ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа) по теме

Максимова (Верховых) Галина Александровна

Самооценка оказывает чрезвычайно большое влияние на общее развитие личности человека. Самооценка – это то, как личность оценивает себя, свои возможности, качества и место среди других людей. Старший дошкольный возраст выполняет важную роль в психическом развитии ребенка, потому что, именно тогда начинают свое формирование новые психологические механизмы деятельности и поведения.   В старшем дошкольном возрасте развитие самооценки  зависит от детско-родительских отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Старший дошкольный возраст выполняет важную роль в психическом развитии ребенка, потому что, именно тогда начинают свое формирование новые психологические механизмы деятельности и поведения. Ребенок формируется как личность, он определяет, что для него важно, осознает свое место в социуме. Вместе с тем, на первый план выходит потребность в уважении и признании со стороны взрослого, появляется в необходимость в признании в среде сверстников, возникает интерес к совместной работе с другими детьми, становится значимым выполнение ребенком установленных правил, норм. Самооценка оказывает чрезвычайно большое влияние на общее развитие личности человека. Самооценка – это то, как личность оценивает себя, свои возможности, качества и место среди других людей. Именно в возрасте 5,5-7 лет происходит ее базисное становление. От того, какая самооценка зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка тесно взаимосвязана с уровнем притязаний человека, насколько сложны те цели, которые он ставит перед собой. Несоответствие  между притязаниями человека и его реальными возможностями приводит к выработке неправильной самооценки, впоследствии поведение личности становится неадекватным, – появляются эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т.д. Самооценка влияет еще и на то, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей. При адекватной самооценке представление людей о себе соответствуют действительности, мнение человека о себе совпадает с тем, что он в реальности собой представляет. Адекватность самооценки напрямую зависит от степени развитости оценочных способностей. Активность, бодрость, чувство юмора, находчивость, контактность, наблюдаются у детей с адекватной самооценкой. Эти качества ценятся сверстниками. При неадекватной самооценке представления о себе не отвечают действительности. Люди с заниженной самооценкой приписывают  себе те качества, которых на самом деле у них нет, охарактеризовать себя они не могут, их самооценка основывается на мнении других. Неадекватная самооценка делится на завышенную и заниженную. Дети с заниженной самооценкой недооценивают себя по сравнению с тем, что они в реальности представляют, видят в себе только негативные качества, часто испытывают неуверенность в своих силах, мнительность, пассивность, обидчивость, ранимость, замкнутость, все это приводит к трудностям в общении, взаимодействии между детьми и взрослыми, мешает устанавливать контакты.

Дети с завышенной самооценкой приписывают  себе зачастую только хорошие, положительные качества, переоценивая себя, отличаются самоуверенностью, высокомерием, бестактностью, безразличны к мнению других. Все эти качества отрицательно воспринимаются ровесниками.

Адекватная и неадекватная самооценка делится на две группы: устойчивая и неустойчивая. Устойчивая самооценка – это та, которая не меняется под воздействием каких либо факторов, с трудом исправляется. Неустойчивая самооценка более подвижна, ее возможно корректировать. Самооценка старшего дошкольника характеризуется неустойчивостью, и, потому хорошо поддается воздействию, в результате чего увеличиваются возможности направленного формирования самооценки.

 В старшем дошкольном возрасте развитие самооценки по большей части зависит от детско-родительских отношений. Тот опыт, который в дошкольном  возрасте ребенок приобретает в семье, сохраняется на долгие годы. Поэтому тема воспитания в семье интересна для ученых и практиков в области психологии и социологии. Ребенок на этом возрастном этапе готовится принять новую социальную роль – роль школьника, для которой имеют значение следующие качества: анализ, самоконтроль, оценивание себя и других, способность к принятию чужих оценок. Известный московский ученый В.Э. Пахальян в своей работе исследовал связь между принятой формой общения в семье и степенью адекватности и устойчивости самооценки ребенка. Им было выделено два типа общения: доверительное и регламентированное (формально-ролевое общение, содержание и средства которого регламентированы социальными ролями, «родитель-ребенок»). Важно отметить, что адекватная и устойчивая самооценка наблюдалась у детей, которые имели доверительные отношения с родителями. В то время как дети, воспитывающиеся в семьях с регламентированным типом общения часто обладали неустойчивой и неадекватной самооценкой. Можно предположить, что для развития позитивной самооценки ребенка необходима эмоциональная заинтересованность родителей в том, что важно ребенку. При этом, взрослые должны устанавливать четкие, ясные правила, регулирующие поведение, и дающие возможность воспитываться самостоятельности ребенка. Ребенок этого возраста в определенных ситуациях уже способен сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть мультики, но мама просит сходить в магазин).

Ощущение самоценности может сложиться в той семье, где царит любовь, где дети и взрослые уважают и понимают друг друга, где общение доверительно, где ошибки служат для получения опыта, где ребенок чувствует себя нужным и любимым. Такой является зрелая, благополучная семья. В неблагополучной  семье дети часто несчастны, здесь правила безжалостны, чрезмерная критика, страх наказания. Очевидно, что в такой семье у детей самооценка занижена. На развитие самооценки влияют правила установленные в семье. Имеются семьи, в которых принято говорить только о хорошем, положительном, правильном, следовательно, проблемы настоящей жизни не обсуждаются. Любые запреты такого рода порождает обман со стороны детей, отчужденность, ненависть по отношению к родителям. Повышенная беспомощность и враждебность зарождает низкую самооценку.

В работах отечественных психологов были исследованы влияние самооценки на восприятие, представление, решение интеллектуальных задач, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее искаженного развития – способы ее преобразования через воспитание. Дети старшего дошкольного возраста по большей части оценивают себя позитивно, а неудачи связывают со сложившимися обстоятельствами. Для ребенка значимо не просто общение, а общение со взрослыми. Доброжелательное отношение к ребенку со стороны взрослых становится одним из существенных условий его развития. Через стремление к исполнению общественно важной и общественно оцениваемой деятельности у ребенка старшего дошкольного возраста рождается понимание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может. В конечном счете, все выше описанное, очевидно влияет на базисное построение самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. В психологической литературе представлено большое количество работ...

Формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей.Формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста под влиянием детско – родительских отношений....

Роль семьи в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста

Статья о значении семьи в воспитании детей...

Особенности детско-родительских отношений и их влияние на развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Традиционно главным институтом воспитания личности ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как институ...

Статья "Влияние родительской позиции отца на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста"

Статья "Влияние родительской позиции отца на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста"...

«Влияние музыки на психику ребенка» (старший дошкольный возраст)

laquo;Влияние музыки на психику ребенка» (старший дошкольный возраст)...