Развивающие игры по сисеме Монтессори
учебно-методический материал по теме

Иванова Мария Николаевна

Многие игры по системе Монтессори не требуют особенных игрушек, вернее они делают игрушками обычные вещи. Детям на много интересней играть с предметами, которыми пользуются взрослые. К тому же игры по этой методике не требуют особенных материальных затрат.Я собрала некоторые виды игр по методике Монтессори. Придумывайте свои игры!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiku_montessori_chasto_nazyvayut_sredovoy.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Методику Монтессори часто называют средовой. То есть специально подготовленная и созданная взрослыми развивающая среда для раннего развития, занимает едва ли на решающую роль в жизни ребенка, буквально с первых дней его появления на свет. С помощью зрения, слуха, тактильных и вкусовых ощущений ребенок впитывает все, что его окружает. Его разум работает как сложная впитывающая система

 Я приведу несколько простых развивающих игр для занятий с детьми по методике Монтессори, которые потребуют от вас минимальных денежных вложений и приготовлений.

Однако для успеха дела все же стоит соблюдать некоторые несложные, но очень важные правила.

Прежде чем вы начнете заниматься, выберите для материалов одно и то же место, приучая ребенка к порядку.

Во время показа, или презентации, выражаясь научным «монтессорианским» языком, используйте минимум слов и движений — дайте ребенку возможность самому делать открытия, изучая свойства предметов.

Будьте терпеливы — ведь то, что кажется таким легким для нас взрослых, не обязательно так же тривиально и просто для детей.

Нельзя забывать, что основная роль Монтессори-учителя состоит в наблюдении. Вполне естественно, что первым вашим побуждением в том случае, если у ребенка что-либо не получается, будет вмешаться: «Дай я тебе покажу, как правильно!»

Потерпите, позвольте ребенку доиграть игру.

Предоставьте ребенку право самому выбирать те или иные развивающие Монтессори игры для работы и продолжительность занятий с ними, совершать сколько угодно повторений и заканчивать игру в любое время.

Однако для выработки навыков самодисциплины нужно попытаться объяснить ребенку, что игру следует закончить, прежде чем отнести материал на место.

Пересыпание риса, чечевицы или любой другой крупы.

(от 2,5 до 5 лет)

Цели игры:

развитие мускульной координации, умение аккуратно переливать из кувшина в чашку, обретение уверенности в своих силах.

Вам понадобится:

небольшой поднос со стаканом и кувшинчиком, наполовину заполненным рисом; тряпка для вытирания стола.

Презентация:

Поместите все перечисленные предметы на стол, а затем назовите их и действия с ними («стакан», «кувшин», «пересыпать» и т. д.);

Одной рукой аккуратно возьмите кувшин за ручку, а другой — стакан; расположите кувшин ровно посередине над стаканом и пересыпьте в него рис; а теперь пусть ребенок поработает сам — постепенно все получится.

Когда  ребенок достигнет совершенства в пересыпании риса, можно уже будет переходить к жидким веществам, разрешая ребенку самому налить себе молока или сока из кувшина в стакан.

«Сияющие ботинки»

(от 3 до 5 лет)

Цели игры:

научить ребенка заботиться о себе и обязательно доводить начатую работу до конца, развить у него координацию и сноровку.

Вам понадобится:

газета, пара ботинок, крем для чистки обуви, щетка и тряпка.

Презентация:

Расстелите газету на полу;

Специальной щеткой тщательно удалите грязь с ботинок;

Держа левой рукой ботинок, правой нанесите крем, повторите то же самое с другим ботинком;

Дайте высохнуть крему на ботинках, в это время аккуратно закройте крышку на креме;

Тряпкой отполируйте ботинки до блеска; теперь предоставьте ребенку возможность самому позаботиться о своей обуви

«Найди крышечку по размеру» (от 2 до 4 лет)

Цели игры:

развитие зрительной и моторной координации.

Вам понадобится:

4—6 бутылочек или банок разных размеров с крышками (крышки можно хранить в небольшом контейнере).

