Театральная деятельность
статья на тему
"Играем в настольный театр"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_i_igra.docx | 19.57 КБ |
_palchikovye_igry_.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
1.Развитие творчества детей при проведении игровой деятельности с использованием театра.
Театрализованная игра очень тесно связанна с сюжетно-ролевой игрой и является её разновидностью. Сюжетно-ролевая игра появляется у ребёнка примерно в трёхлетнем возрасте и достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет. Ребёнок в своём взрослении проходит ряд этапов, и так же поэтапно развивается его игра:
- от экспериментирования с предметами, ознакомления с ними к отображению действий с игрушками и предметами;
- затем появляются первые сюжеты, потом прибавляется вхождение в роль и, наконец, драматизация сюжетов. Д. Б. Эльконин называет сюжетно-ролевую игру деятельностью творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщённой форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители.
Театрализованная игра появляется в определённый период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой игры. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизведением сюжетов реальных взаимоотношений взрослых, использую предметы-заменители. Сюжетно-ролевая и театрализованная игры имеют общую структуру. Они включают замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правило. Творчество проявляется в данных видах игр в том, что дети творчески воспроизводят все, что видят вокруг: ребенок передает свои чувства в изображаемом явлении, творчески претворяет замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует предметы и заместители в игре. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной играми состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт - поставленный спектакль, инсценировка. Настоящий интерес к театрализованной игре появляется только у старших дошкольников, но это не означает, что приобщать детей к данному виду игры можно только в старшем возрасте. Детям младшего возраста интересны игры с куклами, небольшие инсценировки. Маленьким нравится выражать свои эмоции в образно-двигательных импровизациях под музыку. Яркие впечатления, оставленные сюжетной игрой взрослого с ребенком, будут той первоосновой, на которой впоследствии разовьются начальные игровые умения, дальнейшие творческие качества детей. В связи с тем, что оба вида игры сюжетно-ролевая и театрализованная относятся к творческим видам, следует определить понятие творчества. Творчество - это новое, никогда не бывшее ранее. Таким образом, творчество характеризуют два основных критерия: новизна и оригинальность продукта. Могут ли соответствовать данным критериям продукты детского творчества? Безусловно, нет. Н. А. Ветлугина, виднейший исследователь детского художественного творчества, считает, что в своем творчестве ребенок открывает новое для себя, а окружающим сообщает новое о себе. Следовательно, продукт детского творчества обладает не объективной, а субъективной новиной. Замечательный ученый педагог Т.С. Комарова под художественным творчеством ребенка понимает «создание ребенка субъективно нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком), придумывание к неизвестному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ». Действительно, в игре ребенок многое придумывает сам. Он придумывает замысел, содержание игры, отбирает изобразительно-выразительные средства, организует иргу. В игре ребенок проявляет себя как артист, разыгрывающий сюжет, и как сценарист, выстраивающий его канву, и как декоратор, обустраивающий место для игры и как конструктор, воплощающий технический проект.
Творческая комбинирующая деятельность дошкольника основана на воображении. Именно при помощи воображения создаются игры ребенка. Они служат отголоском тех событий, которые он видел, о которых слышат от взрослых. Воображение ребенка, гораздо беднее воображения взрослого, следовательно, для того, чтобы развивать детское творчество, нужно заботится о развитии воображения. Воображение развивается в процессе накопления впечатлений, образных представлений, для этого необходимо давать как можно больше пищи для восприятия. В своей игре ребенок будет комбинировать увиденное и услышанное, претворяя это в образы, взятые из жизни и из книг. Можно ли развивать творческие качества детей? Можно, так как обучения творчества не противоречат друг другу. Путь к развитию творчества - овладение навыками. Ученые считают, что для развития детского творчества важно создавать необходимые условия: предоставлять место для творческих игр детей; создавать обстановку не насилия, свободы; активизировать, стимулировать детскую фантазию; осуществлять грамотное педагогическое руководство. Все театрализованные игры делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм относится настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе. В этих играх ребенок или взрослый действует за всех персонажей. В настольном театре традиционно используются театр игрушки, театр картинок.
Сейчас появляются и другие виды настольного театра: баночный театр, вязанный театр, театр коробочек и другие. К стендовым театрам относят стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе. К играм-драматизациям относятся игры, основанные на действия исполнителя роли, который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма (приложение).
