Проект развития эмоционально-волевой сферы «Путешествие в мир эмоций»
проект (подготовительная группа) на тему

Филиппова Наталья Евгеньевна

Этот проект реализовался в подготовительной к школе интегрированной группе. Этот проект позволит сформировать у детей-дошкольников представления о некоторых базовых эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе и способах их выражения.  Позволит развить способности понимать свои чувства и чувства других детей (взрослых). Познакомит детей с конструктивными способами управления собственного эмоционального состояния.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл on_pechatat_proekt_i_zanyatie_konsultatsiyu.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Проект развития эмоционально-волевой сферы «Путешествие в мир эмоций»

Автор: Филиппова Наталья Евгеньевна, психолог ДОУ №19 «Светлячок».

Развитие эмоционально - волевой сферы- один из важнейших аспектов воспитания ребенка.

Эмоции неотступно сопровождают нас всю жизнь с самого раннего детства. И человек должен уметь сознательно ими управлять. Потому кроме эмоций ему присуща воля. Вместе они составляют эмоционально-волевую сферу человека.

Л.С. Выготский в 1926 году высказал до сих пор оставшуюся современную мысль: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность ,и почему-то все понимают одаренность и талантливость применительно к интеллекту .Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать.»

По мнению А.В.Запорожца эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания.

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличии от его познавательного развития.

 Однако, как справедливо указывали педагоги Л.С, Выготский и А.В, Запорожец только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.

Актуальность проекта:

Очень важно эту проблему обсуждать и решать так как у детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально -приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, агрессивность, гиперактивность застенчивость, замкнутость.

Программа проекта:

Цель проекта:

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

-выявить особенности эмоционально-волевой сферы детей.

-уточнить представления детей о эмоциональных состояниях: радость, горе, гнев, страх, удивление.

- сплотить детей в совместной деятельности.

-научить детей различать эмоции по схематическим изображениям (пиктограммам), понимать чувства свои и других людей и рассказывать об этом, переключаться с одного эмоционального состояния в другое(противоположное)

-научить детей снимать эмоциональное напряжение формировать адекватные способы выражения гнева.

-развить рефлексию детей: умение осознавать свои эмоции и чужие эмоции, чувства.

Образовательные области:

«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Участники проекта:

Дети подготовительной интегрированной группы(6-7) лет, родители, воспитатели, педагог-психолог

Продолжительность проекта:

Ноябрь-январь


Гипотеза:

Предположительно, проект «Путешествие в мир эмоций» позволит сформировать у детей-дошкольников представления о некоторых базовых эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе и способах их выражения.  Позволит развить способности понимать свои чувства и чувства других детей (взрослых). Познакомит детей с конструктивными способами управления собственного эмоционального состояния.

  Познакомит и обучит доступным методам для детей    само регуляции, а также   способам снятия или снижения эмоционального состояния, способам разрешения конфликтных ситуаций.

Проект «Путешествие в мир эмоций» реализовывался в три этапа.

Этапы реализации проекта

                                            Подготовительный этап

         Формы

         работы

                 Задачи

                    Срок

               реализации

  Начальная диагностика

детей интегрированной подготовительной группы эмоционально-волевой сферы с помощью

-метод наблюдения, а также методик:

-Графическая методика «Кактус» (групповая форма)

-методика эмоциональной идентификации Е.И. Изотовой (индивидуальная форма)

1.Подобрать методическую литературу

2.Наглядный материал для

Детей

3.Разработать план занятий проекта с детьми

4.Разработать план работы проекта с педагогами и родителями

ноябрь

Основной этап

Проведение цикла занятий по развитию эмоциональной сферы детей интегрированной подготовительной группы

-язык мира и эмоций

-страна цвета

-город радости и веселья

-в городе Радости только добрые слова

-Остров Страха

-смешные жители острова Страха

-Пещера гнева

-Обиженная деревня

-Гора стыда

-мы владеем разными эмоциями

декабрь

    Заключительный этап

Повторная       диагностика

Детей интегрированной подготовительной группы эмоционально-волевой сферы с помощью методик:

-Графическая методика «Кактус»

-методика эмоциональной идентификации

Е.И. Изотовой

-метод наблюдения в игре

Определить особенности эмоционально-волевой сферы у детей подготовительной интегрированной группы.

(агрессия)

Умение определять основные эмоции людей

(радость, грусть, гнев, страх, удивление др.)

        январь

Ожидаемые результаты:

-у воспитанников сформируются знания об эмоциях человека.

-воспитанники научаться узнавать эмоции по пиктограмме (схематичное изображение эмоций)

-воспитанники научаться выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой.

-воспитанники станут лучше понимать эмоциональное состояние других людей; застенчивые дети получат возможность быть услышанными и замеченными агрессивные -узнают о способах как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить.

-родители глубже осознают свою роль в благополучии ребенка.

Продукты проекта:

-Фотоматериалы

-конспект проекта

-консультации для родителей:

«Эмоциональное благополучие ребенка в семье.»

«Как помочь агрессивному ребенку?»

«Как помочь застенчивому ребенку?»

- изготовление (совместно с детьми):

- «волшебной шляпы»

- «шкатулки добрых слов»

- «ведро для обид»

-пополнение материала в «Уголок настроения» и «Уголок уединения»

- настольного театра эмоций

- игры для детей, направленные на снятие эмоционального напряжения

(Материал для воспитателей группы)

Заключение

Детям очень понравилось путешествовать по миру эмоций, там они узнали, что все эмоции важны для человека. В путешествии дети были активны и заинтересованы. Проект позволил сформировать у детей-дошкольников представления о некоторых базовых эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе и способах их выражения. А также позволил развить способности понимать свои чувства, и чувства других людей, обучил доступным методам само регуляции, а также   способам снижения эмоционального напряжения; способам разрешения конфликтных ситуаций. Дети стали более сплоченными в играх, они научились конструктивному способу управлению гнева, разрешению конфликтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие эмоционально – волевой сферы старших дошкольников с ТНР – специфическое условие для получения образования детьми с ОВЗ».

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирск «Детский сад № 271 компенсирующего вида»  Октябрьский район,630083, г. Новосибирск, ул. Обская, 96т/ф 2694933,...

Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника или Как помочь ребенку научиться свои эмоции и эмоции окружающих

В статье представлены теоретические основы развития эмоционально-волевой сферы дошкольников. Разобраны условия развития эмоций и чувств у дошкольников. Даны практические советы и ряд упражнений для ро...

Коррекционно – развивающая программа «В мире эмоций» для развития эмоционально – волевой сферы посредством арт-терапии дошкольников.

Занятия для развития эмоционально – волевой сферы посредством арт-терапии в сенсорной комнате дают возможность смягчить, либо устранить эти проблемы. С помощью различных элементов в сенсорной ко...

Проект "Развитие эмоционально-волевой сферы посредством работы с песком у детей с ОВЗ"

Данный проект позволяет расширить кругозор детей,обогатить и систематизировать знания детей по теме "Насекомые"...

Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР «Путешествие в страну эмоций»

Тема – «Моё настроение».Категория детей – дети 4-5 лет с ЗПР, комбинированная группа, 3 блок.Количество детей – 10 детей, 5 детей с ЗПР.Период, нарушение: Октябрь, 1 неде...

Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...