Формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа) на тему
Консультация для воспитателей.
Формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста
под влиянием детско – родительских отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_samootsenki.docx | 14.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста
под влиянием детско – родительских отношений.
МДОУ – детский сад № 30 «Родничок» (г. Серпухов)
Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что происходит базисное становление самооценки. Без преувеличения можно сказать, что самооценка оказывает огромное влияние на общее развитие личности человека. В свою очередь развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте во многом зависит от детско-родительских отношений.
В этой связи особенно важно определить, какие факторы и как они влияют на процесс формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста. Одним из таких факторов являются детско – родительские отношения.
В том случае, когда родительские отношения носят партнерский характер, проявляется любовь и уважение к личности ребенка, предоставляется самостоятельность, у ребенка в системе самооценивания развивается регуляторная функция самооценки. Обогащается индивидуальный опыт ребенка, выравнивается уровень притязаний, приобретая более осознанный характер. Развивающаяся критичность по отношению к себе приобретает гипертрофированные формы и выступает как конструктивный инструмент в дифференцировании самооценки.
В случае же, когда общий фон детско-родительских отношений носит выраженный негативный характер, самооценка в структуре личности ребенка выполняет защитную компенсаторную функцию.
Чем больше отрицательных родительских оценок получает ребенок, тем сильнее он выстраивает свою «оборону» в виде высокого уровня самооценивания. Высокая самооценка компенсирует неблагополучный опыт, защищает ребенка от негативных оценок родителей, удовлетворяет фрустрированную способность «быть принятым», появляется оторванность самооценки от реального поведения ребенка, нарушается регуляторная функция самооценки, повышается ее защитная функция, что приводит к ситуации «закрытия Я».
В целом в ряде исследований отмечается, что в настоящее время во многих семьях наблюдается очень противоречивое отношение к ребенку: с одной стороны излишняя опека, освобождение от ряда посильных для него домашних обязанностей, удовлетворение материальных потребностей и с другой - недостаток общения.
И то и другое пагубно отражается на формировании личности ребенка. Если в семье нет общих переживаний, поступков, стремлений, нет коллективных решений, то у ребенка неизбежно образуется эмоциональная пустота, которая не всегда может быть восполнена. Одна из основных предпосылок душевного развития ребенка заключается в том, чтобы ребенок рос в эмоционально теплом окружении. В случае положительного опыта, приобретенного в семье, дальнейший процесс социализации протекает, как правило, нормально. Такой ребенок легко входит в школьный коллектив, осваивая новые для него социальные нормы и роли поведения. Он редко становится «трудным». Если же первичный и социальный и эмоциональный опыт ребенка носит негативный характер, то возникает проблема воспитания, при этом заложенные отрицательные черты могут быть настолько устойчивыми, что вся система социального воспитания оказывается не в силах их преодолеть. Все неблагоприятные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской любви.
Литература:
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2007. - 387 с.
- Бранден Н. Мощь самооценки. - Киев, 2005. - 396 с.
- Гозман Л.Я., Эткин Э.В. Семейная педагогика. - М., 2006. - 376 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. В психологической литературе представлено большое количество работ...
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Самооценка оказывает чрезвычайно большое влияние на общее развитие личности человека. Самооценка – это то, как личность оценивает себя, свои возможности, качества и место среди других людей. Старший д...
Способы исследования влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процес...
Статья "Влияние родительской позиции отца на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста"
Статья "Влияние родительской позиции отца на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста"...
СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ"
В статье описан опыт работы педагога ДОУ по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры....
Методическая разработка. Рекомендации педагогам и родителям по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.
Сказка - как форма организации детского опыта, предполагает интеграцию и обобщение ряда функций, сказка структурирует, упорядочивает, организует приобретаемый и уже приобретенный опыт ребенка, его вос...
Консультация для воспитателей «Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста»
На земле много профессий, но самой важной (по моему мнению) является профессия - педагог. Только она решает многие волнующие вопросы в жизни ребёнка. Это даже не профессия, а образ жизни. Это осознани...