитан на детей 4-7 лет и состоит из четырех циклов: «Я и моя семья», «Я и моё имя», «Мои родственники и друзья», «Я и моя малая Родина».
Интерес к народному искусству, к сохраненным и переданным из поколения в поколение традициям не иссякает. А в последнее время заявляет о себе с новой силой. Учитывая это, педагоги детского сада нашли путь воспитания культуры личности – пробуждению интереса к историческому наследию, национальным традициям Мордовии. Создание мини-музея, где дети знакомятся с предметами старины, система ознакомления с мордовским фольклором, а через него с традициями мордовского народа, фрагментами обрядовой культуры, пропаганда мордовской национальной кухни – нашли отражение в разделе «Мордовское гостеприимство». Он рассчитан на детей 5-7 лет, состоит из четырех взаимосвязанных между собой этапов:
− ознакомление с приветствиями и добрыми пожеланиями мордовского народа;
− воспитание у детей правил хорошего тона;
− ознакомление с мордовскими национальными блюдами и приобщение
детей к их приготовлению;
− ознакомление с мордовскими обрядами и праздниками.
Определенное невнимание к непосредственно окружающей нас природе – «болезнь» не только ныне живущих поколений людей. Многие философы и биологи прошлых веков предостерегали от чрезмерного увлечения «чужедальними» краями, укоряли исследователей в пренебрежении к самым близким и родным. И верно. Природа вокруг нас, она врывается в открытую форточку, и она прекрасна. Но для того, чтобы это ощутить, нужно желание и умение её видеть. Познать родной край, природу мордовской земли помогает раздел «Природа родного края». Раздел состоит из двух циклов «Мир живой природы» и «Мир неживой природы», рассчитан на детей 4-7 лет.
Мордовия – это не только красавица − Мокша, раздолье полей и прохлада лесов. Это, прежде всего памятники культуры, достопримечательности и, конечно, люди, прославившую свою малую Родину на всю страну. И чтобы дети их знали и гордились ими, было решено включить раздел «Национальная гордость», который рассчитан на детей 5-7 лет и разделен на два направления: «Знаменитые люди» и «Достопримечательности Мордовии».
Ожидаемый результат в конце проекта.
Решение широкого круга задач предполагает использование всех форм организации детей, включая специально организованные занятия, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную самостоятельную деятельность самих детей.
Созданная в детском саду предметно-развивающая среда обеспечивает возможность выбора детьми, совместно со взрослыми различных форм активности. Умело подобранный материал по национальному мордовскому фольклору, мордовские сказки, произведения мордовских писателей и поэтов не только знакомят с мордовскими обычаями, устоями, жизнью мордвы, но и оказывают благотворное влияние на нравственное и эстетическое воспитание дошкольников.
В детском саду создан мини-музей (комната национального быта). Собран разнообразный материал для экспозиции: книги и альбомы по истории родного края, старинная одежда, предметы быта. Образцы национальной вышивки. В каждой групповой комнате детского сада оформлен «Уголок Мордовии».
Большую роль в воспитании играют народные праздники. Сопричастность детей к народным праздникам – это особое средство ознакомления их с народными обычаями, обрядами и традициями. А высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают материал.
Одной из интересных форм совместной деятельности является кружковая работа. Кружок «Учимся говорить по мордовски» организован с детьми пятого и шестого года жизни с учетом их индивидуальных особенностей. Развитие творческих способностей детей средствами мордовского фольклора – основная задача, решаемая в рамках данной формы педагогической деятельности.
Вся эта деятельность не была бы настолько эффективной, если бы не участие и помощь родителей. Работа с ними решается в двух направлениях:
− пропаганда педагогических знаний по организации деятельности по воспитанию позитивного отношения к культуре мордовского народа (собрания, консультации, наглядная агитация, анкетирование и т.д.);
− непосредственное участие на мероприятиях, праздниках.
План реализации образовательного проекта
(длительность работы над опытом –4года, осуществляется в четыре этапа).
Система мероприятий | Задачи | Способы реализации | Сроки |
I этап – аналитика - прогностический (подготовительный): | |||
Подготовительные мероприятия. | 1.Изучение теоретической части развития вопроса. 2.Повышение квалификации педагога. 3. Выявление уровня развития познавательных способностей детей 4-7 лет. 4.Разработка перспективного плана работы. 5.Проведение диагностики познавательных способностей детей 6.Создание соответствующей предметно-развивающей среды. II этап – рабочий (внедренческий) | 1 год работы по проекту | |
1 блок – работа с детьми | |||
«МОЯ РОДОСЛОВНАЯ» (Раздел состоит из 4-х циклов)
Первый цикл «Я и моя семья» Второй цикл «Я и мое имя»
Третий цикл
«Мои родственники и друзья» Четвертый цикл «Я и моя малая Родина»
«МОРДОВСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО» (Раздел состоит из 4-этапов, взаимосвязанных между собой) 1этап. Ознакомление с приветствиями и добрыми пожеланиями мордовского народа. 2 этап. Воспитание у детей правил хорошего тона. 3 этап. Ознакомление с мордовскими национальными блюдами. 4 этап. Ознакомление с мордовскими обрядами и праздниками. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ (Раздел состоит из 2 направлений) «Природа родного края». « Мир неживой природы».
НАЦИАНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ (Представляет 2 раздела) «Знаменитые люди» «Достопримечательности Мордовии» | Воспитание любви и уважения к близким; Формирование у ребенка представления о себе как о представителе человеческого рода; Привитие чувства доброты, красоты, справедливости на основе идеалов и чувства любви к Родине.
Воспитание любви, уважения и заботу к близким, привязанность к своей семье, роду. Формирование стремления к совершенству семьи, рода (высокой нравственности, целомудрию, доброте). Работа по этому циклу на гармонию семейных взаимоотношений. Детям даются знания о том, что семейный очаг мордвы – свет и тепло, дружба и радость общения с близкими людьми. С помощью бесед, колыбельных песен, песен о матери, бабушке детям прививается любовь к матери, отцу, бабушкам и дедушкам. Использование произведений устного народного творчества и пословиц. В играх, особенно в сюжетно-ролевых. Формирование у ребенка представление о значении своего имени, о себе как представителе человеческого рода, воспитывать чувства собственного достоинства, уверенность в себе.
Развитие чувства гордости за свой род, воспитание привязанности к нему, уважительное отношение к старшим, друзьям, гуманное отношение к другим людям. Через рассказы, пословицы, рассматривания картин, фольклор дети узнают, что культ предков был очень распространен у мордвы, систематически поддерживался сознательным преувеличением роли старых и их опыта в жизни молодых. Обогащение представления детей о своей малой Родине, месте, где он родился и живет с родителями, воспитать привязанность и любовь к родным местам. Родину мордва называют «шачема мастор», что в переводе означает «родимая земля». Дать детям знания о своей малой Родине, о родном селе, графическом расположении республики и ее истории. Дети узнают о жизни знатных людей, прославивших село, республику. С этой целью проводятся экскурсии к памятнику, «Погибшим войнам» и в музей и другим достопримечательным местам родного села. Приобщение детей к национальным традициям гостеприимства; Формирование специальных знаний и умений по приготовлению мордовских блюд, особенностей сервировки стола, общей культуры личности (общения, правил поведения), уважения и доброе отношение к людям. Ознакомление детей с приветствиями и добрыми пожеланиями мордовского народа. Соблюдение этических норм речевого этикета. Это речевые правила, которые определяют использование этикетных формул, т.е. слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения мордовского народа: приветствие и прощание, обращение и благодарность, знакомство и приглашение, согласие и отказ, поздравление и благожелания. Речевое обучение детей предполагает, во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных выражений мордовского народа, во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения. Воспитание у детей правила хорошего тона; Ознакомление детей с мордовскими национальными блюдами; Ознакомление детей с мордовскими обрядами и праздниками. Соблюдение этических норм речевого этикета − это речевые правила, которые определяют использование этикетных формул, т.е. слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения мордовского народа: приветствие и прощание, обращение и благодарность, знакомство и приглашение, согласие и отказ, поздравление и благожелания. Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддерживанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между детьми, детьми и взрослыми. Дать основу для реализации задач по формированию у детей национального самосознания посредством обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа, обеспечивать личностное развитие ребенка, развивать чувство национальной гордости, почтительности, уважительное отношение к окружающим; Позволит расширить кругозор детей о культуре мордовского народа, о его традициях и обычаев. 1.Воспитание у детей любви и бережного отношения к природе родного края. 2. Через красоту и многообразие природы показать детям величие нашей республики. 3.Обогащение знаний детей о живой и неживой природе родного края. 1.Знакомить детей дошкольного возраста с произведениями живописи и скульптуры. 2. Воспитание свободной, творческой личности на основе знакомства детей с лучшими людьми. 5. Воспитание интереса к произведениям мордовской художественной литературы. 6. Формирование чувства национальной гордости. | Колыбельные песни, сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки, частушки, прибаутки; Рассказы (исторические, искусствоведческие, природоведческие); Сравнение, убеждение, приучение, благопожелание, рассматривание семейных альбомов, генеалогического дерева, музыкальное сопровождение и др. Групповая деятельность Материнское слово-святое слово», «Ближе мамы друга нет» и др. «Семья». Групповая деятельность Ознакомление детей с идеалами народа о совершенстве личности; Знакомство с дохристианскими мордовскими именами, которые были преимущественно самобытными, но использовались и заимствованные (славянские, тюркские). Групповая деятельность «Родителям признаешься – не раскаешься», «Дом красен женщиной, двор – мужчиной», «Хорошо деду в старости, если внуки умные», «Ближе мамы друга нет». Групповая деятельность «В родном краю жизнь как в раю», «Человек без Родины, что птица без гнезда», «Родина для каждого – отец и мать». Создание мини-музея, где дети знакомятся с предметами старины; Система ознакомления с мордовским фольклором; Традициями мордовского народа; Фрагментами обрядовой культуры; Пропаганда мордовской национальной кухни – нашли отражение в разделе «Мордовское гостеприимство» Групповая деятельность Введение в их активный словарь достаточного количества этикетных выражений мордовского народа; Формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения. Групповая деятельность Работа с детьми проводится в двух направлениях: Ознакомление: 1. С вежливыми словами традиционного приглашения; 2. С обрядами. Знакомство: а) со словами; б) этикетными выражениями Групповая деятельность Ознакомление с популярными мясными блюдами у мордвов – шеняфкс – картошка с мясом. Убой скота является торжественным событием и поводом для созыва, шеняфкста ярхцама, родственников и соседей. Цёмарат − кусочки жирной свинины заворачиваются в пресное тесто. Отваривются в бульоне с квашеной капустой. Гостевыми блюдами считаются блины пшенные – ямксонь пачат; Пироги с калиной – чивгонь перякат; Поза – считается безалкогольным напитком весьма древнего происхождения с хмелем и солодом. Мичке − это кушание тоже относят к выполнению празднично-обрядовой функции: после отела коровы молозиво варят в печке и созывают соседей, друзей, родственников, мичконь озондома, угощая этим кушаньем. Групповая деятельность Создание соответствующей развивающей среды; Проведение спецкурса для педагогов: «Быт наших предков»; Подбор художественного слова: пословиц, поговорок, сказок, потешек, песен, примет; Проведение тематических дней; Проведение народных праздников: Роштовась (Рождество), Масланцесь (Масленица), Очижись (Пасха), Тройцесь (Троица); Развлечений; Игрища: Мокшень свадьба (Мокшанская свадьба), Луганяса келунясь (Праздник березки); Разработка перспективного плана работы. Групповая деятельность 1.Разработка перспективно – тематического плана для всех возрастных групп. 2.Разработка цикла занятий по разделам: «Птичий город», « Мир насекомых», « Тайна деревьев», «Царство трав», «Неживая природа вокруг нас». 3. Проведение тематических дней. 4. Оформление альбомов: «Ягоды», «Грибы», «Озеро Инорка», «Птицы», «Лекарственные растения»; Создание коллекции: «Природные богатства нашего края». 5. Создание соответствующей развивающей среды: Зоны природы в группах; Организация общения с природой ближайшего окружения; Картинная галерея «Времена года»; Природоведческая библиотека. 6. Организация кружковой работы. 7. Создание эмоционально-насыщенной атмосферы в детском саду. Групповая деятельность Разработка перспективного планирования; Взаимодействие детского сада, семьи и социальных институтов. | 2-4 год работы по проекту |
| |||
Предварительная работа. Повышение педагогической культуры родителей «Успехи детей» | Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми. Обогащение родительского опыта по развитию познавательных способностей детей. Показ достижений детей. | Анкетирование беседы Консультации и беседы «День открытых дверей» | В течение всего периода 2 раза в год |
3 блок – работа с педагогами | |||
1.Выступления на педагогическом совете. 2.Выступления на РМО, на конференции в МРИО, публикации. | Повышение общей культуры педагогического коллектива Обобщение опыта работы | Доклады, презентации Доклады, «Мастер-класс» | В течение всего периода В течение всего периода |
III этап– коррекционный: | |||
1.Анализ и корректировка. | Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми. | В конце каждого учебного года | |
IV этап – обобщающий: | |||
1.Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп; 2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати. | Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития познавательных способностей детей. | Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом. | В конце каждого учебного года |
Участники проекта: дети дошкольного возраста 4-7 лет.
Общие результаты мониторинга
Направления Возрастные группы | Представление | Художественная литература | Природа родного края | Обычаи,традициисимволи-ка | ИЗО деятельности | Художественная деятельность | Итого | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметный мир | Рукотворный мир | Книга | Фольк-лор | Иллюстрация | Роспись | Костюм | Народный промысел | Рисование | Лепка | Аппликация | ||||||||||||||||||||||||||||||||
в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | |
Старшая группа 30 чел. | 10 | 19 | 1 | 10 | 19 | 1 | 10 | 19 | 1 | 10 | 19 | 1 | 10 | 19 | 1 | 10 | 19 | 1 | 19 | 11 | - | 10 | 19 | 1 | 10 | 19 | 1 | 10 | 19 | 1 | 10 | 19 | 1 | 10 | 19 | 1 | 10 | 18 | 2 | 139 | 238 | 13 |
% | 33 | 64 | 3 | 33 | 64 | 3 | 33 | 64 | 3 | 33 | 64 | 3 | 33 | 64 | 3 | 33 | 64 | 3 | 64 | 36 | - | 33 | 64 | 3 | 33 | 64 | 3 | 33 | 64 | 3 | 33 | 64 | 3 | 33 | 64 | 3 | 33 | 60 | 7 | 38 | 59 | 3 |
Подготовительная группа. 31 чел. | 14 | 16 | 1 | 14 | 16 | 1 | 13 | 17 | 1 | 12 | 18 | 1 | 13 | 17 | 1 | 14 | 16 | 1 | 12 | 18 | 1 | 11 | 19 | 1 | 12 | 18 | 1 | 10 | 20 | 1 | 18 | 12 | 1 | 13 | 17 | 1 | 14 | 16 | 1 | 171 | 217 | 13 |
% | 45 | 52 | 3 | 45 | 52 | 3 | 42 | 55 | 3 | 39 | 58 | 3 | 42 | 55 | 3 | 45 | 52 | 3 | 39 | 58 | 3 | 35 | 61 | 3 | 39 | 58 | 3 | 32 | 64 | 3 | 58 | 39 | 3 | 42 | 55 | 3 | 45 | 52 | 3 | 42 | 55 | 3 |
Вывод: Применение на практике предлагаемой модели формирования у детей национального самосознания позволяет активизировать и совершенствовать воспитательно-образовательную работу. Об этом свидетельствует анализ результатов целенаправленных наблюдений за детьми. Для мониторинга использовались следующие методы: индивидуальные беседы по сериям вопросов, наблюдение за поведением в специально создаваемой ситуации выбора. Анализ наблюдений показывает наличие у детей знаний о культуре, жизни, быте мордовского народа. Дети проявляют доброжелательное отношение к национальной культуре, у них соответствующие возрасту знания и представления, интерес и потребность узнать больше.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адаскина О.Н. Русский фольклор. – М.: АСТ, 2001г.
2. Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебник.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
4. Бударина О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М.: Детство, 2003
5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
6. Гизатуллина Н. М. Народные традиции и формирование национального самосознания школьников. - Казань, 2004г.
7. Капшук О.Н. Русские праздники и обряды. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008г.
8. Клиен А.Н. Народные промыслы - Издательство Белый город, 2008г.
9. Кожинов В.О. О русском национальном самосознании. - М., 2002г.
10.Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников – М., - 2000г.
11.Лихачёв Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. М., Л., 1945г.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/10/10/20141009_114029.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/02/picture-282415-1501693846.jpg)
Воспитание национального самосознания у дошкольников.
Воспитание национального самосознания у дошкольниковВ настоящее время российские ДОУ, являющиеся важнейшим звеном в системе дополнительного образования, переживают качественно новый этап в своем разви...
Консультация для педагогов "Воспитание национального самосознания у дошкольников через ознакомление с родным краем"
Консультация для воспитателей детских садов по нравственному - патриотическому воспитанию дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/07/picture-249095-1367945186.jpg)
"Воспитание национального самосознания у дошкольников через ознакомление с родным краем"
Статья для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/16/picture-652537-1439748031.jpg)
«Формирование основ национального самосознания у младших дошкольников»
К педагогическому совету «Реализация ОО «Социально-коммуникативное развитие»--необходимое условие формирования дошкольной социальной зрелости ребенка»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/16/picture-652537-1439748031.jpg)
Формирование основ национального самосознания дошкольников
Сообщение-презентация«Формирование основ национального самосознания дошкольников» К педагогическому совету «Реализация ОО «Социально-коммуникативное развитие» - необ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/14/picture-950180-1673692639.jpg)
Консультация "Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края"
Консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-1200264-1576605292.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
В настоящее время в нашей стране большое внимание отводится вопросу патриотического воспитания подрастающего поколения, в частности формированию основ национального самосознания детей. Только системат...