2.Игра-драматизация как вид художественной деятельности дошкольников.
Игра-драматизация является одной из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей. Игра-драматизация рассматривается как вид художественной деятельности дошкольников и отвечает их потребностям в чем-то необычном, в желании самим перевоплощаться в образы сказочных персонажей, воображать, чувствовать себя кем-то другим. Результаты деятельности дошкольников в игре-драматизации еще не является искусством; однако, воспроизводя содержание, дети передают образы героев в той мере, на сколько это для них доступно, поэтому наблюдаемые достижения дают право рассматривать игру-драматизацию как приближение к художественной деятельности, особенно в старшем дошкольном возрасте. Говоря о театрализованных играх, я понимаю, что в самом этом названии заключен смысл театра как искусства игры. В детском саду игры и театр существуют не рядом, но одно в другом: театр организуется как игра, а в игре всегда есть театральное начало, то есть искусство перевоплощения. Театр для детей предстает в двух видах - кукольном и драматическом. Кукла выступает как посредник, которому ребенок доверяет. Я считаю, что начинать приобщение детей к театрализованной игре нужно с кукольного театра. Кукольный театр удовлетворяет желание детей познавать мир, отражает его в образах-символах, показывает способ общения с игрушкой; как зрелищное искусство, формирует эмоционально-чувственную и нравственную сферы. Музыкальное оформление спектакля создает римический, звуковой, художественный строй постановки. Кукольный спектакль, как и всякий другой, есть своеобразное произведение искусство, в котором нет мелочей. Здесь важно все: и возрастная адресованность, и выразительное художественное исполнение и оформление, и логичность включение данного спектакля в общий контекст занятий творческой игрой. Как зрелищное, яркое представление, кукольный театр всегда радость для детей, он долгожданный праздник, которого с нетерпением ждут дети. Игры-драматизации обычно не требуют специальной подготовленности играющих, так как чаще всего не преследуют цели поставить спектакль для зрителя. Главным признаком игры является потребность, которой игра отвечает. Мотив такой игры лежит в самом ее процессе, а не в результате. В игре-драматизации сюжет может быть очерчен в самом общем плане, в остальном дети могут импровизировать, додумывать, варьировать, изменять, то есть действовать творчески по-своему. В любой игре есть возможность драматизации, иначе говоря драматизировать можно любой игровой материал. При этом не всегда нужны декорации и костюмы - у ребенка работает воображение; драматизирую, он перевоплощается в роль, и все необходимое предстает в его фантазии. Вместе с тем, игра-драматизация при соответствующем оформлении легко может перерасти в драматический театр, в театральную постановку. При этом игра «для себя» превращается в «спектакль для других», что диктует и совершенно разные методические подходы к педагогическому руководству театрализованной игрой. В первом случае я заостряю внимание на поддержание интереса к игровому процессу; во втором случае мотив деятельности переключается с процесса на результат. Таким образом, появляется спектакль, поставленный силами детей.
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры
"
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В. Сухомлинский
Кто из взрослых не замечал, как любят дети играть со словом? Ребенок еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот он уже повторяет его на все лады - гулит. Сколько радости в глазах ребенка во время гуления! Он играет со звуком.
Затем, играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи. Не случайно почти все народные потешки построены на диалогах. Малыши любят рифмованную речь, ее звучание, они испытывают огромное удовольствие, когда им читают стихи.
Предлагаем Вашему внимаю сборник стишков и потешек для пальчиковых игр. Каждая мама может играть со своим ребенком в эти игры. Многие из этих игр к нам пришли от бабушек, поэтому любая мама имеет представление, как в них надо играть. Ведь в этих играх важна и интонация, с которой прочитываются потешки, и движения рук и пальцев.
«Дарики - комарики»
– игра одновременно несложная, обучающая и яркая: для изображения комариков руки складываются щепотью и описывают круги, при этом издается неизменно вызывающий восторг звук «В-з-з-з-з-з!», а потом поясняется, что комарики «вились-кружились – в щечки (или куда-нибудь еще) вцепились – кусь-кусь-кусь-кусь!» Легкое пощипывание названной части тела при словах «кусь-кусь» тоже нравится большинству детей и смешит их.
Дарики, дарики,
Ай да комарики!
Вились, вились,
Вились, вились,
В носик вцепились!
В ушко вцепились!
В волоски вцепились!
В коленки вцепились!
-Закусали нас комарики. Давайте их прогоним:
-Кыш-кыш-кыш!
«Квасим капусту»
Это что еще за куст?
Стоя, руки перед грудью в «замке»
Это что еще за хруст?
Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!
- Как же мне без хруста,
Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой. В порядке разминки можно в этом положении проверить осанку и прочувствовать каждую мышцу спины.
Если я – капуста?
Мы капусту рубим, рубим,
«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Взрослый за время произнесения этой строчки вполне может «порубить капусту» от одного края стола до другого и обратно, расстояние между краями примерно 60 см. Детям достаточно рубить на одном месте.
Мы капусту солим, солим,
Обе руки сложены щепотью и «солят». Если вы еще и разминаетесь, можете «посолить» большую поверхность (руки движутся вперед и назад).
Мы капусту мнем, мнем,
Сжимаем и разжимаем кулаки
А морковку трем, трем,
Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой, это упражнение укрепляет грудь.
Пе-ре-ме-ши-ва-ем!
Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.
В бочки плотно набиваем
Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти – тоже следите за грудными мышцами, если вы разминаетесь.
И в подвалы составляем.
В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.
Эх, вкусная капуста!
Выпрямляемся и гладим себя по животу.
«Строим стенку»
(на основе разработок Екатерины Бурмистровой)
1.
Строим стенку,
Выше, выше,
Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.
2.
Добрались уже до крыши!
К моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.
3.
Чья крыша выше?
Выше, выше, выше!
Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)
4.
Прорубили мы окошко,
И дверку для кошки,
И дырочку для мышки:
Пи-пи-пи-пи–пи!
Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.
"Вьюшки"
Сначала – большие Вьюшки – крутим кулачками.
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу! (стучим кулачками друг о друга)
Заколачиваю, приколачиваю!
Потом – маленькие Вьюшки – пальчиками.
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу!
Заколачиваю, приколачиваю!
"Дом"
Стук, стук, постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат (кулачками друг о друга стучим).
Вот с такою крышей (ладошки над головой).
Вот с такими стенами (ладошки около щечек).
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком (сцепили ручки).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли! (расцепили ручки)
"На мельнице"
На мельнице, на вертенице (крутим кистями вокруг друг друга),
подрались 2 карася (кончиками пальцев обоих рук соприкасаемся несколько раз),
вот и сказочка вся (разводим руками).
"Пальчики"
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
*
Этот пальчик — в лес пошёл.
Этот пальчик — гриб нашёл.
Этот пальчик — занял место.
Этот пальчик — ляжет тесно.
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
*
(Загибаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)
«Цветок распустился»
Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился.
У нас в палисаднике
Возле терраски
Растут голубые
Анютины глазки.
Анютины глазки,
Анютины глазки,
Они распускаются
Быстро, как в сказке.
(3. Александрова).
«Паучок»
Паучок плетет, плетет паутинку свою,
паутинка хоть тонка, крепко держит мотылька.
Паутинка рвется, мотылек смеется
«Паучок - 2»
Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
паучка на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
паучок пошел опять,
а за ним пошли все детки, чтобы погулять по ветке.
«Ладушки»
Ладушки, ладушки,
пекла баба оладушки,
маслом поливала,
детушкам давала:
Маше два, и Дане два. Диме два и маме два.
«Улитка».
Пальчиковая игра с правильными движениями. Правда, она не дает правильных знаний об улитках, но, строго говоря, от пальчиковых игр этого и не требуется.
Улитка-улитка, Отвори калитку, выходи из дома, Будем знакомы! Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки. Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.
Улитка-улитка, Высуни рога, Дам пирога! Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте.
Улитка-улитка, пошли гулять! На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).
- Поползли, поползли, поползли… «Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.
- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке! (При повторении – до свидания, улитки!) «Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.
«Гусеница»
1. Гусеница, гусеница, Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)
2. Бабочкина дочка, «ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки
3. По травинкам ползает, То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»
4. Кушает листочки: И по другой стороне обратно.
5. Ам!
Ам!
Ам!
Ам! Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями. Взрослые в качестве разминки могут «укусить» ладонь крепко, интенсивно отгибая при этом ее пальцы назад.
6. Поела – Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются
7. Спать захотела. … одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.
8. Проснулась – Постепенно расправляем ладони…
9. Бабочкой обернулась! Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.
10. Полетела, полетела, полетела! Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.
*
Логопедическая пальчиковая игра.
Я надул упругий шарик (надуваешь из ручек шарик).
Укусил его комарик.
Лопнул шарик не беда -
новый шар надую я.
*
Эта потешка не только развивает мелкую моторику рук, но и учит счету.
В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.
*
Мы варили суп-суп (потираем ладошки друг об друга)
Из перловых круп-круп (потираем ладошки)
Получилась каша (потираем ладошки)
То-то горе наше (хватаемся за голову)
Замесили тесто (стучали кулачками по столу, если сидели за столом и по коленкам, если просто сидели)
А оно ни с места (удерживаем руки в покое)
Замесили на дрожах (снова стучим)
Не удержишь на вожжах!!! (расставляем руки в стороны, как-будто хотим удержать)
альчиковые игры
Няня.ру
Знакомство с пальчиками
Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку -
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие "пять да пять"
Угадайте, как их звать?
(Пальцы)
Расслабление пальцев и кистей рук
Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом. Оставляя на воде колечки.
"Красим забор" движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.
"Погладим котенка" плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.
"Курочка пьет водичку" локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.
"Музыканты" движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.
"Солим суп" локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.
Удержание позы кисти руки
Те упражнения, которые делают одной рукой, ребенок должен научиться выполнять каждой рукой, сначала поочередно, затем двумя руками одновременно. Выполнение каждого упражнения можно предварить стихотворением или загадкой.
Моя семья.
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
На лужок. Сгибание пальцев в кулачек в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно.
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
Приходи и ты, дружек!
Пальчик-мальчик. На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Улей. Пальцы сжать в кулак, Затем отгибать их по одному.
Вот маленький улей, где пчелы
Спрятались, никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две три, четыре, пять!
Черепаха. Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.
Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть,
то высовывает голову.
Когда она хочет спать,
то прячет ее обратно.
Замок. На первую строчку - Пальцы в "замочек". Затем стучать о стол "замочком". Затем круговые движения, и показали ладошки.
На дверях висит замок.
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили
И открыли!
Этот пальчик. Загибать поочередно пальчики, начиная с мизинца.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик резать стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Ласточка, перепелочка (русская игра)
Правая ладонь ребенка ложится на левую ладонь взрослого. Медленно, тихо и ласково взрослый произносит: ласточка - и одновременно пальцами правой руки он водит по большому пальцу малыша от основания до кончика. Затем, с тем же словом, поглаживает второй палец малыша. Перебрав несколько пальцев ребенка таким образом, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием: "Перепелочка". Задача ребенка - как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая:"Поймал, поймал!" После того как "перепелка" "была поймана" или "улетела",:игра продолжается с другой рукой малыша. Освоив игру, ребенок сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит "перепелку" - палец взрослого.
Кисель (русская игра)
Бабушка кисель варила
На горушечке, (Правая рука "помешивает кисель". Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся углом)
Для Андрюшечки. (Ладонь правой руки ложится на грудь)
Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга)
Через бабушкин порог.(Скрещенные ладони помахивают, как крылья)
Вот он крыльями забил,
Бабушкин кисель разлил.
Вот и нету киселька
В черепушечке (Руки несколько раз сильно ударяют по бокам, затем вытягиваются вперед и вниз, пальцы растопыриваются.
Руки разводятся в стороны.
Руки снова показывают горшок-черепушечку)
В черепушечке
(Округленные ладони, опускаясь, образуют горшок-черепушечку)
У старушечки
На горушечке. (Руки вновь по горку)
Бабка плачет: "Ай-ай-ай!" (Руки "утирают")
Не плачь, бабка, не рыдай! (Указательный палец правой руки "грозит")
Чтоб ты стала весела
Мы наварим киселя. Во-о-от столько! (Правая рука снова помешивает "кисель". Руки расходятся широко в стороны)
Банька (русская игра)
Кончики пальцев левой и правой рук взрослого смыкаются, ладони расходятся под углом - "выстроена банька".
Ребенок проводит указательным пальцем между пальцами взрослого, прося: "Пусти в баньку!"
"Не протопил еще", - отвечает взрослый
Другой палец малыша пытается попасть в щель между другими пальцами взрослого: "Пусти в баньку!"
