Подготовка руки к письму Тема: Буквы “Т”, “Д”.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Дидактические игры и упражнения: Игра “Найди нужный транспорт”, “Угадай букву”, “Укрась букву “Т” точками, букву “Д” штриховкой”, “Допиши букву”,“Продолжи ряд”, “Составь буквы из камешек, цепочки, фасоли”, “Найди и расскрась”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
t_d_pismo.doc | 317.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка руки к письму
Тема: Буквы “Т”, “Д”.
Цель: Познакомить с буквами “Т”, “Д”.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Повторение пройденного материала;
- Закреплять артикуляцию и характеристику звуков [т], [д];
- Способствовать четкому и правильному произношению звуков в словах;
- Учить видеть и запоминать графическое изображение буквы;
- Продолжать учить печатать буквы, проводить графический анализ данных букв, дописывать заданные буквы,
- Закреплять навыки посадки детей за столом.
Коррекционно – развивающие:
- Развивать зрительно-моторную координацию;
- Развивать зрительное внимание.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать усидчивость, аккуратность, самостояельность, инициативность, умение сосредоточиться.
Дидактические игры и упражнения: Игра “Найди нужный транспорт”, “Угадай букву”, “Укрась букву “Т” точками, букву “Д” штриховкой”, “Допиши букву”,“Продолжи ряд”, “Составь буквы из камешек, цепочки, фасоли”, “Найди и расскрась”.
Оборудование: Звуковой домик, колокольчики, предметные картинки транспорта, сухой бассейн с буквами, камешки, цепочки, фасоль, тетради, цветные карандаши.
Ход занятия.
- Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Мы ребята дружные. А еще какие?
-Мы большие, послушные, добрые.
-Давайте поделимся добром друг с другом!
-Я отдаю свою частичку добра тебе, Катя! (Катя передает следующему, дети "делятся")
-Теперь мы стали еще добрее. Садитесь на места.
II. Повторение и сообщение темы.
-С какими двумя звуками мы с вами познакомились на прошлом занятии?
Правильно, мы с вами говорили о звуках [т], [д].
Назовите мне слова в которых встречаются эти звуки.
- Характеристика звуков
Давайте вспомним и проговорим, какие это звуки?
Дети по очереди у “звукового домика” проводят сравнительную характеристику звуков.
[д] – согласный, звонкий, твердый, его символ – синий квадратик с колокольчиком; (звенят колокольчиком)
У него есть младший братик звук [д'].
[д'] – согласный, звонкий, мягкий, его символ – зеленый квадратик с колокольчиком; (звенят колокольчиком)
[т] – согласный, глухой, твердый, его символ – синий квадратик;
И у этого звука есть младший брат [т'].
[т'] – согласный, глухой, мягкий, его символ – зеленый квадратик.
Молодцы. Справились.
-А сегодня мы с вами познакомимся с буквами “Т” и “Д”.
Скажите, пожалуйста, чем буквы отличаются от звуков?
-Правильно! Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем!
III. Изучение новой темы.
1.Знакомство с буквой «Т».
Показать образ буквы. (нарисовать на доске)
-На что похожа буква Т? (дети отвечают)
Чтение стишков “На что похожа буква “Т”.
Молоток стучит: Тук-тук!
Букве Т я старый друг.
Т в антенну превратилась
И на доме очутилась.
Т — антенна —
Выше крыши —
Все увидит, все услышит,
Телевизоры включаем,
У экранов не скучаем.
На антенну «Т» похожа,
И на зонт, как будто, тоже.
Показ картинок. (Приложение 1)
1.1 Графический анализ букв Т, т.
– Сколько элементов у буквы Т? Какие это элементы? (У буквы Т два элемента. Один элемент горизонтальный, второй – вертикальный.)
У большой буквы “Т” один элемент длинный один короткий, а у маленькой “т” – элементы одинаковой длины.
Игра “Найди нужный транспорт”.
Поехать в гости к букве «Т» можно на любом транспорте.
Педагог читает стихотворения, дети ищут картинки с этим видом транспорта.
Встал под буквой «Т» трамвай
Хочешь ехать, не зевай.
«Т» зовет тебя в такси
Ты шофера попроси-
В миг тебя доставит он
Точно в заданный район.
А под этой буквой «Т»
Подожди троллейбус ты.
А для трактора стоянка
Не обозначается,
Хотя трактор с буквы «Т»
Тоже начинается.
Везде, как будто вездеход,
На гусеницах танк пройдёт
Ствол орудийный впереди,
Опасно, враг, не подходи!
Танк прочной защищён бронёй
И сможет встретить бой!
-Молодцы.
- Знакомство с буквой «Д».
Показать образ буквы. (нарисовать на доске)
- А На что похожа буква “Д”? (ответы детей).
На крышу дома.
Вот стоит, дымок пуская, Буква Д - труба печная.
- Дайте чемоданчик, детки!
— Где же он? — На табуретке.
Показ картинок. (Приложение 2)
Пропишем букву в воздухе.
2.2 Графический анализ букв Д, д.
Сколько элементов у буквы Д? Какие это элементы? (У буквы Д шесть элементов. Два элемента горизонтальные и 4 – вертикальные.)
Рисование буквы в воздухе.
3.Упражнение “Угадай букву”.
- Подойдите к столу с песком. Я спрятала в песке буквы, которые мы уже знаем. По одному ищете букву закрытыми глазами и определяете на ощупь, что это за буква.
- Физкультминутка.Развитие мелкой моторики.
"В гости"
В гости к пальчику большому
(выставляются вверх большие пальцы обеих рук)
Приходили прямо к дому:
(Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются)
Указательный и средний,
(поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно).
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы)
Постучался на порог.
(кулаки стучат друг о друга)
Вместе пальчики - друзья,
(ритмичное сжимание пальцев в кулаки)
Друг без друга им нельзя.
5.Работа в тетрадях.
“Укрась букву “Т” точками, букву “Д” штриховкой”
Обводка и украшение точками буквы «Т», штриховкой буквы «Д».
- Дети, давайте подарим буквам их портрет (дети обводят буквы в тетрадях). Буква «Т» нарядилась в яркий наряд (показ картинки). Очень красиво смотрится ее белое платьев горошек в ваших тетрадях.
-Дети, заштрихуйте букву «Д»,(дети заштриховывают букву «Д» различными видами штриховки и цветами). Очень нарядный полосатый костюм получился у буквы “Д”.
- Упражнение “Допиши букву”. “Продолжи ряд”( Приложение 3)
- Добавьте недостающие элементы в буквах.
Продолжите самостоятельно ряд букв.
- “Составь буквы из камешек, цепочки, фасоли”
8.Фикультминутка.
Дождь.
Приплыли тучи дождевые:
Дождинки пляшут, как живые:( Дети стоят, вытянув руки вперед ладонями вниз,
свободно потряхивают кистями рук
Продолжая встряхивания, поворачивают ладони
вверх
Опускают ладони вниз, чуть нагибаясь к полу
Поднимают руки вверх, прыгают
Пей, рожь, пей!
И рожь, склонясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет,
А теплый дождь неугомонный
Льет, льет, льет!
- Упражнение “Найди и раскрась” (Приложение 4)
1)Возьмите цветные карандаши и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы Д.
2)Возьмите любой цветной карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буква Т.
III.Итог занятия:
- Вы ребята молодцы. Отлично сегодня провели время, а самое главное с пользой, с какими буквами мы познакомились на занятии? На, что похожи эти буквы? Чем буквы отличаются от звуков?
Приложение 1.
Приложение 2.
“Допиши букву”. “Продолжи ряд”(Приложение 3)
Т Т I Т
“Найди и раскрась” (Приложение 4)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по подготовке руки к письму " Веселые буквы "
Навыки письма имеют неоспоримо большое значение в жизни и деятельности культурного человека. Подготовка детей к школе предусматривает подготовку руки к письму, т.е. развитие мелкой моторики, уме...
Игровой самомассаж руки как средство подготовки руки к письму.
Консультация для родителей...
Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки и подготовки руки к письму для детей старшего дошкольного возраста
В пособии пообраны пальчиковые игры для развития мелкой моторики по темам...
Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника. / Консультация для родителей по подготовки руки к письму.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить ребенка к школе....
Проект «Подготовка руки дошкольника к письму и совершенствование речи посредством развития мелкой моторики руки»
В современном образовании приоритетным является создание условий для всесторонней подготовки ребенка к школе, в частности, формирования его руки к письму. Уровень подготовки руки н...
Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики руки. Подготовка руки к письму.»
Консультация для родителей. "Развитие мелкой моторики руки.Подготовка руки к письму." Что значит развивать мелкую моторику?...
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, ориентировки на листе, подготовку руки к письму (подготовка к школьному обучению)
laquo;Волшебные клеточки» или «Графический диктант»Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаг...