Познавательное развитие детей дошкольного возраста
презентация к уроку по теме

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация для педагогов414.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад» №124 г.Иркутска Зобнина Наталия Владимировна Воспитатель Презентация для педагогов «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

Слайд 2

ФГОС ДО 2013г. В качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности . Стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возрастав различных видах деятельности.

Слайд 3

Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: Развитие любознательности и познавательной мотивации Формирование познавательных действий, становление сознания Развитие воображения и творческой активности Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, о планете Земля как общем доме, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Слайд 4

Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. Стадии познавательного развития: Любопытство Любознательность Развитие познавательного интереса Развитие познавательной активности

Слайд 5

Первая стадия - любопытство Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета. Пример проявления любопытства у дошкольника:

Слайд 6

в 2 -3 года ребёнок сосредотачивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

Слайд 7

Младший возраст

Слайд 8

Вторая стадия познавательного развития - любознательность На этой стадии интереса проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок. Пример проявления любознательности ребёнок часто задаёт вопросы познавательного характера. Например: «Почему трава зелёная?», «Почему солнце светит?», «Почему родятся дети?», «Почему деревья не падают?» Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы.

Слайд 9

Третья стадия – познавательный интерес Характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявление познавательного интереса - это стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы. Например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.

Слайд 10

Четвёртая стадия – познавательная активность В соответствии с теорией Д.Б.Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно – познавательного опыта . Её источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Познавательная активность выступает как природное проявления интереса ребёнка к окружающему миру. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.) действия направленные на выяснение строения и назначения предмета, постоянное притяжение к этому объекту.

Слайд 11

В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста можно выделить: Организацию решения познавательных задач; Применения экспериментирования; Использования проектирования .

Слайд 12

Экспериментирование Рассматривается как практическая деятельность п оискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности. Примеры экспериментов: «Есть ли у воды вкус?», «Испаряется ли вода?», «Куда делись чернила?»

Слайд 13

«Есть ли у воды вкус?» Дети пробуют питьевую воду, затем сладкую и солёную. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в неё добавлено)

Слайд 14

Познавательные задачи Это учебные задания предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных. Постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности. Познавательные задачи должны предъявляться детям в определённой последовательности: вначале простые, затем более сложные, содержащие цепочки связей.

Слайд 15

От простого к сложному

Слайд 16

Поиск разных способов решения

Слайд 17

Ориентирование предмета в пространстве

Слайд 18

Примеры познавательных задач: Неживая природа : Почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? И т.д. Живая природа: Могут ли растения расти без света? Почему кактус поливают редко, а бальзамин часто? Почему рыба плавает? Почему изменяется жизнь зверей зимой? И т.д. После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах.

Слайд 19

Проектная деятельность

Слайд 20

Посадка растений

Слайд 21

Проектная деятельность Обеспечивает развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В практике могут быть использованы исследовательские проекты, которые требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение варианта решения обозначенной проблемы, разработку путей её решения, в том числе экспериментальных, опытных. Дети проводят эксперименты, ставят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования.

Слайд 22

Примеры проектной деятельности с целью познавательного развития: Клуб любителей книги «Волшебная страна» Групповые проекты «Подводный мир», «Весёлая астрономия», «Зоопарк», «Сказочный огород». Межгрупповой проект «Времена года» и т.д.

Слайд 23

Используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности.

Слайд 24

Литература: Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности: учеб.метод.пос ./ Сост.А.Ю.Кузина . – Тольятти:ТГУ,2009 Проблема познавательного интереса в педагогике \Г.И.Щукина. – М., Педагогика, 1971 Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все позн...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством модели

Накопление у детей собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей модели) и включение их в мыслительные, моделирующие и пре...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

Цель моей работы: развивать познавательную активность детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы. Задачи моей работы Формировать элементарные естест...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста. Тесты для детей.

laquo;Познавательное развитие»Схема развития любого вида деятельности:сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми,затем в совместной деятельности со сверстникамии, наконец,...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности на прогулке" (практическая часть).

На сегодняшний день ФГОС требует от нас, педагогов, искать наиболее эффективные способы для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.Уважа...

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития...