Мастер-класс: «Развитие речи младших дошкольников с использованием игровых технологий».
материал
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_razvitie_rechi_mladshih_doshkolnikov_s_ispolzovaniem_igrovyh_tehnologiy.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс: «Развитие речи младших дошкольников с использованием игровых технологий».
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Без игры нет, и не может быть полноценного развития”.
(В. А. Сухомлинский.)
Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Задачи: Познакомить педагогов с эффективными методами использования игровых технологий в жизни ребёнка. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; дыхательной; релаксационной; пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо живой бабушкиной сказки – аудиосказка с магнитофона или диски с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на с0егодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен.
Работая с современными детьми, сталкиваясь с проблемой недостаточно развитой речи детей, а также постоянным поиском средств, облегчающих процесс усвоения детьми нового материала, я очень заинтересовалась этой темой и решила глубже выяснить, как использование игровых технологий помогает ребенку младшего дошкольного возраста для развития речи.
На первый взгляд, игровая деятельность дошкольников довольно избитая тема, изученная вдоль и поперек. Но я считаю, что раз игровая деятельность – это ведущий вид деятельности дошкольников, и по ФГОС мы, воспитатели, должны воспитывать, обучать, развивать детей именно в игре, то эта тема будет важна и актуальна всегда.
Считаю, что использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.
Понятие игровые технологии
Цель игровых технологий в младшем дошкольном возрасте обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность развития речи, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, использовать полученные знания в повседневной жизни.
В своей практической деятельности я применяю вид игровых технологий - упражнения
Виды упражнений используемые мною для развития речи детей:
- Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.
- Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо – эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.
Игра-упражнение «Машина»
Цель: обучение постепенному выдоху воздуха .Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.
Упражнение «Жаба Квака»
Упражнение для мышц мягкого нёба и глотки.
Жаба Квака с солнцем встала, - потягиваются, руки в стороны
Сладко-сладко позевала, - дети зевают
Травку сочную сжевала - имитируют жевательные движения,
Да водички поглотала, - глотают На кувшинку села,
Песенку запела: "Ква-а-а-а! - произносят звуки отрывисто и громко Ква-а-а-а! Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!
3. Релаксационная гимнастика–снимает психическое и физическое напряжение. Проводится в любое время в течение дня. Продолжительность 1 – 7 минут.
"Тишина"
- Тише, тише, тишина! Разговаривать нельзя!
Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать
И тихонько будем спать.
"Кукушка"
Дети лежат на ковре, с закрытыми глазами. «Тихо, тихо стало вдруг. Солнышко уснуло. Одуванчик спит давно, и кузнечик тоже. А кукушке все равно, спать она не может. Все ку-ку-ку-ку, за окошком вторит. Отдохну и я немножко, а теперь взгляну в окошко.
«Тропинка»
По тропинке мы шагаем
И в ладошки ударяем: хлоп-хлоп-хлоп!
А теперь домой пойдем
И немножко отдохнем.
Ходьба в разных направлениях с хлопками сменяется покоем. Дети садятся на стульчики, спокойно сидят в течение 1-2 минут.
4. Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.
Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у ребенка. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития: развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры (совместно с педагогами проводится игротренинг).
Что за хруст? (переплетаем пальцы рук) Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой) Как же быть без хруста Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан) Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони) Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга) Мы капусту солим, солим… (щепотками) Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем кулаки)
5. Игровой массаж и самомассаж - позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитие мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение. В несколько игр мы с вами поиграем.
Игры с прищепками. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) «Сильно кусает котенок - глупыш. Он думает это не палец, а мышь, (смена рук) Но я же играю с тобою, малыш. А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!» (силуэт-прищепка)
Подвижно – речевые игры. Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для 1радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря – вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных подвижно – речевых игр.
Игры подражание Подражание имеет большое значение в развитии личности ребенка. Через подражание и взаимодействие он открывает для себя окружающий мир. Малыш не просто копирует чужое поведение, но и учится воспринимать себя в этом мире. Игры на подражание – важная часть общения и начало взаимодействия между взрослыми и детьми. При проведении игры включите свои актерские способности, старайтесь выразительно проговаривать стихи с соответствующими интонациями и мимикой.
Релаксация - «Волшебный цветок добра»
Положите «цветок Добра» и хорошее настроение на обе ладони. Почувствуйте, как он согревают вас: Ваши руки ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья и радости. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас теплое, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой уходя отсюда. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами. Откройте глаза. Посмотрите по сторонам улыбнитесь друг другу. Пошлите мысленно друг другу добрые мысли.
Итог. Завершающее упражнение "Благодарю! " Дорогие педагоги предлагаю каждому участнику семинара практикума мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят БЛАГОДОРЮ! Психологический смысл упражнения позволяет завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте. Итог: Таким образом, приоритетным в работе с детьми по развитию речи являются игровые технологии, которые включают в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, но и дают ребёнку возможность обрести уверенность в себе, улучшить результаты коррекции речи.
Благодарю за сотрудничество! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание культуры речи у дошкольников с использованием игровых технологий
Презентация работы по заявленной теме...
«Воспитание культуры речи у дошкольников с использованием игровых технологий».
Проект – исследовательско-творческий, краткосрочный, подгрупповой«Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора»....
Организация изобразительной деятельности младших дошкольников с использованием игровых технологий
Изодеятельность с использованием игровых технологий...
Мастер – класс для родителей 2ой младшей группы Тема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики, направленной на профилактику нарушения осанки»
Мастер – класс для родителей 2ой младшей группыТема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики,направленной на профилактику нарушения осанки»...
Мастер – класс для родителей 2ой младшей группы Тема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики, направленной на профилактику нарушения осанки
Мастер – класс для родителей 2ой младшей группыТема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики,направленной на профилактику нарушения осанки...
Семинар - практикум для педагогов "Развитие речи младших дошкольников с использованием игровых технологии"
Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы....
Мастер-класс по развитию речи старших дошкольников "Играем и развиваем речь дошкольника"
Сообщение о мастер-классе по развитию речи в подготовительной группе.В этом учебном г...