«Использование наглядных моделей и схем в системе речевого развития дошкольников»
материал на тему
Обобщение опыта работы по теме. Данный материал был представлен на областном конкурсе "Учитель года Дона 2014"
Скачать:
Подписи к слайдам:
Дошкольный период – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка,
становления и развития всех сторон речи
Методы и приёмы работы
Образование
1998 год
Каменск-Шахтинское
медицинское училище
по специальности "Лечебное дело"
квалификация фельдшер
2005 год ГОУ ВПО
Ростовский Государственный университет
по специальности "
Валеология
",
квалификация
педагог-валеолог
2013 год НОУ ВПО
"Московский социально-гуманитарный институт" по специальности
«
Логопедия
»
квалификация учитель-логопед
специализация практическая психология
Спасибо за внимание
Достижения
2013 год Благодарственное письмо министерства общего и профессионального образования Ростовской области
2010 год Благодарственное письмо родителей детей
2014 год Грамота мэра
г.
Каменск-Шахтинского
Победитель городского конкурса профессионального мастерства
«
Учитель года 2014
»
2012 год Грамота городской профсоюзной организации работников образования
Задачи
Проведение совместных праздников,
конкурсов,
р
азвлечений
Формы работы с родителями
Родительские собрания
в форме
семинара-практикума, круглого стола
Консультации и
беседы (индивидуальные,
групповые, по запросу, письменные
)
Наглядная агитационная информация (выставочные стенды, папки-передвижки,
фотоматериал
)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида
детский сад №4
г. Каменск-Шахтинский
« Использование наглядных моделей и схем
в системе речевого развития дошкольников»
Шептунова Ольга Витальевна
учитель-логопед
Формирование связной речи
Раздвигая рамки общения, ребёнок становится более эмоциональным, любознательным и отзывчивым
2012 год Публикация
в сборнике итоговых материалов
II Международной научно-практической конференции «Актуальные и инновационные проблемы экономики, менеджмента, психологии и педагогики современной России»
на тему «Влияние речевого развития дошкольника на его адаптацию к новым социально-психологическим условиям»
2013 год Публикация
в электронном СМИ
социальной сети работников образования
nsportal.ru
на тему
«
Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
»
Публикации
Формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, максимальная коррекция речевых расстройств, успешная подготовке детей к школе и их дальнейшая социализация в обществе
Цель работы
Педагогическая активность
2012 год участие в Международной научно-практической конференции
«
Актуальные и инновационные проблемы экономики, менеджмента, психологии и педагогики современной России
»
филиал МСГИ г.Каменск-Шахтинский
2009 год ГОУ СПО РО
Каменский педагогический колледж Профессиональная переподготовка
по программе «Коррекционная педагогика»
2011 год авторский курс
Воскобович
В.В.
«Сказочные лабиринты игры»
игровая технология
ителлектуально-творческого
развития детей
2013 год Создание сайта
в социальной сети работников образования
nsportal.ru
2014 год ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО
повышение квалификации
по программе «Управление методической работой»
Формирование
лексико-грамматических категорий
Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Такие технологии позволяют развивать быстроту умственных реакций, оригинальность мышления, изобретательность, инициативность, умение увидеть проблему.
Именно такие качества будут востребованы
в том обществе, в котором детям предстоит работать, творить, быть активными его гражданами.
Актуальность
Обобщение и распространение опыта
На уровне ДОУ
Семинар-практикум для педагогов
«
Формирование связной речи у дошкольников
»
К
онсультация
«
Как научить ребёнка пересказывать текст
»
Показ
НОД с использованием метода наглядного моделирования и ИКТ «Времена года . Осень»
На муниципальном уровне
:
участие в городских МО логопедов
Мастер-класс
«
Расскажем сказку
»
,
показ НОД с использованием наглядного моделирования
«
Времена года. Зима
»
обобщение опыта
«
Метод наглядного моделирования как средство формирование связной речи у дошкольников
»
Всероссийский уровень
:
размещение материалов на сайтах
http://nsportal.ru/sheptunova-olga-vitalevna
и
http
://
detsad
4-2012.