"Мыльца нет"
Так поочередно каждый пальчик малыша "просится в баньку" - взрослый может ответить: "Водичка холодная" или "Веничка нет". Наконец взрослый зовет: "Ну, иди! " Малыш просовывает палец между ладонями взрослого и старается тотчас же выдернуть его, до того, как взрослый, зажмет палец ладонями.
Барашка купишь? (русская игра)
Взрослый заплетает пальцы руки один за другой - средний за указательный, безымянный за средний, мизинец за безымянный.
Протягивает руку к малышу: " Барашка купишь?"
Ребенок пытается схватить руку взрослого; если не успевает, то взрослый разводит пальцы со смехом: "Ой, продал!" Если, напротив, замешкается взрослый (а это бывает часто - самым маленьким, конечно, подыгрывают) и ребенок "поймает барашка", наступает его очередь заплетать пальцы и становиться продавцом. Пальцы могут быть заплетены и в обратном порядке (безымянный за мизинец, средний за безымянный, указательный` за средний). Тогда уже продают не барашка, а петушка. При игре детей постарше происходит такой диалог:
- Барашка купишь?
- А сколько просишь?
- Сто.
- Много будет. Дам десять.
- Девяносто!
- Пятнадцать!
Торговля продолжается; наконец "покупатель" быстро произносит: "Беру!" - и пытается схватить барашка. "Продавец, чтобы не проиграть, должен успеть развести пальцы со словами: "Так продал!" Игра способствует развитию гибкости пальцев, тренирует скорость реакции.
Колечки (вепсская игра)
Вариант первый - потешка. Усадив малыша на колени, врослый под ритмичную песенку или в такт счету собирает его пальчики в колечки, смыкая большие пальцы поочередно с указательными, средними, мизинцами, а затем продолжая движение в противоположном направлении. Чуть подросший малыш (в 1,5 - 2 года) в такт счету или песенке взрослого сам поочередно смыкает пальцы в колечки.
Вариант второй. Дети 6 - 7 лет, собравшись в кружок и выбрав водящего, под его счет собирают колечки. Внезапно водящий командует: "Без среднего! - и игроки продолжают перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда: "Без мизинца!" и т. д. Темп счета убыстряется, ошибавшийся выходит из игры.
Вариант третий. Развлечение подростков: самый сложный вариант игры - обратные колечки. Однако при хорошей тренировке он доступен и старшим дошкольникам. Левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая - большой и мизинец. В такт счету, левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая, соответственно, с безымянным, сред ним и указательным. Затем осуществляет движения в противоположном направлении.
Козел (белорусская игра)
Вышел козел из новых сеней. Левая рука изображает козла: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены. Это положение сохраняется всю игру.
Нагнул шею:
"Дай хлеба скорее!"
Правая рука сжимается в кулак, сгибается в запястье.Выставить "рога" "Дай пирожок!
Правая рука сжата в кулак, средний палец вы прямлен.
Протянул копытце:
"Дай воды напиться!"
Правая рука складывается "лодочкой".
Во время игры в такт словам обе руки двигаются взад-вперед, "бодая" воздух. При повторении игры руки меняются ролями.
Маша-хозяйка (игра на основе русского фольклора)
Наша-то Маша
Сметлива была,
Всем в избе работу
Нынче задала:
(Хлопки в ладоши. То правая, то левая рука сверху)
Плошечку собачка
Моет языком,
(Большой палец правой руки оттопырен - "ухо", указательный согнут, остальные выпрямлены. "Собачка" наклоняется к "плошке" - округленной левой ладони, "моет ее" (движения мизинца в сторону и обратно).
Мышка подбирает
Крошки под столом.
(Согнутые мизинец и указательный палец правой руки - "ушки", сомкнутые и прогнутые средний, безымянный и большой -"мордочка". "Мышка" пощипывает выпрямленную левую ладонь)
Кошка под окошком
(Пальцы правой руки собраны , как при фигуре "мышка", но пальцы, изображающие мордочку, не прогну ты, а округлены)
Когтями скребет
(Пальцы правой руки скребут ладонь левой)
Курочка в сережках
Вымела избушку,
Избушку метет.
Потрусила голичок.
Лег голичок
Под порог на бочок.
(Правая ладонь "подметает" выпрямленную левую.
Энергичное встряхивание пальцев правой руки)
Расслабленная правая рука ложится на стол или на колени. Сверху ее накрывает левая рука. Перед игрой нужно объяснить ребенку, что голичок - забытое название веника, а потрусить - значит вытрясти, встряхнуть. При повторении игры руки меняются ролями.
Меленки (русская игра)
Ребенок и взрослый садятся, друг против друга, каждый сжимает руки в замок. Взрослый произносит: "Моя пашет! - вытягивая указательный палец правой руки. Ребенок повторяет движения, также вытягивая указательный палец правой. Затем ребенок отвечает взрослому: "Моя сеет!" - вытягивая указательный палец левой руки. Взрослый, повторив движение ребенка, продолжает: "Моя спеет!" - вытягивая средний палец правой руки. Ребенок, повторив движение, отвечает: "Моя жнет!" - поднимая средний палец левой руки.
Перечисление разных видов работ "молотит", "мелет", должно продолжаться пока не будут перебраны все пальцы или пока не собьется кто-либо из игроков. Такой вариант игры доступен ребенку начиная с 4 - 5 лет.
Малышу взрослый сначала просто показывает "меленку на своих руках, затем играет с его пальцами, в такт словам попеременно их поднимая и опуская. Трехлетний ребенок включается в игру, отражая движения взрослого зеркально, уже отвечая ему и словами, и пальцами, но оставляя за ним активную роль:
"Моя пашет!" - "И моя пашет!"
"Моя сеет!" - "И моя сеет!"
Кольцо
Рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Сначала выпрямляются большой и указательный пальцы, соединяются в кольцо. Остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны.
Дом
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх (труба), кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию: балкон.
Чтобы дом построить новый,
Запасают лес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.
Очки
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко.
Колечки поднести к глазам.
На коне верхом
Сидит Пахом,
Книги читает,
А грамоты не знает.
Флажок
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Горит на солнышке флажок,
Как будто я огонь зажег.
(А. Барто)
Лодка
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик. Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки.
Пароход
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.
Паровоз
Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел -
Прямо по морю пошел!
Стул
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз".
Есть у него спина,
А не лежит никогда,
Есть четыре ноги,
А не ходят и три.
Но всегда он стоит,
Всем сидеть велит.
Стол
Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз".
В лесу родился,
В лесу вырос,
В дом приходил,
Всех вокруг себя посадил.
Грабли
Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут".
Листья падают в саду,
Я их граблями сгребу.
Цепочка
Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой указательный, большой средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Скворечник
Ладошки вертикально поставлены друг против друга, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь.
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
Шарик
Все пальчики обеих рук сжаты в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара.
Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки -
Весь перецарапали!
Лопнул шар, а две подружки
Посмотрели нет игрушки,
Сели и заплакали...
(А. Шибаев)
Елка
Ладони на себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
Весной цветет,
Летом плод дает,
Осенью не увядает,
Зимой не умирает.
Корзинка
Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.
В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.
Колокольчик
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок его свободно качает.
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы... А ты?
Собака
Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
Четыре четырки,
Две растопырки,
Седьмой вертун,
А сам ворчун.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс по театральной деятельности. Тема: «Театральная деятельность как условия становления социокультурного опыта ребенка дошкольника
Цель: Совершенствовать художественный вкус дошкольников, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту. Развить творческие способности дошк...
Педсовет: «Воспитание творческой направленности личности дошкольников в театральной деятельности»:« Зарождение театральности в человеке».
Материал является вступительной частью к педсовету, кратким ознакомлением с понятием "театральности" и обоснованием проблематики педсовета....
Театральная азбука или организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности в ДОУ
Выступление в рамках семинара - практикума № 3 от 18.02.2015 года...
Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».
Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»....
Формирование коммуникативных навыков детей раннего возраста через театральную деятельность "Театральное общество"
Формирование коммуникативных навыков детей раннего возраста через театральную деятельность "Театральное общество"...
Итоговое занятие по театральной деятельности в подготовительной группе по теме: "Театральная мастерская"
Расширять знания детей об окружающей действительности: углублять представления об устройстве театра снаружи и изнутри. Закреплять знания терминологии театрального искусства....
1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности . 2.Использование театрально-игровых технологий в песенном творчестве
1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности«Стихотворение, которое подходит по своему содержанию к сюжету музыкального произведения»2. Использование теат...