Презентация:

Расставьте бутылочки на столе перед ребенком;

Медленно снимите крышки и закрутите обратно;

Сначала надевайте крышки, соответствующие размеру бутылочек, затем перемешайте крышки. А теперь дайте возможность ребенку самому подобрать нужные крышки к бутылочкам. Дело непростое, но он справится!

Коробочка с образцами

тканей (от 2,5 до 5 лет)

Цели игры:

развитие и утончение тактильных ощущений.

Вам понадобится:

небольшая коробочка, в которую нужно заранее положить по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер, жаккард, лен и т. п.).

Презентация:

Покажите ребенку три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих между собой по текстуре;

Быстро перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками (и не подглядывая!);

Когда ребенок наконец-то поймет смысл игры, постепенно добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.

«Волшебный мешочек» (от 3 до 5 лет)

Цели игры:

знакомство с предметами разной формы, развитие тактильных ощущений.

Вам понадобится:

мешочек с 8—10 знакомыми ребенку предметами (например, расческа, свисток, шнурок и т. п.).

Презентация:

Завяжите ребенку глаза или попросите закрыть их;

Пусть ребенок вытащит из мешочка один предмет и попробует определить его на ощупь; после того как ребенку удастся-таки определить все вещи, находящиеся в мешочке, можно заменить их на другие, постепенно повышая уровень сложности в зависимости от возраста ребенка.

Данная Монтессори игра может также быть использована с предметами, начинающимися на одну букву (например, если вы уже выучили с ребенком букву «л», положите в мешочек ложку, лист, ластик и т. п.).

«Тонет - не тонет»

Цель игры:

Знакомство со свойствами различных предметов

Вам понадобиться:

Таз для воды, три миски и различные игрушки и мелкие предметы.

Презентация:

В таз налейте воду, все предметы сложите в одну миску. Ребенок кидает предметы в воду, те которые утонули, отправляются в одну миску, а которые нет в другую.

«Орешки»

Цель игры:

Совершенствование мелкой моторики.

Вам понадобиться: грецкие орехи, щипцы, две миски.

Презентация:

Возьмите щипцы и переложите с их помощью все орехи из одной миски в другую.

«Поиск сокровищ»

Цель игры:

Совершенствование мелкой моторики

Вам понадобиться: глубокий таз, наполнитель (фасоль, манка, крупа), мелки предметы.

Презентация:

Все предметы прячутся в таз с наполнителем. Ищите сокровища, при этом испытывая неподдельную радость, когда что-то находите. Потом предложите ребенку снова спрятать сокровища и потом их оттискать.

Конечно, это далеко не полный перечень тех игр, которые вы можете проделать с детьми  в рамках методики игры Монтессори. Подробнее об этом можно прочитать в книгах и пособиях, написанных на эту тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презетация.Развивающие игры "Слышу,вижу,чувствую", по системе М. Монтессори.

Развитие чувственного мира детей через тренировку мелкой моторики, слуха,зрения, осязания....

Развивающие игры по системе Марии Монтессори дома

Как говорила Мария Монтессори: игра – это работа ребенка. Игра имеет важное значение для здорового развития детей, особенно дошкольников. Исследования показывают, что до 75% развития мозга п...

Памятка для родителей "Развивающие игры по методу М.Монтессори дома"

Материал для педагогов и родителей в виде памятки...

Рекомендации для родителей. Развивающие игры с детьми по методике Марии Монтессори

Рекомендации для родителей. Развивающие игры с детьми по методике Марии Монтессори...

Развивающие игры М. Монтессори

Прежде всего, в играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности,...

Развивающие игры для раннего возраста по методике Марии Монтессори

Развивающие игры для детей используются для формирования пространственного воображения и развития мелкой моторики....

Картотека «Развивающие игры по методике Монтессори для детей с ОВЗ».

Картотека«Развивающие игры по методике Монтессори для детей с ОВЗ»....