«Использование наглядных моделей и схем в системе речевого развития дошкольников»
материал на тему

Шептунова Ольга Витальевна

Обобщение опыта работы по теме. Данный материал был представлен на областном конкурсе "Учитель года Дона 2014"

Скачать:


Подписи к слайдам:


Дошкольный период – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка,
становления и развития всех сторон речи
Методы и приёмы работы

Образование

1998 год

Каменск-Шахтинское

медицинское училище
по специальности "Лечебное дело"
квалификация фельдшер
2005 год ГОУ ВПО
Ростовский Государственный университет
по специальности "
Валеология
",
квалификация
педагог-валеолог
2013 год НОУ ВПО
"Московский социально-гуманитарный институт" по специальности
«
Логопедия
»
квалификация учитель-логопед
специализация практическая психология

Спасибо за внимание

Достижения
2013 год Благодарственное письмо министерства общего и профессионального образования Ростовской области
2010 год Благодарственное письмо родителей детей
2014 год Грамота мэра
г.
Каменск-Шахтинского

Победитель городского конкурса профессионального мастерства
«
Учитель года 2014
»
2012 год Грамота городской профсоюзной организации работников образования
Задачи

Проведение совместных праздников,
конкурсов,
р
азвлечений
Формы работы с родителями
Родительские собрания
в форме
семинара-практикума, круглого стола
 
 
Консультации и

беседы (индивидуальные,
групповые, по запросу, письменные
)

Наглядная агитационная информация (выставочные стенды, папки-передвижки,
фотоматериал
)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида
детский сад №4
г. Каменск-Шахтинский


« Использование наглядных моделей и схем
в системе речевого развития дошкольников»
Шептунова Ольга Витальевна
учитель-логопед

Формирование связной речи
Раздвигая рамки общения, ребёнок становится более эмоциональным, любознательным и отзывчивым
2012 год Публикация
в сборнике итоговых материалов
II Международной научно-практической конференции «Актуальные и инновационные проблемы экономики, менеджмента, психологии и педагогики современной России»
на тему «Влияние речевого развития дошкольника на его адаптацию к новым социально-психологическим условиям»
2013 год Публикация
в электронном СМИ
социальной сети работников образования
nsportal.ru

на тему
«
Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
»

Публикации
Формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, максимальная коррекция речевых расстройств, успешная подготовке детей к школе и их дальнейшая социализация в обществе
Цель работы
Педагогическая активность
2012 год участие в Международной научно-практической конференции
«
Актуальные и инновационные проблемы экономики, менеджмента, психологии и педагогики современной России
»
филиал МСГИ г.Каменск-Шахтинский
2009 год ГОУ СПО РО
Каменский педагогический колледж Профессиональная переподготовка
по программе «Коррекционная педагогика»
2011 год авторский курс
Воскобович
В.В.
«Сказочные лабиринты игры»
игровая технология
ителлектуально-творческого
развития детей
2013 год Создание сайта
в социальной сети работников образования
nsportal.ru
2014 год ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО
повышение квалификации
по программе «Управление методической работой»
Формирование
лексико-грамматических категорий

Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Такие технологии позволяют развивать быстроту умственных реакций, оригинальность мышления, изобретательность, инициативность, умение увидеть проблему.
Именно такие качества будут востребованы
в том обществе, в котором детям предстоит работать, творить, быть активными его гражданами.
Актуальность

Обобщение и распространение опыта
На уровне ДОУ
Семинар-практикум для педагогов
«
Формирование связной речи у дошкольников
»
К
онсультация
«
Как научить ребёнка пересказывать текст
»
Показ
НОД с использованием метода наглядного моделирования и ИКТ «Времена года . Осень»
На муниципальном уровне
:
участие в городских МО логопедов
Мастер-класс
«
Расскажем сказку
»
,
показ НОД с использованием наглядного моделирования
«
Времена года. Зима
»
обобщение опыта
«
Метод наглядного моделирования как средство формирование связной речи у дошкольников
»
Всероссийский уровень
:
размещение материалов на сайтах
http://nsportal.ru/sheptunova-olga-vitalevna
и
http
://
detsad
4-2012.
jimdo
.
com
/
Педагогическое кредо
Для меня, как для педагога,
важно,
чтобы дети были активны, жизнерадостны,
открыты, принимали самих себя
и признавали ценность других
Наглядное моделирование

это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним
г
т
м
с

Формирование представлений
о структурных единицах языковой системы


Предварительный просмотр:

«Использование наглядных моделей и схем в системе речевого развития дошкольников»

 Здравствуйте. Меня зовут Шептунова Ольга Витальевна и я ….. учитель-логопед.

2 слайд  Образование:

- в1998 году окончила Каменск-Шахтинское медицинское училище по специальности "Лечебное дело", квалификация фельдшер

-  в 2005 году  ГОУ ВПО "Ростовский Государственный университет" по специальности "Валеология",  квалификация педагог-валеолог

- в 2013 году окончила  НОУ ВПО "Московский социально-гуманитарный институт" по специальности "Логопедия", квалификация  учитель-логопед, специализация практическая психология

В нашем детском саду я работаю с 2001 года. Сначала в должности старшей медицинской сестры, затем воспитателем общеразвивающей группы, после воспитателем логопедической группы  и с 2011 года в должности учителя-логопеда.

В профессии я уже 8лет, которые наполнены и радостью и тревогами, и взлётами и падениями, и постоянным самосовершенствованием …… ЖИЗНЬЮ.

3 слайд 

Есть страна, которую не отыскать на карте…. Что бы там жить, нужно быть открытым, весёлым, иногда шаловливым… Нужно быть ребёнком! Пусть не по возрасту, а только в душе! Эта страна чудес – ДЕТСТВО!   И я счастлива, что вместе с детьми расту, развиваюсь и многократно проживаю это самое счастливое время.

 Для меня, как для педагога, важно, чтобы дети  были активны, жизнерадостны, открыты, принимали самих себя и признавали ценность других.

4 слайд  5, 6

«Ну  а здесь, знаешь ли приходится бежать со всех ног, что бы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!»  Эти слова Королева сказала маленькой девочке Алисе и эти же слова стали для меня движущей силой. А потому я нахожусь в режиме постоянного профессионального роста и повышения квалификации

7 слайд

 Дошкольное образование - это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками - формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Сегодня совершенно определённо можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей.  

8 слайд

 Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.  

9 слайд

актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками  обусловлена  ФГОС

    для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

    использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

    применяя графическую аналогию, мы формируем у  детей навык видеть главное, систематизировать полученные знания.

Именно такие качества будут востребованы в том обществе, в котором детям  предстоит работать, творить, быть активными его гражданами.  

10 слайд В начале моей работы была поставлена Цель

Формирование интереса к процессу обучения и его мотивации,    максимальная  коррекция речевых расстройств, успешная подготовке детей к школе и их дальнейшая социализация в обществе

11 слайд

 И сформулированы Задачи

   по следующим направлениям:

  коррекция звукопроизношения;

  формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук - слово - предложение - текст);

  формирование лексико-грамматических категорий;

  формирование связной речи;

  развитие высших психических функций: внимание, мышление, память;

Решая эти задачи в совокупности, передо мной стояла основная задача формирование и развитие целостной активной личности дошкольника

Опыт работы. Методы и приёмы

Наш детский сад работает по программе Н.В. Крыловой, в комбинированных группах детского сада работа так же ведётся  в соответствии с «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» авторов  Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г.В. Чиркина.

В соответствии с программой мною были разработаны перспективные планы  коррекционного обучения детей в старшей и подготовительной группах соответственно. В которых на различных этапах  применялись  методы   наглядного моделирования.

Так  на этапе формирования представлений о структурных единицах языковой системы

 При использовании различных схем, менялся  характер деятельности детей: они получали возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы.   Это развивало интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствовало  речемыслительную деятельность ребенка. Для этой работы мною были изготовлены и разработаны   различные дидактические игры и пособия , которые представлены на слайде.

