Голосовые игры и упражнения - как средство формирования певческих способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
В мастер-классе рассказывается о взаимодействии Детского сада со Школой искусств, в котором используются новые игры и упражнения взятые из опыта работы педагога раннего эстетического развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс | 35.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО
ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО -
ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ»
Мастер – класс
Музыкальный руководитель:
Нагайцева О.В.
г. Нефтеюганск
2014г
Ход мастер – класса:
Вступительное слово. Музыкальный руководитель.
Уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему: «Голосовые игры и упражнения как средство формирования певческих способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста»
Слайд 1,2
Сколько положительных эмоций мы получаем от детского пения. Но зачастую бывает так, что детское исполнительство обеднено эмоциями, в нем слабо выражены средства музыкальной выразительности. Кроме того голосовой аппарат, старшего дошкольника, отличается хрупкостью, ранимостью; гортань с голосовыми связками еще не достаточно развиты, связки короткие, звук слабый.
ФГОС ДО одной из задач дошкольного образования определяет создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Слайд 3
Я считаю, что в результате систематической работы, направленной на развитие певческих навыков, возможно успешно развивать творческие способности. Дети становятся достаточно успешными, приобретают определенный фундамент, становятся активнее и проявляют инициативу в музыкальной деятельности.
Вот уже третий год я работаю в МБДОУ «Детский сад №1», где приоритетным является осуществление деятельности по художественно-эстетическому развитию детей. Поэтому я для себя определила цель и задачи (они представлены на экране) своей деятельности. Организовала работу с одаренными детьми в кружке «Ладушки». Так как у меня не достаточного опыта работы по формированию певческих способностей я обратилась к педагогу раннего эстетического развития детей Сидоровой Л.К. детской школы искусств №2.
Вместе мы разработали план взаимодействия на год Слайд 4
Я посетила уроки Лилии Кагармановны и переняла опыт работы по формированию певческих способностей.
Новые игры и упражнения я часто использую на своих занятиях.
Дошкольная музыкальная педагогика основывается на игровой методике, которая вызывает положительные эмоции у детей, поддерживает интерес к пению и позволяет сформировать устойчивые певческие способности которые включают в себя певческие навыки - певческое дыхание, звукообразование, дикцию, чистоту интонирования. Слайд 5
Я продемонстрирую вам некоторые приемы организации музыкальных игр, голосовых упражнений, способствующих развитию вокальных способностей.
Важнейшим условием успешного пения является певческая установка. Я приучаю детей правильно стоять и сидеть.
Слайд 6
Мы с детьми говорим так «Ножки - раз, ручки - два, спинка - три! И замри!» или «Раз, Два, Три - ручки, ножки, спинку собери»
Педагог обращается к участникам мастер- класса: «Давайте попробуем!».
Так же я использую интересное упражнение, для формирования правильной осанки «Медведь» Слайд 7
Огромную роль в формировании певческих способностей играет певческое дыхание. Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают специальные игры и упражнения, например такие, как «Воздушный шар», «Удивлялки», «Чайник» и другие.
Слайд 8
Эти упражнения, помимо привития навыка правильного певческого дыхания, способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, а так же осуществляют массаж внутренних органов и укрепляют нервную систему.
Слайд 9
Педагог обращается к участникам мастер- класса:
Давайте поиграем в «Удивлялки»
Цель: Развитие певческого дыхания.
Мы должны вдохнуть через нос, а на выдохе повернуться к рядом сидящему и произнести слог удивления (ах, ох, ух и тп.)
К этой игре я придумала ряд усложнений с учетом возможностей детей, чем решила задачу индивидуально-дифференцированного подхода.
Педагог обращается к участникам мастер- класса:
Предлагаю вам проиграть в один из вариантов.
Пропевание предложений, различных по продолжительности, помогает увеличить объём дыхания.
Например, упражнение «Едем в гости»
Слайд 10
Мы пропеваем предложения на одном дыхании, стараясь передать мелодическую интонацию. В середине предложения брать дыхание нельзя.
Педагог обращается к участникам мастер- класса:
Предлагаю вам проиграть
В работе с детьми старшего возраста большое внимание уделяется распеванию, которое способствует развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и расширению певческого диапазона.
Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. На занятиях я использую фонопедический метод развития голоса, разработанный врачом-отоларингологом и певцом Виктором Емельяновым, направленные на укрепление гортани, расширения звукового диапазона голоса.
Для расширения певческого диапазона я предлагаю воспитателям игру «Баба-Яга» которая основана на фонопедическом методе В. Емельянова
Слайд 11
Эту игру я советую воспитателям, так как в нее можно играть без музыкального сопровождения.
Педагог обращается к участникам мастер- класса:
Предлагаю вам проиграть
Так же мы используем на занятиях следующие игры и упражнения «Эхо», «Дождик», «Кукушка», «Ниточка»,
А сейчас хочу предложить вам поиграть в игру «Поющие часы» Слайд 12
Целью которой является отработка правильного формирования слогов в пении, расширение певческого диапазона .
Педагог обращается к участникам мастер- класса:
Предлагаю вам проиграть в игру «Поющие часы».
Так же для формирования певческих способностей я считаю важным работу над дикцией. Она начинается с формирования округлых гласных и отчётливого произношения согласных звуков в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, распевание, речевые зарядки. Слайд 13
На одном из просматриваемых мною занятий в ДШИ мне очень понравились новые упражнения артикуляционной гимнастики и я включила их в свою работу с воспитанниками.
Педагог обращается к участникам мастер- класса:
И сегодня я бы хотела с вами поиграть.
Игра «У бабушки с дедушкой». Слайд 14
Игра заключается в том, что язычок под музыку «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы. Ход игры сопровождается чтением сказки, а движения выполняются ритмично под музыку.
К упражнениям можно добавить одну две скороговорки, которые также мы не просто проговариваем а пропеваем в разном темпе, используя различные интонации – ласковые, ликующие, ворчливые и т. п. Слайд 15
Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка и в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. В этом случае я использую упражнение «Рисуем голосом»
Рисование голосом.
Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям (воображаемым и заданным). Прежде чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, подпрыгивающий мяч, капли дождя, падающие звезды.… Слайд 16,17,18,19
На занятиях я использую слайдовые презентации.
Это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя плохо поющим. Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее с определенной целью (громче, тише, легато, стаккато и т.п.). Исполнение должно быть спокойным и неторопливым, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом. Восходящие, нисходящие, кружащиеся линии должны повисать в пространстве, таять.
Слайд 20
Педагог обращается к участникам мастер- класса:
Давайте с вами нарисуем голосом круг. Для этого нужно начать голосом с верхнего звука, пройтись по звукоряду и вернуться к исходному звуку.
Педагог показывает
Педагог обращается к участникам мастер- класса:
А сейчас мы к нашему кругу подрисуем лучики. Чтобы получилось солнышко.
Послушайте, как я нарисую лучики у солнышка. А теперь вы.
Заключительное слово: Все предложенные мной игры и упражнение способствуют развитию не только вокальных, но и личностных проявлений детей, мои дети научились петь чище, звонче и четче, стали проявлять инициативу, воображение, научились быть самостоятельными, а также приобрели умение сопереживать, радоваться успехам друг друга, что помогает им быстрее адаптироваться в социуме. На сегодняшний день четыре моих воспитанника посещают занятия у Лилии Кагармановны в ДШИ. Они чувствуют себя гораздо увереннее потому, что многие игры и упражнения им уже знакомы. В следующем году еще пять воспитанников планируют заниматься у этого педагога. Таким образом тесное взаимодействие музыкальных руководителей детского сада и школы искусств способствует формированию у детей предпосылок к учебной деятельности и эффективному развитию их творческих способностей.
Свое выступление хочу закончить словами Дмитрия Шастаковича
“Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей и мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе совершенно новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Виртуальный музей «Песни, опаленные войной» как средство формирования духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста»
Основная цель проекта: организация образовательного процесса, способствующего повышению уровня духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста через использова...
Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...
ПРОЕКТ "Виртуальный музей "Песни опаленные войной как средство формирования духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста"
Проект "Виртуальный музей "Песни опаленные войной как средство формирования духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста" используется в сфере дошкольног...
ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ.
Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают большие трудности при овладении графическими навыками, и это значительно осложняет начальный этап их о...
Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста (дети с нарушением зрения)
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение , т. е. те качества которые необходимы...
Статья «Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста». Выполнила
Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь явл...