Программа коррекционно- развивающих занятий эмоционального развития для детского сада.
методическая разработка на тему
Настоящее пособие представляет собой программу занятий с воспитанниками ДОУ . Программа разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса, развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольников (3-7 лет по возрастам) . Каждая программа для ДОУ имеет 2 части- познавательное и эмоциональное развитие. Каждое занятие состоит из 2-4 частей и занимает не более 30-40 минут. Цикл занятий по каждой части рассчитан на 7 месяцев, они проводятся 1 раз в неделю. Материалом занятий служат игры и игровые упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоциональной сфер. Методика апробирована в д/с в течение 5 лет, результатами служат высокие уровни развития данных сфер по результатам итоговой диагностики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_emots._d.s.doc | 442.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
коррекционно- развивающих занятий
эмоционального развития для детского сада.
Автор: педагог- психолог
МДОУ «Детский сад № 73» г.Ярославля Тимофеева М.В.
ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
(эмоциональная сфера).
Настоящая программа предназначена для педагога- психолога детского сада. Она разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса, развития эмоциональной сферы детей. Отсутствие типовых программ и пособий для их реализации стимулирует творчество психолога в процессе подбора игровых упражнений и заданий, с учетом индивидуальных особенностей детей в группе, в выборе форм и учета контроля.
Основная цель- помочь детям понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить свою тревогу. Эта программа может быть использована в коррекционных и психопрофилактических целях. Она включает работу с эмоциями, самосознанием и ролевым поведением детей, направлена на развитие сферы общения ребенка, его коммуникативных способностей.
С помощью игр решаются задачи взаимопонимания детей и взрослых, развиваются навыки общения со сверстниками, корригируются типичные эмоциональные и личностные нарушения в дисгармонии отношений (страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка).
Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений. Эмоционально-нравственные основы культуры личности закладываются уже в дошкольном возрасте. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.
Яркую оценку эмпатии дал известный педагог В.А. Сухомлинский; «Глухой к другим людям — останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании — эмоциональная оценка собственных поступков...».
Подлинная эмпатия предполагает: высокую эмоциональную чувствительность; высокий уровень понимания.
К факторам, мешающим формированию и проявлению эмпатии, ученые относят эгоцентризм, тревожность, агрессивность, невротизацию.
Коррекционно-развивающая программа включает проведение занятий (в настоящий момент разработано 30 занятий), в процессе которых психолог должен решать ряд важных задач:
- раскрывать сущность полярных понятий — «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;
- знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
- учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;
- развивать эмоциональную произвольность;
- учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).
В качестве основных методов и приемов используются:
- имитационные игры;
- социально-поведенческий тренинг;
- психогимнастика;
- дискуссии;
- диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме;
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.
Отработка необходимых поведенческих навыков осуществляется через активное участие каждого ребенка в тренинговых упражнениях, под которыми мы понимаем систему методов, приемов, форм, позволяющих осуществлять коррекционно -развивающее воздействие на детей.
Организация учебного процесса.
Каждое занятие состоит из 2-4 частей и занимает не более 30 минут.
Цикл занятий рассчитан на 7 месяцев, они проводятся 1 раз в неделю.
Учет и контроль успеваемости.
Отбор детей в группу и итоговый контроль осуществляются на основании специального тестирования. Выбор методик осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей и поставленными перед специалистом задачами. В журнале учета групповых занятий заносятся данные о посещаемости и текущем наблюдении за поведением детей в процессе групповой работы.
Методы оценки.
Результативность участия ребенка в программе оценивается:
- По результатам первичной и заключительной психодиагностики (объективная оценка).
- На основе обратной связи от родителей и педагогов, работающих с ребенком (субъективная оценка).
- Через наблюдение изменений в поведении детей (субъективная оценка).
Программа может служить ориентиром для педагога- психолога и пополняться за счет новых наработок.
Этапы реализации работы по программе:
- Диагностический
- Обследование детей для отбора в коррекционно- развивающую группу.
- Разработка (корректирование) групповых форм работы и индивидуальных рекомендаций.
- Информационно-просветительский
- Информирование родителей о результатах диагностического обследования, способах профилактической и развивающей работы.
- Просвещение педагогов детского сада и родителей о специфике реализации развивающей программы.
- Практический - организация деятельности в соответствии с целями и задачами программы.
- Контрольный (аналитический)
- Определение эффективности работы с детьми дошкольного возраста.
- Выводы и предложения.
Программа занятий эмоционально- психологического развития для детей 4-6 лет.
