Приобщение детей раннего дошкольного возраста к истокам русской культуры
статья по теме
Статья по теме " Приобщение детей раннего дошкольного возраста к истокам русской культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kamarova_yu.i.docx | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Камарова Ю.И. воспитатель
МДОУ «Д/с №125 к.в.»
г.Магнитогорска
Приобщение детей раннего дошкольного возраста
к истокам русской культуры
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим воспитательно - образовательная работа дошкольного учреждения направлена на:
- воспитание в детях нравственно-патриотических качеств;
- формирование у детей образа героя, защитника своего государства;
- воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину.
С введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей. Вся деятельность основана на адекватных возрасту формах образовательной работы с дошкольниками — экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью.
Свою работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей раннего возраста я начала с приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры. Почему я решила работать над этой проблемой? Потому, что развивая у детей представления о человеке, я в первую очередь обращаюсь к истории и культуре собственного народа. Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Я считаю, что ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через:
- народный фольклор (потешки, пословицы, сказки)
- народные песни, музыкальные инструменты
- умение найти и выделить народный русский костюм
- знание народных игрушек и народных игр
- знание народных примет
- особенностей быта и труда русских людей
- русскую народную кухню
- народные праздники и гуляния
- обычаи и традиции русского народа
И тогда в душе ребенка проснется интерес к русской культуре.
Работая по данному направлению, необходимо выполнение следующих задач:
- Расширение кругозора о народных и православных праздниках, традициях и обычаях русского народа.
- Знакомство детей с русскими хороводами, плясками, обрядовыми песнями.
- Знакомство с русским народным костюмом и народной кухней.
- Разучивание потешек, пословиц, поговорок.
- Участие в народных гуляниях.
- Чтение детям сказок, небылиц, былин и т.д.
Изучая культурные традиции своего народа, ребенок не только получает багаж знаний, накопленный веками, но и полностью раскрывает личностные особенности; а погружаясь в творческий процесс, старается показать все лучшее, что у него есть.
Исходя из этого, я считаю наиболее эффективными следующие формы работы с детьми:
- Совместная - творческая деятельность взрослого и ребенка.
- Творческая деятельность педагога с подгруппой детей.
- Проведение праздников и развлечений.
На мой взгляд, в своей работе по приобщению детей к истокам народной культуры педагог должен провести несколько этапов:
Первый этап: создание развивающей среды.
В одной из групп нашего детского сада был создан мини - музей «Русская изба». В нём размещены предметы, наиболее часто встречающиеся в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялку, самовар, сундук, печь, деревенские лавки, атрибуты одежды, музыкальные инструменты – все те окружающие предметы, которые впервые пробуждают интерес у ребенка, воспитывают в нем любознательность. Это помогает детям понять, что они – часть великого русского народа и его культуры.
Второй этап: широкое использование народного фольклора во всех его проявлениях (сказки, пословицы, поговорки, загадки, песенки, частушки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомство детей с поговорками, загадками, половицами, сказками приобщает их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Главная задача на этом этапе: раскрыть духовный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме, расширять словарный запас детей путем смыслового объяснения незнакомых слов.
Третий этап работы - приобщение детей к народной культуре через знакомство с народными традициями.
Именно здесь считаю нужным сфокусировать наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом человека и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Уместно рассказывать детям о хлебосольстве и гостеприимстве русского человека. Раскрывать перед детьми взаимосвязь музыкально-поэтического творчества с трудом, бытом, обычаями русского народа,
Четвертый этап работы – приобщение к русским народным играм.
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является игра. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники и др.).
Особенность русских народных игр в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность гармонизации.
Пятый этап – участие детей в народных праздниках.
Я считаю, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. Это помогает детям лучше ориентироваться во временных понятиях, понимать зависимость деятельности людей от природных условий, запоминать названия и понятия. Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и события, помогает детям усваивать данный материал, постепенно усложняя и углубляя его ( рождество, проводы зимы – масленица, пасха ).
Таким образом, используя выше перечисленное в своей работе, я увидела положительные результаты:
- у детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций; сформированы первые представления о культуре своего народа;
- обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни;
- у детей сформированы двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы;
- у детей формируются представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;
- у детей развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам;
- развита эмоциональная сфера;
- воспитываются патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу, к родной природе, семье, городу, стране.
Работая с детьми в данном направлении, я особое внимание уделяю работе с родителями, заостряя их внимание на то, что цель для каждого родителя на данном этапе – создать все условия для гармоничного и всестороннего развития ребенка. Эта работа ведется через семинары-практикумы, методические рекомендации, анкетирование, выставки работ.
Заинтересованное общение взрослого с ребёнком, приобщает детей к истории края и своего народа через развивающую среду позволяет заложить основы для воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.
Список литературы
- О.Л. Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа 2002 Санкт-Петербург
- Т.С.Есаян, Н.В.Корчаловская «Регионализация воспитания в дошкольном образовательном учреждении – перспективное направление модернизации образования». Научно-методическое пособие 2010 Ростов-на-Дону..
- Галина Астапенко «Быт, обычаи, обряды и праздники 17-20 вв». 2002 Батайск.
- Т.А.Бутенко «Край родной». Хрестоматия для чтения 2011 Ростов-на-Дону.
- О.А.Ботякова«Солнечный круг». Детский народный календарь. 2004 Санкт-Петербург.
- М.Ю.Новицкая «Наследие» Патриотическое воспитание в детском саду. Программа 2003 Москва.
Камарова Юлия Игоревна 89085701574
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства
Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, ...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки.Приобщая детей к истокам наро...
Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры" расскрывает теоретические основы работы с детьми в области приобщения детей к народной культуре. Рассматрива...
Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...
Проект: «Приобщение детей раннего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, творчеству и быту»
Родная культура – неотъемлемая часть души ребенка, начало, порождающее личность. Знакомство с традициями, обычаями народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре народа, помогает сохран...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТПриобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры...
Отчёт по самообразованию на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры»
Несомненно, на сегодняшний день тема приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютериза...