Развитие речи детей средней разновозрастной группы *(из опыта работы)
консультация по развитию речи (старшая группа)
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Анализ практической работы показал, что число дошкольников с речевыми нарушениями велик. С целью решения данной проблемы в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад Черемушки»
Из опыта работы
Развитие речи детей средней разновозрастной группы
Подготовила воспитатель:
Никифорова А.Б.
п Черемушки
Курского района Курской области
2016 год
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Анализ практической работы показал, что число дошкольников с речевыми нарушениями велик. С целью решения данной проблемы в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников.
В средней разновозрастной группе 15 детей, из них 4 ребенка с ЗРР, 7 детей владеют хорошим произношением, 4 ребенка умеют пересказать рассказ. И поэтому созданы условия для полноценного развития речи детей, а именно:
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- целенаправленная работа воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
- изучение состояния устной речи детей;
- участие родителей в речевом воспитании детей.
Я считаю, что насыщая групповое пространство, соответствует требованиям ФГОС. Группа оснащена современным игровым оборудованием, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. Также есть познавательно- интеллектуальный уголок " Зайкин Университет", для развития выразительной стороны речи, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды. Для осуществления речевого развития детей в группе выделены уголки, которые включают в себя дидактические, настольно-печатные игры, материалы для игрового творчества способствующие овладению речевыми навыками:
- книжные
- интеллектуально - развивающие
-театральные
- дидактические уголки
При обучении детей средствам речевой выразительности использую знакомые и любимые сказки. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).
- игра “Кто мы такие?”,
- “Назови мне свое имя”,
- сказка-потешка “Кисонька-Мурысонька”,
- “Лошадка” А. Барто,
- “Прогулка по лесу”).
Учу детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки “Теремок”, где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных).
Учу детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки (“Прогулка в лесу”, где давала понятия о том как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами).
Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного, игра:
- “Ворон и воронята” (ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают).
Учу детей выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса
- са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно.
- Ша-ша ша-наша каша хороша и т.д.
На занятиях большое внимание уделяется развитию словаря. Проводится работа по формированию связной речи. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. Продолжается работа по интонационной выразительности речи, игровое упражнение:
- “Сеня в лесу встретил лесу”
- “Веселый оркестр” и др.
Закрепляются умения в сочетании движения и речи, игры на пальцах, игровое упражнение
- “Представьте себе”,
- ролевой театр “Под грибом”
- “Дом и ворота” и др. ).
- Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией ,игровое упражнение
- “Художница-осень”
- мини-сценка “Еж-чистюля”
- “Аист длинноногий”,
- “Лиса и журавль”
- инсценировка стихотворения А. Тараскиной “Воробей”).
Закрепляются умения выразительно произносить предложенную фразу игра
- “Угадай чей голосок”,
- “Веселые превращения.
Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью мини-сценка
- “Хозяйка и кот”
- “Собака и кошка.
Развивая речь я заметила, что народное творчество не только развивает речь, но и развивает другие качества, как умственное, нравственное, трудовое, духовное, эстетическое, расширяется кругозор детей, обогащает их чувства, формирует отношение к окружающему миру, родному краю. Особенно любовь к родному краю проявляется на прогулках, во время наблюдений. Народные произведения помогают ребёнку находить представления о животном мире, детёнышах, птицах. Ребёнок учится называть их, любить и ухаживать за ними.
Слушая выразительные народные прибаутки, ребёнок сталкивается с мотивом трудовой деятельности:
- «Сорока-сорока». Они передают народный опыт и мудрость, обладают богатой методикой звучания, огромными возможностями для трудового воспитания.
- сказка «Репка»,
- сказка «Теремок».
Так же большую роль играет применение потешек, прибауток в процессе обучения навыкам самообслуживания. Дети, приговаривая потешки про водичку учатся аккуратности:
- «Водичка, водичка»
- «Чистая водичка»
Таким образом, через использование таких малых форм фольклора как сказки, песенки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, воспитатель развивает речь ребёнка, воспитывает любовь к родному краю и даёт первые представления о культуре русского народа.
Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, осуществляется через:
- Оформление уголка для родителей в группе.
- Консультации: «Памятка для родителей «Ваши дети произносят букву «Р»?», . Консультация «Развитие речи детей 3-5 лет», Анкета для родителей «Как вы развиваете речь ребенка? » Буклет « Как учить с ребенком стихи», « Как читать детям» Часть 1. Часть 2. Театрализованная деятельность по русской народной сказке « Теремок», Родительское собрание « Какие книги читать детям?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровое занятие по развитию речи детей в разновозрастной группе "Путешествие со Смешариками"
Занятие построено в игровой форме, поэтому даже самые маленькие дети в группе принимают в нем активное участие в силу своих возрастных способностей....
"Новые подходы к ознакомлению с окружающим миром и развитие речи детей в разновозрастной группе"
Дети продолжают знакомство с домашними животными, учатся пониматьречь взрослого и реагировать на неё, развивают речевую активность....
Статья из опыта работы "О развитии речи детей среднего дошкольного возраста"
Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребёнка, то есть произношение звуков, увеличение...
Развитие речи детей в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы)
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем....
Конспект по развитию речи в средней разновозрастной группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».
Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения. Учить детей участвовать в беседе, ...
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста при помощи инновационных технологий синквейн и моделирование."
Обобщение опыта работы по теме:"Развитие речи детей среднего дошкольного возраста при помощи инновационных технологий синквейн и моделирование." Введение«Изучая родной язык, ребен...
Выступление на педагогическом совете "Логоритмика как эффективное средство развития речи детей средней группы" (из опыта работы)
В последнее время проблема развития речи детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нерв...