№ | Название | Источник. | Примечания |
Занятие № 1 | |||
1 | В кукольном театре | Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду»С.15 | |
Цель: 1) Разминка. Сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес детей к совместному занятию, настроить группу на активную работу и контакт друг с другом. 2) Гимнастика. Дать детям возможность испытывать разнообразные мышечные нагрузки путем подражания, повторения движений и действий ведущего; тренировка в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения, чувств. 3) Общение (эмоции злости, проявления доброты, хитрости мудрости). Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. 4) Поведение. Тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции. 5) Завершение. Закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведения в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения. | |||
2 | Радио= Потерялась девочка | О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.12 | |
Цель: способствовать развитию самоуважения детей, внимания | |||
Занятие № 2 | |||
1 | Карусели | «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» С. | |
Цель: развитие умения производить согласованные действия, развитие слухового внимания, сплочение группы | |||
2 | В сад пришел волшебник | О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С. | |
Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей. | |||
3 | Злая- добрая кошка | Распечатка=Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.76 | |
Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций. | |||
4 | Упражнения на расслабление | Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению» С.94 | |
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. | |||
Занятие № 3 | |||
1 | Ролевая гимнастика | Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению» С.152 | |
Цель: развитие невербальных средств общения. | |||
2 | История с конфетами | О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С. | |
Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей. | |||
3 | Замри | «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» С. | |
Цель: учить понимать схематические изображения позы человека, развитие визуального внимания, саморегуляции. | |||
4 | Упражнения на расслабление | Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению» С.97 | |
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц ног. | |||
Занятие № 4 | |||
1 | Раздувайся пузырь | Богуславская «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» С.19 | |
Цель: сближение, развитие внимания | |||
2 | Волшебные очки | О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С. | |
Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей. | |||
3 | День и ночь | Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду»С.68 | |
Цель: развитие слухового внимания, снижение интенсивности физического и психического напряжения. | |||
4 | Упражнения на расслабление | Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению» С.99 | |
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук, ног и корпуса. | |||
Занятие № 5 | |||
1 | Тренируем эмоции Ч.1 | Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.111 | |
Цель: Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. | |||
2 | Медведица и три бородача. | О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С. | |
Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей. | |||
3 | Воробьи и автомобили. | Богуславская «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» С. | |
Цель: управление поведением, снятие напряжения, развитие воображения. | |||
4 | Упражнения на расслабление | Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению» С.101 | |
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц живота. | |||
Занятие № 6 | |||
1 | Звериная зарядка | А.Барто (распечатка) | |
Цель: ать детям возможность испытывать разнообразные мышечные нагрузки путем подражания, повторения движений и действий ведущего; тренировка в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения, чувств. | |||
2 | Чудеса в музыкальном зале. | О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С. | |
Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей. | |||
3 | Ты- шалишь= Замри, Подушечные бои. | Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.97, 87 | |
Цель: развитие саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций. | |||
4 | Упражнения на расслабление | Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению» С.102 | |
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц шеи. | |||
Занятие № 7 | |||
1 | Тренируем эмоции Ч.2 | Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.111 | |
Цель: развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим | |||
2 | Приключения на волшебной поляне. | О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С. | |
Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей. | |||
3 | Мы- солдаты. | О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.11 | |
Цель: развитие внимания, самовыражения детей. | |||
4 | Упражнения на расслабление | Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению» С.104 | |
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления речевого аппарата. | |||
Занятие № 8 | |||
1 | Стойкий солдатик, Подушечные бои. | Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.87,97 | |
Цель: развитие саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций | |||
2 | Митя знакомится с Крысей –завидусей. | О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С. | |
Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей. | |||
3 | Запрещенное движение | Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.73 | |
Цель: развитие внимания, саморегуляции. | |||
4 | Волшебный сон. | Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению» С.108 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 9 | |||
1 | Поиграем | Распечатка из «Речь и общение» | |
Цель: дать детям возможность испытывать разнообразные мышечные нагрузки путем подражания, повторения движений и действий ведущего; тренировка в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения, чувств. | |||
2 | Дворец из шоколада | О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С. | |
Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей. | |||
3 | Король Боровик | Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению».С.85 | |
Цель: развитие внимания, памяти, самовыражения. | |||
4 | Тихое озеро | Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.34 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 10 | |||
1 | Конкурс хвастунов | О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.15 | |
Цель: способствовать осознанию детьми своих положительных качеств. | |||
2 | Приключения заколдованных ребят и мышат. | О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С. | |
Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей. | |||
3 | Автобус. | Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду»С.31 | |
Цель: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес детей к совместному занятию, настроить группу на активную работу и контакт друг с другом, развитие внимания. | |||