jimdo
.
com
/
Педагогическое кредо
Для меня, как для педагога,
важно,
чтобы дети были активны, жизнерадостны,
открыты, принимали самих себя
и признавали ценность других
Наглядное моделирование
–
это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним
г
т
м
с
Формирование представлений
о структурных единицах языковой системы
Предварительный просмотр:
«Использование наглядных моделей и схем в системе речевого развития дошкольников»
Здравствуйте. Меня зовут Шептунова Ольга Витальевна и я ….. учитель-логопед.
2 слайд Образование:
- в1998 году окончила Каменск-Шахтинское медицинское училище по специальности "Лечебное дело", квалификация фельдшер
- в 2005 году ГОУ ВПО "Ростовский Государственный университет" по специальности "Валеология", квалификация педагог-валеолог
- в 2013 году окончила НОУ ВПО "Московский социально-гуманитарный институт" по специальности "Логопедия", квалификация учитель-логопед, специализация практическая психология
В нашем детском саду я работаю с 2001 года. Сначала в должности старшей медицинской сестры, затем воспитателем общеразвивающей группы, после воспитателем логопедической группы и с 2011 года в должности учителя-логопеда.
В профессии я уже 8лет, которые наполнены и радостью и тревогами, и взлётами и падениями, и постоянным самосовершенствованием …… ЖИЗНЬЮ.
3 слайд
Есть страна, которую не отыскать на карте…. Что бы там жить, нужно быть открытым, весёлым, иногда шаловливым… Нужно быть ребёнком! Пусть не по возрасту, а только в душе! Эта страна чудес – ДЕТСТВО! И я счастлива, что вместе с детьми расту, развиваюсь и многократно проживаю это самое счастливое время.
Для меня, как для педагога, важно, чтобы дети были активны, жизнерадостны, открыты, принимали самих себя и признавали ценность других.
4 слайд 5, 6
«Ну а здесь, знаешь ли приходится бежать со всех ног, что бы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!» Эти слова Королева сказала маленькой девочке Алисе и эти же слова стали для меня движущей силой. А потому я нахожусь в режиме постоянного профессионального роста и повышения квалификации
7 слайд
Дошкольное образование - это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками - формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Сегодня совершенно определённо можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей.
8 слайд
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
9 слайд
актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками обусловлена ФГОС
для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
применяя графическую аналогию, мы формируем у детей навык видеть главное, систематизировать полученные знания.
Именно такие качества будут востребованы в том обществе, в котором детям предстоит работать, творить, быть активными его гражданами.
10 слайд В начале моей работы была поставлена Цель
Формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, максимальная коррекция речевых расстройств, успешная подготовке детей к школе и их дальнейшая социализация в обществе
11 слайд
И сформулированы Задачи
по следующим направлениям:
коррекция звукопроизношения;
формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук - слово - предложение - текст);
формирование лексико-грамматических категорий;
формирование связной речи;
развитие высших психических функций: внимание, мышление, память;
Решая эти задачи в совокупности, передо мной стояла основная задача формирование и развитие целостной активной личности дошкольника
Опыт работы. Методы и приёмы
Наш детский сад работает по программе Н.В. Крыловой, в комбинированных группах детского сада работа так же ведётся в соответствии с «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» авторов Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г.В. Чиркина.
В соответствии с программой мною были разработаны перспективные планы коррекционного обучения детей в старшей и подготовительной группах соответственно. В которых на различных этапах применялись методы наглядного моделирования.
Так на этапе формирования представлений о структурных единицах языковой системы
При использовании различных схем, менялся характер деятельности детей: они получали возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы. Это развивало интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствовало речемыслительную деятельность ребенка. Для этой работы мною были изготовлены и разработаны различные дидактические игры и пособия , которые представлены на слайде.
