Технология "Тренировочное рисование". Теория и практика.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Презентация знакомит педагогов с технологией "Тренировочное рисование" И. И. Мамайчук и раскрывает особенности ее применения на практике. Применяется при работе с детьми с ОВЗ для правильного формирования графической деятельности. Технология может быть полезна воспитателям, учителям-дефектологам, родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_trenirovochnoe_risovanie.pptx | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почему и для чего рисуют дети? Рисование – основной вид продуктивной деятельности в дошкольном возрасте и оно приносит детям радость. Во время рисования развивается мелкая моторика Рисунки оказывают сильное стимулирующее действие на развитие речевой и мыслительной деятельности ребенка. Рисуя, ребенок выражает свой внутренний мир, выплескивает свои переживания . Рисование входит в систему психокоррекционных занятий для детей с ДЦП
Основные подходы к обучению рисованию Традиционный - деятельность ребенка структурируется. Импровизационный – художник изображает не объекты, неважно, реальные они или фантастические, а с помощью цветов и форм выражает свой внутренний мир .
Надо ли учить детей рисовать? Дети с особенностями в развитии не могут сами научиться изображать предметы, так как у них нарушен или отсутствует перенос на новый вид деятельности. .
Трудности овладения рисованием Двигательные нарушения верхних конечностей (у маленьких детей не развита моторика рук). Несформированность восприятий.
Последствия - У детей возникает страх перед рисованием, - дети отказываются рисовать - начинают вредничать - рисунок ребенка – «бесконечное выплескивание эмоций» Воспитатели: - уговаривают ребенка или ругают его; - не допускают на занятие; - рисуют его рукой; - позволяют ребенку рисовать, все, что ему вздумается . Родители хотят увидеть результат
Возможности методики «Тренировочное рисование». Снимает страх перед рисованием. У детей совершенствуются графические движения. Дети с нарушениями рисуют узнаваемые объекты. Дети рисуют самостоятельно. Ребенок получает удовольствие как от самого процесса рисования, так и от результата.
Показания к применению Критерии Мамайчук И.И. Практика Показания к применению, возраст При ДЦП - с 4 лет При УО (легкая степень) - с 6-7 лет Ранний возраст, дети с ОВЗ Материал Толстый граненый карандаш Толстый граненый карандаш, Мел Краски на II этапе Назначение методики Рисование, как средство коррекции для детей с ДЦП и УО легкой степени Средство коррекции. Продуктивная деятельность. Чередование этапов Этапы нельзя менять местами II этап часто предшествует первому или используются оба Реализуя III этап часто приходится возвращаться к I Система занятий Конструирование по моделям Занятия по развитию восприятия Рисование ?
Материал Трафареты (картонные, пластиковые) Бумага -Мелки (если ребенок держит карандаш в кулаке, рисовать надо мелками. Краски Скрепки или скотч Карандаш. Толстый, граненый. Рисует, тренирует, не ломается. Мягкий карандаш рисует очень ярко. Бесконечность.
Тренировочное рисование Цель: Совершенствовать у детей графические движения, направленные на воспроизведение пространственных и метрических признаков предметов Этапы: 1) Обучение детей элементарным графическим движениям по опорным точкам в вертикальном и в горизонтальном положении. 2) Обучение детей произвольному управлению графическими движениями. (Раскрашивание трафаретов.) 3) Обучение детей умению рисовать простые предметы с натуры. 4) Обучение детей изображению предметов с натуры, по замыслу, по представлению.
Этап I . Цель: обучение детей элементарным графическим движениям по опорным точкам в вертикальном и в горизонтальном положении. Материал: толстые цветные граненые карандаши, альбом для рисования. Руководство: педагог показывает ребенку, как правильно держать карандаш, контролирует руки ребенка в процессе рисования, в начале допускаются пассивные движения. (Если не справляется с заданиями, переходим ко второму этапу).
Задания I этапа 1. Нарисовать «ниточки» по опорным точкам в вертикальном направлении (нарисовать разноцветные, короткие, длинные отрезки). 2. Нарисовать «дорожку» по опорным точкам в горизонтальном направлении (короткие, длинные отрезки). 3. Нарисовать геометрические фигуры по опорным точкам (квадрат, треугольник, ромб и др.). Нарисовать дом с забором и деревом по опорным точкам.
Методические требования к занятиям I этапа 1 Опорные точки наносятся на бумагу до занятия. 2 Учим детей правильно держать карандаш, прижимать лист бумаги 2 рукой. 3 Занятия по рисованию рекомендуется проводить в небольшой группе (по 2-3 человека). 4 Продолжительность и количество занятий можно варьировать в зависимости от динамики усвоения ребенком навыков. Результат: Дети овладевают элементарными изобразительными движениями .
Этап II . Цель: обучение детей произвольному управлению графическими движениями . Материал: альбом для рисования, утолщенные граненые карандаши, трафареты, изготовленные из пенопласта или картона (салфеток под горячее), изображающие геометрические фигуры и фигуры животных. Руководство: педагог укрепляет трафарет, контур фигуры обводится сначала пальцем, потом карандашом, называются детали объекта (обводим угол, сторону, ушко голову, хвостик, спинку и т.д.)
Задания II этапа Дети рисуют и раскрашивают по внутреннему контуру трафарета не снимая его: квадрат и прямоугольник; круг и овал треугольник и ромб; флажки; неопределенные фигуры разной величины; - фигуры животных
Вот что я нарисовал!
Методические требования к занятиям II этапа. 1 Требовать от ребенка правильной осанки. 2 Необходимо следить за тем, чтобы дети обводили контур фигуры медленно, а закрашивали фигуры быстрыми, размашистыми движениями. 3 Раскрашивание необходимо делать в соответствии с формой фигуры. Например, для круга — круговые движения, а для квадрата — прямые линии, а для треугольника — наклонные. 4 Учить детей произвольно регулировать силу нажима. 5 Прежде чем приступать к рисованию, совместно с ребенком сделать анализ фигуры на трафарете. Учить детей обводить ее контуры указательным пальцем. 6 В процессе занятия обязательно включать в работу вторую руку для удерживания трафарета на листе бумаги. 7 Проводить занятия в строго указанной последовательности. Результат: дети овладевают умением регулировать графические движения в зависимости от формы предмета.
Этап III Цель: Учить детей рисовать простые предметы с натуры Материал : альбом для рисования, цветные карандаши, геометрические фигуры, разделенные на несколько частей, объемные фигуры, разделенные на части (катушка, яйцо, пирамидка и др.).
Задания III этапа 1 Нарисовать «дорожку», предварительно построенную ребенком из кирпичиков разного цвета. 2 Нарисовать квадрат, треугольник и прямоугольник, предварительно построенные из палочек одинаковой величины. 3 Нарисовать геометрические фигуры, предварительно сложенные из частей. 4 Нарисовать «домики», предварительно сложенные из геометрических фигур. 5 Нарисовать разноцветные « воротики » (одноярусные, двухъярусные), предварительно сконструированные из блоков разной величины.
Методические требования к занятиям III этапа Перед тем как ребенок начнет рисовать, педагог совместно с ребенком исследует образцы и предлагает сконструировать их из готовых блоков. Например, при изображении катушки ребенок складывает целую фигуру из двух частей, внимательно рассматривает ее и после этого приступает к рисованию. 1. Занятия этого этапа рекомендуется проводить с ребенком индивидуально. 2. Если ребенок испытывает затруднения в процессе конструирования предметов, следует напомнить ему приемы конструирования. 3. Следует сопоставлять изображенный ребенком предмет с образцом. 4. Продолжительность занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Этап IV Цель: обучение детей изображению предметов с натуры, по замыслу , по представлению. Предметы: Материал: цветные карандаши, альбом для рисования. Предметы одинаковой фактуры (из дерева): куб, пирамидка, матрешка, груша и др. Пластмассовые бусы на ниточке, пластмассовые модели яблока, банана, огурца и др. Руководство: педагог предлагает ребенку сначала ощупать фигуру, словесно описать ее, а затем нарисовать. В случае затруднения названия фигуры рекомендуется рассмотреть ее, а затем уже приступать к рисованию.
Задания IV этапа 1.Нарисовать яблоко, грушу с натуры с предварительным их обследованием с помощью зрения и осязания. 2. Нарисовать бусы на ниточке после осязательно-зрительного восприятия. 3. Нарисовать катушку, пирамидку после осязательного и зрительного восприятия. 4. Нарисовать куб, шар после осязательного восприятия.
Методические требования к занятиям IV этапа 1. Занятия с детьми рекомендуется проводить небольшой группой (3-4 человека). 2. Обязательно проводить занятия в указанной выше последовательности. 3. Добиваться, чтобы дети в процессе осязательного и зрительного восприятия образцов делали их тщательный анализ, называли их существенные признаки. 4. Напоминать детям, как нужно закрашивать рисунок (горизонтальные, вертикальные, круговые линии). 5. Прежде чем начинать рисовать, предложить детям воспроизвести форму фигуры движением руки. 6. В конце занятий совместно с ребенком сопоставлять его рисунки с образцами.
Коррекция проходит в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности: лепка аппликация конструирование (конструктивное моделирование); в процессе игры и упражнений, направленных на формирование восприятий.
Конструирование Виды конструирования Параллельное конструирование Конструирование по образцу Конструирование на заданную тему Свободное конструирование Конструирование по моделям Конструирование способствует Умственному развитию ребенка; Развивает его способность к точному расчленению целого на отдельные элементы; Формирует глазомер Положительно сказывается на произвольной регуляции процессов внимания и памяти.
Упражнения направленные на совершенствование целенаправленного аналитико-синтетического восприятия у ребенка
Упражнение 1 Цель: обучение детей восприятию простой нерасчлененной формы. Материал. Эталоны: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; Предметы: блюдце, тетрадь, носовой платок, пирожок треугольной формы. Организация: Педагог просит ребенка найти предмет, похожий на образец – эталон.
Упражнение 2 Цель: Обучение детей восприятию формы, не до конца совпадающей с геометрической. Задачи: 1. Учить ребенка определять сходство формы предложенного к рассмотрению предмета с геометрической формой - эталоном. 2. Учить ребенка замечать отличия реального предмета от эталона. 3. Закреплять в процессе обследования предметов представления о величине, цвете, пространственном расположения или соотношении частей. Материал: Эталоны и предметы.. (Круг – свекла, яблоко; треугольник – морковь; овал – слива, огурец; квадрат – телевизор) квадрат и треугольник – домик и т.д). Пример: Педагог проводит сравнение шара и яблока (свеклы), у яблока сверху ямка, а свекла, в отличии от шара имеет хвостик.
Упражнение 3. «Опиши предмет». Указание основных деталей в предмете. Перед ребенком стоит задача не только дополнительно обследовать предмет, а также по новому подойти к восприятию всего предмета. Вначале дети рассматривают предмет как единое целое, видят его общую форму. Затем ребенок обучается выделению в предмете главных деталей и соотнесению их друг с другом. Упражнение 4. «Угадай, что это?» Определение существенных и характерных признаков предмета. Необходимо научить детей видеть в каждом предмете его существенные признаки, без которых он теряет свою предметную отнесенность, и выделить конкретные черты, характерные признаки, позволяющие воспринимать именно этот предмет со всеми его индивидуальными отличиями. Например, существенным признаком любых часов являются стрелки, а наличие подставки характерно для настольных часов. Упражнение 5. «Часть и целое» Составление форм из отдельных частей. Например, сложение квадрата, круга из двух и более частей по образцам и без них. Упражнение 6. «Справа, слева» Восприятие пространственных отношений между двумя и более предметами. Например, ребенку предлагается поставить (посадить) дерево около дома, за, рядом, справа, слева и др.
Результат: В дальнейшем дети обучаются по программе детского сада
Литература СПб. Речь, 2006
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре.(Т.П.Смехова, В.А.Кудрявцева) Деятельность ассоциации дошкольных образовательных учреждений в условиях малого города: теория и практика. Киров, 2009г.
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов ДОУ г.Омутнинска по повышению компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....
Проблема развития коммуникативных умений в теории и практике обучения
На сегодняшний день стандартная школа направлена на решение двух основных задач. Во-первых, она должна вооружить учащихся прочными знаниями, во-вторых, подготовить к жизни, сформировав важнейшие...
Представлен опыт воспитателя Миняевой Елены Владимировны на тему: «Сказкотерапия. Теория и практика».
Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность. Критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать ...
Коррекция лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня через использование игровых методов в условиях группы кратковременного пребывания. Теория и практика.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ОНР и и его проявлений у старших дошкольников.Глава 2. Логопедическая работа с детьми к группе кратковременного пребывания через использование игровых метод...
Хороший материал для консультирования педагогов "Теория и практика взаимодействия с трудными детьми"
Теоретический материал из курса лекций Светланы Кривцовой, Натальи ДяткоПрофилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста. Теория и практика взаимодействия с «трудными ...
Презентация на тему «От теории к практике. Нетрадиционные техники рисования. Какие они?»
Презентация по нетрадиционной технике рисования...
Проектная деятельность в практике работы инструктора по физической культуре (теория и практика)
Проектная деятельность для применения на занятиях по физкультуре...