Программа коррекционно- развивающих занятий эмоционального развития для детского сада.
методическая разработка на тему

Тимофеева Мария Витальевна

Настоящее пособие представляет собой программу занятий с воспитанниками ДОУ . Программа разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса, развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольников (3-7 лет по возрастам) . Каждая программа для ДОУ  имеет 2 части- познавательное и эмоциональное развитие. Каждое занятие состоит из 2-4 частей и занимает не более 30-40 минут. Цикл занятий по каждой части рассчитан на 7 месяцев, они проводятся 1 раз в неделю. Материалом занятий служат игры и игровые упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоциональной сфер. Методика апробирована в д/с в течение 5 лет, результатами служат высокие уровни развития данных сфер по результатам итоговой диагностики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_emots._d.s.doc442.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

коррекционно- развивающих занятий

эмоционального развития для детского сада.

Автор: педагог- психолог

МДОУ «Детский сад № 73» г.Ярославля Тимофеева М.В.


ПРОГРАММА

 КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

(эмоциональная сфера).

        Настоящая программа предназначена для педагога- психолога детского сада. Она разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса, развития эмоциональной сферы детей. Отсутствие типовых программ и пособий для их реализации стимулирует творчество психолога в процессе подбора игровых упражнений и заданий, с учетом индивидуальных особенностей детей в группе, в выборе форм и учета контроля.

Основная цель- помочь детям  понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить свою тревогу. Эта программа может быть использована в коррекционных и психопрофилактических целях. Она включает работу с эмоциями, самосознанием и ролевым поведением детей, направлена на развитие сферы общения ребенка, его коммуникативных способностей.

        С помощью игр решаются задачи взаимопонимания детей и взрослых, развиваются навыки общения со сверстниками, корригируются типичные эмоциональные и личностные нарушения в дисгармонии отношений (страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка).

Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений. Эмоционально-нравственные основы культуры личности закладываются уже в дошкольном возрасте. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

Яркую оценку эмпатии дал известный педагог В.А. Сухомлинский; «Глухой к другим людям — останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании — эмоциональная оценка собственных поступков...».

Подлинная эмпатия предполагает: высокую эмоциональную чувствительность; высокий уровень понимания.

К факторам, мешающим формированию и проявлению эмпатии, ученые относят эгоцентризм, тревожность, агрессивность, невротизацию.

Коррекционно-развивающая программа включает проведение занятий (в настоящий момент разработано 30 занятий), в процессе которых психолог должен решать ряд важных задач:

  • раскрывать сущность полярных понятий — «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;
  • знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
  • учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;
  • развивать эмоциональную произвольность;
  • учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).

В качестве основных методов и приемов используются:      

  • имитационные игры;
  • социально-поведенческий тренинг;
  • психогимнастика;
  • дискуссии;
  • диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме;
  • обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
  • примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.

Отработка необходимых поведенческих навыков осуществляется через активное участие каждого ребенка в тренинговых упражнениях, под которыми мы понимаем систему методов, приемов, форм, позволяющих осуществлять коррекционно -развивающее воздействие на детей.

Организация учебного процесса.

        Каждое занятие состоит из 2-4 частей и занимает не более 30 минут.

Цикл занятий рассчитан на 7 месяцев, они проводятся 1 раз в неделю.

 

Учет и контроль успеваемости.

        Отбор детей в группу и итоговый контроль осуществляются на основании специального тестирования. Выбор методик осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей и поставленными перед специалистом задачами. В журнале учета групповых занятий заносятся данные о посещаемости и текущем наблюдении за поведением детей в процессе групповой работы.

Методы оценки.

Результативность участия ребенка в программе оценивается:

  • По результатам первичной и заключительной психодиагностики (объективная оценка).
  • На основе обратной связи от родителей и педагогов, работающих с ребенком (субъективная оценка).
  • Через наблюдение изменений в поведении детей (субъективная оценка).

Программа может служить ориентиром для педагога- психолога и пополняться за счет новых наработок.

Этапы реализации работы по программе:

  1. Диагностический
  • Обследование детей для отбора в коррекционно- развивающую группу.
  • Разработка (корректирование) групповых форм работы и индивидуальных рекомендаций.
  1.  Информационно-просветительский
  • Информирование  родителей о результатах диагностического обследования, способах профилактической и развивающей работы.
  • Просвещение педагогов детского сада и родителей о специфике реализации развивающей программы.
  1. Практический - организация  деятельности в соответствии с целями и задачами программы.
  2. Контрольный (аналитический)
  • Определение эффективности  работы с детьми дошкольного возраста.
  • Выводы и предложения.


Программа занятий эмоционально- психологического развития для детей 4-6 лет.

Название

Источник.

Примечания

Занятие № 1

1

В кукольном театре

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду»С.15

Цель: 1) Разминка.

Сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес детей к совместному занятию, настроить группу на активную работу и контакт друг с другом.

2) Гимнастика.

Дать детям возможность испытывать разнообразные мышечные нагрузки путем подражания, повторения движений и действий ведущего; тренировка в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения, чувств.

3) Общение (эмоции злости, проявления доброты, хитрости мудрости).

Овладение навыками управления своей эмоциональной  сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

4) Поведение.

Тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.

5) Завершение.

Закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведения в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

2

Радио= Потерялась девочка

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.12

Цель: способствовать развитию самоуважения детей, внимания

Занятие № 2

1

Карусели        

«Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» С.

Цель: развитие умения производить согласованные действия, развитие слухового внимания, сплочение группы

2

В сад пришел волшебник

О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С.

Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей.

3

Злая- добрая кошка

Распечатка=Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.76

Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций.

4

Упражнения на расслабление

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина  «Учим детей общению» С.94

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

Занятие № 3

1

Ролевая гимнастика

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина  «Учим детей общению» С.152

Цель: развитие невербальных средств общения.

2

История с конфетами

О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С.

Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей.

3

Замри

«Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» С.

Цель: учить понимать схематические изображения позы человека, развитие визуального внимания, саморегуляции.

4

Упражнения на расслабление

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина  «Учим детей общению» С.97

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц ног.

Занятие № 4

1

Раздувайся пузырь

Богуславская «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» С.19

Цель: сближение, развитие внимания

2

Волшебные очки

О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С.

Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей.

3

День и ночь

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду»С.68

Цель: развитие слухового внимания, снижение интенсивности физического и психического напряжения.

4

Упражнения на расслабление        

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина  «Учим детей общению» С.99

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук, ног и корпуса.

Занятие № 5

1

Тренируем эмоции Ч.1

Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.111

Цель: Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

2

Медведица и три бородача.

О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С.

Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей.

3

Воробьи и автомобили.

Богуславская «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» С.

Цель: управление поведением, снятие напряжения, развитие воображения.

4

Упражнения на расслабление

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина  «Учим детей общению» С.101

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц живота.

Занятие № 6

1

Звериная зарядка

А.Барто (распечатка)

Цель: ать детям возможность испытывать разнообразные мышечные нагрузки путем подражания, повторения движений и действий ведущего; тренировка в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения, чувств.

2

Чудеса в музыкальном зале.

О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С.

Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей.

3

Ты- шалишь= Замри, Подушечные бои.

Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.97, 87

Цель: развитие саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций.

4

Упражнения на расслабление

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина  «Учим детей общению» С.102

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц шеи.

Занятие № 7

1

Тренируем эмоции Ч.2

Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.111

Цель: развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим

2

Приключения на волшебной поляне.

О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С.

Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей.

3

Мы- солдаты.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.11

Цель: развитие внимания, самовыражения детей.

4

Упражнения на расслабление

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина  «Учим детей общению» С.104

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления речевого аппарата.

Занятие № 8

1

Стойкий солдатик, Подушечные бои.

Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.87,97

Цель: развитие саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций

2

Митя знакомится с Крысей –завидусей.

О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С.

Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей.

3

Запрещенное движение

Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.73

Цель: развитие внимания, саморегуляции.

4

Волшебный сон.        

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина  «Учим детей общению» С.108

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 9

1

Поиграем

Распечатка из «Речь и общение»

Цель: дать детям возможность испытывать разнообразные мышечные нагрузки путем подражания, повторения движений и действий ведущего; тренировка в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения, чувств.

2

Дворец из шоколада

О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С.

Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей.

3

Король Боровик

Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению».С.85

Цель: развитие внимания, памяти, самовыражения.

4

Тихое озеро

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.34

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 10

1

Конкурс хвастунов

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.15

Цель: способствовать осознанию детьми своих положительных качеств.

2

Приключения заколдованных ребят и мышат.

О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С.

Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей.

3

Автобус.

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду»С.31

Цель: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес детей к совместному занятию, настроить группу на активную работу и контакт друг с другом, развитие внимания.

4

Порхание бабочки

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми»  С.11

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 11

1

Йоговская гимнастика для малышей

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.9,49

Цель: развитие произвольности, согласованности движений, снятие психоэмоционального напряжения.

2

Приключения мышки- глупышки и заведующей Веры Евгеньевны.

О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С.

Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей.

3

Кричалки- шепталки- молчалки.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.28

Цель: развитие произвольности, внимания, координации движений, самоконтроля, снятие психоэмоционально напряжения.

4

Волшебный сон

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми»  С.22

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 12

1

Что я люблю?

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.17

Цель: содействовать повышению самооценки детей и установлению атмосферы доверия в группе.

2

Добрая сказка возвращается на поляну

О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С.

Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей.

3

Зоопарк

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду»С.38

Цель: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес детей к совместному занятию, настроить группу на активную работу и контакт друг с другом, развитие внимания.

4

Необычная радуга

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.17

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 13

1

Ругаемся овощами

Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.93

Цель: способствовать снижению агрессии, ослаблению негативных эмоций.

2

Как закончилась сказка

О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С.

Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей.

3

Меткий стрелок

Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению».С.199

Цель: развитие саморегуляции, внимания, установления атмосферы доверия в группе.

4

Плывем в облаках.

Л.И.Катаева «Коррекционно- развивающие занятия с дошкольниками» С.

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 14

1

Котята отправляются в путешествие.

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду»С.22

Цель: 1) Разминка.

Сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес детей к совместному занятию, настроить группу на активную работу и контакт друг с другом.

2) Гимнастика.

Дать детям возможность испытывать разнообразные мышечные нагрузки путем подражания, повторения движений и действий ведущего; тренировка в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения, чувств.

3) Общение (эмоции горя, печали, счастья, радости).

Овладение навыками управления своей эмоциональной  сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

4) Поведение.

Тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции упрямства, сочувствия.

5) Завершение.

Закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведения в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

2

Кого укусил комарик

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.52

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

3

День и ночь

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду»С.68

Цель: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес детей к совместному занятию, настроить группу на активную работу и контакт друг с другом, развитие внимания.

4

Путешествие на голубую звезду

Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.73

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 15

1

Почему грустит котенок

(Чтение произведения, упражнение- дискуссия, игра, ролевая гимнастика,  диагностика отношения к животным, рисование на тему)

С.И.   Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.49

Цель: 1) Учить различать эмоциональные переживания на примере животных.

2) поощрять стремление детей проявлять заботу о домашних животных.

3) развивать потребность в общении с представителями животного мира, сопереживании им, проявлении доброты, чуткости.

2

Упражнение –релаксация «Чудесный сон котенка»

С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С. 51

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 16

1

Собака- верный друг.

С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.42

Цель: 1) Расширить представления детей о роли собаки в жизни человека.

2) Развивать чувство ответственности за жизнь домашних животных.

3) побуждать к проявлению сочувствия животным (собакам), попавшим в беду.

2

Полет птицы

Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.73

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 17

1

Не мучайте животных!

      С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.52

Цель: 1) Учить различать понятия «играть» и «мучить».

2) Развивать чувство сострадания, сопереживания представителям животного мира.

3) Формировать стремление оберегать животных, проявлять заботу.

2

Волшебный сон

Ю.В. Филиппова «Общение. Дети 7-10 лет.» С. 84

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 18

1

Животные- наши друзья ( № 2,3,4).

 С.И.Семенака «Уроки добра. Коррекционно- развивающая программа для детей 5-7 лет»С.52

Цель: развитие у детей чувства доброты, сопереживания, стремления поддерживать других, формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга.

2

Учимся доброжелательности (№ 2,3,4)

С.И.Семенака «Уроки добра. Коррекционно- развивающая программа для детей 5-7 лет»С.49

Цель: развитие стремления к дружелюбию по отношению к другим; учить правильно выражать свое эмоциональное состояние в поведении; развивать положительную самооценку.

3

Цветок

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.16

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 19

1

Птичий двор

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду»С.47

Цель: 1) Разминка.

Сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес детей к совместному занятию, настроить группу на активную работу и контакт друг с другом.

2) Гимнастика.

Дать детям возможность испытывать разнообразные мышечные нагрузки путем подражания, повторения движений и действий ведущего; тренировка в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения, чувств.

3) Общение (эмоции страха, обиды, восхищения).

Овладение навыками управления своей эмоциональной  сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

4) Поведение.

Тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.

5) Завершение.

Закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведения в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

2

Друг и в радости , и в горе всегда рядом.

С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.35

Цель: 1) Формирование представления о душевной боли и переживании обиды, причиной которой может быть равнодушное отношение окружающих.

2) Диагностирование проявления эмпатии.

3

Насос и мяч.

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.36

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 20

1

Братья и сестры

С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.14

Цель: 1) Воспитывать доброжелательное отношение к братьям и сестрам.

2) Выразить стремление проявлять заботу о младших братьях и сестрах.

3) Развивать осознанное отношение к проявлению сочувствия близким людям.

2

Найти игрушку.

Цель:  развитие саморегуляции, внимания

3

Самолет

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.38

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 21

1

Огонь- лед

Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.73

Цель: развитие внимания, произвольности, координации движений

2

Ссоры братьев и сестер

С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.16

Цель: 1) Побуждать детей к проявлению сочувствия и сопереж И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.30ивания по собственному убеждению.

2) Развивать осознание причин детских ссор.

3) Поощрять проявлять сочувствие и сопереживание к окружающим людям.

3

Шалтай- Болтай.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.14

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие произвольности, координации движений, эмоционально- выразительных движений.

Занятие № 22

1

Добрый и злой.

С.И.Семенака «Уроки добра. Коррекционно- развивающая программа для детей 5-7 лет»С.7

Цель: раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать , каким эмоциональным состояниям они соответствуют; учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

2

Самолеты.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.12

Цель: развитие внимания, самоконтроля, произвольности, воображения, эмоционально-выразительных движений.

3

Снеговик

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.27

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Занятие № 23

1

Наше настроение

С.И.Семенака «Уроки добра. Коррекционно- развивающая программа для детей 5-7 лет»С.10

Цель: Познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; показать в доступной форме изменчивость настроения; учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональные состояния детей.

2

Самолет

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.38

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 24

1

Учимся справляться с гневом.

С.И.Семенака «Уроки добра. Коррекционно- развивающая программа для детей 5-7 лет»С.18

Цель: продолжить учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.

2

Что делать, если ты злишься.

С.И.Семенака «Уроки добра. Коррекционно- развивающая программа для детей 5-7 лет»С.21

Цель: продолжать знакомство детей со способами снятия напряжения. Учить различать добрые и злые чувства и поступки; закреплять способы саморегуляции поведения (снятие отрицательных эмоций).

3

Сидели два медведя

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.40

Цель: развитие внимания, речи воображения, эмоционально-выразительных движений, снятие психоэмоционального напряжения.

Занятие № 25

1

Ссора

С.И.Семенака «Уроки добра. Коррекционно- развивающая программа для детей 5-7 лет»С.34

Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении.

2

Как справиться с упрямством.

С.И.Семенака «Уроки добра. Коррекционно- развивающая программа для детей 5-7 лет»С.37

Цель: учить детей анализировать свое эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного поведения, контроля эмоций.

3

Конкурс лентяев.

Распечатка

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 26

1

Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях

С.И.Семенака «Уроки добра. Коррекционно- развивающая программа для детей 5-7 лет»С.58

Цель: учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способам разрешения конфликтов; формировать осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений; развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики.

2

Подушечные бои

Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С. 87

Цель: развитие саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций

3

Расскажем и покажем.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.42

Цель: развитие внимания, речи воображения, эмоционально-выразительных движений, снятие психоэмоционального напряжения.

Занятие № 27

1

Дружба- неприязнь

С.И.Семенака «Уроки добра. Коррекционно- развивающая программа для детей 5-7 лет»С.71

Цель: учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека; закреплять знания правил доброжелательного поведения; развивать способность находить в реальной жизни ситуации, аналогичные по своему нравственному содержанию таким, о которых они читали в книгах.

2

Море волнуется.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.30

Цель: развитие внимания, воображения, эмоционально- выразительных движений.

3

Добрые стихи: «Ворона», « Кто кого», «Приятная встреча»

Распечатка

Цель: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать, умения детей регулировать свои поведенческие реакции, учить давать моральную оценку поступков героев стихов.

Занятие № 28

1

Давайте поздороваемся

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.30

Цель: развитие и совершенствование комуникативных навыков, внимания.

2

Наши бабушки и дедушки.

С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.21

Цель: расширить представления детей об отношениях к пожилым людям; воспитывать уважительное отношение к пожилым людям, побуждать к проявлению им сочувствия; вызывать эмоциональный отклик к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам.

3

Лифт

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.9

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 29

1

Комплименты

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.46

Цель: развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

2

История Гоши Самосвалова.

Распечатка

Цель : побудить к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям; формировать осознание моральной стороны поступков.

3

Прошепчи ответ.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.47

Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания, воображения.

4

Порхание бабочки.

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.11

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 30

1

Флажок

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.46

Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания.

2

Сказка об одиночестве

Ред. Т.А. Ладыженская «Речевые секреты» С.5

Цель: раскрыть мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми.

3

Сова

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.46

Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания, воображения.

4

Черепашки

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.43

Цель: релаксация, развитие воображения.


Программа занятий эмоционально- психологического развития для детей 6-7 лет.

Название

Источник.

Примечания

Занятие № 1

1

Йоговская гимнастика для малышей

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.9,49

Цель: развитие произвольности, согласованности движений, снятие психоэмоционального напряжения.

2

История Гоши Самосвалова.

Распечатка

Цель :  побудить к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям; формировать осознание моральной стороны поступков.

3

Огонь- лед.

Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.73

Цель: развитие внимания, произвольности, координации движений

4

Добрые стихи: «Ворона», « Кто кого», «Приятная встреча»

Распечатка

Цель: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать, умения детей регулировать свои поведенческие реакции, учить давать моральную оценку поступков героев стихов.

Занятие № 2

1

Раздувайся пузырь

Богуславская «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» С.19

Цель: сближение, развитие внимания

2

Что такое «добро» и «зло»? (№ 2 без просмотра м/ф.

С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 1, С.7

Цель: раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

3

Упражнения на расслабление

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина  «Учим детей общению» С.94

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

Занятие № 3

1

Есть или нет?

Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.111

Цель: развитие внимания; способствовать сплочению группы.

2

Наше настроение.

С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 2, С.10

Цель: познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; показать в доступной форме изменчивость настроения; учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное состояние детей.

3

Упражнения на расслабление

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина  «Учим детей общению» С.97

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц ног.

Занятие № 4

1

Веселый мячик.

Л.И.Катаева «Коррекционно- развивающие занятия с дошкольниками» С.24

Цель: воспитание способности к согласованному взаимодействию, преодолению нерешительности, застенчивости.

2

Учимся справляться с гневом.

С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 4, С.18

Цель: продолжать учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.

3

Упражнения на расслабление

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина  «Учим детей общению» С.99

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук, ног и корпуса.

Занятие № 5

1

Давайте поздороваемся

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.30

Цель: развитие произвольности, внимания, коммуникативных навыков.

2

Что делать, если ты злишься? (№ 1-4)

С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 5, С.21

Цель:Продолжить знакомить детей со способами снятия напряжения. Учить различать добрые и злые чувства, поступки; закреплять способы саморегуляции поведения (снятие отрицательных эмоций)

3

Море волнуется…

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.30

Цель: развитие воображения, внимания, самоконтроля, снятие психоэмоционального напряжения.

Занятие № 6

1

Ах, какой я молодец!

Л.И.Катаева «Коррекционно- развивающие занятия с дошкольниками» С.36

Цель: развитие самосознания, внимания, преодоление застенчивости.

2

Ссора. (№ 1-4)

С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 8, С.34

Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении.

3

Упражнения на расслабление

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина  «Учим детей общению» С.101

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц живота.

Занятие № 7

1

Комплименты

Л.И.Катаева «Коррекционно- развивающие занятия с дошкольниками» С.37

Цель: развитие самосознания, умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

2

Как справиться с упрямством? (№ 1-6)

С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 9, С.37

Цель: учить детей анализировать свое эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного поведения; формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

3

Упражнения на расслабление

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина  «Учим детей общению» С.102

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц шеи.

Занятие № 8

1

Светофор.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.30

Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимание, сплоченности группы

2

Чувства одинокого человека. (№ 1,2,4-6)

С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 10, С.40

Цель: учить анализировать свое эмоциональное состояние, вербализировать собственные переживания; закреплять знание правил доброжелательного поведения; формировать внимательное отношение к другим людям; во время игр снимать негативные эмоции детей.

3

Упражнения на расслабление

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина  «Учим детей общению» С.104

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления речевого аппарата.

Занятие № 9

1

Замри.

«Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» С.

Цель: учить понимать схематические изображения позы человека, развитие визуального внимания, саморегуляции.

2

Физическая и эмоциональная боль. (№ 1-5)

С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 11, С.42

Цель: познакомить детей с понятием «Физическая и эмоциональная (душевная) боль»; научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли; учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль.

3

Волшебный сон.

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина  «Учим детей общению» С.108

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 10

1

Расскажем и покажем.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.42

Цель: развитие внимания, речи воображения, эмоционально-выразительных движений, снятие психоэмоционального напряжения.

2

Учимся доброжелательности. (№ 3-6)

Животные- наши друзья.(№1-4)

С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 13, С.49, Занятие № 14 С. 52

Цель: развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим; учить правильно выражать свое эмоциональное состояние в поведении; развивать положительную самооценку.

Развивать у детей чувство доброты, сопереживания, стремление поддержать других; формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга.

3

Тихое озеро

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.34

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 11

1

Ругаемся овощами

Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.93

Цель: способствовать снижению агрессии, ослаблению негативных эмоций.

2

Учимся понимать чувства других людей. (№ 2,3)

Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации.(№2-7)

С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 12, С.46, Занятие № 15 С.55

Цель: закрепить понятия «Физическая и эмоциональная боль»; учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить; развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения.

Учить детей анализировать конфликтные ситуации; развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии; формировать адекватные формы поведения и комуникативные навыки; развивать усмение снимать эмоциональное напряжение.

3

Шалтай- Болтай.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.14

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие произвольности, координации движений, эмоционально- выразительных движений.

Занятие № 12

1

Сидели два медведя

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.40

Цель: развитие внимания, речи воображения, эмоционально-выразительных движений, снятие психоэмоционального напряжения.

2

Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях. (№ 1-5)

С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 16, С.58

Цель: учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способам разрешения конфликтов; формировать осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений; развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики.

3

Порхание бабочки

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.11

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 13

1

Злая- добрая кошка

Распечатка=Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.76

Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций.

2

Добрые и злые поступки. (№ 1-3)

Анализ поведения.(№6)

С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 17, С.62, Занятие № 18 С.65

Цель: продолжать учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях; знакомить со способами разрешения конфликта, снятия напряжения; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения; закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Учить детей анализировать собственное поведение и поступки других; формировать позицию ненасилия.

3

Сова

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.46

Цель: развитие произвольности, коммуникативных навыков, внимания.

4

Волшебный сон

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми»  С.22

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 14

1

Пусть встанет тот, на кого я смотрю.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.47

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

2

Знакомство со способами реагирования на гнев взрослых.(№ 1-3,5,6)

С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 19, С.68

Цель: закреплять навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях; развивать эмоциональную произвольность, эмпатию; формировать осознанное отношение к социальным норам поведения, положительный образ «Я».

3

Необычная радуга

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.17

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 15

1

Эмоции.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.47

Цель: развитие внимания, самоконтроля, эмоционально-выразительных движений.

2

Дружба- неприязнь (№ 3-5)

Наши мечты (№1,2-6)

С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 20, С.71, Занятие № 21 С.74

Цель: учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека; закреплять знания правил доброжелательного поведения; развивать способность находить в реальной жизни ситуации, аналогичные по своему нравственному содержанию таким, о которых они читали в книгах.

Продолжать закреплять знания о поведении в конфликтных ситуациях; учить сознательно управлять своими эмоциями (обидами); формировать дружелюбное отношение к окружающим; способствовать формированию адекватной самооценки.

3.

Клоуны.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.18

Цель: развитие координации движений, снятие психоэмоционального напряжения.

Занятие № 16

1

Иголка и нитка.

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.76

Цель: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес детей к совместному занятию, настроить группу на активную работу и контакт друг с другом.

2

Мишкина помощь.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.71

Цель: работа с проблемой- трудности в обучении.

3

Кричалки- шепталки- молчалки.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.28

Цель: развитие произвольности, внимания, координации движений, самоконтроля, снятие психоэмоционально напряжения..

4

Скажи Мишке добрые слова.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.14

Цель: способствовать повышению самооценки детей.

Занятие № 17

1

Я кубик несу и не уроню.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.14

Цель: развитие координации движений, развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

2

Про Чебурашку.

Т.Д.Зинкевич- Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии.»С.89

Цель: работа с проблемой- страх темноты.

3

Самолеты.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.12

Цель: развитие внимания, самоконтроля, произвольности, воображения, эмоционально-выразительных движений.

Занятие № 18

1

Сказка об одиночестве

Ред. Т.А. Ладыженская «Речевые секреты» С.5

Цель: раскрыть мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми.

2

Беседа о речи.

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.10

Цель: формирование эффективных способов общения.

3

Помоги другу.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.124

Цель: развитие коммуникативных способностей.

Занятие № 19

1

Как можно научиться общаться без слов. Беседа.

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.12

Цель: развитие пралингвистических (внеязыковых) способов общения.

2

Как порадовать Буратино?

Р.С.Буре «Дружные ребята» С.105

Цель: выявление и развитие индивидуальных особенностей детей в проявлении гуманного отношения.

3

Через стекло.

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.13

Цель: развитие невербальных средств общения, воспитание интереса и внимания к партнерам по общению.

4.

Плывем в облаках.

Л.И.Катаева «Коррекционно- развивающие занятия с дошкольниками» С.

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 20

1

Змейка.

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.20

Цель: способствовать сплочению группы.

2

Учимся вежливости.

Ред. Т.А. Ладыженская «Речевые секреты» С.33-38 (выборочно)

Цель: формирование эффективных способов общения.

3

Зеркало.

Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С. 74

Цель: способствовать сплочению группы, развитие эмоционально- выразительных движений.

4

Путешествие на голубую звезду

Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.73

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 21

1

Тренируем эмоции.

Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.111, Ч.1

Цель: развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

2

Сказка о медведице.

О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С.

Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей.

3

Запрещенное движение.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.14

Цель: развитие внимания, произвольности, координации движений.

Занятие № 22

1

Тренируем эмоции.

Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.111, Ч.2

Цель: развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

2

Братья и сестры.

С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.14

Цель: 1) Воспитывать доброжелательное отношение к братьям и сестрам.

2) Выразить стремление проявлять заботу о младших братьях и сестрах.

3) Развивать осознанное отношение к проявлению сочувствия близким людям.

 

3

Самолет

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.38

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 23

1

Ладонь в ладонь.

Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению».С.199

Цель: способствовать сплочению группы, развитию доверия друг к другу.

2

 Ссоры братьев и сестер.

С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.16

Цель: 1) Побуждать детей к проявлению сочувствия и сопереживания по собственному убеждению.

2) Развивать осознание причин детских ссор.

3) Поощрять проявлять сочувствие и сопереживание к окружающим людям.

3

Маленькие привидения.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.98

Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций.

Занятие № 24

1

Ролевая гимнастика.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.111, Ч.1

Цель: Цель: развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

2

Друг и в радости,  и в горе всегда рядом.

С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.35

Цель: 1) Формирование представления о душевной боли и переживании обиды, причиной которой может быть равнодушное отношение окружающих.

2) Диагностирование проявления эмпатии.

3

Волшебный сон

Ю.В. Филиппова «Общение. Дети 7-10 лет.» С. 84

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 25

1

Одно большое животное.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.14

Цель: способствовать сплочению группы, развитию доверия друг к другу.

2

Собака- верный друг.

С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.42

Цель: 1) Расширить представления детей о роли собаки в жизни человека.

2) Развивать чувство ответственности за жизнь домашних животных.

3) побуждать к проявлению сочувствия животным (собакам), попавшим в беду.

3

Цветок

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.16

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 26

1

Ролевая гимнастика.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.111, Ч.2

Цель: Цель: развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

2

Почему грустит котенок

(Чтение произведения, упражнение- дискуссия, игра, ролевая гимнастика,  диагностика отношения к животным, рисование на тему)

С.И.   Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.49

Цель: 1) Учить различать эмоциональные переживания на примере животных.

2) поощрять стремление детей проявлять заботу о домашних животных.

3) развивать потребность в общении с представителями животного мира, сопереживании им, проявлении доброты, чуткости.

3

Упражнение –релаксация «Чудесный сон котенка»

С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С. 51

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 27

1

Флажок

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.46

Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания.

2

Не мучайте животных!

      С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.52

Цель: 1) Учить различать понятия «играть» и «мучить».

2) Развивать чувство сострадания, сопереживания представителям животного мира.

3) Формировать стремление оберегать животных, проявлять заботу.

3

Полет птицы

Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.73

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 28

1

Ролевая гимнастика.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.111, Ч.2

Цель: Цель: развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

2

Самый дорогой на свете человек.

С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С. 9

Цель: 1) развивать способность к эмоциональному сопереживанию; 2) учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей; 3) учить давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений; 4) воспитывать гуманное отношение к родным людям.

3

Незнайка.

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.19

Цель: развитие пралингвистических средств общения.

Занятие № 29

1

Что означает интонация.

Ильина «Развитие вербального воображения» С.57.

Цель: развитие эмоционально- эффективных способов общения.

2

Почему мы обижаем близких нам людей?

С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.11

Цель: 1) учить детей различать понятия «добро» и «зло»; 2) побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям; 3) формировать осознание моральной стороны поступков.

3

Передай движение.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.10

Цель: развитие воображения, эмоционально- выразительных движений.

4

Великаны и Дюймовочки.

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду»С.15

Цель: развитие саморегуляции, внимания, снятие психоэмоционального напряжения.

Занятие № 30

1

Подушечные бои

Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С. 87

Цель: развитие саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций

2

Наши бабушки и дедушки.

С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.21

Цель: расширить представления детей об отношениях к пожилым людям; воспитывать уважительное отношение к пожилым людям, побуждать к проявлению им сочувствия; вызывать эмоциональный отклик к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам.

3

Заключительный этап.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.10

Цель: развитие умения рефлексировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада как важный элемент социально-эмоционального развития детей в процессе художественно-эстетического развития

Данный материал содержит минимальный набор требований к развивающей предметно-пространственной среде ДОО в условиях приоритетной деятельности по художественно-эстетическому развитию...

реферат "Предметно-развивающая среда по речевому развитию в детском саду"

влияние "уголка чтения" на развитие речи детей дошкольного возраста...

Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС ДО.

  Одним из принципов, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт, является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде вс...

Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада для развития социального интеллекта дошкольников.

      Проблема развития социального  интеллекта ребенка в последние годы приобрела особую актуальность. Это связано, в первую очередь, с теми изменениями, которые происходят...

"Организация развивающей среды на территории детского сада для развития и воспитания детей на прогулке" (из опыта работы МДОУ)

Территория образовательного учреждения - это его своеобразная визитная карточка, составляющая образовательного пространства дошкольного детства. Коллектив нашего детского сада стремится сделать игровы...

Методическая разработка "Модель развивающей предметно-пространственной техносреды детского сада по техническому развитию дошкольников"

Модель развивающей предметно-пространственной  техносреды детского сада по техническому развитию дошкольников С целью развития начал технического образования дошколь...

«Речевое развитие современного ребенка в развивающей предметно-пространственной среде детского сада»

Речь-это основа человеческого разума, венец творения природы, с самого раннего детства жизнь человека связана с языком.Одно из условий для полноценного речевого развития детей предусматривает об...