Мастер - класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования»
материал по теме

Для изобразительного искусства характерно, как правило, воплощение в образе одного момента бытия. Художественный образ воздействует на чувства, а через них на мысль и выражает отношение созидающего человека к миру людей, природе. В изобразительном искусстве образ нагляден, зрим, ощутим. Окружающий мир воспроизводится в наглядной, чувственно воспринимаемой форме с помощью специальных изобразительных материалов, способов, средств выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_dlya_pedagogov.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования»

Тема:  «Русские былины»

Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя незнакомый окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт их развитие, реализуются потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Изобразительная деятельность приносит много радости маленькому человеку, потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. При работе над темой «Развитие творческих способностей» становится понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.

Поэтому мы стали знакомить детей с нетрадиционными техниками изображения, манипуляциями с разнообразными материалами. В группе собраны предметы для свободной деятельности – штампы, трафареты, нитки, ватные палочки, поролон, кисти разной жёсткости и.т. п. На занятиях дети учатся изображать окружающий мир разными приёмами. Мы хотим, чтобы дети рисовали смело, красиво, свободно и с удовольствием. В этом помогают занятия с использованием нетрадиционных методов и приёмов изобразительной деятельности.

Вместе с тем в любом возрасте (имеется в виду дошкольный) возможно создание оригинальных образов при наличии достаточной свободы самовыражения, поощрения смелости, без регламентирующих оценок со стороны взрослого, когда ребенок варьирует свой опыт, экспериментирует, находит новые способы исполнения.

Для изобразительного искусства характерно, как правило, воплощение в образе одного момента бытия. Художественный образ воздействует на чувства, а через них на мысль и выражает отношение созидающего человека к миру людей, природе. В изобразительном искусстве образ нагляден, зрим, ощутим. Окружающий мир воспроизводится в наглядной, чувственно воспринимаемой форме с помощью специальных изобразительных материалов, способов, средств выразительности. Изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет ребенку более глубоко осмыслить интересующие его сюжеты и выразить свое эмоциональное отношение к окружающему.

Исходя из этих положений, зададимся вопросом: как подвести ребенка к осмыслению сказочного образа? Суть дела в том, что существуют различные подходы. В современной науке и практике выделяются два направления. Один основывается на «иллюстрировании»   программных сказок. Дети должны рассмотреть иллюстрации, познакомиться с искусством книжной графики на материале творчества известных художников и на основе полученных впечатлений передать в рисунке, аппликации, лепке тот или иной сюжет. Наше исследование показывает: данная методика, несмотря на детальную разработанность, в большинстве случаев не дает ожидаемых результатов. Определяя замысел, дети испытывают трудности.

Другое направление, опираясь на современные концепции эстетического развития детей, ставит иной акцент; подводить каждого ребенка к сказочному образу, его творческому воплощению. Основное внимание при этом обращается на условия, в которых ребенок приобретает опыт восприятия, активно и творчески перерабатывает материал в ходе специально инициированных ситуаций фантазийного характера - создает сказочные образы в игре-драматизации или спектакле.

Сказочный образ, создаваемый детьми, претерпевает на протяжении дошкольного детства значительные изменения. Для младшего дошкольного возраста характерны в основном цветовые образы ассоциативного характера; интеграция изображения, речи, жестов и мимики; увлеченность процессом творчества. Для старшего возраста - не только цвет, но и устойчивая, выразительная графика, композиция, результат деятельности.

Сказка, безусловно, стимулирует изобразительное творчество ребенка, способствует созданию оригинальных, вариативных образов; отражает видение сюжета, действий и поступков героев. Сказка - исключительно благоприятный материал для объединения не только различных видов изобразительной деятельности, но и различных видов искусства в художественной деятельности детей - фольклор. Декоративно-прикладное искусство связано с образами фольклора. Ребенку важен не сам предмет (народная игрушка), а его сказочное перевоплощение. В сказочной тематике наиболее ярко проявляются особенности творчества детей - искренность, эмоциональность, непосредственность, содержательность, смелость, гуманизм, оптимизм; яркость, красочность, декоративность; выразительность. И, тем не менее возникает вопрос: «Почему многие дети, изображая сказочную тематику, все-таки испытывают определенные трудности?». Чаще всего причина кроется в динамическом моменте - дети не могут уловить, «остановить мгновенье», выделить в сюжетном потоке событий и череде действующих героев фрагмент для возможного и (или) желаемого изображения.

Традиционно в методике изобразительной деятельности сказочная тема - приоритет занятий по рисованию. Лучше вводить сказочные образы на занятиях по лепке и в ходе занятий художественным трудом, конструированием. Созданные руками детей герои, декорации затем обыгрываются.

Рассмотрим нетрадиционные, занимательные методы и приёмы изобразительной деятельности, которые могут стать для детей новым и интересным средством познания окружающего мира.

«Монотипия» - понадобится гуашь разных цветов и сложенный пополам лист бумаги. Нарисуем половину круга на правой от сгиба стороне листа, левую сторону прижмём к правой и разгладим.

«Кляксография» - поставим большую яркую кляксу, возьмём трубочку и осторожно подуем на каплю.

«Рисование по сырой бумаге – намочим бумагу и разместим её на влажной салфетке. Акварелью нарисуем всё, что угодно на сырой бумаге.

«Рисование на мятой бумаге» - техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, тёмной, что называется эффектом мозаики.

«Печать листьев» - листья покрываются гуашью, затем окрашенной стороной прикладываются к бумаге и прижимаются.

«Рисование пальчиками»

«Рисование свечой» - или «фотокопия» - нанести рисунок свечой. Затем покрывается краской.

Такие разнообразные нетрадиционные способы рисования помогают детям выражать своё творческое начало и собственное «Я», делают занятия доступными, интересными и содержательными.

Полученные знания и навыки применяем и в свободной деятельности, по желанию выбирая те материалы, которые нужны для воплощения их замыслов.

В течение года в группе оформляются выставки детских работ, проводятся практикумы для родителей. Дети приносят из дома готовые рисунки, выполненные нетрадиционным способом. У них появляется усидчивость, хорошая координация движений, уверенность в себе.

Теперь, используя некоторые техники, попытаемся создать декорации к русской народной сказке «Колобок»:

1 команда – колобок, точечный рисунок

                     деревья, монотипия

2 команда – заяц, рисование пальчиками

                     волк, кляксография

3 команда – медведь, печать (тампонирование)

                     лиса, методом тычка

Декорации вырезать и обыграть. В заключении практической части прочитать стихотворение Е.Серовой:

Полдня рисовал я красавца-коня,

И все за рисунок хвалили меня.

Сначала мне мама сказала словечко:

- Чудесная, Мишенька, вышла овечка!

Но с тем же рисунком я к папе пошёл.

И папа сказал мне: - Отличный козёл!

Потом похвалила малышка-сестрёнка:

- Ты очень хорошего сделал котёнка!

И братец мой старший меня похвалил,

Зевнул и сказал: - Неплохой крокодил!

Исследование показывает: дети с большим интересом выступают не как «иллюстраторы», а как «авторы» собственного видения сказочного образа. При репродуктивном подходе они невольно копируют художника-профессионала и, оценивая свои возможности, приходят к мнению: «Я не смогу изобразить так же красиво и хорошо». Поэтому следует разрабатывать новые подходы. Какие? Более всего подходят вариативные методы - погружение в сказочную ситуацию, например, «Превратимся в...», «С каким сказочным героем вы хотите встретиться?»; создание поисковых, предельно эмоциональных ситуаций; сотворчество с взрослым, который выступает в роли режиссера. Выделим следующие: создание поисковой ситуации и «погружение» ребенка в процесс поиска героя; стимулирование на выбор разных материалов и способов для передачи сказочного образа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогав "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми"

12 ноября 2013 г. в рамках ММО на баде МБДОУ №13 "Улыбка" в г. Балашиха, был проведен мастер - класс для педагогов города на тему «Рисуем без кисточки» (знакомство с нетрадиционными формами рисования ...

Мастер-класс для педагогов "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"

Мастер-класс предлагает самые доступные и эфффективные для развития творческого потенциала ребенка техники рисования в детском саду....

Мастер класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования»

     Мастер класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования»План проведения мастер- класса на тему «КОЛОБОК»...

Мастер-класс для педагогов "Нетрадиционные техники рисования"

Мастер-класс раскрывает ценность нетрадиционных техник рисования для эмоционально-личностного развития ребенка....

Мастер-класс для педагогов "Нетрадиционные техники рисования. Рисование нитью"

quot;Нетрадиционные способы рисования как средство развития творческих способностей...

Мастер – класс для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования: Рисование пальчиками, ладошками, кулачками;"

- Познакомить с такими техниками как рисование пальчиками, ладошками, кулачками, точечный рисунок; научить сочетать на практике все эти методы рисования.-Развивать интерес к данным нетрадици...