На этапе по  формировании лексико-грамматических категорий  у дошкольников  мною использовались схемы предлогов,  модели слов: предметов, действий, признаков, графическая модель предложения  Модели и схемы позволили   детям осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, что способствовало расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

    При работе над формированием связной речи Я  использовала  наглядное моделирование, и картинно-графический  план высказывания, в формировании различных видов речевой деятельности.ТАК  при  пересказе текстов мы с детьми брали в помощь картинно-графический план, который может быть представленн как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок.  

   При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картин  Внимание дошкольников   акцентировалось на наглядные опоры, это  помогало детям не «потерять» характеристики героев, найти причинно-следственные связи в рассказе. Слова - признаки, характеризующие персонажей, обозначается либо знаком вопроса, или, если необходимо передать настроение героя - используется наглядная модель

 При составлении описательных рассказов по сюжетной картине Детям  раздавались карточки с фрагментами картины и предлагалось составить предложения. Затем выставлялась большая картина, дети находили на ней свои фрагменты. По ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины.  

 На этапе  составления описательных рассказов Мною была систематизирована и оформлена подборка карточек- схем «Расскажика». С их помощью дети овладевали навыком составления описательных рассказов.

ПРИ составление рассказов по замыслу. Дети подготовительной к школе группы самостоятельно зарисовывали тексты небольших рассказов, загадки.

РАБОТА с родителями

Для достижения устойчивых результатов необходимо тесное сотрудничество с родителями, используя различные формы работы с ними. Был проведен круглый стол на тему "Играя, развиваем", оформлены различные стендовые консультации, подготовлены практические и открытые занятия с целью повышения компетентности родителей в данном вопросе. Родители принимали активное участие в  совместных речевых досугах, праздниках.

ДИНАМИКА

 Результатом моей целенаправленной и систематической работы в течение двух лет, стало повышение уровня развития речи детей.  

  Динамика развития речеязыковой компетенции детей логопедической группы, представлена на слайд.

Обобщение и распространение опыта  

- На уровне ДОУ:Семинар-практикум для педагогов «Формирование связной речи у дошкольников», консультация «Как научить ребёнка пересказывать текст», Показ НОД  с использованием  метода наглядного моделирования и  ИКТ «Времена года .   Осень»

- На муниципальном уровне: участие в городских МО логопедов, Мастер-класс «Расскажем сказку», показ НОД с использованием наглядного моделирования «Времена года. Зима», обобщение опыта «Метод наглядного моделирования как средство формирование связной речи у дошкольников»

-Всероссийский уровень: размещение материалов на сайтах http://nsportal.ru/sheptunova-olga-vitalevna  и http://detsad4-2012.jimdo.com/

И в заключении хотелось бы сказать:

Развивая речь ребёнка Мы  не только открываем для ребёнка неограниченные возможности общения, но и вселяем в него уверенность в собственные силы, способствуем развитию его познавательных способностей.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников

В детской речи существуют множество проблем. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. У детей с общим нед...

Выступление на РМО. Тема:«Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников»

Полезный для нашей работы материал. Сама широко использую в работе с детьми мнемотаблицы. Детям очень нравится....

Презентация «Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников»

Презентация к выступлению на РМО . Тема: "Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно-речевом развитии дошкольников"...

Мастер-класс "Использование мнемотаблиц, схем в познавательно-речевом развитии дошкольников"

Обогащение словарного запасаОбучение пересказуСоставление рассказовРазучивание стихотворений,  скороговорок, чистоговорокОтгадывание загадокПостоновка звуковАвтоматизация звуковДифференциоация зв...

«Использование мнемотаблиц, схем в познавательно- речевом развитии дошкольников"

Константин Дмитриевич Ушинский писал:«Учите  ребёнка  каким-нибудь  неизвестным  ему  пяти словам  - он  будет  долго  и  напрасно  мучиться,...