На этапе по формировании лексико-грамматических категорий у дошкольников мною использовались схемы предлогов, модели слов: предметов, действий, признаков, графическая модель предложения Модели и схемы позволили детям осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, что способствовало расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
При работе над формированием связной речи Я использовала наглядное моделирование, и картинно-графический план высказывания, в формировании различных видов речевой деятельности.ТАК при пересказе текстов мы с детьми брали в помощь картинно-графический план, который может быть представленн как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок.
При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картин Внимание дошкольников акцентировалось на наглядные опоры, это помогало детям не «потерять» характеристики героев, найти причинно-следственные связи в рассказе. Слова - признаки, характеризующие персонажей, обозначается либо знаком вопроса, или, если необходимо передать настроение героя - используется наглядная модель
При составлении описательных рассказов по сюжетной картине Детям раздавались карточки с фрагментами картины и предлагалось составить предложения. Затем выставлялась большая картина, дети находили на ней свои фрагменты. По ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины.
На этапе составления описательных рассказов Мною была систематизирована и оформлена подборка карточек- схем «Расскажика». С их помощью дети овладевали навыком составления описательных рассказов.
ПРИ составление рассказов по замыслу. Дети подготовительной к школе группы самостоятельно зарисовывали тексты небольших рассказов, загадки.
РАБОТА с родителями
Для достижения устойчивых результатов необходимо тесное сотрудничество с родителями, используя различные формы работы с ними. Был проведен круглый стол на тему "Играя, развиваем", оформлены различные стендовые консультации, подготовлены практические и открытые занятия с целью повышения компетентности родителей в данном вопросе. Родители принимали активное участие в совместных речевых досугах, праздниках.
ДИНАМИКА
Результатом моей целенаправленной и систематической работы в течение двух лет, стало повышение уровня развития речи детей.
Динамика развития речеязыковой компетенции детей логопедической группы, представлена на слайд.
Обобщение и распространение опыта
- На уровне ДОУ:Семинар-практикум для педагогов «Формирование связной речи у дошкольников», консультация «Как научить ребёнка пересказывать текст», Показ НОД с использованием метода наглядного моделирования и ИКТ «Времена года . Осень»
- На муниципальном уровне: участие в городских МО логопедов, Мастер-класс «Расскажем сказку», показ НОД с использованием наглядного моделирования «Времена года. Зима», обобщение опыта «Метод наглядного моделирования как средство формирование связной речи у дошкольников»
-Всероссийский уровень: размещение материалов на сайтах http://nsportal.ru/sheptunova-olga-vitalevna и http://detsad4-2012.jimdo.com/
И в заключении хотелось бы сказать:
Развивая речь ребёнка Мы не только открываем для ребёнка неограниченные возможности общения, но и вселяем в него уверенность в собственные силы, способствуем развитию его познавательных способностей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование мнемотаблиц, схем в познавательно- речевом развитии дошкольников»
Семинар-практикум для воспитателей...
Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников
В детской речи существуют множество проблем. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. У детей с общим нед...
Использование мнемотаблиц ,схем, в познавательно-речевом развитии дошкольников
Использование мнемотабиц для развития речи....
Выступление на РМО. Тема:«Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников»
Полезный для нашей работы материал. Сама широко использую в работе с детьми мнемотаблицы. Детям очень нравится....
Презентация «Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников»
Презентация к выступлению на РМО . Тема: "Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно-речевом развитии дошкольников"...
Мастер-класс "Использование мнемотаблиц, схем в познавательно-речевом развитии дошкольников"
Обогащение словарного запасаОбучение пересказуСоставление рассказовРазучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорокОтгадывание загадокПостоновка звуковАвтоматизация звуковДифференциоация зв...
«Использование мнемотаблиц, схем в познавательно- речевом развитии дошкольников"
Константин Дмитриевич Ушинский писал:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться,...