Развитие речи детей средней разновозрастной группы *(из опыта работы)
консультация по развитию речи (старшая группа)

Емельянова Наталья Владимировна

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Анализ практической работы показал, что число дошкольников с речевыми нарушениями велик. С целью решения данной проблемы в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад  Черемушки»

Из опыта работы

Развитие речи детей средней разновозрастной группы

Подготовила воспитатель:

Никифорова А.Б.

п Черемушки

Курского района Курской области

2016 год

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Анализ практической работы показал, что число дошкольников с речевыми нарушениями велик. С целью решения данной проблемы в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников.

В средней разновозрастной группе 15 детей, из них 4 ребенка с ЗРР, 7 детей владеют хорошим произношением, 4 ребенка умеют пересказать рассказ. И поэтому созданы условия для полноценного развития речи детей, а именно:

  • создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • целенаправленная работа воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
  • изучение состояния устной речи детей;
  • участие родителей в речевом воспитании детей.    

Я считаю, что насыщая групповое пространство, соответствует требованиям ФГОС.  Группа  оснащена современным игровым оборудованием, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. Также есть познавательно- интеллектуальный уголок " Зайкин Университет", для развития выразительной стороны речи, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды. Для осуществления речевого развития детей в группе выделены уголки, которые включают в себя дидактические, настольно-печатные игры, материалы для игрового творчества способствующие овладению речевыми навыками:

- книжные

- интеллектуально - развивающие

-театральные

- дидактические уголки

При обучении детей средствам речевой выразительности использую знакомые и любимые сказки. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).

  • игра “Кто мы такие?”,
  • “Назови мне свое имя”,
  • сказка-потешка “Кисонька-Мурысонька”,
  • “Лошадка” А. Барто,
  • “Прогулка по лесу”).

Учу детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки “Теремок”, где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных).

Учу детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки (“Прогулка в лесу”, где давала понятия о том как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами).

Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного, игра:

  • “Ворон и воронята” (ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают).

Учу детей выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса

  • са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно.
  • Ша-ша ша-наша каша хороша и т.д. 

На занятиях  большое внимание уделяется развитию словаря. Проводится работа по формированию связной речи. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. Продолжается работа по интонационной выразительности речи, игровое упражнение:

  • Сеня в лесу встретил лесу”
  •  “Веселый оркестр” и др.

Закрепляются умения в сочетании движения и речи, игры на пальцах, игровое упражнение

  • Представьте себе”,
  • ролевой театр “Под грибом”
  •  “Дом и ворота” и др. ).
  • Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией ,игровое упражнение
  • “Художница-осень”
  • мини-сценка “Еж-чистюля”
  •  “Аист длинноногий”,
  • “Лиса и журавль”
  • инсценировка стихотворения А. Тараскиной “Воробей”).

Закрепляются умения выразительно произносить предложенную фразу игра

  • “Угадай чей голосок”,
  • “Веселые превращения.

Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью мини-сценка

  • “Хозяйка и кот”
  •  “Собака и кошка.

Развивая речь я заметила, что народное творчество не только развивает речь, но и развивает другие качества, как умственное, нравственное, трудовое, духовное,  эстетическое, расширяется кругозор детей, обогащает их чувства, формирует отношение к окружающему миру, родному краю. Особенно любовь к родному краю проявляется на прогулках, во время наблюдений.  Народные произведения помогают ребёнку находить представления о животном мире, детёнышах, птицах. Ребёнок учится называть их, любить и ухаживать за ними.

Слушая выразительные народные прибаутки, ребёнок сталкивается с мотивом трудовой деятельности:

  • «Сорока-сорока». Они передают народный опыт и мудрость, обладают богатой методикой звучания, огромными возможностями для трудового воспитания.
  • сказка «Репка»,
  • сказка «Теремок».

Так же большую роль играет применение потешек, прибауток в процессе обучения навыкам самообслуживания. Дети, приговаривая потешки про водичку учатся аккуратности:

  • «Водичка, водичка»
  • «Чистая водичка»

Таким образом, через использование таких малых форм фольклора как сказки, песенки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, воспитатель развивает речь ребёнка, воспитывает любовь к родному краю и даёт первые представления о культуре русского народа.

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, осуществляется через:

  • Оформление уголка для родителей в группе.
  • Консультации: «Памятка для родителей «Ваши дети произносят букву «Р»?», . Консультация «Развитие речи детей 3-5 лет»,  Анкета для родителей «Как вы развиваете речь ребенка? » Буклет « Как учить с ребенком стихи», « Как читать детям»  Часть 1. Часть 2.  Театрализованная деятельность  по русской народной сказке « Теремок», Родительское собрание « Какие книги читать детям?»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие по развитию речи детей в разновозрастной группе "Путешествие со Смешариками"

Занятие построено в игровой форме, поэтому даже самые маленькие дети в группе принимают в нем активное участие в силу своих возрастных способностей....

"Новые подходы к ознакомлению с окружающим миром и развитие речи детей в разновозрастной группе"

Дети продолжают знакомство с домашними животными, учатся пониматьречь взрослого и реагировать на неё, развивают речевую активность....

Статья из опыта работы "О развитии речи детей среднего дошкольного возраста"

Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребёнка, то есть произношение звуков, увеличение...

Развитие речи детей в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы)

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем....

Конспект по развитию речи в средней разновозрастной группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».

Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения. Учить детей участвовать в беседе, ...

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста при помощи инновационных технологий синквейн и моделирование."

Обобщение опыта работы по теме:"Развитие речи детей среднего дошкольного возраста при помощи инновационных технологий синквейн и моделирование." Введение«Изучая родной язык, ребен...

Выступление на педагогическом совете "Логоритмика как эффективное средство развития речи детей средней группы" (из опыта работы)

В последнее время проблема развития речи детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нерв...