4 | Порхание бабочки | Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.11 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 11 | |||
1 | Йоговская гимнастика для малышей | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.9,49 | |
Цель: развитие произвольности, согласованности движений, снятие психоэмоционального напряжения. | |||
2 | Приключения мышки- глупышки и заведующей Веры Евгеньевны. | О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С. | |
Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей. | |||
3 | Кричалки- шепталки- молчалки. | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.28 | |
Цель: развитие произвольности, внимания, координации движений, самоконтроля, снятие психоэмоционально напряжения. | |||
4 | Волшебный сон | Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.22 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 12 | |||
1 | Что я люблю? | О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.17 | |
Цель: содействовать повышению самооценки детей и установлению атмосферы доверия в группе. | |||
2 | Добрая сказка возвращается на поляну | О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С. | |
Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей. | |||
3 | Зоопарк | Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду»С.38 | |
Цель: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес детей к совместному занятию, настроить группу на активную работу и контакт друг с другом, развитие внимания. | |||
4 | Необычная радуга | Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.17 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 13 | |||
1 | Ругаемся овощами | Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.93 | |
Цель: способствовать снижению агрессии, ослаблению негативных эмоций. | |||
2 | Как закончилась сказка | О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С. | |
Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей. | |||
3 | Меткий стрелок | Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению».С.199 | |
Цель: развитие саморегуляции, внимания, установления атмосферы доверия в группе. | |||
4 | Плывем в облаках. | Л.И.Катаева «Коррекционно- развивающие занятия с дошкольниками» С. | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 14 | |||
1 | Котята отправляются в путешествие. | Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду»С.22 | |
Цель: 1) Разминка. Сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес детей к совместному занятию, настроить группу на активную работу и контакт друг с другом. 2) Гимнастика. Дать детям возможность испытывать разнообразные мышечные нагрузки путем подражания, повторения движений и действий ведущего; тренировка в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения, чувств. 3) Общение (эмоции горя, печали, счастья, радости). Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. 4) Поведение. Тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции упрямства, сочувствия. 5) Завершение. Закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведения в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения. | |||
2 | Кого укусил комарик | О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.52 | |
Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми. | |||
3 | День и ночь | Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду»С.68 | |
Цель: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес детей к совместному занятию, настроить группу на активную работу и контакт друг с другом, развитие внимания. | |||
4 | Путешествие на голубую звезду | Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.73 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 15 | |||
1 | Почему грустит котенок (Чтение произведения, упражнение- дискуссия, игра, ролевая гимнастика, диагностика отношения к животным, рисование на тему) | С.И. Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.49 | |
Цель: 1) Учить различать эмоциональные переживания на примере животных. 2) поощрять стремление детей проявлять заботу о домашних животных. 3) развивать потребность в общении с представителями животного мира, сопереживании им, проявлении доброты, чуткости. | |||
2 | Упражнение –релаксация «Чудесный сон котенка» | С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С. 51 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 16 | |||
1 | Собака- верный друг. | С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.42 | |
Цель: 1) Расширить представления детей о роли собаки в жизни человека. 2) Развивать чувство ответственности за жизнь домашних животных. 3) побуждать к проявлению сочувствия животным (собакам), попавшим в беду. | |||
2 | Полет птицы | Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.73 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 17 | |||
1 | Не мучайте животных! | С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.52 | |
Цель: 1) Учить различать понятия «играть» и «мучить». 2) Развивать чувство сострадания, сопереживания представителям животного мира. 3) Формировать стремление оберегать животных, проявлять заботу. | |||
2 | Волшебный сон | Ю.В. Филиппова «Общение. Дети 7-10 лет.» С. 84 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 18 | |||
1 | Животные- наши друзья ( № 2,3,4). | С.И.Семенака «Уроки добра. Коррекционно- развивающая программа для детей 5-7 лет»С.52 | |
Цель: развитие у детей чувства доброты, сопереживания, стремления поддерживать других, формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга. | |||
2 | Учимся доброжелательности (№ 2,3,4) | С.И.Семенака «Уроки добра. Коррекционно- развивающая программа для детей 5-7 лет»С.49 | |
Цель: развитие стремления к дружелюбию по отношению к другим; учить правильно выражать свое эмоциональное состояние в поведении; развивать положительную самооценку. | |||
3 | Цветок | Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.16 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 19 | |||
1 | Птичий двор | Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду»С.47 | |
Цель: 1) Разминка. Сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес детей к совместному занятию, настроить группу на активную работу и контакт друг с другом. 2) Гимнастика. Дать детям возможность испытывать разнообразные мышечные нагрузки путем подражания, повторения движений и действий ведущего; тренировка в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения, чувств. 3) Общение (эмоции страха, обиды, восхищения). Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. 4) Поведение. Тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции. 5) Завершение. Закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведения в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения. | |||
2 | Друг и в радости , и в горе всегда рядом. | С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.35 | |
Цель: 1) Формирование представления о душевной боли и переживании обиды, причиной которой может быть равнодушное отношение окружающих. 2) Диагностирование проявления эмпатии. | |||
3 | Насос и мяч. | Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.36 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 20 | |||
1 | Братья и сестры | С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.14 | |
Цель: 1) Воспитывать доброжелательное отношение к братьям и сестрам. 2) Выразить стремление проявлять заботу о младших братьях и сестрах. 3) Развивать осознанное отношение к проявлению сочувствия близким людям. | |||
2 | Найти игрушку. | ||
Цель: развитие саморегуляции, внимания | |||
3 | Самолет | Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.38 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 21 | |||
1 | Огонь- лед | Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.73 | |
Цель: развитие внимания, произвольности, координации движений | |||
2 | Ссоры братьев и сестер | С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.16 | |
Цель: 1) Побуждать детей к проявлению сочувствия и сопереж И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.30ивания по собственному убеждению. 2) Развивать осознание причин детских ссор. 3) Поощрять проявлять сочувствие и сопереживание к окружающим людям. | |||
3 | Шалтай- Болтай. | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.14 | |
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие произвольности, координации движений, эмоционально- выразительных движений. | |||
Занятие № 22 | |||
1 | Добрый и злой. | С.И.Семенака «Уроки добра. Коррекционно- развивающая программа для детей 5-7 лет»С.7 | |
Цель: раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать , каким эмоциональным состояниям они соответствуют; учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике. | |||
2 | Самолеты. | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.12 | |
Цель: развитие внимания, самоконтроля, произвольности, воображения, эмоционально-выразительных движений. | |||
3 | Снеговик | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.27 | |
Цель: снятие психоэмоционального напряжения. | |||
Занятие № 23 | |||
1 | Наше настроение | С.И.Семенака «Уроки добра. Коррекционно- развивающая программа для детей 5-7 лет»С.10 | |
Цель: Познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; показать в доступной форме изменчивость настроения; учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональные состояния детей. | |||
2 | Самолет | Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.38 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 24 | |||
1 | Учимся справляться с гневом. | С.И.Семенака «Уроки добра. Коррекционно- развивающая программа для детей 5-7 лет»С.18 | |
Цель: продолжить учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими. | |||
2 | Что делать, если ты злишься. | С.И.Семенака «Уроки добра. Коррекционно- развивающая программа для детей 5-7 лет»С.21 | |
Цель: продолжать знакомство детей со способами снятия напряжения. Учить различать добрые и злые чувства и поступки; закреплять способы саморегуляции поведения (снятие отрицательных эмоций). | |||
3 | Сидели два медведя | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.40 | |
Цель: развитие внимания, речи воображения, эмоционально-выразительных движений, снятие психоэмоционального напряжения. | |||
Занятие № 25 | |||
1 | Ссора | С.И.Семенака «Уроки добра. Коррекционно- развивающая программа для детей 5-7 лет»С.34 | |
Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении. | |||
2 | Как справиться с упрямством. | С.И.Семенака «Уроки добра. Коррекционно- развивающая программа для детей 5-7 лет»С.37 | |
Цель: учить детей анализировать свое эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного поведения, контроля эмоций. | |||
3 | Конкурс лентяев. | Распечатка | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 26 | |||
1 | Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях | С.И.Семенака «Уроки добра. Коррекционно- развивающая программа для детей 5-7 лет»С.58 | |
Цель: учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способам разрешения конфликтов; формировать осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений; развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики. | |||
2 | Подушечные бои | Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С. 87 | |
Цель: развитие саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций | |||
3 | Расскажем и покажем. | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.42 | |
Цель: развитие внимания, речи воображения, эмоционально-выразительных движений, снятие психоэмоционального напряжения. | |||
Занятие № 27 | |||
1 | Дружба- неприязнь | С.И.Семенака «Уроки добра. Коррекционно- развивающая программа для детей 5-7 лет»С.71 | |
Цель: учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека; закреплять знания правил доброжелательного поведения; развивать способность находить в реальной жизни ситуации, аналогичные по своему нравственному содержанию таким, о которых они читали в книгах. | |||
2 | Море волнуется. | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.30 | |
Цель: развитие внимания, воображения, эмоционально- выразительных движений. | |||
3 | Добрые стихи: «Ворона», « Кто кого», «Приятная встреча» | Распечатка | |
Цель: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать, умения детей регулировать свои поведенческие реакции, учить давать моральную оценку поступков героев стихов. | |||
Занятие № 28 | |||
1 | Давайте поздороваемся | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.30 | |
Цель: развитие и совершенствование комуникативных навыков, внимания. | |||
2 | Наши бабушки и дедушки. | С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.21 | |
Цель: расширить представления детей об отношениях к пожилым людям; воспитывать уважительное отношение к пожилым людям, побуждать к проявлению им сочувствия; вызывать эмоциональный отклик к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам. | |||
3 | Лифт | Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.9 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 29 | |||
1 | Комплименты | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.46 | |
Цель: развитие и совершенствование коммуникативных навыков. | |||
2 | История Гоши Самосвалова. | Распечатка | |
Цель : побудить к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям; формировать осознание моральной стороны поступков. | |||
3 | Прошепчи ответ. | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.47 | |
Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания, воображения. | |||
4 | Порхание бабочки. | Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.11 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 30 | |||
1 | Флажок | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.46 | |
Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания. | |||
2 | Сказка об одиночестве | Ред. Т.А. Ладыженская «Речевые секреты» С.5 | |
Цель: раскрыть мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми. | |||
3 | Сова | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.46 | |
Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания, воображения. | |||
4 | Черепашки | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.43 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. |
Программа занятий эмоционально- психологического развития для детей 6-7 лет.
№ | Название | Источник. | Примечания |
Занятие № 1 | |||
1 | Йоговская гимнастика для малышей | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.9,49 | |
Цель: развитие произвольности, согласованности движений, снятие психоэмоционального напряжения. | |||
2 | История Гоши Самосвалова. | Распечатка | |
Цель : побудить к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям; формировать осознание моральной стороны поступков. | |||
3 | Огонь- лед. | Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.73 | |
Цель: развитие внимания, произвольности, координации движений | |||
4 | Добрые стихи: «Ворона», « Кто кого», «Приятная встреча» | Распечатка | |
Цель: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать, умения детей регулировать свои поведенческие реакции, учить давать моральную оценку поступков героев стихов. | |||
Занятие № 2 | |||
1 | Раздувайся пузырь | Богуславская «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» С.19 | |
Цель: сближение, развитие внимания | |||
2 | Что такое «добро» и «зло»? (№ 2 без просмотра м/ф. | С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 1, С.7 | |
Цель: раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике. | |||
3 | Упражнения на расслабление | Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению» С.94 | |
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. | |||
Занятие № 3 | |||
1 | Есть или нет? | Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.111 | |
Цель: развитие внимания; способствовать сплочению группы. | |||
2 | Наше настроение. | С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 2, С.10 | |
Цель: познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; показать в доступной форме изменчивость настроения; учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное состояние детей. | |||
3 | Упражнения на расслабление | Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению» С.97 | |
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц ног. | |||
Занятие № 4 | |||
1 | Веселый мячик. | Л.И.Катаева «Коррекционно- развивающие занятия с дошкольниками» С.24 | |
Цель: воспитание способности к согласованному взаимодействию, преодолению нерешительности, застенчивости. | |||
2 | Учимся справляться с гневом. | С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 4, С.18 | |
Цель: продолжать учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими. | |||
3 | Упражнения на расслабление | Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению» С.99 | |
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук, ног и корпуса. | |||
Занятие № 5 | |||
1 | Давайте поздороваемся | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.30 | |
Цель: развитие произвольности, внимания, коммуникативных навыков. | |||
2 | Что делать, если ты злишься? (№ 1-4) | С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 5, С.21 | |
Цель:Продолжить знакомить детей со способами снятия напряжения. Учить различать добрые и злые чувства, поступки; закреплять способы саморегуляции поведения (снятие отрицательных эмоций) | |||
3 | Море волнуется… | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.30 | |
Цель: развитие воображения, внимания, самоконтроля, снятие психоэмоционального напряжения. | |||
Занятие № 6 | |||
1 | Ах, какой я молодец! | Л.И.Катаева «Коррекционно- развивающие занятия с дошкольниками» С.36 | |
Цель: развитие самосознания, внимания, преодоление застенчивости. | |||
2 | Ссора. (№ 1-4) | С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 8, С.34 | |
Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении. | |||
3 | Упражнения на расслабление | Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению» С.101 | |
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц живота. | |||
Занятие № 7 | |||
1 | Комплименты | Л.И.Катаева «Коррекционно- развивающие занятия с дошкольниками» С.37 | |
Цель: развитие самосознания, умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам. | |||
2 | Как справиться с упрямством? (№ 1-6) | С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 9, С.37 | |
Цель: учить детей анализировать свое эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного поведения; формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций. | |||
3 | Упражнения на расслабление | Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению» С.102 | |
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц шеи. | |||
Занятие № 8 | |||
1 | Светофор. | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.30 | |
Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимание, сплоченности группы | |||
2 | Чувства одинокого человека. (№ 1,2,4-6) | С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 10, С.40 | |
Цель: учить анализировать свое эмоциональное состояние, вербализировать собственные переживания; закреплять знание правил доброжелательного поведения; формировать внимательное отношение к другим людям; во время игр снимать негативные эмоции детей. | |||
3 | Упражнения на расслабление | Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению» С.104 | |
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления речевого аппарата. | |||
Занятие № 9 | |||
1 | Замри. | «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» С. | |
Цель: учить понимать схематические изображения позы человека, развитие визуального внимания, саморегуляции. | |||
2 | Физическая и эмоциональная боль. (№ 1-5) | С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 11, С.42 | |
Цель: познакомить детей с понятием «Физическая и эмоциональная (душевная) боль»; научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли; учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль. | |||
3 | Волшебный сон. | Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению» С.108 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 10 | |||
1 | Расскажем и покажем. | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.42 | |
Цель: развитие внимания, речи воображения, эмоционально-выразительных движений, снятие психоэмоционального напряжения. | |||
2 | Учимся доброжелательности. (№ 3-6) Животные- наши друзья.(№1-4) | С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 13, С.49, Занятие № 14 С. 52 | |
Цель: развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим; учить правильно выражать свое эмоциональное состояние в поведении; развивать положительную самооценку. Развивать у детей чувство доброты, сопереживания, стремление поддержать других; формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга. | |||
3 | Тихое озеро | Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.34 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 11 | |||
1 | Ругаемся овощами | Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.93 | |
Цель: способствовать снижению агрессии, ослаблению негативных эмоций. | |||
2 | Учимся понимать чувства других людей. (№ 2,3) Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации.(№2-7) | С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 12, С.46, Занятие № 15 С.55 | |
Цель: закрепить понятия «Физическая и эмоциональная боль»; учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить; развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения. Учить детей анализировать конфликтные ситуации; развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии; формировать адекватные формы поведения и комуникативные навыки; развивать усмение снимать эмоциональное напряжение. | |||
3 | Шалтай- Болтай. | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.14 | |
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие произвольности, координации движений, эмоционально- выразительных движений. | |||
Занятие № 12 | |||
1 | Сидели два медведя | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.40 | |
Цель: развитие внимания, речи воображения, эмоционально-выразительных движений, снятие психоэмоционального напряжения. | |||
2 | Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях. (№ 1-5) | С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 16, С.58 | |
Цель: учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способам разрешения конфликтов; формировать осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений; развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики. | |||
3 | Порхание бабочки | Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.11 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 13 | |||
1 | Злая- добрая кошка | Распечатка=Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.76 | |
Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций. | |||
2 | Добрые и злые поступки. (№ 1-3) Анализ поведения.(№6) | С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 17, С.62, Занятие № 18 С.65 | |
Цель: продолжать учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях; знакомить со способами разрешения конфликта, снятия напряжения; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения; закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Учить детей анализировать собственное поведение и поступки других; формировать позицию ненасилия. | |||
3 | Сова | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.46 | |
Цель: развитие произвольности, коммуникативных навыков, внимания. | |||
4 | Волшебный сон | Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.22 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 14 | |||
1 | Пусть встанет тот, на кого я смотрю. | О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.47 | |
Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми. | |||
2 | Знакомство со способами реагирования на гнев взрослых.(№ 1-3,5,6) | С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 19, С.68 | |
Цель: закреплять навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях; развивать эмоциональную произвольность, эмпатию; формировать осознанное отношение к социальным норам поведения, положительный образ «Я». | |||
3 | Необычная радуга | Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.17 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 15 | |||
1 | Эмоции. | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.47 | |
Цель: развитие внимания, самоконтроля, эмоционально-выразительных движений. | |||
2 | Дружба- неприязнь (№ 3-5) Наши мечты (№1,2-6) | С.И.Семенака «Уроки добра». Занятие № 20, С.71, Занятие № 21 С.74 | |
Цель: учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека; закреплять знания правил доброжелательного поведения; развивать способность находить в реальной жизни ситуации, аналогичные по своему нравственному содержанию таким, о которых они читали в книгах. Продолжать закреплять знания о поведении в конфликтных ситуациях; учить сознательно управлять своими эмоциями (обидами); формировать дружелюбное отношение к окружающим; способствовать формированию адекватной самооценки. | |||
3. | Клоуны. | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.18 | |
Цель: развитие координации движений, снятие психоэмоционального напряжения. | |||
Занятие № 16 | |||
1 | Иголка и нитка. | Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.76 | |
Цель: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес детей к совместному занятию, настроить группу на активную работу и контакт друг с другом. | |||
2 | Мишкина помощь. | О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.71 | |
Цель: работа с проблемой- трудности в обучении. | |||
3 | Кричалки- шепталки- молчалки. | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.28 | |
Цель: развитие произвольности, внимания, координации движений, самоконтроля, снятие психоэмоционально напряжения.. | |||
4 | Скажи Мишке добрые слова. | О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.14 | |
Цель: способствовать повышению самооценки детей. | |||
Занятие № 17 | |||
1 | Я кубик несу и не уроню. | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.14 | |
Цель: развитие координации движений, развитие и совершенствование коммуникативных навыков. | |||
2 | Про Чебурашку. | Т.Д.Зинкевич- Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии.»С.89 | |
Цель: работа с проблемой- страх темноты. | |||
3 | Самолеты. | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.12 | |
Цель: развитие внимания, самоконтроля, произвольности, воображения, эмоционально-выразительных движений. | |||
Занятие № 18 | |||
1 | Сказка об одиночестве | Ред. Т.А. Ладыженская «Речевые секреты» С.5 | |
Цель: раскрыть мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми. | |||
2 | Беседа о речи. | Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.10 | |
Цель: формирование эффективных способов общения. | |||
3 | Помоги другу. | Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.124 | |
Цель: развитие коммуникативных способностей. | |||
Занятие № 19 | |||
1 | Как можно научиться общаться без слов. Беседа. | Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.12 | |
Цель: развитие пралингвистических (внеязыковых) способов общения. | |||
2 | Как порадовать Буратино? | Р.С.Буре «Дружные ребята» С.105 | |
Цель: выявление и развитие индивидуальных особенностей детей в проявлении гуманного отношения. | |||
3 | Через стекло. | Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.13 | |
Цель: развитие невербальных средств общения, воспитание интереса и внимания к партнерам по общению. | |||
4. | Плывем в облаках. | Л.И.Катаева «Коррекционно- развивающие занятия с дошкольниками» С. | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 20 | |||
1 | Змейка. | Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.20 | |
Цель: способствовать сплочению группы. | |||
2 | Учимся вежливости. | Ред. Т.А. Ладыженская «Речевые секреты» С.33-38 (выборочно) | |
Цель: формирование эффективных способов общения. | |||
3 | Зеркало. | Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С. 74 | |
Цель: способствовать сплочению группы, развитие эмоционально- выразительных движений. | |||
4 | Путешествие на голубую звезду | Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.73 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 21 | |||
1 | Тренируем эмоции. | Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.111, Ч.1 | |
Цель: развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. | |||
2 | Сказка о медведице. | О.Н.Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей» С. | |
Цель: через анализ поступков героев побудить детей задуматься над нравственным смыслом, мотивами, последствиях действий, учиться осознавать собственные побуждения и принимать других людей. | |||
3 | Запрещенное движение. | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.14 | |
Цель: развитие внимания, произвольности, координации движений. | |||
Занятие № 22 | |||
1 | Тренируем эмоции. | Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.111, Ч.2 | |
Цель: развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. | |||
2 | Братья и сестры. | С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.14 | |
Цель: 1) Воспитывать доброжелательное отношение к братьям и сестрам. 2) Выразить стремление проявлять заботу о младших братьях и сестрах. 3) Развивать осознанное отношение к проявлению сочувствия близким людям.
| |||
3 | Самолет | Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.38 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 23 | |||
1 | Ладонь в ладонь. | Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению».С.199 | |
Цель: способствовать сплочению группы, развитию доверия друг к другу. | |||
2 | Ссоры братьев и сестер. | С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.16 | |
Цель: 1) Побуждать детей к проявлению сочувствия и сопереживания по собственному убеждению. 2) Развивать осознание причин детских ссор. 3) Поощрять проявлять сочувствие и сопереживание к окружающим людям. | |||
3 | Маленькие привидения. | Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.98 | |
Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций. | |||
Занятие № 24 | |||
1 | Ролевая гимнастика. | Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.111, Ч.1 | |
Цель: Цель: развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. | |||
2 | Друг и в радости, и в горе всегда рядом. | С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.35 | |
Цель: 1) Формирование представления о душевной боли и переживании обиды, причиной которой может быть равнодушное отношение окружающих. 2) Диагностирование проявления эмпатии. | |||
3 | Волшебный сон | Ю.В. Филиппова «Общение. Дети 7-10 лет.» С. 84 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 25 | |||
1 | Одно большое животное. | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.14 | |
Цель: способствовать сплочению группы, развитию доверия друг к другу. | |||
2 | Собака- верный друг. | С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.42 | |
Цель: 1) Расширить представления детей о роли собаки в жизни человека. 2) Развивать чувство ответственности за жизнь домашних животных. 3) побуждать к проявлению сочувствия животным (собакам), попавшим в беду. | |||
3 | Цветок | Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.16 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 26 | |||
1 | Ролевая гимнастика. | Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.111, Ч.2 | |
Цель: Цель: развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. | |||
2 | Почему грустит котенок (Чтение произведения, упражнение- дискуссия, игра, ролевая гимнастика, диагностика отношения к животным, рисование на тему) | С.И. Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.49 | |
Цель: 1) Учить различать эмоциональные переживания на примере животных. 2) поощрять стремление детей проявлять заботу о домашних животных. 3) развивать потребность в общении с представителями животного мира, сопереживании им, проявлении доброты, чуткости. | |||
3 | Упражнение –релаксация «Чудесный сон котенка» | С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С. 51 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 27 | |||
1 | Флажок | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.46 | |
Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания. | |||
2 | Не мучайте животных! | С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.52 | |
Цель: 1) Учить различать понятия «играть» и «мучить». 2) Развивать чувство сострадания, сопереживания представителям животного мира. 3) Формировать стремление оберегать животных, проявлять заботу. | |||
3 | Полет птицы | Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.73 | |
Цель: релаксация, развитие воображения. | |||
Занятие № 28 | |||
1 | Ролевая гимнастика. | Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.111, Ч.2 | |
Цель: Цель: развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. | |||
2 | Самый дорогой на свете человек. | С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С. 9 | |
Цель: 1) развивать способность к эмоциональному сопереживанию; 2) учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей; 3) учить давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений; 4) воспитывать гуманное отношение к родным людям. | |||
3 | Незнайка. | Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.19 | |
Цель: развитие пралингвистических средств общения. | |||
Занятие № 29 | |||
1 | Что означает интонация. | Ильина «Развитие вербального воображения» С.57. | |
Цель: развитие эмоционально- эффективных способов общения. | |||
2 | Почему мы обижаем близких нам людей? | С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.11 | |
Цель: 1) учить детей различать понятия «добро» и «зло»; 2) побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям; 3) формировать осознание моральной стороны поступков. | |||
3 | Передай движение. | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.10 | |
Цель: развитие воображения, эмоционально- выразительных движений. | |||
4 | Великаны и Дюймовочки. | Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду»С.15 | |
Цель: развитие саморегуляции, внимания, снятие психоэмоционального напряжения. | |||
Занятие № 30 | |||
1 | Подушечные бои | Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С. 87 | |
Цель: развитие саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций | |||
2 | Наши бабушки и дедушки. | С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.21 | |
Цель: расширить представления детей об отношениях к пожилым людям; воспитывать уважительное отношение к пожилым людям, побуждать к проявлению им сочувствия; вызывать эмоциональный отклик к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам. | |||
3 | Заключительный этап. | И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.10 | |
Цель: развитие умения рефлексировать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада как важный элемент социально-эмоционального развития детей в процессе художественно-эстетического развития
Данный материал содержит минимальный набор требований к развивающей предметно-пространственной среде ДОО в условиях приоритетной деятельности по художественно-эстетическому развитию...
реферат "Предметно-развивающая среда по речевому развитию в детском саду"
влияние "уголка чтения" на развитие речи детей дошкольного возраста...
Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС ДО.
Одним из принципов, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт, является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде вс...
Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада для развития социального интеллекта дошкольников.
Проблема развития социального интеллекта ребенка в последние годы приобрела особую актуальность. Это связано, в первую очередь, с теми изменениями, которые происходят...
"Организация развивающей среды на территории детского сада для развития и воспитания детей на прогулке" (из опыта работы МДОУ)
Территория образовательного учреждения - это его своеобразная визитная карточка, составляющая образовательного пространства дошкольного детства. Коллектив нашего детского сада стремится сделать игровы...
Методическая разработка "Модель развивающей предметно-пространственной техносреды детского сада по техническому развитию дошкольников"
Модель развивающей предметно-пространственной техносреды детского сада по техническому развитию дошкольников С целью развития начал технического образования дошколь...
«Речевое развитие современного ребенка в развивающей предметно-пространственной среде детского сада»
Речь-это основа человеческого разума, венец творения природы, с самого раннего детства жизнь человека связана с языком.Одно из условий для полноценного речевого развития детей предусматривает об...