Статья "Игровые технологии в развитии речи младших дошкольников".
статья (младшая группа) на тему
Игровые технологии в развитии речи младших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tekhnologii_v_razvitii_rechi_mladshikh_doshkolnikov.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в развитии речи младших дошкольников.
Современное психологическое развитие ребенка невозможно без правильного развития речи, поэтому развитие речи является важным направлением педагогической деятельности. Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, именно поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи.
Обучение родному языку и развитие речи предоставляет богатые возможности для решения и других задач нравственного и эстетического воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи (пересказ, рассказывание), но и к частным аспектам обучения родному языку – воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию грамматического строя речи. Таким образом, овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Известно, что для младших дошкольников эффективны занятия, которые целиком или частично проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой или поведенческой (движения, действия и т.п.).
Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3—4 лет.
Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты — дудочка и колокольчик; дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь», тем самым закрепляется произношение твердых и мягких звуков.
Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) отрабатывается с помощью специального речевого материала; это — шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы — идет дым из трубы»), а также потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»), упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка — мишка).
Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить. Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.
Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов «звук», «слово».
Необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. Для этого проводится, например, следующая игры. «Чей это голос?» «Угадай игрушку» «Про кого я говорю» «Скажи какой» «Кто больше увидит и назовет» «Какая кукла» «Сравни разных зверят» «Чего не стало?»
Театрализованная игра является эффективным средством развития речи (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).
В процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроением героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития ребенка, и является средством самовыражения и самореализации ребенка.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры - имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или несколько сюжетов) без предварительной подготовки.
Велико значение пальчиковых игр. Ученые уже давно установили четкую взаимосвязь между развитием и совершенствованием тонкой моторики руки ребенка и становлением его речи. Двигательная проекция руки в мозге человека настолько велика, что даже появлению первых слогов в детском еще неосознанном лепете предшествует противопоставление большого пальчика остальным в процессе захвата предметов, происходит это обычно в 5-6 месяцев. А первые слова не смогут возникнуть до того момента, пока малыш не научится дифференцировать движение каждого пальчика при выполнении тонких действий руками.
При этом научно доказано, что на процесс совершенствования мелкой моторики ребенка родители могут влиять, подталкивая и поощряя его, и сделать это совсем несложно. Нейролингвистические эксперименты доказали, что даже легкие поглаживания ладошки младенца и ежедневное сгибание и разгибание его пальчиков через несколько недель приводят к существенному повышению активности электрических колебаний в височной и лобной зонах головного мозга – будущих центрах речи малыша.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что целенаправленное развитие речи младших дошкольников облегчается с использованием различных игровых технологий и обеспечивает своевременное психическое развитие детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Использование синквейн – технологии в развитии речи старших дошкольников.
Синквейн - технология один из эффективных способов развитие речи детей...
Родительское собрание во 2 младшей группе «Развитие речи младших дошкольников- «Путешествие в страну «Речь»».Форма проведения – игровой практикум
Повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста....
Семинар - практикум для педагогов "Развитие речи младших дошкольников с использованием игровых технологии"
Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы....
Использование здоровьесберегающих технологий в развитии речи младших дошкольников
В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ является перспективным средством развивающей работы с детьми. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средст...
Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...
Использование здоровьесберегающих технологий в развитии речи младших дошкольников
В последнее время увеличилось количество детей с речевыми нарушениями....
Мастер-класс: «Развитие речи младших дошкольников с использованием игровых технологий».
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...